Машиностроение и металлообрабатывающая промышленность в РБ
Машиностроительный комплекс 
 
Республики Беларусь представляет 
собой совокупность машиностроительных 
и металлообрабатывающих отраслей 
промышленности, а также смежных 
и вспомогательных производств, 
конструкторских и научно-исследовательских 
организаций.
Структура машиностроительного комплекса
 
337 предприятий в следующих отраслях и подотраслях:
  - Автомобильная промышленность (38 предприятий) – 32,5%
- Тракторное и с/x машиностроение (35 предприятий)
- Станкостроительная и инструментальная промышленность (32 предприятия)
- Приборостроение
- Радиотехническая промышленность
- Электротехническая промышленность
- Оптико-механическая промышленность
- Строительно-дорожное машиностроение
- Металлообрабатывающая промышленность
 
 
 
 
 
  - Продукция белорусского машиностроения, по данным Минэкономики, в среднем на 70% состоит из российских комплектующих. 
- Добавленная стоимость белорусского товара составляет всего 30%, а с учетом импорта российских энергоносителей этот показатель гораздо ниже.
Пути улучшения состояния отрасли 
 
  - интеграция в межнациональные корпоративные структуры
- обновления и диверсификации оборонной промышленности
- реструктуризация машиностроительных предприятий
- внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий
-  модернизации производств
Индекс физического объема промышленного 
производства в январе-сентябре 2009 г. к
уровню января-сентября 2008 
г. составил 72,7%.
 
В 2006 – 2010 гг. 
- ежегодный прирост 
производства продукции отрасли 
прогнозируется не менее 7–8%
- уровень рентабельности 
к концу периода составит
20–22%.
Выпуск основных видов продукции (2009)
 
название
подотрасли
 
Произведено за январь-сентябрь 2009
 
Январь-сентябрь 2009 к янв-сен. 2008 в %
 
Машиностроение и м/о, млрд.р.
 
17472,1
 
72,7
 
Подъёмно-транспортное машиностроение, млрд.р
 
368,2
 
82,2
 
Железнодорожное машиностроение, млрд.р
 
80,1
 
138,5
 
Электротехническая
млрд.р
 
1164,3
 
66,2
 
Станкостроительная и инструментальная пр-ть
 
329,7
 
72,8
 
Приборостроение, млрд.р
 
666,3
 
110,1
 
Подшипниковая, млрд.р
 
78,3
 
55,1
Выпуск основных видов продукции (2009) (продолжение)
 
название
подотрасли
 
Произведено за январь-сентябрь 2009
 
Январь-сентябрь 2009 к янв-сен. 2008 в %
 
Автомобильная, млрд.р.
 
3845,6
 
55,2
 
Грузовые автомобили, штук
 
8830
 
42,6
 
Автобусы, штук
 
1182
 
70,3
 
Велосипеды, тыс.шт.
 
103,5
 
54,2
 
Тракторное и с/х машиностроение,
млрд.руб.
 
4871,0
 
82,2
 
Тракторы, тыс.шт
 
32,5
 
62,7
 
Производство бытовых
приборов и машин, млрд.руб.
 
1025,4
 
92,6
Основные предприятия автомобилестроения:
 
  - Минский автомобильный завод 
- Минский завод колесных тягачей 
- Белорусский автомобильный завод в г. Жодино 
- Могилевский автомобильный завод им. С. М. Кирова 
- Минский моторный завод
- Минский мотоциклетный и велосипедный завод 
- Гродненский завод автомобильных агрегатов
- Борисовский завод автотракторного электрооборудования 
Основные предприятия тракторного и с/х машиностроения: 
 
  - Минский тракторный завод 
- Производственное объединение "Гомсельмаш" 
- Минский завод шестерен 
- Завод "Бобруйскагромаш" 
- Предприятие "Лидсельмаш" 
- Завод "Бобруйсксельмаш" 
- Завод "Мозырьсельмаш" 
- Завод "Брестсельмаш" 
 
Основные предприятия станкостроения:
 
  - Витебский станкостроительный завод "Вистан" 
- Барановичский завод автоматических линий 
- Витебское предприятие "Визас" 
- Гродненский завод "БелТАПАЗ"
- Молодечненский станкостроительный завод 
- Витебское предприятие "Визас" 
- Гродненский завод "БелТАПАЗ"
- Молодечненский станкостроительный завод 
- Витебский станкостроительный завод им. Коминтерна 
- Оршанский станкостроительный завод "Красный борец" 
- Оршанский завод приборов автоматического контроля 
- Кобринский инструментальный завод 
 
Проблемы комплекса:
 
  - доля новейших и передовых технологий в экспорте невысока и составляет 10 %, а в импорте — 25,67 %.
- несоответствие автомобильной техники европейским нормам, в частности Евро-5.
- отсутствие качественно разработанных проектов, в которые инвесторы захотят вкладывать средства.
- изношенность машин и оборудования.
- продукция на складах.
- материалоёмкость и ресурсоёмкость продукции.
 
 
 
Государственные научно-технические программы 
 
ГНТП «Машиностроение»
Цель: Создание и освоение производства в республики новых поколений конкурентоспособной автотракторной, сельскохозяйственной и специальной техники на базе новых и высоких технологий
  - Подпрограмма “Автомобилестроение, специальная техника, автотракторная электроника и электромеханика”
- Подпрограмма “Тракторостроение”
- Подпрограмма “Дизелестроение”
- Подпрограмма “Карьерная техника”
- Подпрограмма “Комбайностроение”
 
 
 
 
Инвестиционные предложения
 
РУП завод «Могилевлифтмаш»
 
Техническое 
перевооружение механообрабатывающего 
производства
 
РУП Минский завод "Термопласт"
 
Техническое 
перевооружение пластмассового 
производства 
Техническое 
перевооружение инструментального 
хозяйства
 
РУПП «Станкозавод «Красный 
борец»
 
Техническое 
перевооружение с целью увеличения 
объема выпуска продукции РУПП 
«Станкозавод «Красный борец»
 
Гомельский завод "Гидропривод"
 
Производство 
распределителя Р80
 
НПО «Интеграл»
 
Создание 
производства TFT LCD панелей в НПО 
«Интеграл»
 
ПО «Гомсельмаш»
 
Техническое 
перевооружение ПО «Гомсельмаш» 
на 2005-2010 гг. 
МАЗ с двигателем EURO 4
Зерноуборочный комбайн 
«Полесье КЗС7»
Пути повышения эффективности:
 
  - Снижение материало- и энергоёмкости продукции;
- Модернизация;
- Новейшие и передовые технологии;
- Организация создания бизнес-стратегий и базнес-планирования;
- Повышение качества и конкурентоспособности продукции;
- Развитие сети послепродажного и гарантийного обслуживания.