- административно-властные отношения между органами местного самоуправления и субъектами муниципальной экономики по поводу социально-экономического развития территорий;
- экономические отношения между органами местного самоуправления, с одной стороны, и субъектами хозяйствования, представленными органами государственной власти, предпринимательскими структурами всех форм собственности и другими муниципальными образованиями, с другой стороны.
Таким образом, детальный анализ социально-экономических 
отношений современной муниципальной 
экономики позволил ее представить 
как особый способ воспроизводства 
материальных и духовных благ. Производственная 
деятельность в системе местного 
самоуправления осуществляется на основе 
муниципального хозяйства, представляющего 
собой совокупность предприятий и учреждений, 
осуществляющих на территории муниципального 
образования хозяйственную деятельность, 
направленную на удовлетворение коллективных 
(общественных) потребностей населения. 
Управление муниципальной экономикой 
представляет собой регулирование финансовых 
и социально-экономических показателей 
ее функционирования посредством предусмотренных 
законодательством правовых норм и форм 
экономических взаимоотношений между 
собственниками и пользователями муниципального 
имущества. Анализ показал, что право самостоятельного 
распоряжения муниципальным имуществом 
и местными финансами является экономической 
основой местного самоуправления. Составной 
частью местных финансов является городской 
бюджет. Дефицитный характер муниципального 
бюджета определяется действующим законодательством, 
в соответствии с которым осуществляется 
централизация финансовых средств в федеральном 
и субфедеральном бюджетах. В этих условиях 
перед муниципальными органами управления 
стоит задача разработки и реализации 
рациональной финансовой и экономической 
политики.
 
Заключение
Общественные блага обладают 
следующим специфическими чертами:
  - отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения. От количества лиц, использующих общественное благо, его ценностные характеристики существенным образом не страдают. Например, высаженными на клумбе цветами могут наслаждаться, не вызывая потери их ценности, сколько угодно людей;
- неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства. Например, освещение на улице не может включаться и выключаться в определенное время по просьбе определенного человека. Он может только использовать или же не использовать это благо;
- нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
- тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным. Например, уличным освещением, газонами пользуется все население — нельзя локализовать определенными рамками этот процесс.
По критерию масштаба распространения 
в рамках национальной экономики 
выделяют следующие виды благ:
  - общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;
- местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.
В зависимости от степени 
доступности выделяют следующие 
виды общественных благ:
  - исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;
- неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.
Так как количество населения, 
потребляющего общественные блага, 
большое, а взимание платы за его 
предоставление затруднено, то в этом 
случае единственным эффективным производителем 
благ может быть государство.
основных задач муниципалитетов 
является контроль за производством так 
называемых общественных благ
Функция муниципалитета состоит 
в выявлении потребностей населения 
в товарах и услугах и разработке стратегических 
проектов их удовлетворения.
Еженедельно осуществляется 
согласованный мониторинг оптовых и розничных 
цен на производимую ими продукцию. Организован 
«телефон доверия» для получения информации 
от населения о нарушениях в ценообразовании 
на предприятиях торговли города для принятия 
оперативных мер. 
Администрацией ведется работа 
по поддержке предприятий города и Ростовской 
области по увеличению доли производимых 
ими продуктов питания в крупноформатных 
и сетевых торговых предприятиях
Оказывается приоритетная поддержка 
развития стационарной инфраструктуры 
торговли и общественного питания
Для обеспечения населения 
благами, потребляемыми совместно, 
органы местного самоуправления непосредственно 
организуют их производство. Как правило, 
оно является малорентабельным и 
требует существенных затрат на его 
поддержание. 
В городе реализуется Городская 
целевая программа развития спасательных 
сил города на базе Поисково-спасательной 
службы муниципального учреждения «Управление 
по делам ГО и ЧС города Ростова-на-Дону». 
Расходы на эти мероприятия заложены 
в городском бюджете. 
В 2012 году всеми видами отдыха 
и оздоровления охвачено 95% детей 
школьного возраста. Число оздоровленных 
детей возросло на 14,5 процента. 
С 2010 года отсутствует очередность 
в дома-интернаты общего типа, организуются 
приемные семьи для пожилых и 
инвалидов. Создано 45 приемных семей.
Проводится  мониторинг уровня 
заработной платы, своевременность 
ее выплаты.
Принят Областной закон 
от 27.06.2012 №889-ЗС "О ведомственном 
контроле за соблюдением трудового законодательства 
и иных нормативных правовых актов, содержащих 
нормы трудового права, в Ростовской области", 
Потребительская корзина, утвержденная 
постановлением Законодательного Собрания 
Ростовской области от 22.11.2005 № 1151, определяется 
для основных социально-демографических 
групп населения 
Можно говорить о том, что 
город динамично развивается. 
 
 
Список использованных источников
 
  - Конституция Российской Федерации. М., 1993
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч.1. М., 1994
- Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 1998.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч.1. М., 1999.
- Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ // Российская газета. 1995. 1 сентября.
- Закон РФ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ // Российская газета. 1997. 30 сентября.
- Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. М 131-Ф3 // Российская газета. 2003. 8 октября.
- Каменев Н.А. Развитие конкуренции в сфере производства локальных благ. Автореферат дисс. на…  к.э.н., 2011
- Гранберг AT. Основы региональной экономики. - М.: ГУ ВШЭ, 2008
- Гребнев Л.С. Экономика. Курс основ / Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. - М.: Вита-Пресс, 2008. 
- Гутман Г.В., Дигшина О.Б., Звягинцева О.П. Общественные блага в транзитивной экономике. - М. ООО «Маркет ДС Корпорейшн», 2009
- Региональная экономика. Учебное пособие / коллектив авторов; под обд. Ред. В.Г. Глушковой, Ю.А. Симагина. – М.: КНОРУС, 2012
- Государственное  регулирование национальной экономики : учебное пособие / Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2011
- Харченко Е.В., Вертакова Ю.В. Система государственного и  муниципального управления.М.: КНОРУС, 2008
- Кожурин Ф.Д. Совершенствование регионального управления. М.: Знание, 2008
- Кузьбожаев Э.Н., Харченко Е.В. Управление стурктурно1й динамикой экономики региона. Курск : изд-во КШТУ, 2008
- Леонтьев В. Межотраслевая экономика / пер. с англ. – 3-е изд., перераб. идоп. М.: Экономика. 2009
- Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и методы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2011
- Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачи и методы реализации. М.: ГЕЛИОСАРВ, 2008
- Материалы официального сайта администрации Ростова-на-Дону. http://www.rostov-gorod.ru
- www.donland.ru
1 Государственное  регулирование 
национальной экономики : учебное пособие 
/ Е.В. Харченко, Ю.В. Вертакова. – 5-е изд., 
перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2011
2 
1В соответствии с Распоряжением Мэра 
города Ростова-на-Дону «О создании комиссии 
по мониторингу и стабилизации цен на 
продукты питания первой необходимости» 
от 15.10.2007 № 250.
3Ростовская 
область себя прокормит. 21 июня в Ростове-на-Дону 
состоялось заседание круглого стола 
на тему «Рост цен и мировой продовольственный 
кризис», организованное Центром социально-консервативной 
политики в ЮФО // Новости и анонсы сайта. www.donland.ru
4 
Гуманитарные и социальные науки 2013. № 3