Экономика США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 18:39, доклад

Описание

Американцы всегда платили налоги. Однако почти никогда не любили этого делать.
Американский историк Эллиот Браунли (Elliot Brownlee), автор книги «Федеральные Налоги в Америке. Краткая История» (Federal Taxation in America: A Short History), пришел к выводу, что в истории американских налогов были четыре поворотных момента — Гражданская война, Первая мировая война, «Великая Депрессия» и Вторая мировая война. Во всех этих случаях власти страны были вынуждены создавать принципиально новый налоговый режим. Джозеф Торндайк (Joseph Thorndike), редактор аналитического налогового портала Tax Analysts, отмечает, что налоги не меняются сами по себе — они являются плодом общества и могут измениться только вместе с ним. Изменения могут произойти и в иных случаях — например, если какие-то налоги по определенным причинам перестают приносить доход государству.

Работа состоит из  1 файл

США.docx

— 41.06 Кб (Скачать документ)

Американцы  всегда платили налоги. Однако почти  никогда не любили этого делать. 
Американский историк Эллиот Браунли (Elliot Brownlee), автор книги «Федеральные Налоги в Америке. Краткая История» (Federal Taxation in America: A Short History), пришел к выводу, что в истории американских налогов были четыре поворотных момента — Гражданская война, Первая мировая война, «Великая Депрессия» и Вторая мировая война. Во всех этих случаях власти страны были вынуждены создавать принципиально новый налоговый режим. Джозеф Торндайк (Joseph Thorndike), редактор аналитического налогового портала Tax Analysts, отмечает, что налоги не меняются сами по себе — они являются плодом общества и могут измениться только вместе с ним. Изменения могут произойти и в иных случаях — например, если какие-то налоги по определенным причинам перестают приносить доход государству.  
После появления нового государства — Соединенных Штатов Америки — налогов было относительно немного. В период с 1791 по 1802 год федеральные власти США ввели налоги на процесс дистилляции спирта, на конные экипажи, на рафинированный сахар, табак, имущество, продаваемое с аукциона, корпоративные ценные бумаги и на рабов.  
Ситуация кардинально изменилась с началом войны с Британской Империей (1812 год). Чтобы залатать бюджет, были введены налоги с продаж, которые взимались при реализации золота, серебра, ювелирных изделий и часов (предмет роскоши в ту пору). Однако в 1817 году Конгресс США отменил эти налоги — их заменой стали таможенные ставки на импортные товары.  
Очередные налоговые реформы начались в 1862 году — после начала Гражданской войны. Чтобы профинансировать военные действия, Конгресс впервые в истории США ввел подоходный налог. Он был основан на тех же принципах, что и современный — то есть, люди с меньшими доходами обязаны были платить меньше, чем более состоятельные. Одновременно была создана централизованная налоговая служба — до этого эти функции выполняли чиновники, подчиненные губернаторам штатов. Полномочия тогдашних американских налоговиков мало отличались от современных. Во время Гражданской войны американцы, зарабатывавшие от $600 до $10 тыс. в год, платили налог в размере 3%, более богатые — 4—6%. В итоге, в 1866 году фискальные службы США установили рекорд — они собрали $310 млн. налогов. Этот результат был побит лишь в 1911 году.  
В 1868 году непопулярный подоходный налог был на короткое время отменен. Конгресс принял решение получать основные доходы за счет налогообложения производителей табака и алкоголя. Впрочем, в 1894 году подоходный налог вновь вернулся, но просуществовал всего год. Он был отменен после решения Верховного Суда США, который вынес вердикт, что подоходный налог незаконен: во-первых, о нем нет упоминаний в Конституции, во-вторых, все штаты не согласились признать его введение.  
1913 год положил конец налоговой свободе. Тогда была принята 16-я Поправка к Конституции, которая сделала подоходный налог реальностью. Эта поправка дала Конгрессу право менять налоговые ставки, облагая и частных лиц, и коммерческие структуры. Налог сработал даже в условиях Первой мировой войны. В 1918 году впервые в истории США налогов было собрано на сумму, превышающую $1 млрд. 
В 1932 году в США было проведено крупнейшее в истории мирного времени повышение налогов. Причиной этого стала Великая Депрессия — серьезнейший экономический кризис в истории страны. Целью повышения налогов стало уменьшение бюджетного дефицита. Подоходный налог на частных лиц достиг 55%, налог на корпорации — 14%. Позитивный результат достигнут не был: в стране возросло число банкротств, экономическая активность снизилась, бюджетный дефицит сокращен не был. В результате, инициатор налоговой реформы президент Герберт Гувер проиграл выборы Франклину Делано Рузвельту.  
Рузвельт пришел к власти, обещая создать прогрессивную налоговую систему и перенести основную часть налогового бремени на плечи богатых американцев. С 1935 года американцы, обладавшие годовым доходом более $500 тыс., обязаны были платить 75%-й подоходный налог. Рузвельт также отменил знаменитый «сухой закон» — тотальное запрещение на торговлю алкогольными напитками в США. В результате, бюджет страны серьезно пополнили налоги, которые начали платить магазины, торгующие спиртными напитками. Ранее торговцы алкоголем тратили эти средства на взятки чиновникам, отчисления мафии и контрабандистам. Однако это не помогло — в 1937 году экономика США опять оказалась в трудном положении, а бюджетный дефицит снова начал расти. 
В то время состояние бюджета считалось одним из главных критериев, по которым оценивалось положение дел в экономике страны. Однако в середине 1930-х годов Рузвельт стал сторонником идей британского экономиста Джона Кейнса (John Maynard Keynes). Кейнс, в частности, считал необходимым всемерное увеличение государственных расходов, которые способны увеличить инвестиции в экономику и увеличить уровень спроса. США на практике реализовали многие идеи Кейнса, однако на резкие меры не шли — бюджетные траты не увеличивались, но налоги более не повышались. 
С началом Второй мировой войны налоги в США достигли пика — некоторые из них доходили до 96%.Тем не менее, с началом Второй мировой войны экономика США начала бурный подъем: практически исчезла безработица, и ВВП в последующее десятилетие увеличивался, в среднем, на 5.01% в год. Это было достигнуто за счет колоссальных военных заказов. В результате принятых в ходе войны административных мер по учету населения, в США резко выросло число налогоплательщиков. В 1943 году была введена новая норма — работающие американцы получили возможность платить налог не раз в год, а постоянно — соответствующие отчисления делались из их зарплат и централизовано перечислялись налоговым структурам. Это также позволило резко увеличить объемы налоговых поступлений. В 1939 году подоходный налог платили 3.9 млн. человек, перечислившие в федеральный бюджет США $2.2 млрд., в 1945 году — 42.6 млн. ($35.1 млрд.). Выходу налогоплательщиков из тени также способствовал бурный рост патриотических настроений в американском обществе — известный музыкант Ирвинг Берлин даже написал песню «Я заплатил Мой Подоходный Налог Сегодня» (I Paid My Income Tax Today). 
После окончания Второй мировой войны в Сенате и Конгрессе США началась кампания по снижению налогов, однако все подобные инициативы были заблокированы президентом Гарри Труменом. В 1948 году были повышены налоги на корпорации и на богатых. В 1950 году, с началом войны в Корее, налоги еще более возросли.  
В 1961 году первое послевоенное снижение налогов провел президент Джон Кеннеди. В своей налоговой политике Кеннеди следовал идеям Эндрю Меллона (1855—1937), нещадно критикуемых кейсианцами. Меллон — нечастый пример успешного бизнесмена, создавшего собственную экономическую теорию (известна его книга «Налогообложение: Народное Дело»Taxation: The People's Business) и реализовавшего ее на практике. Долгое время Меллон был министром финансов США, в том числе он возглавлял это ведомство и при президенте Гувере. Меллон, в частности, ввел практику возврата налоговых платежей налогоплательщикам. Суть метода, поныне применяемого в США, заключается в том, что по итогам года при соблюдении определенных условий, налогоплательщики могут получить от государства часть средств, заплаченных ими в качестве налогов.  
В 1961 году Кеннеди, в среднем, сократил налоги на 20—30%. Наивысшей планкой подоходного налога стала планка 70%, вместо 91%. В 1963 году Кеннеди был убит. Снижение налогов сопровождалось принятием пакета законов, направленных на улучшение ситуации в области социальной сферы. Экономические советники президента исходили из следующей логики: меры социальной защиты населения (фактически государство брало на себя оплату некоторых расходов малоимущих жителей страны, например, медицинских) позволят американцам сэкономить, что оживит потребительский спрос. Результат: рост ВВП составил 3.74%, однако уже через несколько лет экономика США стала пробуксовывать. Не стоит забывать, что именно в это время США вели войну во Вьетнаме.  
В 1968 году налоги вновь были повышены, правда незначительно. В этот момент бюджетный дефицит США был рекордно низким. Любопытно, что повышение налогов поддерживали многие бизнесмены, выполнявшие государственные заказы. Они были озабоченны снижением уровня государственных расходов. Однако повышение налогов не помогло решить эту проблему — в США была слишком высокая инфляция.  
В 1971 и 1975 годы были проведены умеренные сокращения налогов, параллельно сокращены госрасходы. Тогда экономика США вступила в период умеренного роста. В 1978 году власти вновь решили помочь бизнесу — были сокращены некоторые налоги на коммерческие структуры, в частности, налог на основной капитал и налог на инвестиции. Тем не менее, американская экономика оказалась в состоянии стагнации.  
В 1986 году крупнейшее сокращение налогов провел президент Рональд Рейган. В общей сложности, подоходный налог был снижен на 23% (более низких налогов не было с 1916 года). Были введены три постоянные ставки подоходного налога на частных лиц — 15%, 28% и 33%. Кроме того, была проведена система реформ корпоративных налогов, которая ограничила число лазеек, к которым прибегали компании, чтобы уменьшить налогооблагаемую базу. У реформы Рейгана было и остается много поклонников и много противников. Сторонники считают, что сокращение налогов помогло создать в США более 40 млн. рабочих мест. Противники уверены, что эта реформа больно ударила по основе основ американского общества — среднему классу и намного ухудшила положение наиболее малообеспеченных слоев населения страны.  
В 1990 году президент Джордж Буш-старший решил сократить государственные расходы и немного повысить налоги. С этой строкой в налоговой истории США была связана любопытная история: на пресс-конференции Буша напрямую спросили, будет ли он повышать налоги. Буш ответил, буквально, следующее: «Читайте по моим губам — новых налогов не будет». Буквально через две недели налоговые ставки выросли. Их главными жертвами стали состоятельные американцы.  
В 1993 году налоги вновь выросли. Инициатором этого шага стал президент Билл Клинтон, намеревавшийся сократить размеры дефицита федерального бюджета. Особенно вырос подоходный налог, который должны были платить богатые американцы. В частности, для жителей США с годовым доходом от $115 тыс. до $250 тыс. налог вырос с 31% до 36%. Как известно, Клинтон смог на короткое время сделать бюджет страны профицитным.  
В 1999 году были сокращены подоходные налоги на физических лиц. Любопытно, что по оценкам Министерства Финансов США, в 1999 году 20% богатейших семей США получили 49% от национального дохода и заплатили 59% от всех налогов, заплаченных в федеральный бюджет. На долю 20% богатейших жителей США пришлось 78% прибыли, полученной от сокращения налогов.  
В 2001 году Джордж Буш-младший пошел по стопам Рейгана и серьезно уменьшил налоги (были приняты несколько законов). Эта реформа должна была сохранить налогоплательщикам $1.3 трлн. в течение десяти лет. Фактически, реформа Буша стала третьим по масштабам сокращением налогов в послевоенной истории США. В частности, появился новый минимум подоходного налога — 10%. Традиционная сетка налогов, которые платили американцы с разным уровнем дохода, также претерпела изменения: ставка 28% была уменьшена до 25%, 31% — до 28%, 36% до 33% и 39.6% до 35%. В 2003 году Буш пошел еще дальше — он сократил налог на дивиденды до 15%.  
Впрочем, в 2004 году Конгресс США был вынужден отменить ряд налоговых льгот для корпораций — причиной стали требования Всемирной Торговой Организации. В 2005 и 2006-е годы Буш закрепил свою налоговую реформу, в частности, нововведения были призваны помочь работающим американцам отложить достаточно средств для пенсии.  
 
 
ПОЙМАТЬ НЕПЛАТЕЛЬЩИКА 
В США в последние годы растет разрыв между размерами рассчитанных налогов и реальными суммами, которые налогоплательщики перечисляют в бюджет. 
По оценкам Налоговой Службы США (соответствующий доклад был опубликован в конце 2006 года), в 2001 году американские налогоплательщики перечислили в бюджет на $345 млрд. меньше денег, чем были обязаны. Из них $197 млрд. задолжали налоговикам частные лица, а $88 млрд. — коммерческие структуры. Таким образом, среднестатистическое американское домохозяйство (семья или совместно живущая и имеющая общий бюджет группа людей) должно американскому бюджету $2 680.  
Уход от налогов, в том числе и с использованием не вполне законных методов, не является чем-то уникальным. Мировая история знает множество примеров такого рода. Кэролайн Веббер (Carolyn Webber) и Аарон Вилдавски (Aaron Wildavsky), авторы книги «История Налогообложения Запада» (History of Taxation and Expenditure in the Western World), например, приводят два известных примера: в третьем веке нашей эры жители Римской Империи закапывали и замуровывали свои драгоценности, чтобы избежать уплаты налога на роскошь, в свою очередь, в 18 веке британские домовладельцы заделывали дымоходы или вообще сносили печные трубы, чтобы не платить соответствующего налога. 
Впрочем, исследовательский центр Cato Institute утверждает, что уровень законопослушности американских налогоплательщиков весьма высок. Американское государство собрало 86% средств, которые ему задолжали американцы в 2001 году. Условно говоря, 86% налогоплательщиков аккуратно платят налоги — для сравнения, в 2006 году 81% американцев постоянно пристегивались ремнями безопасности, что также предписано законом. В целом, налоговики не получают информации лишь об 1% всех зарплат, с которых требуется платить налоги и лишь о 4% налогооблагаемых дивидендах. 
По сравнению с положением в иных странах, налоговая дисциплина США выглядит достаточно крепкой. В 2003 году была опубликована книга "Теневые Экономики Мира» (Shadow Economies Around the World: Size, Causes, and Consequences), авторами которой были два известных экономиста — Фридрих ШнейдерFriedrich Schneider (живет и постоянно работает в Австрии) и Доминика ЭнстеDominik Enste (Германия). Они проанализировали ситуацию в 76-ти странах мира. Под «теневой экономикой» они понимают различного рода действия, ставящие главной задачей получение прибыли, однако о которых государственные структуры не имеют представления — предприниматели уходят в «тень», в первую очередь, чтобы избежать уплаты налогов и чтобы к ним не применялись какие-то методы государственного регулирования.  
По данным этого исследования, в 1990-е годы средние размеры теневой экономики варьировались в зависимости от состояния экономического здоровья отдельных государств. Если в индустриально развитых странах теневая экономика составляла 12% валового внутреннего продукта, в странах с транзитной экономикой (страны Восточной Европы и бывшего СССР) — 23%, в развивающихся странах — 23%, то для США этот показатель равен 8%. Таким образом, он меньше, чем у подавляющего большинства «богатых» государств. Любопытно, что, согласно выводам авторов, уход в «тень» обусловлен рядом причин: прежде всего, повышением налогов, размером социальных выплат, более активным вмешательством государств в сферу экономики и снижением «налоговой морали» — то есть, неписанной традиции населения, предусматривающей честную уплату налогов.  
В свою очередь, анализ Организации Экономического Сотрудничества и Развития (OECD), проведенный в 2005 году, показал, что информацию о недоимках обнародуют лишь немногие страны, причем размеры этих недоимок колеблются от 4 до 17.5% от общей суммы, причитающейся бюджетам.  
Аналитики Сato Institute пришли к выводу, что налоговые неплатежи американцев во многом обусловлены существованием чрезмерно сложной и неуклюжей системы налогообложения. Многие жители США указывают в своих налоговых декларациях неправильные суммы дохода, поскольку не могут понять, какой доход облагается налогом и какие льготы они могут использовать. Поскольку налоговые схемы и правила часто становятся объектом вольных интерпретаций (налоговиков, бухгалтеров, судей, адвокатов, аудиторов и пр.), налогоплательщики испытывают искушение рискнуть — то есть, использовать наиболее выгодную им схему в расчете на то, что их не удастся схватить за руку. В 2006 году Объединенный Комитет по Налогообложению Палаты Представителей Конгресса США (Joint Committee on Taxation) пришел к аналогичному выводу: «налогоплательщики предпочитают играть в налоговую лотерею, рассчитывая на то, что сложность налоговых деклараций позволит скрыть их махинации».  
Любопытно, что налоговые службы США еще полтора десятилетия назад пришли к выводу (соответствующая статья была опубликована в бюллетене IRS Research Bulletin), что американцы с высокими доходами платят налоги более аккуратно, чем их менее состоятельные соплеменники. В частности, обладатели годового дохода, превышающего $500 тыс., сообщают налоговикам верные сведения в 97.1% случаев, а те, кто зарабатывает минимальные $5—10 тыс. в год, не мошенничают в 78.7% случаев. В результате, в США родилась пословица: «богатые уклоняются от налогов, а бедные их избегают», поскольку чем ниже уровень дохода (а, соответственно, и образования) человека, тем чаще он прибегает к примитивному методу обмана фискальных чиновников.  
Американские налоговики утверждают, что более успешно справляются с неплательщиками. Если в 2001 году они внимательно проверяли налоговые декларации одного из каждых двухсот частных налогоплательщиков, то в 2006 году — одного из ста. За это же время размеры недоимок, возвращенных в бюджет, увеличились почти в два раза. Проведенный в марте 2007 года опрос (организатор — Zogby International) показал, что 25% американцев боятся того, что их налоговые декларации будут тщательно проверены налоговиками. Любопытно, что наибольшее число волнующихся находятся в среднем возрасте (25—40 лет), причем женщины боятся намного больше мужчин.  
Налоговики изыскали и новые способы борьбы с неплательщиками. К примеру, американец, сообщивший налоговикам о своем знакомом, который нечестным путем не заплатил или кардинально преуменьшил заплаченные им налоги, может рассчитывать на вознаграждение в размере 10% от взысканной суммы.  
В 2006 году стартовала программа, в рамках которой частным компаниям передаются данные о хронических неплательщиках налогов (фактически, о 40 тыс. человек). В рамках соглашения предприниматели соглашаются погасить долги неплательщиков и взыскать с них недоимку собственным силами. Предполагается, что это позволит сэкономить силы и ресурсы налоговых органов. Эта практика не является принципиально новой для США — несколько штатов давно используют частных мытарей для взимания налоговых недоимок. С другой стороны, американские средства массовой информации постоянно сообщают о чрезмерной активности мытарей-коммерсантов, которые периодически прибегают к угрозам и обману, чтобы заставить нерадивых налогоплательщиков вернуть долг.  
Изучаются возможности использования и иных способов воздействия на нерадивых налогоплательщиков. Существует несколько научных теорий, которые по-разному подходят к этой проблеме. К примеру, в конце 1960-х годов были опубликованы научные работы, авторы которых утверждали, что неплательщики действуют на основе той же логики, которую применяют азартные игроки и преступники. Следовательно, налогоплательщик каждый раз учитывает три главных фактора: вероятность поимки и суровость наказания, сопоставляя их с личными представлениями о допустимом уровне риска. Эта модель стала теоретической базой для практических действий. К примеру, в 2001 году налоговики штата Миннесота разослали группе налогоплательщиков вежливое письмо, в котором сообщалось, что их налоговые декларации будут тщательно проверены. В результате, люди, которые получили подобные письма, заплатили больше налогов, чем обычно, и также больше, чем их соседи, имеющие примерно одинаковые доходы, но подобного письма не получившие. 
Впоследствии появились и иные теории. К примеру, в 1997 году психолог Бруно Фрей (Bruno Frey) опубликовал в журнале Economic Journal статью, в которой доказывал, что люди чаще платят налоги, потому что считают обязанными это делать, а не потому, что им грозит наказание за неуплату. В дальнейшем серия психологических экспериментов показала, что люди демонстративно отказываются платить налоги, если им начинают угрожать страшными карами за неуплату.  
В США давно существует традиция отказа от уплаты налогов по идеологическим соображениям, например, в знак протеста против внешней политики страны. Среди сознательных уклонистов был даже известный поэт Генри Торо (Henry David Thoreau), который был приговорен к заключению за демонстративный отказ заплатить налог штата. Поныне активно действует пацифистская организация Лига Сопротивления Войне (War Resisters League), которая призывает остановить войну в Ираке путем отказа от уплаты налогов. Во время Вьетнамской войны к отказу от уплаты налогов призывали такие интеллектуалы, как певица Джоан Баэз (Joan Baez) и лингвист Ноам Чомски (Noam Chomsky). В 1990-е годы американские пацифисты даже создали альтернативный налоговый комитет, который рассылал альтернативные налоговые декларации (альтернативные налоги заплатили около 500 американцев) — полученные деньги были перечислены на мирные цели. 
Джоэл Стемрод (Joel Stemrod), профессор Университета Мичигана в Анн-Арборе, отмечает еще одну особенность: на протяжении всей человеческой истории люди более охотно платили налоги в случае, если их страна вела войну. Как только войны прекращались, налоговая дисциплина опять ухудшалась. В любом случае, по его мнению, все государства прошлого, настоящего и будущего будут вынуждены решать одну задачу: как найти нужный баланс между численностью и мощью налоговых служб и эффективным сбором налогов. Дело в том, что фискальные чиновники сами по себе обходятся весьма дорого и чрезмерное увлечение ими способно негативно повлиять на развитие экономики и политическое будущее страны — мытари никогда не вызывали добрых чувств у населения.  
 
 
НАЛОГИ США. КОЛЛЕКЦИЯ ФАКТОВ 
По подсчетам Бюро Экономического Анализа (Bureau of Economic Analysis), в 2006 году среднестатистический американец должен был проработать 77 дней в году, чтобы заплатить федеральные налоги и еще 39 дней, чтобы заплатить налоги, причитающиеся штатам, графствам и муниципалитетам. Таким образом, налоги являются главной статьей расходов американцев.  
Для сравнения, чтобы заплатить за жилье, требовалось отработать 62 дня в году, за медицинскую помощь и лекарства — 52 дня, за продукты питания — 30 дней, за транспортные услуги — 30 дней, за отдых и развлечения — 22 дня, за одежду, обувь и т.п. — 14 дней.  
Американцы платят налоги, как минимум, четырем бюджетам — федеральному, штата, графства и муниципалитета. По оценкам Офиса Менеджмента и Бюджета (Office of Management and Budget), традиционно большую часть налогов платят физические лица (обычно, они вносят в бюджет суммы, в пять-шесть раз превышающие суммы, отчисляемые коммерческими структурами).  
Частные лица платят федеральные налоги по так называемой «прогрессивной» шкале — когда люди с меньшим уровнем дохода платят меньше, а более состоятельные — больше. Уровень подоходного налога варьируется от нуля до 35%, в зависимости от уровня дохода. В итоге проявляется следующая диспропорция: по данным Министерства Финансов США, в 2004 году 0.1% богатейших американцев, на долю которых пришлось 9.1% от общего дохода всех жителей США, заплатили налогов на сумму, равную 17.4%, от всех налогов, уплаченных физическими лицами. Жители США, входящие в число 5% богатейших, чей совокупный доход составил 33.4% от общеамериканского, заплатили 57.1% налогов. А американцы, входящие в число 50% беднейших жителей страны, получили 13.4% дохода, но заплатили лишь 3.3% налогов.  
В 1984 году федеральное налоговое законодательство США и официальные инструкции к ним занимали 26.3 тыс. страниц текста, в 1995 году — 40.5 тыс., в 2005-м — 54.8 тыс., в 2006 году — почти 66.5 тыс. (данные консалтинговой компании CCH). Для сравнения, в 1913 году все налоговые нормативы умещались на 400 страницах текста. Тогда система была проста — размер федерального подоходного налога рассчитывался так: если годовой доход превышал $3 тыс., то налог составлял 1%, если $500 тыс. — 6%. Для сравнения, Библия (в английском переводе) насчитывает 773 тыс.слов, а современное налоговое законодательство США — более 8 млн.  
В 1990 году Налоговая Служба США (Internal Revenue Service) использовала 402 формы, которые могли (или были обязаны) заполнить налогоплательщики. В 2002 году их количество выросло до 526-ти, в 2006 году — до 582-х. Ежегодно Налоговая Служба США рассылает более 8 млрд. страниц форм и инструкций — их совокупной длины достаточно, чтобы 28 раз обернуть Землю вдоль экватора. Для того, чтобы изготовить бумагу, требующуюся для этих целей, ежегодно требуется срубить 300 тыс. деревьев.  
По данным журнала Money Magazine, в 1995 году половина американских налогоплательщиков (частных лиц) пользовались услугами специалистов по подготовке налоговых деклараций. В 2005 году их количество выросло до 61%. Численность американских специалистов по подготовке налоговых деклараций (бухгалтеров, юристов, экспертов по финансовому планированию, налоговиков и пр.) более чем в два раза превышает численность вооруженных сил США и превышает 3 млн. человек (население США составляет 300 млн. человек).  
В 1995 году американцы потратили на подготовку своих налоговых деклараций 5.3 млрд. часов, в 2005 году — 6.4 млрд. Это больше, чем американские производители автомобилей ежегодно тратят на производство машин. В 2005 году американцы потратили $265.1 млрд. на подготовку своих налоговых деклараций — таким образом, чтобы заплатить $1 налогов, налогоплательщики затратили 22 цента.  
Численность Налоговой Службы США составляет 114 тыс. человек. Это почтив вдвое больше, чем количество сотрудников ЦРУ, и в пять раз больше, чем численность ФБР.  
Исследование Urban Institute показало, что чрезмерное усложнение налогового законодательства приводит к повышению стоимости налогов для налогоплательщиков (фактически, они вынуждены доплачивать специалистам), уменьшает доверие к справедливости и прозрачности налоговой системы и усложняет работу государственных структур. 
Ежегодно налоговые службы США выписывают более 32 млн. штрафов — их главной причиной является полная или частичная неуплата налогов физическими лицами. Примерно четвертая часть этих штрафов успешно опротестовывается налогоплательщиками. 
Основополагающий принцип американского законодательства «закон одинаков для всех». Однако налоговая система США включает сотни положений, которые можно считать дискриминационными по отношению к определенным группам налогоплательщиков. К примеру, владельцы живой недвижимости имеют больше налоговых льгот, чем те жители США, которые арендуют жилье.  
По оценкам Контрольной Палаты СШАGeneral Accounting Office, мужчины и женщины, состоящие в законном браке, имеют возможность получить в общей сложности на 1 138 экономических и налоговых поблажек больше, чем люди, состоящие в «гражданском» браке или однополые пары.  
Парадоксально, но до сих пор в США нет однозначного понимания — каким образом оценивать размеры доходов физических лиц. Дело в том, что некоторые доходы (например, зарплаты) облагаются налогами, другие — облагаются налогами дважды (например, дивиденды по акциям), а третьи (например, доход, получаемый за счет покупки ценных бумаг — облигаций и бондов, эмитированных местными органами власти) — налогами вообще не облагаются.  
По подсчетам Бюро Переписи Населения США, в 1955 году среднестатистическая американская семья из четырех человек имела годовой доход в размере $4.9 тыс. и платила совокупный налог (с учетом обязательных социальных и медицинских отчислений) в размере 9.06% от дохода. В 1965 году доход вырос до $7.8 тыс., налоги также увеличились до 11.55%. В 1975 году эти показатели были равны, соответственно, $15.9 тыс. и 20.03%, в 1985 году — $32.8 тыс. и 24.44%, в 1995 году — почти $49.8 тыс. и 24.58%, в 2003 году (последние доступные сравнительные данные) — $63.28 тыс. и 22.01%. 
Налоги варьируются от штата к штату, причем весьма заметно. По оценкам исследовательского центра Tax Foundation, налоговые ставки на личные доходы могут колебаться от 6.58% (в штате Аляска) до 13.51% (штат Мэн) — в среднем по США этот показатель составляет 10.61%. Де-факто самые большие налоги (их размер обусловлен не только размером ставки, но и уровнем реальных доходов налогоплательщиков) выплачивают жители штатов Коннектикут (в среднем, чуть более $13 тыс. в год), Нью-Джерси ($11.4 тыс.), Массачусетс ($11.38 тыс.), Мэриленд ($9.9 тыс.) и Нью-Йорк ($9.89 тыс.). Самые маленькие — жители штата Миссисипи (чуть более $5 тыс.). С другой стороны, наилучший налоговый климат для бизнеса существует в штатах Вайоминг, Южная Дакота и Аляска, наихудший — в штате Род-Айленд. В целом, штаты, которые взимают со своих жителей наиболее высокие налоги, находятся в нижней части этого перечня — существующий в них налоговый климат для бизнесов подходит в наименьшей степени. К примеру, Коннектикут занял 37-е место (из 50-ти), Нью-Джерси — 48-е, а Массачусетс — 36-е.  
Компания Harris Interactive ежегодно проводит опрос американских налогоплательщиков. Опрос, проведенный в конце 2006 года, показал следующее: 59% американцев считают, что они платят слишком высокие федеральные налоги, 30% — что налоговые ставки более-менее справедливы, а 1% — что налоги чрезмерно низки. В рейтинге самых ужасных (то есть, самых высоких) федеральных налогов первенствовали налог на имущество (его не любят 31% опрошенных), подоходный налог (25%) и социальный налог (отчисления на государственную пенсию — 14%). Среди налогов, взимаемых штатами, американцы терпеть не могут налог на имущество (39%), подоходный налог (20%) и налоги с продаж (18%). Кроме того, 80% американцев считают, что налоговые нормативы чрезмерно сложны и нуждаются в реформах.  
В целом, налоговая система США действует достаточно успешно. Размеры экономики США ныне оцениваются в $13 трлн., а на содержание всех налоговых структур и на финансирование процесса взимания налогов, в среднем, тратится, не более $10 млрд. в год.  
Дэрон Ачемоглу (Daron Acemoglu) и Джеймс Робинсон (James Robinson), авторы книги «Экономические Корни Диктатуры и Демократии» (Economic Origins of Dictatorship and Democracy), доказывают, что государства, жители которых платят высокие налоги, отличаются более высоким уровнем демократических и политических свобод. Частично это объясняется тем, что если человек считает свои налоговые платежи высокими, он больше заинтересован проверять: каким образом государство тратит его деньги. С другой стороны, многие диктатуры используют драконовские налоги. Однако разница заключается в том, что в демократиях основную налоговую нагрузку несет многочисленный и мощный средний класс, а в условиях диктатур — либо наиболее бедные, либо наиболее богатые граждане.  
Налоги в США стали важной составной частью политического фольклора. Три цитаты великих. «Подоходный налог — наиболее сложная для понимания вещь в мире» (автор — великий физик Альберт Эйнштейн), «В чем разница между таксидермистом и сборщиком налогов? Таксидермист использует только твою шкуру» (автор — писатель Марк Твен) и «Подоходный налог превратил в лжецов больше американцев, чем игра в гольф» (Уилл Роджерс, американский актер и комедиограф, звезда Голливуда и Бродвея 1920—1930-х годов).

Информация о работе Экономика США