Экономика Республики Кореи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 00:44, реферат

Описание

Темпы экономического развития Южной Кореи значительно превышают аналогичные показатели не только развивающихся государств, но и многих развитых капиталистических стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, она вышли на ведущие позиции в капиталистической экономике. Собственно, это обстоятельство во многом обусловило ее необычайно ускоренный рост.
Еще более высокими темпами развивается экспорт из этой страны. Дело в том, что, обладая высокой конкурентоспособностью, продукция обрабатывающей промышленности Южной Кореи все более интенсивно захватывает позиции на мировом рынке. Страна превратилась в крупнейшего экспортера обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивает вывоз бытовой электронной аппаратуры, персональных компьютеров, электронно-вычислительной техники, легковых автомобилей и других видов высокотехнологичных товаров. При этом Южной Корее удалось не только найти свою нишу на мировом рынке, но и потеснить конкурентов из числа развитых капиталистических стран.

Содержание

Введение

Глава 1. История индустриализации Южной Кореи

1.Структурные сдвиги в хозяйстве
2.Причины экономических успехов
3.Экономический кризис 1997-1998 гг.
Глава 2. Экономическое развитие на современном этапе

2.1. Показатели экономического развития Южной Кореи

2.2. Современная структура экономики

2.3. Лесной комплекс

Глава 3. Южная Корея в мирохозяйственных связях

3.1. Индекс вовлеченности в мировую экономику

3.2. Торговая структура по товарам и странам

3.3. Динамика и тенденции экспорта и импорта

3.4. Внешнеторговые ограничения

3.5. Участие в международных организаций

Заключение

Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Ююжная корея.docx

— 52.96 Кб (Скачать документ)
 

     Общий индекс на 2007 г. составлял 32 место и по сравнению с предыдущим годом опустился на 4 позиции. 

     3.2. Торговая структура по товарам и странам 

     Торговые  отношения со странами Запада включают в себя экономическое партнёрство прежде всего с США и Европейским Союзом.

     США являются главным экономическим  партнером Южной Кореи. Кроме  того, Южная Корея занимает седьмое  место в списке торговых партнёров  США, опережая многие развитые страны Европы, такие как Италия и Франция, и шестое место в списке — стран-импортёров из США. В 2003 году США были крупнейшим торговым партнёром Южной Кореи  и седьмым по величине экспортным рынком.

     США и Южная Корея подписали договор  о свободной торговле. Этот документ, который требует законодательного одобрения в Америке, стал для  США самым крупным торговым договором  с 1994 года, когда было подписано Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA). Об этом сообщает BBC News.

     Переговоры  по соглашению длились около 10 месяцев. Официальному Сеулу удалось добиться, что в договор не будет включен  импорт риса. Южная Корея сумела доказать США необходимость торговых барьеров в этом сегменте рынка. 

     Для США новое соглашение, в основном, означает открытие нового места сбыта  сельскохозяйственной продукции. А  министр торговли Южной Кореи  Ким Хен-Чон (Kim Hyun-chong) назвал договор  самым важным событием, которое произошло между двумя странами с 1953 года, когда был заключен военный союз.

     В 2005 году товарооборот между США и  Южной Кореей достиг 72 миллиардов долларов. Ожидается, что после устранения торговых барьеров, этот показатель резко  вырастет.

     По  сообщению BBC News, сотни корейцев вышли  на улицы, чтобы выразить протест  против нового соглашения. Они опасаются, что американский импорт сделает  местные предприятия неконкурентоспособными.

     В начале века была подписана серия  торговых соглашений между Южной  Кореей и странами Евросоюза, что  подстегнуло рост товарооборота  между двумя регионами. Объём  торговли составил 46 млрд евро, удвоившись за десять лет. Однако до сих пор  нерешёнными остаются некоторые  вопросы взаимной торговли. В начале XXI века наибольший прогресс был сделан в ускорении процессов взаимовыгодного  обмена в сфере науки и наукоёмких технологий. В 2005 году состоялись двусторонние переговоры об обмене в научной и  технической сфере. Южная Корея  также участвует в некоторых  глобальных проектах, инициированных Евросоюзом, в частности в проектах Galileo и ITER.

     Страны  Востока, прежде всего Восточной  Азии — главные торговые партнёры Южной Кореи. В общем товарообороте  с этими странами выделяются три  страны — Китай, Япония и Саудовская Аравия, являющаяся основным поставщиком  нефти в Южную Корею.

     Торговля  в восточноазиатском регионе  сильно выросла за первые годы XXI века. В настоящее время концентрация торговли в регионе выше, чем в  Евросоюзе, хотя между странами региона  нет таких благоприятной для взаимных отношенний, как в Европе, законодательной базы. 

           Таблица 4. Объёмы экспорта и импорта между Южной Кореей и Китаем, Южной Кореей и Японией в млрд. долларов США4:

         Направление 1991 2001 2006
         Южная Корея — Китай 1,0 18,19 49,76
         Китай — Южная Корея 2,18 12,54 27,82
         Южная Корея — Япония 12,36 16,51 21,70
         Япония  — Южная Корея 20,09 25,29 44,25
 

     Основные  предмет южнокорейского эскпорта в  страны Восточной Азии — это продукция  машиностроительной отрасли, автомобили, электроника, текстиль, продукция металлургической и нефтехимической отрасли. Эти  направления составляют три четверти всего экспорта Южной Кореи в  страны Востока. Особенно активно развивается  торговля с Китаем, так как в  этой стране интенсивно развивается  тяжёлая и химическая промышленность.

     С 1988 года объём двусторонней торговли между двумя корейскими государствами  увеличился в несколько раз (в 1989 году он составлял $18,8 млрд, а в 2002 —  уже $647 млн). В 2006 году эта цифра несколько снизилась ввиду ухудшения отношений между странами. В 2002 году Южная Корея импортировала продукции на сумму $271,57 млн из Северной Кореи, в основном продукцию сельского хозяйства и металлургии, а экспортировала товаров на сумму $371,55 млн, в основном это была гуманитарная помощь, включая минеральные удобрения и одежду. Южная Корея сейчас является третьим по объёму товарооборота торговым партнёром Северной Кореи после Китая и Японии.  

 

      3.3. Динамика и тенденции экспорта и импорта 

     На  данный момент южнокорейская экономика  основывается прежде всего на производстве товаров народного потребления, таких как электроника, текстиль, автомобили, а также на сектор тяжёлой  промышленности: кораблестроение, производство стали. Продукция этих отраслей производства является основным предметом экспорта.

     Главными  статьями экспорта для Кореи на протяжении последних лет являются легковые автомобили, сталь, полупроводники и  грузовые морские суда. Все эти  отрасли в основном обслуживают  внешние рынки. На экспорт, в частности, уходит примерно половина всех произведенных  в Корее автомобилей и практически  все крупные корабли, построенные  на корейских верфях.

     Импортирует Корея в основном сырье и (что  не очень афишируется) технологии. В  Корее полностью отсутствуют  свои энергоносители, так что вся  нефть и весь газ в стране импортные. Корея, несмотря на свои небольшие размеры, является пятым в мире импортером нефти. В 2001 г. нефть составила 15% всего корейского импорта в стоимостном выражении. За нефтью идет газ – примерно 3% всего импорта. Импортируется также заметная часть угля, в том числе и весь коксующийся уголь, без которого не может работать корейская металлургия. Именно коксующийся уголь является третьей по значению статьей импорта. Наконец, ввозится в Корею и примерно половина необходимой стране железной руды.

     В последние годы в товарной структуре  экспорта увеличилась доля продукции  материалоемких и наукоемких отраслей и сократилась доля трудоемкой продукции. Изменения в товарной структуре  внешней торговли отразили отраслевые сдвиги и производстве. Наиболее динамичной и перспективной статьей экспорта продукции обрабатывающей промышленности стали электронные и электротехнические изделия. 

     3.4. Внешнеторговые ограничения 

     Южная Корея не относится к странам  свободного торгового режима. Правительство, играя доминирующую роль в экономике, осуществляет прямой и косвенный  контроль во внешнеэкономических связях. До недавнего времени внешнеторговая политика по существу представляла собой  систему протекционистских методов  развития экспорта и лицензирования импорта. С начала 60-х годов была введена система жесткой зависимости  объемов импорта от размеров экспортной выручки.

     Еще недавно многие товары запрещалось  импортировать, их разрешалось производить  только в самой Корее (ранее в  силу прямых запретов, а затем высоких  ввозных пошлин доля иномарок в автомобильном  парке Кореи составляла всего 1%). Зарубежным инвесторам и сегодня  проникнуть в Корею непросто. Правовые акты ограничивают иностранный капитал  в целом ряде секторов (например, в финансах, страховании, оптовой  торговле, сельском хозяйстве). Примечательно, что доля совместных предприятий  с иностранным капиталом в  общих активах действующих в  Корее компаний ничтожна. Многие государства  заключают с Южной Кореей договора о так называемых «добровольных  ограничениях экспорта» в области  продукции текстильной и электронной  промышленности (из-за крайне низкие корейских  цен).

     Несмотря  на то, что рынок импорта в последние  годы стал более свободным, сектор сельского  хозяйства до сих пор находится  под политикой протекционизма из-за серьёзного несоответствия уровня цен  на сельскохозяйственную продукцию, например на рис, внутри страны и в мире. На 2005 г. цена риса в Южной Корее была в пять раз больше, чем на международном рынке. В конце 2006 г., однако, с DNJ была достигнута договорённость о постепенном повышении доли импорта на рынке риса в стране — к 2014 г. импортированный рис должен составить 8 % всего потребляемого количества. Помимо этого, до 30 % импортированного риса должно поступать к конечным потребителям (до этого импортированный рис использовался в основном для производства различных продуктов питания и напитков, таких как соджу). К 2014 г. рынок риса в Южной Корее должен стать полностью открытым. 

     3.5. Участие в международных организаций 

     С 1966 г. Южная Корея является членом Азиатско-тихоокеанского совета.

     В 1967 г. страна вступила в ГАТТ (ныне — ВТО, Всемирная Торговая Организация), что ускорило ее интеграцию в мирохозяйственные связи.

     С 1967 г. — членство в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

     С 1980 г. — Южная Корея член Совета тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС).

     С 1989 г. — в Организации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)

     С декабря 2002 г. Южная Корея получила статус наблюдателя в Энергетической Хартии (межправительственной организации по энергетическому сотрудничеству).

     С июля 2006 г. — полноправный член СВМДА (Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, международная региональная организация, объединяющая государства азиатского континента, которая ставит перед собой задачу укрепления взаимоотношений и сотрудничества азиатских государств в целях обеспечения стабильности и безопасности в регионе)

     Кроме того, Южная Корея является членом Международного банка реконструкции  и развития (МБРР), Международной  ассоциации развития (МАР), Международную  финансовой корпорации (МФК), Многостороннего  агентства по инвестиционным гарантиям, Международного центра по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС). 

 

       

     Заключение 

     Международная торговля существует потому, что имеются  различия в издержках между странами и потому, что определенные товары и услуги отсутствуют в некоторых  странах. Международная торговля создает  выгоды от торговли. Теория сравнительных  преимуществ показывает, что необходимые  для международной торговли различия в издержках между странами являются не абсолютными, а сравнительными преимуществами, основанными на различиях между  странами в структуре издержек.

     После Второй мировой войны благоприятных  условий для развития экономики  в Южной Корее было мало. К ним  можно было отнести разве что  избыток рабочей силы (но невысокой  квалификации) и открывшийся доступ к мировому рынку, прежде всего американскому. Естественные ресурсы более чем  скромные, не было никаких капиталов, внутренний рынок узкий, технологического задела не было.

     Мобилизация всех ресурсов означала упор на крупные  масштабы производства. Поэтому государство  сделало ставку на большие многопрофильные  корпорации — чэболи. Это был  первый фактор корейского «экономического  чуда». Второй фактор торговых преимуществ  — поразительное трудолюбие людей, доходящее до самоотверженности.

     Задача  вовлечения южнокорейской экономики  в мировое хозяйство была не из простых. Дело в том, что привыкшая  к изоляционизму и опоре на собственные силы Южная Корея (равно  как и Северная) была слабо готова к интернационализации. Конфуцианская  идеология превыше всего ставила  традиционализм, следование существующим образцам. И, тем не менее, властям  удалось направить корейский  национализм в конструктивное русло, мобилизовать здоровые черты национализма, нейтрализовав те, что тянут назад.

Информация о работе Экономика Республики Кореи