Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 16:26, курсовая работа
Цель  данной работы заключается в выяснении  проблем и перспектив развития малого бизнеса в России. Для достижения данной цели необходимо рассмотреть понятие малого бизнеса, его значение и функции в экономике, рассмотреть организационно-правовые формы малого предприятия в России, сравнить статистические данные за последние годы. 
   Данная  курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Становление и развитие предпринимательства  в России…………….5
     1.1. Этапы развития предпринимательства в России…………………….5
     1.2. Понятие малого бизнеса……………………………………………..10
     1.3. Значение и функции малого бизнеса в экономике…………………13
     1.4. Организационно-правовые формы малых предприятий в России………………………………………………………………………………...16
Глава 2. Малый  бизнес в сфере услуг…………………………………………..18
     2.1. Малое предпринимательство – статистика…………………………18
     2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России………………….23
     2.3. Структуры поддержки малого бизнеса……………………………..27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31
Приложение 1. Распределение малых предприятий по отраслям экономики………………………………………………………………………………….32
Таблица 1. Распределение выручки и основного капитала малых предприятий по отраслям в 2003г. (в % к итогу)
| Выручка | Основной капитал (на конец года по полной учетной стоимости) | |
| Всего | 100 | 100 | 
| В том числе по отраслям: промышленность | 11,3 | 26,4 | 
| Сельское хозяйство | 0,4 | 10,2 | 
| Строительство | 11,0 | 15,5 | 
| Транспорт | 1,4 | 4,9 | 
| Связь | 0,3 | 1,0 | 
| Торговля и общественное питание | 55,7 | 15,5 | 
| Оптовая торговля | 8,8 | 5,4 | 
| Информационно-вычислительное обслуживание | 0,5 | 0,4 | 
| Операции с недвижимым имуществом | 0,7 | 7,4 | 
| Общая коммерческая деятельность | 3,0 | 2,4 | 
| Жилищно-коммунальное хозяйство | 0,2 | 4,9 | 
| Непроизводственные виды бытового обслуживания населения | 0,2 | 0,3 | 
| Здравоохранение | 0,6 | 0,9 | 
| Образование | 0,1 | 0,2 | 
| Культура и искусство | 0,3 | 0,5 | 
| Наука и научное обслуживание | 1,7 | 1,4 | 
| Финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение | 2,1 | 0,7 | 
| Другие отрасли | 1,7 | 2,0 | 
По данным Российского статистического ежегодника 2002.-М.:Госкомстат России,2002.С.325,л.690.
Что касается малого бизнеса в сфере услуг, одной из особенностей современной действительности является гигантский рост сферы услуг, особенно в экономически развитых странах. Сегодня в США в сфере услуг занято около 73% рабочей силы, в Германии – 41%, в Италии – 35%.
В конце 80-х гг. доля услуг в ВВП развитых стран приблизилась к 70%. Свыше 40% размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг: в основном в торговлю, банковские услуги и страхование. Это связано в первую очередь с усложнением производства и насыщением рынка товарами повседневного спроса; развитием и влиянием НТП на появление новых видов деятельности, в том числе в сфере услуг. Развитие производства в настоящее время невозможно без финансов, информационных, транспортных и иных услуг. Сбыт товаров требует все более развитой товаропроизводящей сети, состоящей в основном из услуг.
В нашей стране развитию сферы услуг в последние годы способствовало:
- сокращение государственного финансирования и увеличение доли платных услуг населению и организациям;
   - 
появление многих новых видов 
услуг (бухгалтерские, 
- усиление конкуренции между предпринимателями сферы услуг.
Сфера услуг стала привлекательной для предпринимателей, так как многие из них не требует большого стартового капитала (например, консультационные).
Вместе с тем трудности переходного периода коснулись и сферы услуг. О динамике объема и структуры платных услуг свидетельствуют следующие данные таблицы 2 и 3.
Таблица 2. Объем платных услуг населению
| Годы | Млн.руб.(до 1998г.-млрд.руб.) | В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах) | 
| 1992 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 | 515 113043 200985 276288 318478 447379 615737 826605 | 82 82 95 106 99 107 106 101 | 
   Таблица 
3. Структура платных услуг 
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||
| Процентов | Млн. руб. | |||||
| Все оказанные услуги | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 2798774 | 
| В том числе | ||||||
| Бытовые | 11,7 | 10,7 | 10,5 | 10,1 | 9,9 | 277873 | 
| Транспортные | 24,2 | 22,9 | 22,2 | 21,5 | 21,2 | 593255 | 
| Связи | 14,8 | 16,7 | 17,6 | 18,5 | 18,6 | 519651 | 
| Жилищные | 4,3 | 4,5 | 4,8 | 5,3 | 5,6 | 155606 | 
| Коммунальные | 16,1 | 17,3 | 17,4 | 18,3 | 18,0 | 505048 | 
| Гостиниц и аналогичных средств размещения | 3,0 | 2,9 | 2,9 | 2,6 | 2,7 | 74711 | 
| Культуры | 2,0 | 2,3 | 2,5 | 2,3 | 2,2 | 62334 | 
| Туристские | 1,4 | 1,3 | 1,3 | 1,5 | 1,6 | 45228 | 
| Физической культуры и спорта | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,7 | 0,6 | 15735 | 
| Медицинские | 4,9 | 4,8 | 4,9 | 4,8 | 4,9 | 136672 | 
| Санаторно-оздоровительные | 2,1 | 1,8 | 1,7 | 1,6 | 1,5 | 42766 | 
| Ветеринарные | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 5591 | 
| Правового характера | 3,9 | 3,2 | 2,7 | 2,3 | 2,5 | 69468 | 
| Системы образования | 6,7 | 6,7 | 6,8 | 6,7 | 6,9 | 192717 | 
| Другие услуги | 4,2 | 4,2 | 4,0 | 3,6 | 3,6 | 102119 | 
В последние годы изменилась и структура платных услуг.
Подорожание бытовых услуг, наиболее значимых для населения, обусловило существенные структурные изменения в этой группе услуг (см. табл. 4).
   Таблица 
4. Структура бытовых услуг 
| 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | ||
| Процентов | Млн. руб. | |||||
| Все оказанные услуги | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 277873 | 
| В том числе | ||||||
| Ремонт и пошив обуви | 2,9 | 2,9 | 2,8 | 2,7 | 2,6 | 7171 | 
| Ремонт и пошив одежды, пошив и вязание трикотажной одежды | 10,8 | 10,2 | 9,7 | 9,2 | 8,3 | 22998 | 
| Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий | 8,0 | 7,7 | 7,4 | 6,5 | 6,1 | 16960 | 
| Изготовление и ремонт мебели | 1,9 | 1,9 | 1,9 | 1,8 | 3,2 | 8967 | 
| Химическая чистка и крашение | 0.8 | 0,8 | 0,8 | 0,8 | 0,7 | 2083 | 
| Услуги прачечных | 1,1 | 1,1 | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 1975 | 
| Ремонт и строительство жилья и других построек | 25,0 | 25,9 | 26,9 | 27,4 | 28,3 | 78406 | 
| Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования | 21,9 | 21,7 | 22,4 | 24,1 | 23,7 | 65860 | 
| Услуги фотоателье и фото- и кино- лабораторий | 3,3 | 3,1 | 2,7 | 2,5 | 2,3 | 6346 | 
| Услуги бань и душевых | 1,9 | 2,0 | 1,9 | 1.9 | 2,0 | 5592 | 
| Услуги парикмахерских | 6,5 | 6,7 | 6,7 | 6,9 | 7,2 | 19916 | 
| Услуги по прокату | 0,3 | 0,4 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 1487 | 
| Ритуальные услуги | 6,9 | 7,3 | 7,7 | 8,0 | 8,2 | 22755 | 
| Другие услуги | 8,7 | 8,3 | 7,7 | 6,9 | 6,2 | 17357 | 
   Все 
вышеизложенное свидетельствует о 
необходимости дальнейшего 
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России
Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.
Таблица 5. Основные проблемы частного предпринимательства в России
| Порядок значимости по мере упоминания | Основные проблемы | 
| 1 | Налоги | 
| 2 | Законодательство | 
| 3 | Инфляция | 
| 4 | Экономическая ситуация в целом | 
| 5 | Поставки, дефицит | 
| 6 | Трудности получения и высокая ставка за кредит | 
| 7 | Неплатежеспособность партнеров, клиентов | 
| 8 | Несовершенство банковской системы | 
| 9 | Политическая ситуация | 
| 10 | Бюрократия | 
| 11 | Недостаток производственных площадей, офисов | 
| 12 | Действия правительства, властей | 
| 13 | Коррупция, взятки | 
| 14 | Недостаток материальной базы | 
| 15 | Финансовая политика государства, действия ЦБ | 
| 16 | Сбыт, поиск клиентов, потребителей | 
| 17 | Высокие цены на сырье и материалы | 
| 18 | Монополия государства, госпредприятий | 
| 19 | Трудности с арендой | 
| 20 | Разрыв экономических связей | 
| 21 | Недостаток информации | 
| 22 | Недостаток культуры, опыта | 
| 23 | Необязательность партнеров | 
| 24 | Проблемы собственности | 
| 25 | Кадровые проблемы | 
| 26 | Недостаток собственных средств | 
| 27 | Невыгодность производства | 
| 28 | Большая, громоздкая отчетность | 
| 29 | Нет льгот | 
| 30 | Рэкет | 
| 31 | Невыгодность инвестиций' и | 
| 32 | Конкуренция | 
| 33 | Несовершенство рынка | 
| 34 | Недоверие западных партнеров | 
| 35 | Отрицательное отношение к предпринимателям |