Экономика стран ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:09, курсовая работа

Описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы рассмотреть историю становления Европейского Союза, рассмотреть экономическую интеграцию Европейского Союза, некоторые варианты европейской социально-экономической модели, а также современные экономические проблемы Европейского Союза.

Содержание

Введение……………………………………………………………………......3
1 История становления Европейского Союза…………………..5
2 Некоторые варианты европейской социально-экономической модели…………………………………………..……18
2.1 Германская модель……………………………………………………..18
2.2 Французская модель……………………………………………………19
2.3 Скандинавская модель ………………………………………………...21
2.4 Британская модель …………………………………………………….22
3 Процесс экономической интеграции в европе на современном этапе………………………………………………………24
3.1 Особенности экономического развития ЕС………………………………..25
3.2 Темпы, факторы и условия роста экономики ЕС………………………….26
3.3 Уровень экономического развития ЕС…………………………………......29
3.4 Структурные сдвиги в экономике ЕС………………………………….…...30
3.5 Формирование хозяйственного механизма………………………………...31
3.6 ЕС в движении прямых капиталовложений…………………………..……33
3.6.1 Экономическая помощь………………………………………….…..34
3.6.2 Внешнеторговые связи………………………………………………35
3.6.3 Валютно-финансовые отношения с развивающимися странами и со странами Восточной Европы……………………………………………………37
3.6.4 Внешнеторговый баланс…………………………………………......39
4. Современные проблемы европейского союза……………...41
Заключение …………………………………………………………………50
Список литературы……………………………………………………….51

Работа состоит из  1 файл

Экономика стран ЕС.docx

— 89.25 Кб (Скачать документ)

 

      1. Внешнеторговый баланс.

 

В 1990-е годы произошел  перелом в расчетах по внешнеэкономическим  связям ЕС. Они стали сводиться  с положительным сальдо, которое  в первой половине текущего десятилетия достигало 0,1 – 0,2% ВВП. Оно обеспечивалось за счет торговли товарами и услугами, при этом дисбаланс отмечается в расчетах по торговле с США и Японией. Расчеты по капиталовложениям были отрицательными.

Позиции ЕС в международном  разделении труда ослабляет состояние  обмена наукоемкой продукцией, который  сводится с отрицательным сальдо за счет электронного оборудования и  бытовой электроники. ЕС имеет пассивное  сальдо в торговле патентами и  лицензиями. Обнаруживается зависимость  Союза от США в области научно-технического обмена. Европейские компании закупают в США свыше половины зарубежных научно- технических новинок. Этому  способствует наличие в рассматриваемом  объединении многочисленных дочерних компаний и филиалов американских ТНК. Отсутствие единой лицензионной политики стран ЕС приводит к расширению связей местных компаний с американскими и японскими, а не с европейскими. Они рассматривают первых в качестве потенциальных поставщиков прогрессивных технологий.

Введение евро укрепило позиции  ЕС в валютной сфере. Однако европейская  денежная единица занимает в нем  подчиненное положение. В евро совершается 22% расчетов в международной торговле, несколько больше доли еврозоны в  мировом экспорте. Евро обслуживает 28% обменных операций на мировом валютном рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Современные проблемы европейского союза.

 

Долговой кризис в Европе может серьезно обостриться, а виной  тому станет рост проблем в банковской сфере, считает еврокомиссар по вопросам конкуренции испанец Хоакин Альмуниа. Высокопоставленный чиновник из Брюсселя полагает, что некоторые сберкассы  в Испании и греческие банки  находятся в таком плохом состоянии, что им понадобятся дополнительные финансовые вливания из государственной  казны. С момента начала финансового кризиса в 2008 году правительства ЕС уже одобрили планы банковской реструктуризации на общую сумму 4,13 трлн. евро, но, судя по всему, эта цифра в ближайшее время может вырасти. Напряженная ситуация на европейском межбанковском рынке вполне может привести к тому, что возникнет необходимость государственных мероприятий по спасению некоторых банков. Правомерность подобных акций в обязательном порядке будет проверяться Еврокомиссией. Кредиты на сумму 2,6 трлн. долларов выдали греческим, испанским и португальским государственным и частным компаниям иностранные финансисты. Сейчас экономические проблемы Греции, Португалии и Испании настолько серьезны, что значительная часть этих кредитов не будет возвращена никогда. Проблема в том, что ни инвесторы, ни регуляторы, ни даже сами банкиры не знают, какие именно банки выдали основную часть этих безнадежных кредитов. Нервозность, неудивительная в ситуации экономического кризиса, временами угрожает полной остановкой и без того шаткой европейской финансовой системы. В начале прошлого месяца уже имела место ситуация, продемонстрировавшая всю серьезность положения: европейские банки, на долю которых приходится не менее половины упомянутых 2,6 трлн., почти прекратили взаимное кредитование. Некоторые аналитики считают, что сейчас, когда государственные ресурсы стремительно худеют, банкам следует предпринять тщательный аудит своих проблем. Без этого Европа может не справиться с нарастающими трудностями. До того как в начале года греческий кризис перешел в открытую фазу, инвесторы не обращали внимание на то, сколько денег европейские банки ссужали за рубежом. Их ожидал неприятный сюрприз, когда выяснилось, что банки оказались в зависимости от ситуации в Греции и Португалии. Вскоре судьба государственных облигаций этих трех стран, а также Италии и Ирландии, также имеющих крупные долги, была поставлена под вопрос. Озабоченность вызывает и задолженность частного сектора в этих странах: когда правительствам приходится больше тратить на обслуживание долга, то же самое приходится делать и частным компаниям. Европейский центральный банк 31 мая 2010 года предупредил, что рецессия и высокие процентные ставки могут привести к волне банкротств. Он оценивает убытки, которые понесут крупнейшие банки от невозврата кредитов, в 123 млрд. евро (150 млрд. долларов) в текущем году и 105 млрд. евро — в следующем. Правда, часть этих убытков компенсирует прибыль из других источников. По оценке аналитиков Royal Bank of Scotland, из 2,2 трлн. евро, одолженных Греции, Испании и Португалии зарубежными банками, около 567 млрд. приходится на долю правительств, около 534 млрд. — на долю частных небанковских заемщиков, 1 млрд. евро — кредиты банкам. Кризис начался с Греции, но задолженность Испании намного превосходит греческую — 1,5 трлн. евро против 338 млрд. у Греции. Тем не менее, подробно об этих кредитах, равняющихся 22% европейского ВВП, почти ничего неизвестно. 7 мая 2010 года стоимость страховых премий по кредитам европейских банков превысила уровень, наблюдавшийся после краха американского банка Lehman Brothers. Чиновники Европейского центрального банка предупредили о росте страховых премий, угрожающем возможностям Центробанка по исполнению его обязанности контроля над процентными ставками. Тремя днями позднее правительства Евросоюза совместно с МВФ предложили европейским банкам гарантии по кредитам на общую сумму 1 трлн. евро. Одновременно Европейский центральный банк впервые начал скупать государственные облигации в попытке предотвратить продажу суверенных долгов Греции, Испании и других стран. Какие банки в первую очередь могут пострадать от кризиса в Греции и других странах, по-прежнему остается загадкой. Регуляторам в каждой стране известно, какими активами владеют банки этой страны, но они не спешат делиться этим знанием с соседями. Вице-президент Европейского центрального банка Лукас Пападемос заявил 31 мая 2010 года, что некоторые банки «излишне полагаются» на то, что будут приняты срочные меры по их спасению. Однако он отказался сообщить какие-либо подробности, а 1 июня 2010 года ушел в отставку, поскольку срок его полномочий истек.

Громкая история с государственным  фондом Dubai World, заявившем о возможном техническом дефолте по своим долговым обязательствам, с новой силой возродила в среде экономистов разговоры о начале второй волны кризиса. В мире есть немало стран, испытывающих проблемы с исполнением бюджета и мрачными экономическими перспективами. В любой момент каждая из них может объявить дефолт, что создаст «эффект домино» и по цепочке вызовет серию банкротств крупных финансовых учреждений и новую угрозу возрождению глобальной экономики. Подозрения в первую очередь падают на европейские страны с самым плачевным социально-экономическим положением из так называемой четверки PIGS: Португалия, Ирландия, Греция, Испания. Трудно сказать, какой из них сейчас приходится тяжелее всего, но Греция первой из стран Еврозоны утратила инвестиционный рейтинг. Испания пока отделалась первым предупреждением от рейтинговых агентств. Греция считается колыбелью европейской цивилизации. Но в Европейское Экономическое Сообщество она вошла гораздо позже остальных стран. В 1961 году было подписано специальное Соглашение об ассоциации между Грецией и ЕЭС- первый подобный документ в истории Сообщества. А полноправное членство было оформлено только 1 января 1981 года. К системе платежей на основе единой европейской валюты Греция тоже вступила с опозданием - с 1 января 2001 года, поскольку сильно отставала по уровню развития от остальных стран сообщества.  В начале восьмидесятых годов доля валового внутреннего продукта на душу населения в Греции находилась на уровне 60% от остальных европейских стран по паритету покупательной способности. Являясь преимущественно аграрной страной, Греция славилась депрессивной экономикой и постоянно канючила крупные субсидии из общеевропейского бюджета. С тех пор в Греции мало что изменилось. Страна до сих пор остается с гигантским госсектором, коллективными трудовыми договорами, всепроникающими социальными гарантиями, бесконечными профсоюзными демонстрациями и правом на бесплатные обеды для всех студентов. К 2007 году доля ВВП на душу населения так и осталась ниже среднего показателя по Евросоюзу. Не помогло ни расширение ЕС на десять стран Восточной Европы, ни помпезные XXVIII Летние Олимпийские Игры в 2004 году в Афинах. К началу глобального экономического кризиса 2008 года в Греции уже было отрицательное сальдо платежного баланса в -14%, безработица в 10% и бюджетный дефицит в 5%, что выше европейских нормативов. Государственный долг составлял 96% ВВП. Поэтому можно сказать, что сначала в Греции кризис был даже незаметен. В четвертом квартале 2008 года греческая экономика умудрилась, вырасти и по итогам года этот рост составил 2%. В 2009 году снижение экономики ожидается вблизи отметки -1%. Ключевые предприятия и учреждения получают государственные гарантии, поэтому на них не сильно сказываются проблемы остального мира. В итоге основной проблемой греческой экономики стал поиск займов на внешних рынках. Международные кредиторы приучили Грецию жить на подачки богатеньких соседей по континенту. Но кризис на кредитных рынках привел к пересмотру предыдущих схем осуществления международных торговых связей. К концу 2009 года Греция попала в черный список ведущих рейтинговых агентств как самый вероятный кандидат в нарушители кредитных соглашений. В рамках борьбы с кризисом прошли досрочные  выборы в греческий парламент, сопровождавшиеся привычными массовыми демонстрациями, поджогом автомобилей и магазинов, столкновениями с полицией. К первому декабря было создано новое правительство, которое еще не успело оформить свои многочисленные инициативы в виде бюджета на 2010 год и пока только обещает удержать бюджетный дефицит в рамках 10% ВВП при помощи ставки на борьбу с коррупцией и повышения собираемости обязательных налогов. Греческий министр финансов пообещал представить уже в январе следующего года детальный план вывода страны из кризиса Европейскому Центральному Банку, где сильно озабочены возможностью дефолта одного из своих участников. Восьмого декабря международное рейтинговое агентство Fitch Ratings  снизило долговой рейтинг Греции до «BBB+» с негативным прогнозом, что стало новым ударом по экономике страны, понизив стоимость ее облигаций, банковских акций и даже уронив курс евро. В сопроводительном заявлении агентства говорится, что понижение рейтинга отражает беспокойство по поводу среднесрочного прогноза государственных финансов, учитывая слабую надежность финансовых институтов и политическую обстановку в Греции, осложненную неопределенностью в отношении сбалансированного и продолжительного восстановления экономики. Существует серьезная опасность, что усиление проблем в Греции привлечет внимание к другим заемщикам Еврозоны, серьезно пострадавшим от финансового кризиса. Ранее, в конце октября Fitch уже сокращало рейтинг Греции до «А-»  с негативным прогнозом после того, как социалистическое правительство страны неожиданно сообщило намного большем дефицит бюджета, чем прогнозировалось ранее. Понижение рейтинга стало очередной плохой новостью для Греции, чьи рынки в последние месяцы страдали из-за растущих бюджетных проблем, от которых приходится увеличивать стоимость займов, чтобы покрыть растущую задолженность. Рейтинги Греции также имеют негативный прогноз так же по версии других авторитетных рейтинговых агентств Moody's и Standard and Poor's. В данный момент страна еще далека от дефолта, но греческое правительство должно прислушаться к предупреждениям финансовых рынков и завершить политику расточительства, продолжающуюся уже третье десятилетие. Для этого Греции необходимо как можно скорее провести кардинальные сокращения государственных расходов и реформировать весь бюджетный процесс, уделив пристальное внимание соблюдению бюджетной дисциплины. Но стоит учесть, что положение греческого правительства имеет в природе предмет для подражания. Государственный долг  Греции в следующем году превысит  110% от ВВП. Хотя в 1999 году он уже превышал 118%, а дефолта за этим не последовало. Или взять  другой пример. В относительно благополучной Японии государственный долг скоро превысит 200%. В Соединенных Штатах долг почти равен ВВП, что не мешает им находиться на высшей ступени рейтинговых агентств. Правда, у Греции в этом отношении очень плохой послужной список. Последний раз профицит бюджета отмечался в далеком 1972 году во время правления пресловутых «черных полковников», пришедших к власти как раз во время экономического хаоса и на волне бюджетных проблем. Но с момента окончания военного режима дефицит греческого бюджета в среднем составлял 6% ВВП. Интересной особенностью греческой политической жизни является то, что каждое новое правительство с удивлением обнаруживает ранее скрытую степень увеличения бюджетного дефицита. Греция превратилась в страну, которая отрицает сам смысл бюджетной дисциплины и бухгалтерской точности. Но рейтинговые агентства пока еще не научились выявлять степень бюджетной расхлябанности. Они лишь беспристрастно в меру своих возможностей выявляют вероятность того, насколько полно должник будет выполнять свои кредитные обязательства. Таким образом, сейчас весь вопрос сосредотачивается вокруг одной ключевой проблемы. Будет ли Греция выполнять все взятые на себя обязательства, не прибегая к просьбам об отсрочках и реструктуризации. В отличии от негативного примера Аргентины, отказавшейся от выполнения своих обязательств в одностороннем порядке в 2001 году, что привело к смене нескольких правительств, погромам и мародерству в городах этой страны, Греция вряд ли пойдет на такой рискованный шаг. В истории Европейского Союза еще не было примера, когда входящая в него страна считала невозможным рефинансирование задолженности за счет финансирования новых долгов или изменения сроков погашения долга. В любом случае остается незадействованной еще возможность обращения к ресурсам Международного Валютного Фонда и прочим профильным международным финансовым организациям. Демонстративное понижение рейтинга в первую очередь Греции при сопоставимых бюджетных и общеэкономических проблемах в остальных странах четверки PIGS, делает рейтинговым агентствам плохую репутацию. Понижение рейтинга автоматически вызывает цепную реакцию на рынках в виде увеличения панических настроений на фондовом рынке, увеличение колебаний процентных ставок, что делает обслуживание греческого долга еще более обременительным занятием для злосчастного греческого бюджета. Движения цен на рынках часто происходят под действием самоисполняющегося пророчества, поэтому действия рейтинговых агентств, правильные по формальной сути, могут резко усугубить опасную ситуацию. Реакцию рынков никогда нельзя игнорировать. Раздражительность инвесторов в тревожные моменты увеличивается, что создает дополнительную реальную угрозу  биржевых крахов и всплеск на валютных торгах. Предотвратить надвигающуюся катастрофу может Европейский Союз. Еще в феврале прошлого года Глава Еврогруппы Жан-Клод Юнкер и Министр Германии Пеер Штайнбрюк заявили, что правительства европейских стран обязаны будут прийти на помощь Греции, если ситуация станет серьезной. Устав Европейского Центрального Банка в статье 103 запрещает одному государству брать на себя обязательства другой страны-участницы, но только если эти действия приведут к взаимному финансовому ущербу. В случае с возможным греческим дефолтом убытки возрастут во всем Европейском Союзе, а под угрозу ставятся все предыдущие многомиллиардные вливания в экономику во время финансового кризиса. Европейским странам просто не останется никакого другого выхода, кроме как поддержать греческую сторону в этой сложной ситуации. Президент Европейского Центрального Банка Жан-Клод Трише заявил, что греческий дефолт невозможен. «От Греции потребуют навести порядок внутри страны, но объявить дефолт ей никто не даст. То же самое можно сказать о Великобритании», – предположил известный финансист Джордж Сорос в интервью телеканалу Sky News. Премьер-министр Греции Георгиос Папандреу заявил, что Греция сможет привести свой увеличивающийся дефицит бюджета в соответствие с правилами ЕС уже к 2013 году, обозначив ряд мер, направленных на ослабление волнений инвесторов по поводу состояния бюджета Греции. Правительство Греции постарается добиться снижения бюджетного дефицита ниже предельно допустимого по правилам ЕС уровня 3% от ВВП в течение ближайших четырех лет. Прогнозируется, что дефицит бюджета Греции в этом году достигнет 12,7% от ВВП. Папандреу также сказал, что, начиная с 2012 года правительство Греции примет меры для того, чтобы начать сокращать свою огромную задолженность, которая уже в наступающем году превысит 120% от ВВП. Ранее, в начале декабря новоизбранное социалистическое правительство Греции поспешило убедить своих партнеров по Евросоюзу, заинтересованных инвесторов и рейтинговые агентства в том, что оно имеет детально проработанный план по сокращению бюджетного дефицита до 9.1% от ВВП и снижению гигантского государственного долга путем секвестрования государственных расходов на 8 млрд. евро. Кризис в греческой экономике следует рассматривать и как вызов, и как новые возможности для всесторонней переориентации экономической политики и пропаганды новой модели экономического роста. Греческому обществу пора начать понимать, что затяжные хронические проблемы могут привести к усугублению болезненных проявлений в будущем, если не будут решаться должным образом сегодня. Политика отсрочек и полумер может завести Грецию в тупик. Глобальный кризис дал возможность начать диалог между социальными слоями в Греции с целью проведения реформ в функционировании государственного сектора. И тогда сама мысль о возможном дефолте станет восприниматься в ЕС как абсурдная. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. http://forum-msk.org
  2. http://www.novayagazeta.ru
  3. http://forextrader.ucoz.com
  4. http://www.dni.ru

Информация о работе Экономика стран ЕС