Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:16, курсовая работа
Итак, целью курсовой работы является:
рассмотрение характеристик рыночной и административно-командной экономической систем;
определение проблем перехода от административно-командной к рыночной системе;
рассмотрение экономической модели Республики Беларусь, её особенностей, проблем и перспектив развития.
Введение 3
1.	Рыночная и административно-командная системы                               4
1.1.Сравнительная характеристика двух типов экономических 
систем: рыночной и административно-командной.                                    4
1.2.Границы государственного вмешательства в рыночной экономике.    12 
2. Хозяйственный механизм Республики Беларусь.                                     18
2.1. Белорусская экономическая модель: сущность и этапы 
построения. Анализ основных инструментов её существования.               18
2.2. Сравнительная характеристика экономической модели 
Республики Беларусь и характерных моделей рыночной экономики.       25
2.	Проблемы перехода Республики Беларусь от плановой к 
рыночной экономике.                                                                           31
3.1. Переходная экономика: сущность, задачи и пути их решения. 31
3.2. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как 
страны с переходной экономикой.                                                     37
Заключение.                                                                                     42
Список использованных источников.                                                  43
Приложения .                                                                                  45
Второй атрибут - структура системы, совместимость входящих в нее элементов. Система устойчива и функционирует эффективно при совместимости частей, взаимодействие которых обеспечивает развитие системы. Этот признак имеет особое значение для разработки проблем трансформации экономических систем. Разрушение основного элемента системы приводит к разрушению прежней системы, а не основных элементов - к постепенному преобразованию (шоковая терапия или градуализм при проведении реформ).
Третий важнейший признак 
Следующий, четвертый, признак связан с тем, что система функционирует во внешней по отношению к ней среде, с которой связана множеством коммуникации. Целевая направленность системе передается из системы более высокого порядка. По отношению к экономической системе это означает, что данное общество ставит перед ней определенные цели и в зависимости от этого оценивает данную систему посредством определенного набора показателей.
И, наконец, есть управленческий аспект 
системы, без которого система не 
может целенаправленно 
Характеристика сложных 
 
1.2. Границы 
государственного 
Необходимость вмешательства государства 
в экономику вытекает, с одной 
стороны, из особенностей функционирования 
самой рыночной системы, неспособной 
справиться с решением ряда важных 
проблем и ситуаций (провалы рынка), 
с другой стороны, из усиления целостности 
современных общественных систем, требующей 
институционального представления 
общих для всех субъектов интересов. 
Последнее оказывается особенно 
значимым в условиях современной 
НТР, перехода к постиндустриальной 
цивилизации и резкого усиления 
интернационализации 
Рассмотрим границы 
Механизм свободного рынка позволяет 
удовлетворять потребности, которые 
выражаются в денежной форме, через 
спрос. Однако существуют такие потребности, 
которые невозможно измерить в деньгах 
и превратить в спрос. Речь идет об 
услугах коллективного 
В процессах рыночного 
Функции, выполняемые государством 
по организации денежного 
Если обратиться к реальному 
конкурентному рынку, то обнаружатся 
новые области экономической 
жизни, где проявляется ограниченность 
механизма рынка, что делает необходимым 
более широкое участие 
Рынок признает справедливыми доходы, 
полученные в результате свободной 
конкуренции на рынках факторов производства, 
размеры доходов зависят от эффективности 
вложения факторов. В обществе же есть 
люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, 
ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). 
Они не участвуют в конкуренции, 
не получают никаких доходов. Существуют 
и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, 
они не могут найти рыночное применение 
своему труду. Рыночное распределение 
доходов неприменимо к тем, кто 
занят производством 
Необходимая правовая база предполагает 
такие меры, как предоставление законного 
статуса частным предприятиям, определение 
прав частной собственности и 
гарантирование соблюдения контрактов. 
Правительство устанавливает 
Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение милицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения веса и качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.
Конкуренция служит основным регулирующим механизмом в экономике. При конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система регистрирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, подчиняющихся воле рыночной системы, ждут прибыль и упрочение их позиций; уделом же тех, кто нарушает законы рынка, являются убытки и в конечном счете банкротство. Рост монополий резко изменяет эту ситуацию.
Государство пытается регулировать ситуацию двумя способами. Оно образовывает государственные комиссии для регулирования цен и устанавливает стандарты на предоставляемые услуги. Федеральное правительство также использует антимонопольные законы. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Заметим, что обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы, по ряду причин в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством немало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места [17].
Монополизм и инфляция - это две тяжелые "хронические болезни" рыночной экономики, которая нуждается в проведении антимонопольной и антиинфляционной профилактики.
Суть государственной 
хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и
депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и
занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные
финансовые льготы, увеличиваются 
государственные расходы и 
предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем. Развитие фундаментальных научных исследований с длительными сроками окупаемости, высокой степенью риска и неопределенностью в отношении прибыли практически не под силу рыночному механизму. Здесь государство стимулирует структурную политику и научно-технический прогресс. Да и рынок более эффективно работает при коммерческом освоении перспективных видов новой техники и технологии.
Государство проводит региональную политику, 
решая вопросы, возникающие при 
воздействии на рыночную экономику 
исторических, национальных, демографических 
и других нерыночных факторов. Региональная 
политика осуществляется при помощи 
финансовых стимулов и государственных 
капиталовложений, которые обеспечивают 
привилегированное положение 
Реализация национальных интересов 
в мировой экономике (регулирование 
внешнеэкономических связей) предполагает 
проведение государством соответствующей 
внешнеторговой политики, контроль над 
международной миграцией 
Таковы в общих чертах верхние максимально допустимые пределы государственного вмешательства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества. Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, — продолжает распределять производственные ресурсы, удерживает административный контроль над ценами, прощает предприятиям задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, ведет фискальную налоговую политику, пытается обеспечить высокую социальную защищенность населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. В результате страдают те, ради которых государство шло на превышение пределов разумного вмешательства в экономику. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности [5].
2 
ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ 
2.1 
Белорусская экономическая 
Теоретическая модель социально-экономического 
развития - это совокупность принципов, 
целей, элементов и требований, предъявляемых 
к системе народного хозяйства 
и к социальной сфере общества, 
к его социальной и институциональной 
структуре, к эффективности 
Каждое государство создает 
собственную модель национально-экономического 
развития, которая формируется на 
базе синтеза региональных тенденций 
и мирового опыта. Впервые четкую 
формулировку основных особенностей белорусской 
модели дал в марте 2002 г. Президент 
РБ А.Г. Лукашенко в выступлении 
на заседании постоянно 
Информация о работе Макроэкономика в рыночной и административно-командной системе