Экономика отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:59, шпаргалка

Описание

Эк-ка страны представляет собой сложный народохоз-ый комплекс,к-ый возникает,функционирует в результате взаимод-я производ-ых сил и производ-ых отношений.В результате такого взаимод-я формируется дисциплина эк-ка отрасли.Предметом изучения эк-ки отрасли явл.структура научного хоз-ва,опред-е места и ролей отраслей, закономерности развития предпр-ий отрасли с целью более полного удовлетворения потребит.спро

Работа состоит из  1 файл

Экономика отрасли.docx

— 65.13 Кб (Скачать документ)

1.Предмет  эк-ки отрасли:сущность,понятие.

Эк-ка страны представляет собой сложный народохоз-ый комплекс,к-ый возникает,функционирует в результате взаимод-я производ-ых сил и производ-ых отношений.В результате такого взаимод-я формируется дисциплина эк-ка отрасли.Предметом изучения эк-ки отрасли явл.структура научного  хоз-ва,опред-е места и ролей отраслей, закономерности развития предпр-ий отрасли с целью более полного удовлетворения потребит.спроса и повышения эффективности эк-ки(все хар-но для МСК).Эк-ка отрасли и эк-ка маш-я базируются на знаниях эк-ой теории и прикладной эк-ки.Методы исследования,применяемые в эк-ке отрасли:стат.наблюдение и группировки;сравнительный анализ;графич.изображение;матем.моделирование и прогноз-е.Задачи эк-ки отрасли и эк-ки маш-я:формирование системы знаний,навыков и умений в области маш-я;монимание взаимосвязи между эк-ой,оргнаизацией и управ-ем произ-ом,особенностей технологий;опред-е эк-ой эффект-ти функционирования отрасли.

2.Эк-кая классификация  отраслей.

Самостоятельная отрасль  пром-ти-это группа предпр-ий,хар-ая общностью технологии,основ.фондами,назначением производ-ой продукции.Отрасль-группа качественно однородных хоз-ых ед-ц,хар-ся особыми усл.произ-ва.Специализ-ая отрасль-совок.родственных произ-в,объединенных номенклатурой и назначением продукции.Классификация:1)по хар-ру произ-ой продукции:отрасли,произ-ие средства произ-ва и ср-ва потребления;2)по хар-ру функционирования продукции в процессе произ-ва:отрасли проз-ие эл-ты основных фондов,оборотных фондов,предметов потребления;3)однородность применяемого сырья,общность тех.процессов и тех.базы произ-ва.Согласно этому признаку функц-ет класс-ор отраслей народного хоз-ва,к-ый предусматривает выделение 16 комплексных отраслей-это совок.нескольких однородных,спец-ых по произ-но-тех обязанности или более узкому назначению продукции отраслей.Структура промыш-ти РФ: (схема)

4)по хар-ру воздействия на предмет труда:добывающая отрасль,обрабатывающая.

3.МСК:структура,хар-ка.

МСК-совок-ть отраслей маш-я,металлообработки и ремонтного произ-ва органически связанных в единый процесс воспроиз-ва орудий труда.Клас-я:1)по назанчению продукции:инвистиционно маш-е(тяжелое,энергетич-е, тр-ое,хим-е,нефтяное,строительно-дорожное);отрасли,зависящие отконечного потребителя(тракторное,с\х,для перераб-го сектора агропром.комплекса и легкой пром-ти);наукоемкое маш-е(электроэнергетика, приборостроение, самолето-космо-приборостроение);ориентируемое на спрос населения(автомоб-е).2)по территориальной принадлежности рынка сбыта:отрасли импортирования(автом-е,тракторостр-е,с\х);отрасли экспортной ориентации(энергетич.маш-е,электроэнергетика, приборостр-е).3)по признаку функционального назначения:металлообработка;маш-е;машиносервис.Задачи маш-я:мех-я и автоматиз-я процессво труда в произ-ых,непроиз-ых сферах об-я,быту;углубление специализации и расширение кооперирования произ-ва,повышение эффк-ти исп-я действующих и значительное сокращение сроков создания и освоения вводимых произ-ых мощностей.Класс-я продукции маш-я:произ-во ср-в произ-ва;произ-во предметов потребления(электробыовые приборы и машины,тр-ые ср-ва личного пользования,радио,теле,видеоаппаратура);ср-ва об-я.

4.Проблемы  соврем.маш-я и перспективы развитя.

Переход к раночной эк-ке отриц.сказался на МСК и привел к обострению след.проблем:сокращение объемов произ-ва;сокращение исп-я произ-ых мощностей;старение и ухудшение качественного состава произ-ых кадров;высокий уровень износа ОФ.Для их решения необходимо производить модерниз-ю отраслей и увелич.объем инвистиций.Осущ-е соврем.научно-тех.политики требует усилий со строноы фирм по след.взаимосвяз.направлениям:1)исп-е гибких технологий,обеспеч-их смену моделей продукции или перепрофилирование произ-ва без его полной остановки;2)провдение гибкой кадровой политки;3)готовность к реорганизации структур и методов управ-я.В целом по МСК и по всем направлениям разработана концепция преобразования маш-я на инновационной основе.Цели преобр-я:1)развитей новых технологий(ресурсов,энергосберег),способств-е повышению конкурентносп-сти продукции;2)проведение произ-ва в соответсвии с требованиями рынка;3)формир-е крупных структурообразующих объединений и холдингов,имеющих повышенную финн.устойчивость и сп-ть к развитию;4)увелич.темпов обновления и ввода новых оф на устойчиво работающих предпр-ях;5)создание фед.национальных центров высоких технологий, объед-их вокруг себя научные,произ-ые и финн.орг-ии для образования самоподдерживающихся корпоративных систем;6)формирование устойчивого экспортного потенциала маш-я.

5. Произ-ые связи маш-я.Межотраслевой баланс,понятие,хар-ка.

Произ-ые или межотраслевые связи-это получение и поставка предметов произ-го потребления одними отраслями промыш-ти другим в порядке кооперации.Регулир-е произ-ых связей между отраслями со стороны гос-ва может осущ-ся на основе разработки мат-ых балансов,в к-ых отражаются все ресурсы опред.вида продукции и их распределения.Межотраслевой баланс-совок-ть мат-ых балансов,отражающих совок-ть отраслевых связей в народном хоз-ве.Она имеет вид шахматной табл.:

I

II

III

IV





Показатели по вертикали  опред-ют какие ресурсы и в каком размере расходуются на произ-во данного продукта.По горизонтали-источник формирования ресурсов каждого продукта и его исп-е. I-промежуточное потребление,II-конечное исп-е,III-валовая добавочная ст-ть,IV-не разр-я.Кол-ую взаимосвязь между отраслями можно представить: Xij=aij*Xj,где Xij-общий объем продукции отрасли,необходимый для произ-ва другой отрасли; aij-кол-во продукции одной отрасли,необходимое для произ-ва ед-цы продукции другой отрасли; Xj-план-е объема продукции отрасли потребителя.Виды межотраслевого баланса:МБ в стоимостном выражении,МБ в натур.выражении.Межотраслевые связи хар-ся структурой мат.затрат.Структура мат.затрат-это соотношение объемов поставок мат-ов отдельных отраслей в общем объеме потребления мат-ов конкретной области.Основные потребители и поставщики в маш-ии:потребители-вся сфера народного хоз-ва;поставщики-металлургия,хим.промыш-ть,ТЭК.

6. Экономика  размещения отраслей промышленности: сущность, принципы и факторы.

Размещение производства – это одна из форм рбщественного разделения труда, выражается пространственным распределением промышленных предприятий и производства по территории экономического района республики или страны в целом.

Принципы размещения производства:

  1. Приближение промышленного производства к источником сырья, к районам потребления при условии производства продукции с минимальными затратами общественного труда.
  2. Рациональное территориальное разделение труда с целью наиболее эффективной специализации отдельных экономических районов по отраслям промышленности и создания территориальных производственных комплексов.
  3. Международное разделение труда  на основе экономической интеграции.

Факторы размещения отраслей промышленности:

  1. Природно-экономические:

- сырье

- географическая среда

- трудовые ресурсы

- плотность потребления

2.  Технико-экономические  факторы:

- научно-технический прогресс

- уровень концентрации, специализации,  кооперирования.

3. Экономико-политические:

- уровень экономического  развития регионов и особых  территориальных зон.

4. Транспортная инфраструктура  и ее технический уровень.

Факторы размещения в машиностроении:

  1. Природно-экономические:

- сырье

- географическая среда

- трудовые ресурсы

- плотность потребления

2.  Технико-экономические  факторы:

- научно-технический прогресс

- уровень концентрации, специализации,  кооперирования.

3. Экономико-политические:

- уровень экономического  развития регионов и особых  территориальных зон.

4. Транспортная инфраструктура  и ее технический уровень.

Правила размещения промышленности:

Если вес сырья материалов топлива на единицу выпускаемой  продукции превышают вес готовых  изделий, то промышленное предприятие  выгодно размещать в близи  сырьевых и топливо-энергетических баз, поскольку это приводит к сокращению объема транспортной работы. В тех случаях, когда вес сырья и топлива меньше чем вес готовой продукции, сокращение перевозок достигается путем потребительской ориентации предприятия.

При равных весовом соотношении сырья, топлива, готовой продукции, производство обладает в меру экономической целесообразности, то к сырьевым и топливооэнергетическим ресурсам, то к районам потребления и к местам концентрации рабочей силы.

 

 

7. Экономическая  эффективность размещения производства.

При  обновлении экономической  эффективности размещение производства, пользуется следующими подходами:

  1. Дерективное – подход был сформирован в условиях административно-командной экономики заключается в разработке генеральной схемы размещения генеральных сил в стране, которая представляет собой научное обоснование рационального размещения производственных сил на перспективу с вертикальными технико-экономическими расчетами.

Генеральная схема включает:

  1. Основные проблемы рационального развития страны
  2. Схема развития и размещения отрослей производственных сил и крупнейших нпроднохохяйственных комплексов.
  3. Рыночный – дополняет дерективный, заключается в проведении экономических расчетов для обосновании рационального размещения производства.

При этом проводится следующие  расчеты:

  1. Балансовые расчеты производства и потребление проективных видов продукции
  2. Зона сбыта продукции
  3. Потребность в различных ресурсах
  4. Проектная мощность и специальзации предприятия
  5. Возможности кооперирования и комбинирования
  6. Развитие транспортной сети  в районе строительства предприятия
  7. Примерная стоимость строительства с учетом капитальных вложений смежных отраслей
  8. Ориентировочные расчеты себестоимости продукции в местах производства и районов потребления

При определение размещения производства можно использовать следующие методы реализации расчета:

  1. Метод зонирования – используется для оценки сырьевого фактора и регионального потребления продукции новых промышленных объектов.

Для  построения рациональной зоны потребления данной продукции  соизмеряется себестоимость единицы  производственной продукции и удельное капиталовложения в сравнимаемых районах, пунктах производства, а также издержки на транспортировку к местам потребления.

Пункты одинаковых суммарных  издержек образуют границы в зоны рационального  распространения  одноименной  продукции, произведенных  в каждом из сравнимаемых районов.

  1. Метод сравнительной вариантной оценки – основан на проведение анализа  каждого варианта строительства и проведение расчета путем экономико-математического метода.
  2. Метод проведенных затрат

Расчеткапитальных вложений

К=Копф+Кобр+Ксопр+Ктр+Кпот+Кстроит оф

К опф – кап вложения на преобразование основных фондов

К обр – кап вложения на преобразование оборотных фондов

К српр – капитальные вложения сопреженной отрасли

К тр – капитальные вложения транспортных инфраструктур

К пот – кап вложения на компенсацию потерь возникших при строительстве

К страх опф – капитальные вложения на строительство и и приобретение не произведенных основных фондов

Определение полной народохоз себестоимости продукции.

С=Спост+Сперем+Странспор

С пост – условно-постоянная часть затрат не зависящие от районов  размещения

С перем – условно-переменная часть затрат зависящая от районов размещения

С транспор – себестоимость транспортировки продукции до  потребителей

Расчет приведенных  затрат

ПЗ=Сн/xj+Ki*Ен – min, Пр – max

Ен=0,15

Приведенные затраты:

Сн/xj – полная себестоимость единицы продукции

Ki – удельнык капитальные вложения на единицу продукции

Ен – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Характеристика  размещения отраслей тяжёлого  машиностроения по территории  России.

Машиностроение занимает важное место в экономике в крупных экономических территориальных образований России.

Большая часть производства на западную зону (87,5%), восточная зона (12,5%)

Машиностроение разделяют  на:

- общее

- тяжелое

- среднее

В зависимости от количества потребительских ресурсов.

Размещение тяжелого машиностроения:

Тяжелое машиностроение –  это материалоемкая отрасль, с большим потреблением металлом, малой трудоемкостью.

Информация о работе Экономика отрасли