Энергетика Беларуси: перспективы развития. Атомная энергетика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 18:25, реферат

Описание

Энергетическая отрасль – одна из ведущих в Беларуси. От ее стабильной и эффективной работы, обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения зависит работа всех других отраслей народного хозяйства республики, комфорт и благополучие граждан. Какими темпами ведется обновление генерирующих мощностей белорусской энергетики? Будет ли новая программа модернизации энергосистемы еще масштабней, чем действующая?

Содержание

Введение

1. Перспективы развития энергетики

2. Сотрудничество с Россией

3. Новая отрасль – ядерная энергетика

Заключение

Работа состоит из  1 файл

мой реферат.docx

— 45.57 Кб (Скачать документ)

2. Сотрудничество с  Россией 

         Министерства энергетики Республики Беларусь и Российской Федерации совместно с заинтересованными разработали проект Программы расширения белорусско-российского сотрудничества в топливно-энергетической сфере. Целью данного документа является осуществление в среднесрочной перспективе согласованного комплекса мероприятий, направленных на развитие взаимовыгодных экономических связей в нефтяной, газо- и нефтехимической отраслях, газовой сфере, электроэнергетике, атомной энергетике, в сфере повышения энергоэффективности и использования возобновляемых источников энергии.             Реализация программы будет содействовать укреплению энергетической  безопасности Беларуси и России, обеспечению потребности внутреннего рынка обоих государств в энергоресурсах, расширение экспортного потенциала и устойчивому росту национальных экономик на основе эффективного использования энергии. 
 
        Предусматривается, что сотрудничество будет осуществляться в результате гармонизации энергетической политики Беларуси и России, выполнения совместных энергетических проектов. Предполагается разработка инструментов, регулирующих совместную внешнеэкономическую деятельность, в том числе подготовка соглашений и совместных программ по различным сферам деятельности в ТЭК. 
 
          При подготовке проекта программы белорусская сторона основывалась на принципе создания равных условий для субъектов хозяйствования России и Беларуси, заложенном в Договоре о создании Союзного государства, а также на договоренностях, достигнутых в рамках Союзного государства, СНГ и ЕврАзЭС. Проект программы одобрен Президиумом Совета Министров Беларуси. 28 октября 2009 года документ был рассмотрен и в целом одобрен на заседании Совета Министров Союзного государства. 10 декабря вопрос о программе рассмотрен на заседании Высшего Государственного Совета Союзного государства. В настоящее время ведется доработка проекта программы по трем неурегулированным вопросам в газовой и нефтяной сферах. Наиболее принципиальным из них для  Беларуси является вопрос ценообразования на поставку в республику российского природного газа на основе принципа равнодоходности  при формировании Российской Федерацией внутренних и экспортных цен на газ.  
 
           Выполнение программы позволит обеспечить перевод двустороннего торгово-инвестиционного сотрудничества  в сфере энергетики на новый количественный и качественный уровень. Широкий спектр мероприятий по сотрудничеству в ТЭК, их актуальность и обоснованность, определенность сроков реализации и адресность обеспечат развитие энергетики в интересах Республики Беларусь и Российской Федерации. Результатом должны стать эффективная реализация внешнеэкономического потенциала субъектов хозяйствования, осуществление (увеличение) экспорта  электроэнергии в третьи страны, а также услуг по транзиту электроэнергии и газа. Предполагается улучшение финансового состояния энергетических предприятий и создание предпосылок для их стабильной работы в условиях развития рыночных отношений в топливно-энергетической комплексе, совместная реализация инвестиционных проектов, в том числе строительства АЭС, гидроэлектростанций, подземных хранилищ газа на территории Беларуси.

    P.S    Как сообщает regnum.ru, российская сторона настаивает на том, что до подписания соглашения с Беларусью соглашения о сооружении атомной электростанции должно быть создано совместное предприятие по сбыту электроэнергии.

    По  словам источника в органах госуправления Беларуси, в пакет соглашений о строительстве АЭС включено условие о создании СП, которое должно специализироваться на сбыте электричества. Россия настаивает на том, чтобы СП было создано уже сейчас, однако наших чиновников этот вариант категорически не устраивает, так как российская сторона в этом случае получит право на обладание 50% прибыли от продажи электроэнергии, которую будет вырабатывать БелАЭС.

    Ранее Беларусь пыталась найти других подрядчиков  для строительства БелАЭС. В частности, в качестве таковых рассматривался Иран и французская компания АРЕВА. 

    3. Новая отрасль  –ядерная энергетика 

     Концепцией энергетической безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь № 433 от                        17 сентября 2007 г., предусмотрен ввод к 2020 двух энергоблоков суммарной электрической мощностью около 2000 МВт., для повышения энергетической безопасности страны и диверсификации видов топлива. 
 

    В Беларуси планируется построить  атомную электростанцию в составе  двух энергоблоков общей мощностью  около 2,4 тыс. МВт с вводом в эксплуатацию первого энергоблока в 2016 году и второго – в 2018 году. Строительство АЭС позволит укрепить энергетическую безопасность страны, снизить себестоимость производства электроэнергии, а, следовательно, и рост тарифов на ее отпуск. Уменьшатся выбросы парниковых газов, будут выведены из работы устаревшие и малоэффективные генерирующие мощности. Расчеты, выполненные учеными НАН Беларуси, показали, что с пуском АЭС себестоимость электроэнергии в целом по энергосистеме снизится примерно на 20%, при этом в расчетах не принималось повышение цен на газ. Годовой объем закупок природного газа сократится на 4-5 млрд. куб.м. Как показывает анализ, топливная составляющая в себестоимости производства электрической энергии на АЭС составляет в мире от 12 до 25%, в то время как на обычных электростанциях - около 70%. В абсолютных ценах топливная составляющая на АЭС колеблется от 0,2 до 1 цента на 1 кВт.ч, на обычных тепловых электростанциях у нас в стране в 2009 году эта величина составила 5,63 цента на 1 кВт.ч.

    Таким образом, рост цен на урановое сырье (оно в топливной составляющей 8-10%) не приведет к значительному  росту тарифов, как при росте  цен на органическое топливо. Следует  также отметить, что строительство  атомной электростанции будет способствовать экономическому и социальному развитию региона размещения АЭС. Выполнение заказов для АЭС позволит поднять  технический, технологический уровень  промышленных предприятий республики и повысить квалификацию кадров. Опыт, приобретенный при строительстве  АЭС, в перспективе позволит использовать промышленный и кадровый потенциал  страны при возведении объектов ядерной  энергетики как в республике, так и за рубежом.  
 

Приоритеты  развития   топливно-энергетического  комплекса

  • развитие и модернизация энергетических источников за счет внедрения  высокоэффективных парогазовых технологий на действующем паросиловом оборудовании, строительство новых парогазовых блоков, повышение эффективности за счет модернизации турбин, установки генерирующего оборудования в действующих котельных и преобразование их в мини-ТЭЦ
  • диверсификация существующего топливно-энергетического баланса в целях обеспечения энергетической безопасности государства в том числе вовлечение  в баланс  ядерного топлива, каменного угля и максимальное вовлечение местных видов топлива и возобновляемых источников энергии
  • наращивание подземных хранилищ природного газа
  • развитие сетевой инфраструктуры и наращивание экспортных и транзитных возможностей, продолжение газификации страны
  • организация собственного производства энергетического оборудования
  • внедрение современных энергосберегающих технологий во всех отраслях экономики.

          Постановлением Совета Безопасности Республики Беларусь № 1 от 31 января 2008г. «О развитии атомной энергетики Республики Беларусь» принято решение о строительстве в Республике Беларусь атомной электростанции суммарной электрической мощностью 2000 МВт с вводом в эксплуатацию - первого энергоблока в 2016 году, второго - в 2018 году. 

Преимущества  ввода АЭС в  энергосистему Беларуси

  • повышение уровня энергетической безопасности за счет диверсификации энергоисточников по видам топлива;
  • замещение  до 5 млн. т у.т. органического топлива (природного газа) из баланса энергосистемы ;
  • снижение затрат на топливо для энергосистемы  в год к 2020 году на 250 – 300 миллионов долларов в год при темпах роста стоимости органического топлива в пределах 3 – 5 % ;
  • снижение себестоимости производства электрической энергии;
  • снижение выбросов парниковых газов в атмосферу на          7-10 млн. тонн.
 
 

Создание  инфраструктуры

        Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по строительству атомной электростанции» № 565 от 12 ноября 2007 г. предусматривается:

  • создание регулирующего органа – Департамента по ядерной и радиационной безопасности в МЧС
  • для осуществления функций заказчика - создание государственного учреждения «Дирекция строительства атомной электростанции»
  • определение генеральным проектировщиком – РУП «Белнипиэнергопром» организацией, выполняющей научное сопровождение работ по строительству АЭС – ГНУ «Объединенный институт энергетических и ядерных  исследований – Сосны» НАН Беларуси

Указом  Президента Республики Беларусь № 378 от 10 июля 2008г. Для формирования и реализации государственной политики в области  развития ядерной энергетики в структуре  Минэнерго создан Департамент по ядерной энергетике. 

Разработка  законодательной  базы развития ядерной  энергетики 

     Закон Республики Беларусь «Об использовании атомной энергии» (введен в действие в июле 2008 года):

  • определяет правовую базу безопасного развития     ядерной энергетики;
  • устанавливает разграничение полномочий органов государственного и местного управления;
  • регламентирует вопросы размещения, проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации ядерных установок, транспортирования и хранения ядерных материалов и радиоактивных отходов, экспорта и импорта оборудования, ядерных материалов и услуг;
  • регламентирует другие вопросы в области использования  атомной энергии.

О законодательной  и НТ базе использования  атомной энергии

       Разработан «План работы республиканских  органов государственного управления  по реализации Закона Республики  Беларусь «Об использовании атомной  энергии», предусматривающий внесение  изменений в действующие и  разработку новых законодательных  и нормативных правовых актов  для приведения их в соответствие  с принятым законом (утвержден Первым заместителем Премьер-министра Республики Беларусь В.И.Семашко 22.09.2008)

О выборе проекта АЭС

    Учеными и специалистами Беларуси изучен мировой опыт строительства объектов ядерной энергетики,  рынок производителей и поставщиков оборудования с  анализом их предложений, в том числе  условий финансового сопровождения, проведены проработки по выбору проекта  строительства, возможных исполнителей и поставщиков оборудования.

    Сегодня в мире разработаны проекты  АЭС  повышенной безопасности и надежности, практически исключающие тяжелые  аварии с выходом радиоактивности  в окружающую среду.

    Наиболее  безопасными, имеющими большой опыт эксплуатации и составляющими основу мировой  ядерной энергетики являются АЭС с водо-водяными реакторами типа ВВЭР (PWR) 3-го поколения.       

Сотрудничество  с Российской Федерацией

  • Вопросы взаимодействия российской и белорусской сторон при реализации проекта строительства АЭС в Республике Беларусь рассмотрены 21 января 2009 года на встрече с делегацией Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», возглавляемой генеральным директором корпорации Кириенко С.В., и принят ряд концептуальных решений.
  • Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» подтвердила готовность реализовать проект строительства АЭС в Республики Беларусь «под ключ» в установленные сроки.

О заключении межправительственных соглашений

Для реализации достигнутых договоренностей по реализации проекта строительства  АЭС в Республике Беларусь:

  • 28 мая 2009 г. в г.Минске подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях; 
  • Завершаются внутригосударственные процедуры согласования проекта Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в строительстве на территории Республики Беларусь атомной электростанции;
  • Ведется разработка контрактных документов на строительство АЭС.
 

    О выборе места размещения  АЭС

  • Выполненные исследования  и изыскания показали, что           на территории республики имеются места для размещения АЭС.
  • По результатам исследований  и изысканий из трех конкурентных площадок   Островецкая площадка, расположенная   в Гродненской области, определена в качестве приоритетной.
  • Краснополянская и Кукшиновская площадки, расположенные в Могилевской области, являются резервными.

Информация о работе Энергетика Беларуси: перспективы развития. Атомная энергетика