Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 20:40, курсовая работа
Как известно, сегодняшняя Российская экономика все еще находится в стадии своего становления.  Переход отечественной экономики к рыночным отношениям определил необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Но, к сожалению, сложилась такая ситуация, что современное управление развитием сводится к созданию благоприятных условий прежде всего для экспортеров, в ущерб остальной части населения. Также пока не существует реальных рычагов управления развитием российской экономики. В этом кроется причина замедления темпов нашего экономического роста.
      Одним из направлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократно подтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболее мобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны. Целая треть населения нашей страны так или иначе связана с малым предпринимательством, среди них: несколько миллионов реальных собственников, менеджеры, финансисты, организаторы производства, и так далее.
-По итогам первого полугодия 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в целом по стране наблюдался рост количества малых предприятий, среднесписочной численности занятых на малых предприятиях, а также оборота малых предприятий. При этом объемы инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ в рассматриваемом периоде сократились.
-На 1 июля 2011 года количество зарегистрированных малых предприятий в целом по России увеличилось по сравнению с 1 июля предыдущего года на 5,3%, среднесписочная численность занятых на малых предприятиях выросла на 4,1%, а удельный вес работников малых предприятий в общей среднесписочной численности занятых достиг уровня 12,5%.Объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ вырос на 10,2%. На фоне положительной динамики указанных показателей объем инвестиций в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ в первом полугодии 2011 года оказался на 6,1% ниже показателя за аналогичный период прошлого года.
-Итоги деятельности малых предприятий в январе-июне 2011 года в региональном разрезе можно рассматривать как позитивные. В 51 регионе увеличилось количество зарегистрированных малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей; увеличение среднесписочной численности занятых на малых предприятиях отмечено в 49 регионах; объем оборота малых предприятий с учетом ИПЦ вырос в 68 регионах; инвестиции в основной капитал на малых предприятиях с учетом ИПЦ выросли в 48 регионах.
В России в последнее время развитие МП идёт семимильными шагами и в первую очередь это является следствием удачной политики государства в данной сфере жизни общества. Можно отметить снижение ставок по основным налогам, упрощение процесса оформления необходимых документов, менее жёсткий контроль различных государственных структур. Но вместе с тем существуют и значительные проблемы в деятельности предпринимателей, рискнувших заняться бизнесом любого объёма и размера. Так, например, одной из основных проблем малых предприятий является почти полное отсутствие внешнего финансирования предприятий. Сокращается число предпринимателей, планирующих привлечь краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают небольшая величина запрашиваемых ссуд и отсутствие гарантий их возврата. Предпринимателей отпугивают высокая ставка процента, короткий срок кредитования, требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательства остаётся рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять деятельность, привлекая средства извне. Прежде всего, это касается производства с его относительно меньшей ликвидностью.
Для финансового обеспечения 
развития малого бизнеса, по мнению многих 
экспертов, необходимо создание специализированного 
государственного банка России – 
банка поддержки 
Я считаю, что единая долговременная социально-экономическая политика должна базироваться на идеологии постиндустриального общества. Новая идеология общества позволит изменить ментальность населения, которое будет заниматься предпринимательской деятельностью не только для получения прибыли, но и с целью самореализации. Реализация этой политики позволит во всех отраслях и сферах народного хозяйства разрабатывать и осуществлять меры, направленные на повышение благосостояния человека и развивающие экономическую активность и творческие задатки у населения.
Таким образом, сложно давать какие бы то ни было прогнозы на дальнейшее развитие малого предпринимательства, но можно надеяться на дальнейшее улучшение положения малого бизнеса в нашей стране, во многом благодаря государственной поддержке.
 
Нормативные документы и статистические материалы:
Литература на русском языке:
 
| Субъект РФ | Количество МП на 100 тыс. жителей | ||
| на 1 июля  ед. | на 1 июля  ед. | изменение  | |
| Российская Федерация | 154,7 | 161,8 | 7,0 | 
| Архангельская область | 145,9 | 135,7 | -10,2 | 
| Белгородская область | 121,5 | 110,7 | -10,8 | 
| Владимирская область | 186,7 | 211,3 | 24,6 | 
| Воронежская область | 105,2 | 134,3 | 29,1 | 
| г. Москва | 213,5 | 205,5 | -8,0 | 
| г. Санкт-Петербург | 368,7 | 429,1 | 60,4 | 
| Ивановская область | 147,7 | 210,6 | 63,0 | 
| Иркутская область | 142,0 | 159,2 | 17,2 | 
| Калининградская область | 214,1 | 237,7 | 23,6 | 
| Карачаево-Черкесская Республика | 79,4 | 66,7 | -12,7 | 
| Кемеровская область | 116,0 | 102,0 | -14,0 | 
| Костромская область | 160,8 | 176,2 | 15,4 | 
| Краснодарский край | 129,5 | 114,7 | -14,8 | 
| Красноярский край | 130,7 | 156,6 | 25,9 | 
| Ленинградская область | 146,4 | 163,6 | 17,3 | 
| Московская область | 239,8 | 213,4 | -26,4 | 
| Новосибирская область | 145,3 | 231,8 | 86,6 | 
| Пензенская область | 170,9 | 189,2 | 18,3 | 
| Приморский край | 153,4 | 134,0 | -19,5 | 
| Республика Алтай | 116,7 | 101,2 | -15,6 | 
| Республика Башкортостан | 143,4 | 130,4 | -13,0 | 
| Республика Бурятия | 112,1 | 97,2 | -14,9 | 
| Республика Карелия | 174,8 | 241,4 | 66,6 | 
| Республика Мордовия | 165,6 | 140,9 | -24,8 | 
| Республика Саха (Якутия) | 90,5 | 105,9 | 15,5 | 
| Свердловская область | 102,3 | 137,2 | 34,9 | 
| Томская область | 188,7 | 177,8 | -10,9 | 
| Тульская область | 163,9 | 191,7 | 27,8 | 
| Тюменская область | 135,1 | 150,5 | 15,4 | 
| Хабаровский край | 197,2 | 214,1 | 16,9 | 
| Ханты-Мансийский АО | 125,3 | 142,2 | 16,9 | 
| Чукотский АО | 321,0 | 170,8 | -150,2 | 
 
| Субъект РФ | Среднесписочная  | Доля занятых 
  на МП  | ||
| тыс.  | в %  | % | изменение  | |
| Российская Федерация | 5 808,0 | 104,1 | 12,5 | 0,52 | 
| Алтайский край | 66,7 | 91,7 | 9,8 | -0,74 | 
| Амурская область | 54,6 | 185,5 | 19,7 | 8,90 | 
| Архангельская область | 50,0 | 94,7 | 11,7 | -0,39 | 
| Астраханская область | 33,2 | 90,5 | 11,8 | -0,68 | 
| Владимирская область | 109,0 | 94,9 | 21,7 | -2,49 | 
| Волгоградская область | 78,0 | 93,2 | 10,6 | -0,47 | 
| Воронежская область | 140,2 | 129,4 | 19,8 | 4,79 | 
| г. Москва | 403,5 | 113,2 | 8,0 | 0,81 | 
| г. Санкт-Петербург | 319,2 | 96,3 | 15,7 | -0,81 | 
| Ивановская область | 49,9 | 136,5 | 17,7 | 4,81 | 
| Кемеровская область | 92,9 | 94,4 | 10,0 | -0,53 | 
| Краснодарский край | 190,0 | 100,4 | 13,2 | 0,19 | 
| Ненецкий АО | 1,8 | 116,8 | 6,5 | 0,89 | 
| Новосибирская область | 155,1 | 135,4 | 17,7 | 3,77 | 
| Оренбургская область | 68,9 | 89,5 | 9,8 | -1,17 | 
| Орловская область | 30,8 | 90,9 | 12,6 | -1,21 | 
| Пермский край | 121,5 | 111,9 | 14,0 | 1,98 | 
| Республика Карелия | 36,4 | 116,8 | 16,0 | 2,52 | 
| Республика Коми | 32,9 | 87,9 | 8,5 | -1,22 | 
| Республика Мордовия | 31,8 | 87,2 | 12,3 | -1,57 | 
| Рязанская область | 56,9 | 110,4 | 16,0 | 1,49 | 
| Самарская область | 125,7 | 93,2 | 11,3 | -0,87 | 
| Свердловская область | 158,4 | 127,9 | 9,9 | 2,14 | 
| Томская область | 47,9 | 94,4 | 14,4 | -0,43 | 
| Чеченская Республика | 0,5 | 77,5 | 0,3 | -0,11 | 
| Чувашская Республика | 55,2 | 120,1 | 14,6 | 2,58 | 
 
| Субъект РФ | Объем оборота 
  МП  | ||
| млн.   | в %   | на душу населения  | |
| Российская Федерация | 5 371 202,3 | 110,2 | 100,0 | 
| Алтайский край | 54 551,0 | 131,9 | 70,4 | 
| Амурская область | 37 173,3 | 214,2 | 105,7 | 
| Брянская область | 31 237,2 | 127,5 | 74,5 | 
| Воронежская область | 67 529,0 | 149,4 | 76,2 | 
| г. Москва | 1 091 134,7 | 151,9 | 178,5 | 
| г. Санкт-Петербург | 319 640,7 | 63,8 | 166,0 | 
| Забайкальский край | 16 244,7 | 121,3 | 42,8 | 
| Иркутская область | 94 571,4 | 132,2 | 109,0 | 
| Кабардино-Балкарская Республика | 7 131,4 | 94,1 | 26,2 | 
| Калужская область | 37 511,9 | 79,7 | 108,8 | 
| Карачаево-Черкесская Республика | 4 666,8 | 89,2 | 28,6 | 
| Краснодарский край | 175 717,7 | 108,0 | 93,3 | 
| Московская область | 372 144,6 | 84,9 | 127,3 | 
| Ненецкий АО | 1 250,0 | 170,2 | 48,4 | 
| Новосибирская область | 134 258,5 | 141,5 | 132,8 | 
| Оренбургская область | 38 656,6 | 96,8 | 59,6 | 
| Орловская область | 19 594,2 | 124,3 | 78,2 | 
| Пензенская область | 32 105,4 | 97,2 | 70,3 | 
| Пермский край | 91 082,8 | 125,9 | 90,7 | 
| Республика Адыгея | 9 602,9 | 131,4 | 65,1 | 
| Республика Башкортостан | 140 698,3 | 94,8 | 105,2 | 
| Республика Ингушетия | 1 013,7 | 163,4 | 8,1 | 
| Республика Калмыкия | 1 213,0 | 99,1 | 12,7 | 
| Республика Коми | 28 346,5 | 98,5 | 71,4 | 
| Республика Северная Осетия-Алания | 7 671,6 | 162,5 | 33,8 | 
| Республика Татарстан | 114 730,7 | 98,6 | 93,9 | 
| Республика Тыва | 1 693,2 | 79,8 | 15,4 | 
| Саратовская область | 55 217,2 | 123,0 | 71,6 | 
| Тамбовская область | 22 065,8 | 99,1 | 61,4 | 
| Тверская область | 33 617,4 | 83,9 | 67,9 | 
| Удмуртская Республика | 40 933,5 | 123,6 | 83,2 | 
| Чеченская Республика | 572,0 | 36,6 | 1,3 |