В России 
трудности развития малого предпринимательства 
определяются рядом причин. Это, 
прежде всего отсутствие необходимой 
сети дорог и связи. При отсутствии 
дорог предприниматели малых 
населенных пунктов испытывают 
большие затруднения в сбыте 
продукции и обеспечении производства 
необходимыми  материальными ресурсами. 
Помимо того, крайне обостряется 
проблема комплектования предприятий 
рабочей силой, ресурсы которой 
ограничиваются чрезмерно малым 
географическим районом. Аналогичная 
ситуация сложилась и с электрической 
связью. Ее недостатки создают 
информационную «глухоту» у предприятий, 
отрывают их от рынка.
 
     Крайне неблагоприятные 
природно-климатические условия 
России не позволяют ей решать 
проблему транспорта и связи, 
подобно индустриальным странам 
Запада. В частности, затраты на 
строительство и содержание грунтовых 
дорог в России в 3-15 раз выше, 
чем в странах Западной Европы. 
Отвлечение огромных ресурсов 
на решение проблем транспорта 
и связи, копирование практически 
других стран в этой области 
– для России дело абсолютно 
не перспективное. Здесь требуются 
новые решения. Малые предприятия, 
очевидно, должны объединяться в 
соответствующие территориальные 
ассоциации и решать эти проблемы 
совместно с органами власти.
 
     К причинам, 
сдерживающим развитие малого 
предпринимательства, следует отнести 
слабость государственного и 
общественного контроля над деятельностью 
малого бизнеса. По данным Рострудинспекции, 
на малых предприятиях, которых в 1998 г. 
насчитывалось более 840 тыс., работники 
фактически бесправны. Рабочий день на 
них длиться 12 часов и более. Под страхом 
потерять работу персонал боится требовать 
исполнения законов об охране труда. На 
большинстве малых предприятий, где нарушаются 
права работающих, не соблюдается техническая 
безопасность. Персонал этих предприятий 
склонен искать работу в другом месте, 
что создает перспективу оттока рабочей 
силы. В России был принят ряд мер содействия 
малому предпринимательству. В его поддержку 
стали выделять субсидии, была упрощена 
государственная регистрация малых предприятий, 
для них установлены налоговые льготы. 
Предоставлены льготы банкам, лизинговым 
и страховым компаниям, обеспечивающим 
кредитно-инвестиционное обслуживание 
субъектов малого предпринимательства, 
стали создаваться региональные системы 
поддержки малого бизнеса.
 
     Налоговые льготы 
дифференцируются в зависимости 
от вида деятельности предприятий 
(за исключением предприятий, 
которые создаются за счет 
выделения из структурных единиц 
действующих крупных и средних 
предприятий). Малые предприятия, 
которые заняты переработкой 
сельскохозяйственной продукции, 
производством товаров народного 
потребления, ремонтно-строительными 
работами, в течение первых двух 
лет могут полностью освобождаться 
от уплаты налогов. Остальные, 
как правило, в 1-й год после 
их образования платят 25%, а во 
2-й год – 50% установленной ставки 
налога на прибыль. Далее берется 
полностью – в соответствии 
с установленным нормативом.
 
     В России 
возникли общественные организации 
малого и среднего предпринимательства, 
например Союз предпринимателей 
России, который распространяет 
свое влияние и на многие 
страны бывшего СССР. Существуют 
также федеральные и местные 
фонды финансовой помощи, основная 
задача которых – стимулирование 
развития приоритетных производственных 
видов деятельности малых предприятий.[2]
 
2. Зарубежный опыт Развитя 
малого предпринимательства
 
2.1. Специфика малого бизнеса 
в Германии
 
     Малый бизнес 
Германии один из самых активно 
развивающихся секторов экономики. 
Финансовая и технологическая 
поддержка предприятий малого 
бизнеса оказывается на всех 
уровнях ветвей власти.
     Программы содействия 
развитию малого бизнеса в 
Германии, как и в ряде развитых 
стран, предусматривают приоритетную 
поддержку, прежде всего, наукоемких 
отраслей производства. Льготное 
кредитование малого бизнеса 
со стороны государственных органов 
финансирования включает в себя 
следующие направления:
    • кредитование 
малых и средних предприятий, 
ориентированных на инновационную 
деятельность;
    • кредитование 
проектов, направленных на сохранение 
и улучшение благоприятной экологической 
обстановки, связанных с охраной 
окружающей среды;
    • кредитование 
малого бизнеса, участвующего 
в развитии отсталых экономических 
регионов Германии;
    • кредитование 
предприятий, занимающихся строительством 
и решением жилищных проблем;
    • проектное 
финансирование предприятий, занятых 
в определенных отраслях, наиболее 
нуждающихся в коренной модернизации 
производства.
     Основными программами 
развития малого и среднего 
бизнеса в Германии являются 
следующие:
    • программа 
«Концепция развития научно-технической 
политики по отношению к предприятиям 
малого и среднего бизнеса»;
    • программа 
«Стимулирование сбережений для 
открытия своего дела».
     Первая программа 
обеспечивает финансирования малого 
бизнеса Германии, вторая способствует 
открытию своего собственного 
бизнеса, так называемых «start-up» 
проектов. Специальный государственный 
орган – Кредитный совет по восстановлению, 
подчиняющийся непосредственно федеральному 
правительству – призван контролировать 
реализацию вышеуказанных программ и 
обеспечивать механизмы их выполнения.
     В рамках 
реализации федеральных программ 
предоставляются кредиты для 
бизнеса на льготных условиях. 
Данные условия предусматривают 
низкую процентную ставку (5-8%) и 
длительные сроки кредитования (5-15 
лет).
     Отметим, что 
малый бизнес в Германии имеет 
свою специфику и историю развития. 
В частности, еще в эпоху 
зарождения капитализма, с появлением 
первых крупных предпринимателей, 
начали создаваться торгово-промышленные 
палаты, которые явились первыми 
объединениями и союзами по 
сотрудничеству в сфере развития 
производства и торговли. В современной 
истории торгово-промышленные палаты 
развились до уровня государственных 
органов, и теперь каждый предприниматель 
обязан войти в состав палаты. 
Ни один правовой акт в Германии, 
касающийся малого бизнеса, не 
обходится без одобрения, согласования 
и утверждения торгово-промышленными 
палатами.
     Ассоциация 
Германских торгово-промышленных 
палат объединяет собой все 
палаты и представляет интересы 
предпринимателей на федеральном 
уровне. Основная задача этой 
ассоциации сотрудничество тесная 
работа с представителями торгово-промышленных 
палат стран Европейского союза. 
Вместе все ассоциации образуют 
Объединение торгово-промышленных 
палат Европейского сообщества.
     В настоящий 
момент торгово-промышленные палаты 
Германии участвуют в формировании 
бюджетов всех уровней, развитии 
строительства и промышленности, 
подготовке законопроектов, касающихся 
регулирования деятельности малых 
предприятий. Торгово-промышленные 
палаты имеют большое влияние 
на все стороны жизни общества, 
участвуя в заседании местных 
органов самоуправления, принимая 
важнейшие социально-экономические 
решения в области развития 
страны. Это целая инфраструктура, 
в которой участвуют и представители 
СМИ, и консультационные службы. 
Основная приоритетная задача 
палат – оказание всяческой 
поддержки и помощи малому 
бизнесу Германии.
2.2. Китайские программы 
развития малого бизнеса
     Китайское правительство 
уделяет большое значение развитию 
малого бизнеса в стране, поскольку 
именно этот сектор создает 
новые рабочие места, активно 
участвуя при этом в освоении 
инновационных технологий. Малый 
бизнес наиболее отвечает принятому 
в 2006 году тезису – «переориентировать 
ресурсоемкое производство в 
сторону высокотехнологичных решений».
     Несмотря на 
это, малый бизнес Китая все 
равно нуждается в дополнительной 
поддержке государства, привлечении 
инвестиций, расширении программ 
кредитования малого бизнеса. 
Осознавая это, китайские власти 
пытаются всевозможными способами 
стимулировать экономический рост 
предприятий малого бизнеса, в 
частности совершенствуют правовое 
законодательство в области регулирования 
деятельности малого бизнеса 
и налогообложения малых предприятий. 
Основным из таких законов 
стал принятый в 2002 году «Закон 
о стимулировании развития малых 
и средних предприятий», который 
предусматривает равные возможности 
предприятиям малого бизнеса 
относительно кредитования, инвестиций, 
модернизации производства, внедрения 
информационных и наукоемких 
технологий.
     Как и в 
других странах, в Китае созданы 
и активно усовершенствуются 
государственные фонды содействия 
развитию малого и среднего 
бизнеса. Основная их роль и 
задача – это обеспечение гарантийных 
обязательств и залогового обеспечения 
предприятиям малого бизнеса 
для возможности получения банковских 
кредитов для бизнеса. Для этого 
Коммунистической партией Китая 
было разработано и утверждено 
специальное положение о создании 
«Государственного фонда развития 
малых и средних предприятий». 
Данный фонд финансировался исключительно 
из бюджета Китая и выступал 
в роли катализатора развития 
малых предприятий. Государственный 
фонд призван защитить и отстоять 
в борьбе с крупными компаниями 
интересы предприятий малого 
бизнеса во всех отраслях экономики, 
обеспечивая им налоговые льготы, 
финансирование, законную защиту 
своих доходов.
     Китайские программы 
развития страны предусматривают 
довольно внушительный экономический 
рост и увеличение эффективности 
деятельности народного хозяйства 
именно за счет комплексного 
развития, в том числе малого 
и среднего бизнеса. В частности, 
утверждены программы, рассчитанные 
на полную модернизацию китайской 
экономики вплоть до 2020-2050 годов. 
Одной из таких программ является 
принятая в 2003 году программа 
социально-экономического развития 
страны до 2020 года, предусматривающая 
к 2050 году полную модернизацию 
всей отраслей экономики.
     После 2003 года 
в КНР отмечен небывалый подъем 
развития малого бизнеса, улучшение 
рентабельности предприятий, увеличение 
налоговых поступлений в центральный 
бюджет. Этот скачок развития 
был обеспечен, прежде всего, 
увеличивающимся количеством малых 
предприятий и индивидуальных 
предпринимателей.
     Государственный 
комитет статистики КНР обнародовал 
следующие данные: в 2005 году в 
стране насчитывалось 3 млн. малых 
предприятий и почти 30 млн. 
индивидуальных предпринимателей. 
Таким образом, предприятия малого 
бизнеса составили подавляющее 
большинство от общего количества 
предприятий в Китае. Становится 
понятно, почему малый бизнес 
считается в Китае ключевым 
сектором экономики. Именно на 
малый бизнес трудятся около 
60% трудоспособного населения КНР.
     Если дать 
качественную характеристику малого 
бизнеса Китая, то малый бизнес 
является научным двигателем 
страны, поскольку именно в этом 
секторе производится больше 
всего инновационной продукции, 
изобретений и технических новинок. 
Именно предприятия малого бизнеса 
составляют экспортную основу 
производимой в стране продукции, 
поставляя свои товары на мировой 
рынок.
     Основным государственным 
органами поддержки малых предприятий 
в Китае выступает специализированное 
агентство - Китайский центр по 
координации и кооперации бизнеса. 
Основная задача данного центра 
– создание необходимой инфраструктуры 
для технологического сотрудничества 
между национальными и зарубежными 
организациями в сфере поддержки 
предпринимательства. По инициативе 
центра реализуется консультационная 
и информационная поддержка малого 
бизнеса, организуются торговые 
ярмарки, выставки в области 
разработки инновационной продукции, 
проводятся семинары, конференции 
по исследованию проблем малого 
бизнеса и реализации программ.
     Еще один 
важный орган поддержки и развития 
малого бизнеса – это созданная 
в 2001 году государственная информационная 
служба CSMEO . Этот координационный 
центр, в основном через свой 
сайт в Интернете, оказывает 
услуги по информационному обслуживанию 
населения и организаций в вопросах 
деятельности малых и средних предприятий. 
Сеть CSMEO , охватывающая все регионы и города 
КНР, своевременно информирует о состоянии 
рынка труда, об изменениях действующего 
законодательства, о последних научно-технических 
достижениях и технологических новинках, 
о состоянии и развитии предприятий малого 
и среднего бизнеса. Помимо этого информационная 
служба инициирует проведение ярмарок, 
различных совещаний между предприятиями 
и представителями власти, обеспечивает 
консультативную поддержку предприятиям.
 
2.3. Малый бизнес в Египте
 
     Начиная разговор 
про малый бизнес в Египте, 
нужно отметить, что основными 
крупными предпринимателями в 
этой арабской республике являются 
эмигрантами. Среди них много 
россиян, украинцев, европейцев. 
Самые прибыльные компании по 
переработке нефти и газа принадлежат 
довольно узкому кругу лиц, 
поэтому представители малого 
бизнеса вынуждены искать свою 
выгоду в сельском хозяйстве, 
торговом, туристическом, гостиничном 
бизнесе и т.д.
     Однако сельское 
хозяйство Египта в настоящее 
время переживает далеко не 
лучшие времена. Если раньше 
более половины населения Египта 
было занято в аграрном секторе, 
то теперь сельским трудом 
продолжают заниматься около 
25% египтян. Цены на землю, удобрения, 
накладные расходы растут с 
каждым годом, в результате 
его растет себестоимость, а, 
следовательно, растут и цены 
на финики, хлопок, бахчевые культуры. 
Многие сельскохозяйственные угодья 
в настоящее время либо заброшены, 
либо выкуплены частными лицами 
под строительство коттеджей, 
отелей.