Механизмы экономических кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 22:31, курсовая работа

Описание

Тема является очень актуальной для мировой экономики в целом, так и для России в частности, так как не столь давно России пришлось пройти через череду экономических кризисов и до сих пор страна нуждается в четкой антикризисной политике. Кроме того, кризисы в России имеют много специфических особенностей, что связано с историей государства и зачастую с российским менталитетом.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 213.50 Кб (Скачать документ)

      В 1997 г. начался всемирный финансовый кризис, который сначала коснулся стран Юго-Восточной Азии, в частности, Южной Кореи, Сингапура, Малайзии, Гонконга, Индонезии, а потом и Японии. С целью смягчения и локализации этого кризиса МВФ и Всемирный банк предоставили Южной Корее кредит в сумме 47 млрд дол., Индонезии — 40, Таиланду — более 16. Одновременно, с целью ослабления ажиотажного спроса на СКВ, Южная Корея расходовала более 60 млрд дол. своих золотовалютных резервов, Таиланд — более 20, Япония — около 80. Вместе с тем, девальвация не коснулась только тех национальных валют, резервы которых превышали 100 млрд дол. (Японии, Гонконга, Тайваня). Индонезийская валюта обесценилась в 5 раз, таиландская — в 2 раза, Южной Кореи — на 30, Японии на 3 %.

      Продолжение этого кризиса имело место  в странах СНГ, прежде всего в  России, где частные портфельные  инвестиции составляли более 19 млрд дол. из общей суммы инвестиций более 24 млрд дол. Рубль за январь-август 1998 г. был девальвирован почти в три раза. Углублению финансового кризиса в России способствовало значительное падение цен на мировом рынке на энергоносители, вследствие чего к октябрю 1998 г. страна потеряла более 20 млрд дол. Следующий этап финансового кризиса охватил страны Латинской Америки.

      Основными причинами всемирного финансового  кризиса являются, во-первых, особенности  вывоза капитала и, прежде всего, портфельных  инвестиций (вложений в ценные бумаги корпораций и государства) и его противоречия. Особенности этого процесса обусловлены неравномерностью экономического развития стран в рамках мирового хозяйства, засильем ТНК. Так, в конце 90-х гг. общий объем вывоза капитала составлял около 5, а прямые инвестиции ТНК превышали 3 триллиона дол. Поскольку ТНК срослись с транснациональными банками (ТНБ) и сформировали транснациональный финансовый капитал (ТФК), который при поддержке самых могущественных стран мира осуществляет эксплуатацию слаборазвитых стран и вследствие этого получает транснациональную (наивысшую) прибыль, последняя является относительно избыточным свободным капиталом. На его основе возникает национальная скачкообразная форма межгосударственного перелива капитала, персонификатор которой — транснациональная государственная и надгосударственная олигархия. Ее цель — экономическое и политическое господство над миром.

      Вследствие  неравномерности вывоза такой формы  капитала и действия закона неравномерного экономического развития, в определенных регионах мирового хозяйства возникают более благоприятные условия для его экспансии. При этом рождаются и развиваются противоречия между ТФК и национальными народнохозяйственными комплексами. Если в отдельном регионе мирового хозяйства масса и норма транснациональной прибыли уменьшается, то ТФК вывозится в форме портфельных инвестиций в более прибыльные регионы, что обусловливает возникновение в предыдущих регионах финансового кризиса, началом которого служит массовая продажа нерезидентами ценных бумаг местных корпораций. Такая продажа осуществляется за местную национальную валюту, которая обменивается на СКВ и вывозится за границу. Этот процесс сопровождается массовым изъятием из коммерческих банков зарубежными вкладчиками своих валютных депозитов и порождает огромный кумулятивный спрос на СКВ.

      На  мировых валютных рынках осуществляется огромное количество операций. Во второй половине 90-х гг. объемы контрактов с валютой ежедневно достигали  около 1,3 триллиона дол. Поскольку  немалая доля этих операций носит  чисто спекулятивный характер, это усиливает нестабильность финансовых курсов, что в свою очередь, способствует увеличению объемов спекулятивных финансовых операций. Проведение таких операций стимулирует существующая валютная система, которая ликвидировала фиксацию рыночных курсов валют в рамках не более 1 % от золотых или долларовых паритетов и допустила выбор режима свободных курсов. Несовершенство мировой валютной системы, ее противоречия, — третья причиной мирового финансового кризиса.

      Другой  разновидностью экономических кризисов являются структурные кризисы. Фаза спада и кризиса в больших циклах исторически сопровождается глубокими циклическими кризисами. Для них характерна длительная стагнация в традиционно важных отраслях и секторах производства, затяжные нарушения в кредитно-денежной и валютной сферах, финансах, международной торговле, существующих формах организации и регулирования экономики.5

      Перечисленные явления принято считать составными частями одного общего структурного кризиса экономики. Подобный кризис свидетельствует о том, что дальнейшее расширение деловой активности темпами, превышающими исторически сложившиеся средние темпы роста, невозможно без коренной ломки отраслевой структуры производства, межотраслевых и технологических связей, господствующих форм организации экономики и методов рыночного и государственного регулирования.

      Таким образом, структурные кризисы вызываются тем, что возможности старой экономической  структуры в целом не соответствуют  запросам новой техники и технологии, она не готова к изменениям. Инертность старой структуры затягивает перестройку, делая выход из кризиса более продолжительным и болезненным. В это время общие темпы роста резко падают, ведя к застою общественного производства, нарушается нормальное функционирование денежной сферы, ухудшаются общие условия хозяйствования.

      Структурный кризис преодолевается, когда прежняя структура экономика начинает уступать место новым отраслям, формам организации и регулирования.

      За  свою историю капитализм пережил  несколько структурных кризисов, при этом каждый из них вызывал  коренную перестройку в соответствии с достигнутым уровнем производительных сил.

      Примером  современных структурных кризисов могут служить кризисы в 70-х  гг. XX в. Они охватили, прежде всего, группу отраслей топливно-энергетического  комплекса (энергетический кризис) и  энергоемких отраслей (автомобильная, сталелитейная и др.). В глубочайшем кризисном состоянии оказались угольная, металлургическая (черная металлургия), судостроительная, автомобильная, резиновая, текстильная и некоторые другие отрасли. Структурные кризисы расширялись от базовых, добывающих отраслей до отраслей оборонной промышленности. Так, топливно-энергетический кризис 1973-1975 гг., который сопровождался резким ростом цен на энергоносители, повлиял прежде всего на энергоемкую автомобильную промышленность, вынудил ее перейти на энергосберегающие технологии. Одновременно резко сократилось производство в других энергоемких отраслях, произошло значительное обесценивание основного капитала. В США во время кризиса 1980—1982 гг. в целом по промышленности использовалось около 65 производственных мощностей, а в сталелитейной промышленности — менее 30 %. В таких же пределах в 1974—1975 гг. в странах Запада использовались производственные мощности черной металлургии, что было обусловлено значительным сокращение спроса на металл со стороны ряда потребляющих его отраслей, заменой его пластмассами и другими более ресурсосберегающими материалами.

      Структурные кризисы сопровождаются перенакоплением  основного капитала, резким продолжительным  сокращением производства и соответствующей  технологической и структурной безработицей, усилением миграции рабочей силы, обесцениванием ее предыдущей квалификации, нарушением соответствия между основными элементами производительных сил (средствами и предметами труда, средствами производства и работниками и др.), а также между составными частями технологического способа производства. Эти продолжительные нарушения, в свою очередь, обусловливают структурные сдвиги в рамках отдельных форм собственности и между ними, изменение соотношения между рыночными рычагами саморегулирования экономики и государственным регулированием, внутри каждого из типов регулирования. Если структурные кризисы охватывают несколько или многие страны одновременно, то необходимо использовать или усилить надгосударственное регулирование в отдельных сферах.6

      В частности, энергетический кризис начала 70-х гг. вынудил нефтедобывающие  страны ОПЕК повысить цены на энергоносители в 4 раза только на протяжении 1973 г. Это  вызвало продолжительный энергетический кризис во многих развитых странах  и заставило их усилить координацию своих действий. При этом каждая из стран разработала комплекс мер по преодолению структурных кризисов. Так, в Японии в 1978 г. был принят чрезвычайный социальный закон сроком на 5 лет о развитии 14 отраслей, которые затронул структурный кризис. В этих отраслях было демонтировано около 20 % оборудования. Государство стимулировало процесс структурной перестройки через предоставление налоговых льгот, льготных кредитов, прямые бюджетные ассигнования, политику протекционизма и т. п. В 1983 г. в Японии был принят новый вариант закона на последующие 5 лет, который предусматривал комплекс мер по структурной перестройке многих отраслей экономики. В ФРГ государственная политика преодоления структурного кризиса в угольной промышленности включала меры по стимулированию процесса концентрации производства, предоставлению премий за закрытие шахт, оплате вынужденных отпусков работников, выделению льготных кредитов, осуществлению переподготовки кадров, созданию новых рабочих мест и т. п. Энергетический кризис в развитых странах мира был преодолен только в середине 80-х гг.

      Преодоление структурных кризисов усложняется  процессом углубления экономического кризиса, необходимостью увеличения расходов разных субъектов хозяйствования на природоохранные цели. Так, в черной металлургии, нефтеперерабатывающей и некоторых других отраслях промышленности от 10 до 20 % капиталовложений идет на охрану окружающей среды.

      Структурная перестройка экономики в развитых странах мира способствовала переходу к энерго-, материало- и трудосберегающим технологиям.

      В целом структурная перестройка  означала переход к автоматизированному  производству. В основе его лежит  широкое использование ЭВМ, станков  с числовым программным управлением, промышленных роботов, гибких производственных систем, формирование работника нового типа, модификация приоритетных целей развития общества и др. В США, например, в первой половине 80-х гг. в 2,3 раза возрос объем продажи компьютеров, в 2 раза — численность станков с ЧПУ, с 22 до 170 тыс. увеличилось количество промышленных роботов.

      Формы проявления структурных кризисов —  региональные кризисы, то есть продолжительное  отставание в развитии отдельных  территорий, их низкая интегрированность  в национальную экономическую систему, недостаточное развитие социальной сферы и др. 

      2.2 Экономические кризисы в современной  России 

     В экономике России не было «правильных» циклов, а циклические колебания  имели в основном внеэкономические причины.

Современная  российская экономика находится  на этапе становления рыночных отношений.

     Чтобы цикличность в России стала реальностью, должны осуществиться крупные инвестиционные вливания в производство, которые  в условиях научно – технического прогресса и стихийного рыночного  механизма функционирования экономики  способны вызвать колебательные движения в экономическом росте и экономическом развитии.

     В государственной политике воздействия  на циклическое  движение  в таких  условиях окажется возможным  использование  модели делового цикла с применением  идей  эффекта акселератора и  мультипликатора.

     Становление циклической формы движения отечественной  экономики  связано с проблемой  экономического роста. Его тип зависит  от того, на какие рынки,  на какой  спрос ориентирована экономика. Россия ориентируется на внешний  рынок и внутренний рынок.

     Для России наиболее реальна смешанная модель экономического роста.

Чтобы экономика России стала наиболее устойчивой, она должна быть ориентирована  на повышение эффективности капитала через активные нововведения.

     Для этого правительственная программа  должна обрести долгосрочные  цели, а все институциональные изменения – направлены на повышение    эффективности хозяйства. Сильный и продолжительный подъем   производства возможен только в рамках сильной экономики, основанной на инновационном развитии, на реализации долгосрочных  стратегических планах государства.

     Российские  кризисы обусловлены непродуманностью реформ, промахами в банковской, торговой, производственной сферах. Главная  беда России не в остроте внутренних кризисов, а в глубокой зависимости  от внешних сил. Сущность российских финансовых кризисов – это, во-первых, явное “разрешение на махинации” в банковской сфере без использования жестких методов контроля над операциями банков – будущих банкротов, и, во-вторых, очевидная беспрецедентная неликвидность реального сектора.

     Главные черты российских кризисов:

      - Российский кризис обусловлен непродуманностью реформ, промахами

      в банковской, торговой, производственной сферах.

      - Следует ориентироваться на обеспечение устойчивого роста на базе увеличения конкурентоспособности производства и повышения уровня жизни населения.

      - Главная беда России не в остроте внутреннего кризиса экономики,

      а в глубокой зависимости от внешних  сил.

      - Россия способна сделать поворот к цивилизованному развитию экономики в ХХI в., опираясь на предпринимательскую инициативу и разумную деятельность государства.

      Но, пожалуй, самая заметная отличительная  черта российских кризисов – это  то, что они происходят на фоне гиперинфляции, которая значительно усугубляет их и без того катастрофические последствия. Интенсивный инфляционный пресс всегда сопровождает преобразование административно-коммерческой системы в рыночную. Корни его находятся в структурно-системных диспропорциях развивающегося хозяйства, поэтому сейчас нам необходима мощная и жесткая политика, включающая в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых мер, нужно снять все барьеры на пути действия рыночных механизмов, чтобы преодолеть все структурные, управленческие и монетарные глубинные причины инфляции.

Информация о работе Механизмы экономических кризисов