Экономика туризма Португалии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание

Индустрия туризма является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Согласно данным ВТО, в последние двадцать лет среднегодовые темпы роста иностранного туризма составили 5,1%, а среднегодовые темпы роста валютных поступлений от международного туризма - 14 %; в 1993 году международных туристских прибытий было 576 млн. человек, а поступления от международного туризма достигли 372 млрд. долларов США. К 2010 году количество международных поездок предположительно возрастет до 937 млн. Многие высокоразвитые страны, такие как Швейцария, Австрия, Франция, значительную долю своего благосостояния построили на доходах от туризма. В западных странах туризм признается доходной отраслью хозяйства, находящей поддержку государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................3

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОРТУГАЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ…………………………………………………………………..5

Географические особенности Португалии……………………….5

Культурно – историческое наследие Португалии………….……9

Основные особенности экономического развития Португалии..13

Характеристика туристского рынка Португалии………………18

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ ПОРТУГАЛЬСКОЙ РЕСПУБЛИКИ…………………………….……….....25

2.1. Рекреационная составляющая туризма в Португалии………. .25

2.2. Виды туризма Португалии, уровень их развития………………34

2.3. Перспективы развития туристской сферы Португалии………..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….....41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУР

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая.docx

— 638.72 Кб (Скачать документ)

Экономическая политика Португалии направлена на достижение целей Маастрихтских  соглашений (снижение инфляции, бюджетного дефицита, государственного долга, процентных ставок). Успешно реализовывались  программы «быстрой и эффективной» реприватизации и модернизации производства, подготовки кадров, а с 1998 — программы  стабилизации и развития. Социальная политика направлена на реформирование системы трудовых отношений. Принято  новое трудовое законодательство, предусматривающее  систему коллективных договоров, объём  социальных льгот несколько снизился (7, с. 47).

В кредитно-денежной сфере  принимались меры по соблюдению финансовой дисциплины, реорганизации и реприватизации банков. Финансовая политика использовалась в качестве инструмента воздействия  на хозяйственную деятельность предприятий и стимулирование накоплений. Банковская система страны включает 39 банков, из них 5 иностранных, 3296 отделений. Центральный банк обладает правом эмиссии банкнот, контролирует деятельность всех кредитно-финансовых институтов и аккумулирует золото - валютные резервы страны. Последние составляют 14,261 млрд. долл., из них 5,353 млн. — запасы золота. Пять крупных банков контролируют 80% финансового сектора страны, по уровню консолидации банков Португалия стоит на 5-м месте в Западной Европе. Процентные ставки по кредитам 5,16%, по депозитам — 2,4% (2001). Рынок облигаций не играет большой роли, основная часть их выпусков идёт по каналам частного размещения. Финансовый рынок является периферийным, уровень капитализации и ликвидности ниже, чем в других странах ЕС. Крупнейшая фондовая биржа находится в Лиссабоне.

Налогово-бюджетная сфера  после реформирования обеспечила приток государственных доходов, был установлен контроль за государственными расходами. Бюджет Португалии: расходы 48 млрд долл., доходы 45 млрд, дефицит — 2,8% ВВП (2002). Почти 90% бюджетных доходов приходилось  на налоги. Дефицит платёжного баланса  по текущим операциям вырос на 9,2% и составил 11 539 млн. евро (2001). За 3 квартала 2002 дефицит платёжного баланса достиг 7 961 млн. евро. Внешний долг Португалии — 15 млрд. долл. (2002). Общий государственный долг страны 61,16 млрд. долл., или 55,6% ВВП (2001). Общий объём накопленных в Португалии прямых иностранных инвестиций 32,671 млрд. долл., португальские прямые инвестиции за рубежом 24,881 млрд. долл. (2001). В 2001 вывоз португальского капитала (5,7 млрд. евро в виде прямых инвестиций) впервые превысил приток иностранных инвестиций в страну (3,6 млрд. евро). Портфельные инвестиции в Португалию достигли 52,9 млрд. долл., португальские портфельные инвестиции за рубежом 42,531 млрд. долл. (2001). Инвестиции Португалии в Российскую Федерацию составили 3,394 млн. долл. (2001).

Экспорт товаров и услуг  вырос на 6,1% и составил 24,8 млрд. долл., импорт — на 5,3% и достиг 37,8 млрд. долл. (2001). Удельный вес Португалии в мировом экспорте — 0,4%, в импорте — 0,6% (2000). Ок. 85% экспорта приходится на готовую продукцию. Основные статьи: одежда, обувь, продукция машиностроения, химикаты, пробка, бумага. 79% экспорта приходится на ЕС (Испания — 19%, Германия — 18, Франция — 13, Англия — 11%), 6% — на США (2001). Основные импортные товары: машины и транспортное оборудование, химикаты, нефть, текстиль, сельскохозяйственная продукция. Основные партнёры по импорту: страны ЕС — 74% (Испания — 25, Германия — 14, Франция — 11, Италия — 7, Великобритания — 6%), США и Япония — по 3% (2001). Внешнеторговый оборот Португалии с Российской Федерацией 231 млн долл. (2001). Свободные экономические зоны действуют на Азорских островах («Санта Мария», расположенная на одноименном острове), на острове Мадейра (с 1980). Одновременно архипелаг имеет юрисдикцию оффшорной зоны.

По уровню жизни Португалия занимает 24-е место в мире (индекс развития человеческого потенциала — 0,874 в 1999). Заработная плата традиционно  ниже, чем в других странах ЕС (минимальная — 348 евро в месяц, средняя — около 700 евро). В 2001 частное потребление выросло на 3,6% и на душу населения составило 7190 долл. Частные доходы реально выросли на 1,1% при приросте ВВП в 1,7% (2001). Национальные сбережения 17% ВВП. В 1989 была принята новая схема выплат пособий по безработице, но до сих пор она не везде введена.

 

    1. Характеристика туристского рынка Португалии.

 

Португалия занимает пятое  место в Европе по количеству приезжающих  туристов. Португалия привлекает отдыхающих экологически чистыми пляжами и  мягким климатом, хорошей кухней, отличными  винами и уникальными памятниками  архитектуры. Самые известные курорты  находятся в Алгарве (это самая  южная область Португалии, центр  португальского и международного туризма) и на острове Мадейра. Очень хорошо развит внутренний туризм.

Португалия - одна из старейших стран Европы с богатой историей. Границы Португалии остаются неизменными, начиная с XIII века. Португалия является полноправным членом ЕЭС. Страну ежегодно посещает около 13 млн. человек в течение всего года. Такое количество туристов обеспечивается большими государственными вложениями в туристический бизнес. В стране отдыхают многие европейцы (англичане, французы и испанцы), начиная со студентов и заканчивая президентами преуспевающих финансовых компаний и даже стран.

Особенно крупными рынками  для Португалии являются, кроме Испании (20%), Великобритания (14%), Германия (10%), Франция (8%), Нидерланды (4%), Италия (3%) и США (2%) (рис. 1).

 

Рисунок 1

 

Туристский сектор в Португалии сосредоточен в небольших районах - в глубине страны и у южных  берегов (самая большая концентрация туристов на атлантическом побережье  полуострова Иберия приходится на южную  часть Португалии - Альгарве), а северные атлантические берега у ее - полупустые. Португалия владеет территорией  в Атлантическом океане у западных берегов Африки - это остров Мадейра, который из-за мягкого климата особенно привлекателен для зимнего отдыха. В стране быстро развивается внутренний и выездной туризм (4, с. 77).

Однако объем внутреннего  туризма в Португалии пока небольшой - и только треть населения страны проводит отпуск в своей стране. У португальцев в отличие от иностранных  гостей популярностью пользуются северные прибрежные районы. Что касается выездного  туризма, то он также пока небольшой. Например, в 2000 году только 10% населения  выезжало за границу.

В последние годы Португалия сделала огромный шаг вперед на ниве туризма. Всего несколько лет  назад, когда туристы больше стремились посетить другие страны, в туристическую  отрасль Португалии были вложены  огромные ресурсы и силы, что незамедлительно  сказалось на притоке туристов.

Португалии есть что предложить для отдыха. У нее богатая культура, множество памятников старины, чудесная природа, мягкий климат, все возможности  для досуга, отменное качество услуг  и проживания, потрясающая кухня. Все эти компоненты создают хорошую  базу для развития туризма.

Португалия - страна, входящая в Шенгенский договор, потому въезд  в страну достаточно затруднен из за того, что нужно получать визу. Туры в Португалию предполагают поселение  в цепь известных по всему миру отелей типа «Marriott», «Sheraton» International и  других, а также можно снять  себе одноэтажный пансион или  виллу для отдыха, которая обойдется  в пределах 500 евро в сутки. Вообще Португалия, как и все страны Европы с Шенгенской визой, достаточно дороги для туриста (10, с. 79).

Развитие туризма в  Португалии достигло своего пика в  период проведения Евро-2004 по футболу. В этот период было построено много  новых отелей, гостиниц, стадионов  и мест отдыха для туристов. В  ту пору Португалия по праву стала  центром международного туризма.

В туристском бизнеса в  Португалии зарегистрировано 722 турагентства, которые имеют 440 локальных представительства  на территории страны. Наибольшая концентрация штаб-квартир турагентств и их представительств наблюдается в  Лиссабоне - соответственно 259 и 152, Порту - 116 и 100, Фару - 94 и 50, Авейро - 53 и 13, Браге - 35 и 25.

В анализе развитие туризма  в Португалии за 2000-2003 гг., проведенном  Гендиректоратом по туризму при  правительстве Португалии, отмечено значительное увеличение числа европейских  туристов вследствие увеличения и большего разнообразия количества ежегодных  маршрутов, подчеркнуто более качественное удовлетворение португальским туристским сервисом специфических туристических интересов. Отмечается также, что во время отпусков и праздников туристский сервис в Португалии становится все более персонализированным, обеспечивающим комфортные условия проживания и предоставления услуг для любого вида отдыха, в том числе активного отдыха и занятия спортом, как для групп, так и отдельных семей.

По данным Всемирной Организации  по Туризму в 2006 году максимальный рост заполняемости отелей по сравнению  с предыдущим годом наблюдался в  Лиссабоне. Среди 27 городов из 23 стран  Лиссабон продемонстрировал увеличение на 14,6%. В 2005 году заполняемость отелей в столице Португалии составляла 55,1% , а в 2006 - 63,1%.

Наиболее часто посещаемыми  местами в Португалии являются: провинция  Алгарве - 30%, Лиссабон и Вале ду Тежу - 25%, Порту и север страны - 20%, Бейраш - 15%. 35% португальцев предпочитают останавливаться  у родственников и друзей, 30% - в отелях, 10% - на базах отдыха, 11% - в собственных загородных домах, 12% - в арендованных собственными силами помещениях, 2% используют возможности  турфирм для поиска подходящих помещений. Наиболее часто посещаемыми местами  отдыха в Португалии являются: пляжи - 50% отдыхающих, загородные места отдыха - 25%, посещение городов - 24%, термальные источники - 1%. Частотность, с которой  португальцы проводят свои выходные дни вне дома, согласно статистике, следующая: 8% отдыхающих проводят все  свои выходные дни вне дома, 15% - раз в две недели, 29% - один раз в месяц и 19% - раз в два месяца.

В стране имеется 1593 гостиниц, мотелей, домов отдыха; из них 37 - с  уровнем услуг «5 звезд», 177 - «4 звезды», 253 - «3 звезды», 109 - «2 звезды». Кроме  того, существует 179 туристических баз  и кемпингов. В общей сложности  вместимость вышеуказанных заведений  составляет 95 тыс.комната и 216 тыс.мест, общее количество персонала 40 тыс.чел. В летние месяцы в пик турсезона  наблюдается нехватка кадров для  обслуживания туристов. В этой связи  правительством по предложению туристических  организаций рассматривается возможность  привлечения рабочей силы из Восточной  Европы и Африки (10, с. 89).

Индекс занятости мест в гостиницах страны в 1999 году составил 49,2% (на 0,7% больше, чем в 1998 году), а  индекс занятости гостиничных номеров - 60,8% (на 1,2% больше чем, в 1998 году). По регионам наибольший подъем этих индексов наблюдался в Лиссабоне, соответственно 56,9% и 72,7% (в 1998 году - 55,7% и 72,3%), а также в  Алгарве - 50,4% и 67,2% (в 1998г. - 47,8% и 63,4%). По категориям гостиничных услуг наибольший рост индексов занятости мест и комнат отмечен в гостиницах категории  «2-3 звезды» - соответственно на 2% и 1,9%. При этом результаты 1999 года превзошли  результаты 1998 года, которые ранее  считались наилучшими в связи  с проведением всемирной выставки Экспозиции 1998 года.

Доля иностранных гостей в Алгарве была выше, чем где-либо в стране и составляла 83%. Основную часть их составляли индивидуальные туристы или тургруппы. Путешественники  по делам бизнеса составляли 30% от числа останавливающихся в отелях в Лиссабоне, а также 5% - в Алгарве. Участники конференций составляли 10% от всего числа клиентов отелей. А число участников конференций, останавливающихся на побережье  Эшторила (21,6%), было больше чем в  Алгарве (11,5%) и Лиссабоне (6,9%) вместе взятых.

Доходы гостиничного хозяйства  Португалии в 2002 году составили (по регионам): центр страны - 150 млн. евро, север - 50 млн. евро, Лиссабон и Вале ду Тежу - 400 млн. евро, Алентежу - 50 млн., Алгарве - 400 млн., Азорские острова - 50 млн., Мадейра - 200 млн. евро. В 2002 году было занято 32,4 млн. койко-мест в гостиницах, кемпингах, мотелях и прочих местах предназначенных  для проживания, как интуристов, так и для португальцев путешествующих по стране, что на 0,2% больше, чем в 2001 году. Провинции Алгарве, Лиссабон и Вале-ду-Тежу и Мадейра продолжают оставаться самыми посещаемыми туристическими местами Португалии.

Министерство туризма  Португалии ежегодно выделяет 50 миллионов  евро и 6,5 миллионов добавят частные  и общественные представители семи региональных агентств, исключая Мадеру и Азорские острова, на развитие туризма (10, с. 90).

Выделяя средства из бюджета, правительство не скрывает своих  планов развития туризма. Доля туристической  отрасли в португальской экономике  должна значительно вырасти к 2009 году. Отельный сектор предполагает ежегодный  рост доходов на 9,2%, количество въезжающих в страну туристов должно увеличиваться  на 5,8%, и на 4,6% - среднее время их пребывания.

Не маловажным является то, что Португалия делает ставку на рекламу  туризма.

В 2007 году в Португалии на заседании правительства был  заслушан доклад о состоянии въездного  туризма в стране. Генеральный секретарь Министерства по туризму Фредерико Кошта заявил, что правительство выделило 56,5 миллионов евро в 2007 году на рекламу страны в качестве туристического объекта. Эти средства стали самой крупной инвестицией в рекламу туристического сектора за всю историю страны. Кошта добавил, что эта сумма появилась в результате консультаций с общественными институтами и частными туристическими компаниями, доказавшими правительству целесообразность рекламной компании в таких масштабах.

Само министерство туризма  Португалии выделит 50 миллионов евро, остальные 6,5 миллионов добавят частные  и общественные представители семи региональных агентств, исключая Мадеру и Азорские острова.

Информация о работе Экономика туризма Португалии