Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа
Основной целью  курсовой работы явилось - на основе изучения зарубежного и национального  опыта развития малого бизнеса выявить  его основные проблемы и обосновать направления становления малого бизнеса в Республике Беларусь.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
изучить сущность малого бизнеса и его роль в  рыночной экономике;
проанализировать  зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки;
дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь;
разработать направления  активизации развития малого бизнеса  в Республике Беларусь.
Введение
1. Малый бизнес  и его роль в рыночной экономике
1.1 Общая характеристика  малого бизнеса
1.2 Социально-экономическая  роль малого бизнеса
2. Становление  малого бизнеса и проблемы  его развития в Республике  Беларусь
2.1 Становление  малого бизнеса в Республике  Беларусь
2.2 Оценка развития  малого бизнеса в Республике  Беларусь
3. Система поддержки малого бизнеса
3.1 Зарубежный  опыт поддержки малого бизнеса
3.2 Проблемы  развития малого бизнеса в  Республике Беларусь и условия  его активизации
Заключение
Список использованных источников
Все же по-прежнему остаются множество барьеров, в частности, налогообложение. Беларусь третий год подряд остается на последнем 183 месте в рейтинге условий ведения бизнеса по сложности уплаты налогов и налоговому бремени, несмотря на некоторые реформы, предпринимаемые в белорусском законодательстве. [12]
С 1 января 2010 г. произошли существенные изменения в налоговом законодательстве. Среди позитивных изменений можно отметить свободу выбора предприятия по квартальной или месячной уплате налога на прибыль. Квартальная уплата позволит немного сократить затраты по времени администрированию налога и получить временную экономию финансовых средств предприятия. Отказ от законодательно установленного перечня затрат, которые учитываются при исчислении налога на прибыль, является значительным шагом в плане упрощения порядка расчетов и уплаты платежей в бюджет. Также с 2010 г. при расчете и уплате налога на прибыль отменено нормирование расходов на оплату труда, на рекламные, консалтинговые, маркетинговые услуги. Отменены 4 оборотных налога: сбор в фонд поддержки производителей сельхозпродукции, налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автотранспортных средств, местные сборы с пользователей за парковку автотранспортных средств. Среди отрицательных моментов изменения налогового законодательства следует отметить рост ставки налога на добавленную стоимость. Ставка НДС поднялась с 18 до 20%. [4] Это может отвлечь часть оборотных средств предприятий и ухудшить их финансовое положение. Кроме того, нельзя исключить рост цен.
В целях стимулирования 
экспорта белорусских товаров 
Активную позицию по стимулированию роста экспорта занял Государственный таможенный комитет Беларуси. Принято решение, что вывоз товаров из Беларуси будет осуществляться без ограничений, без учета стоимости и количества вывозимых товаров. Тем не менее, представляется, что белорусские предприниматели могут столкнуться с препятствиями на границе страны назначения, где существуют другие таможенные правила.
Важной мерой по улучшению условий ведения малого бизнеса в стране и развития сферы услуг стало подписание указа президента № 479 «О переводе жилых помещений в нежилые и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152» от 25 сентября 2009 г. Указом предусматривается возможность перевода жилых помещений, расположенных в одноквартирных (блокированных) жилых домах, а так же на первых этажах многоквартирных жилых домов, в нежилые. Это позволит собственникам таких помещений размещать в них организации и их подразделения, использовать их в предпринимательской деятельности. Достоинством указа является то, что в нем закреплен исчерпывающий перечень документов, необходимых для перевода жилых помещений в нежилые, приписана процедура такого перевода указанием сроков рассмотрения предоставленных документов местными исполнительными и распорядительными органами.
Следует отметить, что в республике Беларусь отмечены реформы в шести из десяти исследуемых сферах регулирования бизнеса – создание предприятий, получение разрешений на строительство, наем рабочей силы, регистрация собственности, налогообложение, внешняя торговля (таблица 2).
Таблица 2 – Позиции Беларуси в рейтингах «Ведение бизнеса»
| «Ведение бизнеса-2010» | «Ведение бизнеса-2009» | Изменение рейтинга | |
| Общее место | 58 | 82 | +24 | 
| Регистрация предприятий | 7 | 98 | +91 | 
| Получение разрешений на строительство | 44 | 62 | +18 | 
| Наем рабочей силы | 32 | 40 | +8 | 
| Регистрация собственности | 10 | 13 | +3 | 
| Кредитование | 113 | 109 | −4 | 
| Защита инвесторов | 109 | 105 | −4 | 
| Налогообложение | 183 | 183 | 0 | 
| Международная торговля | 129 | 134 | +5 | 
| Обеспечение исполнения контрактов | 12 | 14 | +2 | 
| Ликвидация предприятий | 74 | 74 | 0 | 
Примечание - Источник: [12]
И, тем не менее, 
принятые меры за 2008 − 2010 г. оказали 
серьезное влияние на изменение 
бизнес-климата и деловой 
Для дальнейшего развития малого предпринимательства в Республике Беларусь законом предусмотрена государственная поддержка, которая должна осуществляться по следующим основным направлениям:
формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
создание льготных 
условий для доступа субъектов 
малого предпринимательства к 
введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства,
лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;
организация многопрофильных исследований предпринимательских структур.
Таким образом, для развития малого предпринимательства, создания новых субъектов малого предпринимательства необходимо обеспечить имущественную, финансовую и информационную поддержку со стороны органов государственного управления. Должна быть продолжена работа по дальнейшему совершенствованию законодательства, либерализации условий осуществления экономической деятельности в сфере предпринимательства.
Заключение
Проведенные исследования позволили изучить сущность и роль малого бизнеса в рыночной экономике, проанализировать зарубежный опыт его поддержки и выявить проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом рыночной экономики, без которого государство не может гармонично развиваться. Важнейшая роль малого бизнеса заключается в обеспечении значительным количеством новых рабочих мест, насыщении рынка новыми товарами и услугами, удовлетворении многочисленных нужд крупных предприятий, выпуске специальных товаров.
2 Малые предприятия 
сегодня стали неотъемлемой час
Таких успехов малый бизнес зарубежных стран достиг благодаря системной поддержке со стороны государства в самых разных областях.
Очевидно, что 
активная поддержка малого бизнеса 
западными государствами 
3 Малый бизнес 
Республики Беларусь 
Малые предприятия 
могут внести значительный вклад 
в решение проблем 
4 Для активизации 
малого предпринимательства в 
Беларуси необходимо устранить 
факторы, препятствующие его 
На сегодня существует еще целый ряд возможностей для того, чтобы вклад малого и среднего бизнеса в ВВП значительно увеличился. По-прежнему остро стоят вопросы, требующие пристального внимания: отмена регулирования цен, совершенствование антимонопольного законодательства, сокращение числа налогов, уменьшение размеров штрафных санкций, упрощение документооборота, ускорение приватизации, упрощение сертификации товаров и услуг, обеспечение доступности кредитных ресурсов, прозрачность в экономической политике.
И, тем не менее, вектор на либерализацию задан, есть надежды, что правительство будет предпринимать дальнейшие шаги по улучшению условий функционирования бизнеса, деловой климат в Республике значительно улучшится и белорусский бизнес выйдет на передовые позиции.
Список использованных источников
Алейников, А.Н. 
Предпринимательская 
Аналитические 
доклады «О социально–экономическом 
положении Республики Беларусь и 
состоянии государственных фина
Балашевич, М.И. Экономика малого бизнеса. Мн.: БГЭУ, 2005. –231 с.
БСП продолжает 
диалог. Итоги работы Белорусского 
союза предпринимателей за 3 года, подведенные 
Х съездом БСП – «Индивидуальны
Германович, Г.В. Критерии малого и среднего бизнеса: опыт зарубежных стран и предложения по их оценке в Республике Беларусь//Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2003. - №12. – с.2-24
Горбань, О.П. Роль малого бизнеса 
в рыночной экономике, Научно-практическая 
конференция, 2007, МГТУ, кафедра экономки 
и управления www.mstu.edu.ru/publish/conf/
Государственная 
программа поддержки малого предпринимательства 
в Республике Беларусь на 2010 – 2012 годы: 
постановление Совета Министров Республики 
Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 1721 // http://www.pravo.by/webnpa/
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (с изменениями и дополнениями) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] - Дата доступа: 19.10.2010.
Гринберг, Р.С. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. – М.: Наука, 2006. – 258 с.
Дьячкина, Л. Малый и средний бизнес Великобритании// Проблемы теории и практики управления – 2006. - №3 – с.92-102.
Информационная система инфраструктуры поддержки предпринимательства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.svoedelo.by
Малый и средний бизнес в Беларуси. // Исследовательский центр ИПМ. Исследования. Прогнозы. Мониторинг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.research.by
Национальная 
стратегия устойчивого 
О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998г. № 3: декрет Президента № 8 от 26 июня 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 03.11.2010.
О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: декрет Президента № 1 от 16 января 2009 г.) // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 12.10.2010.
О некоторых 
мерах государственной 
О переводе жилых помещений в нежилые и внесении изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2006 г. № 152: Указ президента № 479 от 25 сентября 2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 10.11.2010.
Основные направления социально-экономического развития РБ на 2006-2015 годы// Экономический бюллетень НИЭИ. – 2007, №1, с.4-21.
Малое предпринимательство в Республике Беларусь 2010. Статистический сборник. – Мн.: Министерство статистики и анализа РБ, 2010. – 310 с.
Положение о лицензировании − Положение о лицензировании отдельных видов деятельности: декретом Президента Республики Беларусь , 14 июля 2003 г. № 17, с послед. изм. и доп. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 10.11.2010.
Предпринимательство. // Официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.economy.gov.by
Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2020 годы. - Мн.: 2005.
Соколинская, Т. Политика стабилизации: опыт Германии // Банкаускi веснiк. - 2006. - N 10. - С. 10-15.
Судакова, Н.А. Американские индивидуальные предприятия: современное состояние и организация. //Ж.США Канада – экономика – политика – культура. 2008, №5, с.93-113