Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:21, реферат
Рыночная конъюнктура, в основе которой лежит изменение спроса и предложения, конкуренция между товаропроизводителями и высокая степень неопределенности внешней среды в настоящее время требует использования новых гибких инструментов планирования, позволяющих быстро реагировать на изменение спроса, цен и требований к качеству товаров. Расчет полной себестоимости продукции не пригоден для принятия решений в отношении ассортиментной политики. Установление цен, ассортимента, масштабов производства должно базироваться на взаимосвязи между ценой и возможным объемом реализации, что не позволяет сделать метод полной калькуляции.
Методы 
распределения условно-
издержек по видам продукции
в целях анализа эффективности продаж
и определения порога рентабельности товаров
Рыночная конъюнктура, в основе которой лежит изменение спроса и предложения, конкуренция между товаропроизводителями и высокая степень неопределенности внешней среды в настоящее время требует использования новых гибких инструментов планирования, позволяющих быстро реагировать на изменение спроса, цен и требований к качеству товаров. Расчет полной себестоимости продукции не пригоден для принятия решений в отношении ассортиментной политики. Установление цен, ассортимента, масштабов производства должно базироваться на взаимосвязи между ценой и возможным объемом реализации, что не позволяет сделать метод полной калькуляции.
 В качестве базы 
В частности, при калькуляции полной себестоимости путем распределения общехозяйственных расходов пропорционально затратам материалов, полная себестоимость материалоемких изделий завышается по сравнению с трудоемкими, а при распределении пропорционально оплате труда будет завышаться себестоимость трудоемких изделий. В результате искажается рентабельность видов продукции, что может привести к неверным управленческим решениям.
Распределение условно-постоянных издержек (УПИ) необходимо для реального использования в планировании и анализе показателей порога рентабельности, силы воздействия операционного рычага, рентабельности продаж, а также для оптимизации ассортиментной политики. Поэтому для финансового менеджмента важен выбор и использование метода распределения УПИ при проведении оперативного анализа и выбора ассортиментной политики предприятия.
Существуют определенные методические подходы, которые позволяют распределять условно-постоянные издержки по видам продукции и определять порог рентабельности отдельных товаров и рентабельность их продаж.
На условном примере показывается применение этих методов, их достоинства и недостатки. В табл.1 представлены исходные данные для расчетов, при этом выпускается изделия А – 50 тыс.шт., В – 25 тыс.шт., С – 75 тыс.шт.
Таблица 1
Исходные данные для анализа
| Показатель | Услов-ное обоз-наче-ние | Формула расчета | Товар А | Товар В | Товар С | Всего, тыс.р. | |||
| р./ед. | всего, тыс.р. | р./ед. | всего, тыс.р. | р./ед. | всего, тыс.р. | ||||
| Переменные затраты | VC | 22 | 1100 | 30 | 750 | 43 | 3225 | 5075 | |
| Постоянные затраты | FC | 1425 | |||||||
| Цена (стоимость) | Ц ( Вр) | 26 | 1300 | 52 | 1300 | 70 | 5250 | 7850 | |
| Валовая маржа | ВМ | Вр-VC | 4 | 200 | 22 | 550 | 27 | 2025 | 2775 | 
| Себестоимость | С/с | VC+FC | 6500 | ||||||
| Прибыль | П | Вр-С/с | 1350 | ||||||
| Коэффициент валовой маржи | Квм | ВМ/Вр | 0,1538 | 0,1538 | 0,4231 | 0,4231 | 0,3857 | 0,3857 | 0,3535 | 
1. Нахождение 
порога рентабельности с 
Этот метод позволяет без распределения постоянных затрат по видам продукции определять порог рентабельности всего предприятия и каждого товара в отдельности через расчет средней валовой маржи на единицу условной продукции. Результаты расчета приведены в табл.2.
Таблица 2
Нахождение порога рентабельности с использованием
показателя валовой маржи на условную единицу продукции
| Показатель | Ед. измерения | Условное обозначение | Формула расчета | Товар А | Товар В | Товар С | Всего, тыс.р. | 
| Валовая маржа на условную единицу | р/ед. | ВМуе | ВМ/V | 2775/150= 18,5 | |||
| Порог рентабельности | тыс.шт. | ПР | FC/ВМуе | 77/150*50=25,667 | 12,833 | 38,5 | 1425/18,5=77 | 
| тыс.р. | ПР | ПРшт*Ц | 25,667*26=667,342 | 667,316 | 2695 | 4029,658 | |
| Запас финансовой прочности | тыс.р. | Фпр | Вр-ПР | 1300-667,342 =632,658 | 632,684 | 2555 | 3820,342 | 
| Прибыль | тыс.р. | П | Фпр*Квм | 632,342 *0,1538 =97,254 | 267,689 | 985,46 | 1351,4 | 
V – общий объем выпуска (50+25+75=150).
Для нескольких товаров в ассортименте вычисляется средняя величина валовой маржи на единицу условного продукта в целом. Данный метод не лишен условности, так как все постоянные издержки независимо распределяются на каждую единицу выпускаемой продукции.
2. Распределение условно-постоянных издержек по видам продукции и определение порога рентабельности каждого товара по доле его стоимости в выручке. Этот метод традиционно считается классическим и наиболее точным. Суть его состоит во взвешивании постоянных издержек по той доле выручки, которую обеспечивает данный товар в суммарной выручке предприятия (табл. 3).
Таблица 3
Распределение УПИ по видам продукции
и определение порога рентабельности каждого товара
по доле его стоимости в выручке
| Показатель | Условное обозначение | Формула расчета | Товар А | Товар В | Товар С | Всего | ||||
| тыс.р. | в % к итогу | тыс.р. | в % к итогу | тыс.р. | в % к итогу | тыс.р. | в % к итогу | |||
| Выручка от реализации | Вр | 1300 | 1300/ 7850*100= 16,56 | 1300 | 16,56 | 5250 | 66,88 | 7850 | 100 | |
| Постоянные затраты | FC | 1425* 16,56= 235,99 | 16,56 | 236 | 16,56 | 953,0255 | 66,88 | 1425 | 100 | |
| Порог рентабельности | ПР | FC/Квм | 235,99/0,1538=1534,39 | 557,79 | 2470,89 | 4563,07 | ||||
| ПР, тыс.шт. | FC/ВМед | 59 | 10,727 | 35,297 | * | |||||
| Прибыль | П | Вр-С/с | -35,99 | 314 | 1071,975 | 1350 | ||||
| Рентабельность продукции | R | П/ С/с | -35,99/ (235,99+1100)= -0,027 | 0,32 | 0,26 | 0,21 | ||||
Метод распределения УПИ 
3. Распределение условно-
Для расчета требуется вспомогательный коэффициент распределения УПИ пропорционально их доле в выручке от реализации (Кв):
Кв=FC/Вр, Кв=1420/7850=0,1815.
Таблица 4
Распределение условно-постоянных издержек 
по видам продукции 
| Показатель | Условное обозначение | Формула расчета | Товар А | Товар В | Товар С | Всего, тыс.р. | |||
| р./ед. | всего, тыс.р. | р./ед. | всего, тыс.р. | р./ед. | всего, тыс.р. | ||||
| Постоянные затраты | FC | Ц(Вр)*Кв | 26* 0,1815= 4,719 | 1300*0,1815= 235,95 | 9,438 | 235,95 | 12,71 | 952,875 | 1424,775 | 
| Себестоимость | С/с | VC+FC | 26,719 | 1335,95 | 39,438 | 985,95 | 55,71 | 4177,875 | 6499,775 | 
| Прибыль | П | Вр-С/с | -0,719 | -35,95 | 12,562 | 314,05 | 14,29 | 1072,125 | 1350,225 | 
| Рентабельность продукции | R | П/ С/с | -0,027 | 0,318 | 0,257 | 0,208 | |||
| Порог рентабельности | ПР, тыс.р | FC/Квм | 1534,135 | 557,669 | 2470,508 | 4562,312 | |||
| ПР, тыс.шт | FC/ВМед | 59,988 | 10,725 | 35,292 | * | ||||
Результат нерентабельности товара А 
подтвердился. Однако выручка не имеет 
непосредственной взаимосвязи с 
условно-постоянными 
Более обоснованны представляется подход с применением показателя маржинальной прибыли, так как ее можно рассматривать не только как разницу между выручкой от реализации и переменными затратами, но и как сумму условно-постоянных издержек и прибыли.
4. Распределение 
условно-постоянных издержек 
Здесь применяется промежуточный показатель – коэффициент безубыточности (Кб), предусматривающий распределение УПИ пропорционально валовой марже.
Кб=FC/ВМ, Кб==1425/2775=0,5135.
Таблица 5
Распределение условно-постоянных издержек 
по видам продукции 
| Показатель | Условное обозначение | Формула расчета | Товар А | Товар В | Товар С | Итого, тыс.р. | |||
| р./ед. | всего, тыс.р. | р./ед. | всего, тыс.р. | р./ед. | всего, тыс.р. | ||||
| Постоянные затраты | FC | ВМ*Кб | 4*0,5135= 2,054 | 200*0,5135= 102,7 | 11,297 | 282,425 | 13,864 | 1039,838 | 1424,963 | 
| Себестоимость | С/с | VC+FC | 22+ 2,054= 24,054 | 1100+ 102,7= 1202,7 | 41,297 | 1032,425 | 56,864 | 4264,838 | 6499,963 | 
| Прибыль | П | Вр-С/с | 26-24,054=1,946 | 1300-1202,7=97,3 | 10,703 | 267,575 | 13,136 | 985,162 | 1350,037 | 
| Рентабельность продукции | R | П/ С/с | 97,3/ 1202,7= 0,081 | 0,259 | 0,231 | 0,208 | |||
| Порог рентабельности | ПР, тыс.р | FC/Квм | 102,7/ 0,1538=667,57 | 667,6 | 2695,95 | 4031,08 | |||
| ПР, тыс.шт | FC/ВМед | 102,7/4= 25,676 | 12,84 | 38,51 | * | ||||