Этапы предпринятых мер

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 14:33, реферат

Описание

Можно выделить несколько этапов реакции государства на кризисные явления: 1) вторая половина 2007 г. – вялые, нерешительные шаги по смягчению последствий ипотечного кризиса; 2)первая половина 2008 г., когда государство активизировалось на пике второй волны ипотечного кризиса; 3) сентябрь–ноябрь 2008 г. – меры, предпринятые в период острой стадии кризиса; 4) 2009 г. – антикризисная политика Б. Обамы.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word 2007.docx

— 50.54 Кб (Скачать документ)

     Анализ  предпринятых мер показал, что администрация  намерена стимулировать как предложение, так и спрос, отойдя от идеологических установок демократической партии.

     Особенно  важно, чтобы пакет мер в 787 млрд долл. США заработал как можно быстрее. Появилось выражение «вытолкнуть деньги за дверь». Предполагалось потратить 70 % выделенных средств (550,9 млрд долл. США) в течение первых двух лет. Однако вследствие сложности программ и бюрократических проволочек, деньги расходуются медленнее, чем это планировалось. Спустя три месяца в экономику было влито 45,6 млрд долл. США, которые пошли главным образом в помощь штатам для покрытия расходов по программе «Медикейд», выплаты по безработице, оплаты чеков получателям Программы социального обеспечения и на латание бюджетных дыр в результате снижения подоходного налога. Стимулирующий пакет в полную меру заработает в 2010 г. Однако его принятие помогло вернуть доверие инвесторов и потребителей.

     Знаковым  событием стали банкротства компаний «Крайслер» и «Дженерал Моторс» (процесс осуществляется в соответствии со статьей 11 Закона о банкротствах США). Ускоренный процесс позволил быстро реорганизовать работу этих компаний. Государство предоставило существенный объем помощи в обмен на акции. Фактически создана новая компания «Дженерал Моторс», а все «плохие» бумаги и активы остались у подконтрольной государству структуры. Ее новый  руководитель заявил, что взятые из бюджета 50 млрд долл. США компания вернет до 2015 г. Одновременно администрация в конце июля 2009 г. инициировала программу стимулирования спроса на автомобили, предлагая от 3,5 до 4,5 тыс. долл. США гражданам, сдающим старые автомобили на металлолом и покупающим новые более экологичные модели. Программа имела огромный успех, и фонд в 3 млрд долл. США был исчерпан менее чем за месяц. Ею воспользовались около полумиллиона американцев, она дала импульс восстановлению автопрома. Однако программа мешает оценить реальный спрос.

     Проект  реформы системы  регулирования финансовых рынков

     Финансово-экономический  кризис эпохи глобализации показал, что система регулирования финансовой сферы как в США, так и на международном уровне не отвечает потребностям современности.

     Подготовительным  шагом на пути реформы национальной системы регулирования стало  подписание Обамой в мае 2009 г. Закона о борьбе с мошенничеством и преодолении  его последствий и Закона о  подотчетности, ответственности и  раскрытии информации о кредитных  картах. Первый законодательный акт  призван дать правоохранительным органам  больше полномочий для борьбы с преступлениями на финансовых рынках, а второй прорабатывает защиту потребителя в области кредитных карт.

     17 июня 2009 г. администрация Б. Обамы представила всеобъемлющий план реформирования системы регулирования финансовых рынков. Проект реформы был составлен на основе консультаций с членами президентской группы по финансовым рынкам, членами Конгресса, представителями академического сообщества, защитниками прав потребителей и инвесторов, представителями бизнессообщества. Одна из его важнейших целей заключается в стремлении запустить в действие новую систему отслеживания и предупреждения системных рисков.

     Проект включает пять основных направлений реформирования.

  1. Ужесточить регулирование и надзор за деятельностью финансовых компаний. Предлагается создать новый Совет по контролю над предоставлением финансовых услуг (Financial Services Oversight Council), основной функцией которого станет выявление зарождающихся системных рисков, улучшение взаимодействия между регулятивными ведомствами, получение информации у всех финансовых компаний. Кроме того, предлагается дать новые полномочия ФРС, благодаря которым она станет единым органом контроля («консолидированный надзор») за всеми финансовыми институтами.

    Предлагается  создать Национальный банковский регулятор (National Bank Supervisor), которому будут переданы функции по пруденциальному регулированию, а также Национальное управление страхования (Office of National Insurance) в структуре Министерства финансов (на сегодняшний день США не имеют единого регулятора на федеральном уровне в данной области).

  1. Установить всеобъемлющий надзор и регулирование финансовых рынков: усовершенствовать регулирование рынков секьюритизации; ввести всеобъемлющее регулирование рынка внебиржевых деривативов, включая кредитно-дефолтные свопы;

    гармонизировать регулирование торговли фьючерсами и торговли ценными бумагами;

    усилить регулирование  платежных систем, клиринговых систем и систем взаиморасчетов, а также усовершенствовать функционирование этих систем.

     3)Усилить защиту прав потребителей и инвесторов на финансовых рынках. Создать новое Агентство по защите потребителей на финансовых рынках (Consumer Financial Protection Agency, CFPA) в качестве единого федерального регулятивного органа.

     4) Дать государству более совершенный  арсенал средств борьбы с финансовыми кризисами и разработать особый режим спасения компаний в случае «системного риска».

     5) Повысить международные стандарты регулирования и укрепить международное сотрудничество. Предложения по международному регулированию сочетают в себе принципы, которыми США руководствуются при реформе регулирования внутренних финансовых рынков, с шагами по реализации ряда задач, поставленных в апреле 2009 г. на саммите «Большой двадцатки» в Лондоне. Они включают, во-первых, усовершенствование международной системы требований достаточности капитала; во-вторых, усовершенствование надзора за глобальными финансовыми рынками (стандартизация и улучшенный надзор за рынками деривативов); в-третьих, усовершенствование надзора за деятельностью международных финансовых компаний; в-четвертых, реформирование методов предотвращения финансовых кризисов и выхода из них на международном уровне (в рамках Базельского комитета банковского надзора); в-пятых, завершение реструктуризации Совета финансовой стабильности к сентябрю 2009 г.; в-шестых, ужесточение пруденциального регулирования по предотвращению кризиса ликвидности (создание «финансовых подушек»); в-седьмых, расширение сферы регулирования (включая хедж-фонды); в-восьмых, выработку на международном уровне, новых правил выплаты вознаграждений руководящим работникам и менеджерам (в самих США начал свою деятельност«зарплатный царь» К. Файнберг).

     Кроме того, предлагается проверять соответствие регулирующей практики каждой отдельной страны международным регулятивным стандартам с помощью взаимных проверок (peer reviews). Декларируется необходимость дальнейшего усовершенствования стандартов бухгалтерского учета. США призывают национальные государства ужесточить надзор за работой кредитно-рейтинговых агентств в своих юрисдикциях.

     В США часть предложений будет проводиться в жизнь самими регулятивными органами на основе ведомственных распоряжений. Это касается мер по повышению стандартов достаточности капитала, установления новых правил предотвращения конфликта интересов для кредитно-рейтинговых агентств, введения нового требования к банкам сохранять на своих балансах часть выпуска секьюритизированных ценных бумаг и другие. Наиболее кардинальные пункты реформы должен утвердить Конгресс. На данный момент (август 2009 г.) администрация вносит в соответствующие комитеты Конгресса законопроекты, и в комитетах идут слушания по отдельным направлениям реформы.

     Эффективность предложенной реформы пока трудно оценить. Проект вызвал резкую критику, прежде всего со стороны республиканцев, подчеркивающих, что сложная американская система регулирования, состоящая  из многочисленных ведомств с конфликтующими функциямине только не упрощается, а еще больше усложняется по данному плану. Основные дискуссии развернулись вокруг двух системных положений: расширение полномочий ФРС и создание отдельного органа по защите потребителя.

     По  мнению Б. Обамы, в условиях глобального  характера современных вызовов  все страны должны последовать примеру  США и выделить более значительные бюджетные средства на антикризисные  меры, а в дальнейшем установить высокие стандарты финансового  регулирования. Со схожих позиций президент  США выступал на саммите лидеров  «группы 20» в апреле и на саммите  «Большой восьмерки» в июле 2009 г. США  действуют быстрее, чем партнеры. Реформировав свою систему, они будут  более настойчиво предлагать мировому сообществу свои стандарты. У американских торговых партнеров вызывает озабоченность  заложенное в стимулирующий пакет  положение «Покупай американское».

     Совершенно  очевидно, что США продолжат нажим  на офшоры и так называемые надежные гавани (так, США все-таки вынудили швейцарский  банк USB открыть информацию о счетах около 4500 американских граждан, в отношении  которых есть подозрения в уклонении  от налогов).

     III. Заключение

     В краткосрочном плане антикризисная  программа Обамы выполняет свою задачу. Государственные меры помогли  восстановить доверие инвесторов и  потребителей финансовых услуг. Улучшается функционирование рынка краткосрочного кредитования, включая рынки межбанковского кредитования и коммерческих бумаг. Частный сектор стал меньше полагаться на федеральные программы по мере того, как ослабевают рыночные стрессы, что и было одной из ключевых целей  государственных интервенций. Выпуск корпоративных ценных бумаг под  обеспечение кредитными картами, автокредитами  и студенческими займами стал расти, что поддерживается соответствующей  федеральной программой. На рынках долгосрочного кредитования выпуск бондов нефинансовыми институтами  также расширился.

     Чтобы оценить эффективность антикризисной  программы в долгосрочном плане, необходимо соотнести ее с определением характера вызовов, стоящих перед  национальным правительством и мировой  экономикой в связи с развертыванием финансово-экономического кризиса  в условиях инноваций на финансовых рынках и глобализации. Важно, сможет ли реформа системы финансового  регулирования решить проблемы, которые  в определенной степени стали  причиной финансового кризиса. В сжатом виде их можно сформулировать следующим образом: недооценка новой структуры посредничества (новые небанковские агенты – хедж-фонды, инвестиционные фонды) на финансовых рынках; появление новых классов финансовых инструментов, секьюритизация; неточность моделиоценки финансовых активов, недоучет риска, заключенного в различных ипотечных контрактах суб-прайм-заемщиков, нестандартные условия в кредитных контрактах и облигационных соглашениях, защищающие их держателей, невозможность адекватной оценки рыночных активов в кризисный период; недостоверность рейтингов: конфликт интересов и неточность модели оценки; слабая дисциплина кредитования, недоучет важности собственного капитала заемщика при ипотечном кредитовании. Ответ на эти вызовы возможен на путях совершенствования национальных систем мониторинга за системными рисками и координации действий на международном уровне. При этом важно, насколько сами Соединенные Штаты готовы идти на скоординированные меры со своими партнерами.

     К осени 2009 г. появились признаки стабилизации экономики. Если в I квартале 2009 г. падение ВВП составило 6,4 %, то во II квартале оно замедлилось до 1 %8. Бюро трудовой статистики объявило, что норма безработицы в США достигла в мае 2009 г. 9,4 %, в июне – 9,5 %, в июле этот показатель впервые с 2008 г. снизился до 9,4 %, однако в августе вырос до 9,7 % (самый высокий показатель за 26 лет).

     Одним из дисбалансов в американской экономике докризисного периода было рекордно низкое сбережение домашних хозяйств. В декабре 2008 г. норма личного сбережения в США составила уже 3,8 %, в мае 2009 г. достигла 5,0 %, (однако по историческим меркам это не самая большая величина: в 1980–1994-е годы норма сбережения была на уровне 8 %). Такая тенденция ведет к снижению личного потребления, и как следствие, сокращению ВВП (доля личного потребления ВВП США составляет 70 %). К концу лета 2009 г. индексы потребительского и инвестиционного доверия в США стали расти, что открывает окно для увеличения потребительских расходов.

     Одним из серьезных вызовов для новой  администрации и системным риском для США является проблема растущего  бюджетного дефицита, который в 2009 г. может превысить 1,8 трлн долл. США. В своем первом бюджетном послании Б. Обама заявил, что, исходя из предположения о возобновлении экономического роста, к концу первого срока его президентства дефицит сократится до 533 млрд долл. США. Администрация собирается сократить свыше 120 федеральных программ, потерявших актуальность или не подтвердивших свою эффективность. Это будет труднодостижимая задача, учитывая, что за каждой программой стоят особые группы интересов. Такие вопросы вызывают яростные дискуссии в Конгрессе. В конце августа 2009 г. администрация признала, что в следующее десятилетие дефицит федерального бюджета составит 9 трлн долл. США.

     Критически  важным моментом является длительность кризиса. Если антикризисный план администрации  Обамы «сработает» и США удастся  быстро выйти из рецессии, то они могут стать локомотивом для мировой экономики. Нельзя не учитывать огромный товарооборот этой страны. В 2008 г. экспорт составил 1843 млрд долл. США, а импорт – 2520 млрд долл. США. Любое сужение емкости американского рынка приводит к переориентации огромных международных товарных потоков. Кризис подрывает глобальную цепь поставок компонентов, нанося ущерб промышленному производству партнеров (это видно на примере японских субподрядчиков большой автомобильной тройки). Не только для американской экономики, но и для мировой экономики в целом важно, чтобы США как можно скорее вышли из кризиса.


Информация о работе Этапы предпринятых мер