Эластичность спроса и предложения на рынке товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе рассматриваются кривые спроса и предложения и направление их изменения. Но интересно не только направление кривых, но и масштабы изменения объема спроса и предложение при изменении цены данного товара. Большое внимание также уделено коэффициентам эластичности спроса и предложения. Это все позволяет оценить влияние различных показателей на спрос. Отдельное внимание в работе уделено теории потребительского выбора, которая объясняет, каким образом покупатели предпочитают тратить получаемые ими доходы в целях максимального удовлетворения своих потребностей.

Работа состоит из  1 файл

Кривая энгеля курсовая.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

Основные положения количественной теории полезности:

- потребитель оценивает полезность потребляемых исходя из количества каждого из них.

 

Функция полезности отражает зависимость уровня полезности (благосостояния) от количества потребляемого блага (соотношение между количеством потребляемого блага и достигаемым при этом уровнем полезности). Единицей измерения полезности служит ютиль.

 

- каждый вид благ имеет для потребителя общую и предельную полезность.

Общая полезность – удовлетворение, получаемое от потребления данного количества данного блага.

 

Предельная  полезность – приращение общей полезности при потреблении дополнительной единицы данного блага. Отражает степень настоятельности потребности (переход от удовлетворения более насущных потребностей к менее насущным). Цена блага определяется его предельной полезностью для потребителя.

 

Функция полезности – убывание предельной полезности блага с увеличением его количества в одном непрерывном акте потребления.

 

Первый закон Госсена (закон убывающей предельной полезности): с увеличением количества блага общая полезность растет, но все в меньшей степени, а предельная полезность каждой дополнительной единицы данного блага снижается, то есть чем интенсивнее потребление блага, тем меньше прирост общей полезности от потребления каждой дополнительной единицы данного блага.

 

Если, увеличивая количество одного блага и соответственно уменьшая другое, совокупная (не предельная) полезность возрастает, то полезность еще не максимальна. И запросы  необходимо изменить соответствующим образом для ее максимизации.

 

Разграничение общей и предельной полезности позволяет решить «парадокс воды и алмаза»:

почему практически  бесполезный алмаз дороже одного из самых полезных благ – воды?

 

Величина запасов воды и алмазов различна: вода имеется в изобилии, алмазы встречаются

крайне редко. Это означает, что общая полезность воды большая, а предельная – низкая; а у алмаза – наоборот. Так как цена определяется предельной полезностью блага, то «парадокс воды и алмаза» подтверждает кардиналистскую функцию полезности. 

 

2.2 Эффект дохода и эффект замещения.

 

Закон спроса можно  объяснить эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене, человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении каких-либо альтернативных товаров. То есть, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высока цена приводит к противоположному результату. Эффект замещения выражается в том, что при более     низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие продукты более дешевыми. Эффекты дохода и замещения совмещаются. Поэтому реальная направленность изменений потребления будет выступать равнодействующей эффектов дохода и замещения. Относительно нормальных товаров оба эффекты действуют в одном направлении. В этом случае прогнозировать изменения потребления в зависимости от изменений цены на товар несколько    проще. Иная картина складывается при анализе влияния изменения цены на потребление некачественных товаров: направленность влияния эффектов дохода и замещения противоположная. В зависимости от того, какой эффект срабатывает сильнее, динамика цены и динамика потребления будут иметь одинаковую или противоположную направленность. 

 

Если эффект замещения имеет большее влияние, то с возрастанием цены потребление товара Х уменьшается, а при ее снижении - увеличивается. Однако может складываться ситуация, когда преобладает эффект дохода. Тогда при возрастании цены возрастает и потребление, а уменьшение цены вызывает такие же за направленностью изменения потребления.       

 

Последняя ситуация встречается достаточно редко. Некачественный товар, для  которого эффект дохода преобладает над эффектом замещения, получил название Гиффенового товара, а возрастание потребления этого товара с повышением цены на     него - парадокса Гиффена.                   

 

Товар Гиффена  должен синхронно отвечать таким  требованиям:

 

-   быть некачественным в представлении потребителя;

 

-    занимать значительной частью в его затратах.

 

Парадокс Гиффена, на первый взгляд, кажется исключением из закона спроса. Но при более детальном исследовании, как мы выяснили, именно взаимодействие эффектов замещения и дохода есть виною такое развитие событий.

Существует еще несколько примеров мнимых исключений из закона спроса, когда с повышением цен наблюдается увеличение закупок того или иного товара. Так, некоторые потребители могут отождествлять возрастания цен с повышением качества продукции и реагировать увеличением его закупок. В условиях нестабильности экономической ситуации возрастания цен может восприниматься и как предвестник инфляционного прыжка. Поэтому для получения выигрыша потребители будут стараться приобрести больше продукта по сегодняшним ценам, пока они еще не так возросли. Однако все эти действия потребителя можно легко объяснить, исходя с теории поведения потребителя.

2.3 Кривые безразличия.      

 

Кривая безразличия – это кривая, построенная в координатах количество товара X – количество товара Y, точки которой отражают сочетание товаров (благ), выбираемое потребителем. Кривая отражает возможный набор вариантов, комбинаций этих товаров, обладающих одинаковой полезностью для потребителя, вследствие чего ему безразлично, какой выбрать набор из двух товаров, находящихся      в количественном сочетании, соответствующем положению точек на кривой безразличия.         

 

Основные свойства кривых безразличия:

 

 

   1. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Это свойство объясняется необходимостью сохранить общий уровень полезности набора при уменьшении потребления благ А, что приводит к компенсации этого уменьшения за счет увеличения потребления благ В.

 

               тов В                        


 

 

 

                                                                                        

 

 

 

                 

 

 

 

                                                          тов А 


 

Рис.4 Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.  

2. Две кривые безразличия не могу пересекаться. Так как один набор благ не может характеризоваться двумя различными уровнями полезности.

 

 

 

 

               тов В

         


 

 

 

                      

 

 

              

 

 

                                                                   

 

                                                               тов А                         


                                             

Рис.5 Кривые безразличия не могут пересекаться.

 

 

    3. Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве благ. Таким

образом получается (карта безразличия), которая дает наиболее полную информацию о системе предпочтений потребителя.                                                  

 

2.4  Равновесие потребителя. Бюджетные линии    

 

В случае потребления  лишь двух благ бюджет потребителя  представляется

равенством:              

M=PaQa+PbQb    (6)                           

Отсюда следует другое уравнение:                                  

Qa=M/Pa –(Pb/Pa)Qb     (7)    

 

Это уравнение  называют уравнением бюджетной линии, все точки которой представляют доступные потребителю при данном бюджете комбинации двух благ. Из выражения (7) получается, что бюджетная линия имеет отрицательный наклон; угол ее наклона определяется соотношением цен, а отдаленность от начала координат - величиной бюджета. Если при фиксированном бюджете и неизменной цене блага А цена блага В снижается, то наклон бюджетной линии уменьшается. Если при фиксированных ценах благ увеличивается бюджет потребителя, то бюджетная линия отодвигается от начала координат параллельно самой себе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7 Бюджетные линии           K


                                                                              Тов.B

                                                 5

                                                 4

                              

                                                  3


                     

                         2                                                                                                  


 

 


                                                    1                2     3

L

                                                                                                        Тов.A

 

 

 

        


 

               K


 

M

4


 

3

 

2

 

1

 


        0   1     2    3    4                        

 

 

 

Рис.8 Равновесие потребителя

 

 

Для определения  ассортимента покупок, обеспечивающего  потребителю максимальную  удовлетворенность при заданных ценах и бюджете, достаточно на его карте безразличия провести бюджетную линию (Рис.8). 

 

Используя карту  безразличия и бюджетную линию, можно проследить за реакцией находящегося в равновесии потребителя на изменения его бюджета и цен благ.

      

 

2.5 Кривые Энгеля

 

Эрнст Энгель (1821-1896 гг.) - английский экономист, который  занимался изучением того, как в Х1Х ст. характер потребления товаров и услуг изменялся в зависимости от дохода семьи. Кривая Энгеля показывает соотношение между доходом и объемом потребления определенного товара при неизменности других факторов, которые влияют     на спрос.

                          

 

 

                                             

Рис.9 Кривая Энгеля

 

Для большинства  нормальных товаров кривая Энгеля имеет возрастающий характер с затуханием, то есть определенный прирост дохода вызывает меньший прирост потребления товара Х. Это, прежде всего, объясняется действием закона убывающей предельной полезности. Однако для определенной группы товаров кривая Энгеля может возрастать с ускорением. К этой группе относятся предметы роскоши, потребление которых возрастает быстрее, чем возрастает доход потребителя.

Эти зависимости были подмеченные Энгелем и сформулированные в виде законов, которые вошли в экономическую теорию как законы Энгеля:        

 

1. При неизменных  ценах на все блага часть  семейного бюджета, расходуемая  на продукты потребления, имеет тенденцию к уменьшению при возрастании доходов семьи.        

 

2. Потребление  образовательных, юридических, медицинских  услуг и услуг, связанных с отдыхом, имеет тенденцию возрастать быстрее, чем возрастают доходы.         

 

И хотя эти закономерности были выявленные больше 100 лет назад, в их справедливости легко убедиться, наблюдая сегодняшнюю экономику.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Особенности эластичности спроса и предложения на рынке  недвижимости       

 

3.1 Особенности эластичности спроса и предложения на рынке недвижимости

 

Ситуация на рынке жилой недвижимости особенно быстро ухудшилась после августовского 1998 года финансового кризиса; повсеместно, в том числе и в Москве, рынок нового жилья стал испытывать нарастающие трудности реализации жилищной продукции.

 

Недавний мировой  финансовый кризис, разразившийся к  концу 2008 года, так же оказал крайне негативное воздействие на рынок недвижимости.

 

Текущий тренд на рынке - стабилизация и постепенное оживление. За прошедший 2010 год рынок недвижимости прошел через низшую точку кризиса, через практически полную остановку продаж и научился работать в новых условиях.

 

 

     Исследования состояния и тенденций спроса и предложения на рынке недвижимости – едва ли не самое излюбленное направление публикаций, посвященных проблемам сферы недвижимости. И это вполне оправданно, так как именно от спроса, предложения и их соотношения в определяющей степени зависят такие важнейшие экономические параметры, как цены, доходность, риски приобретения или создания объектов недвижимости.      

 

Любой объект недвижимости – это результат взаимодействия таких факторов производства как земля, капитал и труд, причем два из них мобильны, а третий – земля – неподвижен и ограничен. Эти свойства земли и рассматриваются в большинстве учебников по экономике недвижимости как фактор, определяющий невозможность увеличения предложения недвижимости даже при росте цен на нее.  

                       

Отчасти это  верно, но если бы дело было только в  этом, то следствием роста спроса был бы постоянный рост цен на недвижимость, однако всем известно, что на рынке недвижимости, также как и на любом другом, рост цен сменяется их падением, превышение спроса над предложением – избытком предложения.     

 

Предложение на рынке недвижимости может быть увеличено  различными способами. Другое дело, что процесс освоения новых территорий, создания новых объектов недвижимости, использования новых материалов и конструктивных – процесс длительный, а потому предложения на рынке недвижимости не может быть увеличено сразу же после возрастания цен на недвижимое имущество или, как принято говорить в работах по экономической теории, – предложение на рынке недвижимости абсолютно неэластично в краткосрочный период.

Информация о работе Эластичность спроса и предложения на рынке товаров