Экономика образования как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:11, лекция

Описание

Образование–это автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы, образование – это система образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.

Работа состоит из  1 файл

Экономика образования как наука.docx

— 15.17 Кб (Скачать документ)

Экономика образования  как наука

Образование–это автономная система, имеющая относительную самостоятельность, способная оказывать активное воздействие на функционирование и развитие общества. Как отрасль социальной сферы, образование – это система образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников.

Такое определение рассматривает  образование как сложную систему, которая включает множество элементов, прежде всего, таких как

· производительные силы и производственные отношения сферы образования;

·                    следующие подсистемы: дошкольное образование, общеобразовательная школа, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшая школа и послевузовское образование.

Отрасль образования в современных  условиях характеризуется наибольшими  интегрирующими свойствами. Она относится  к социальной сфере единого народнохозяйственного  комплекса, которая охватывает весь экономический организм страны. В  этом ее своеобразие, которое заключается в том, что сфере образования принадлежит особая роль, т.к.

Во-первых, образование занимает особе место в системе общественного разделения труда. Это единственная отрасль, которая удовлетворяет запросы населения в образовательных услугах и специализируется на воспроизводстве главной производительной силы общества – квалифицированных работников для всех отраслей материального и нематериального производства. Именно этим предопределяется приоритетность образования.

Во-вторых, уровень образования населения выступает одним из главных показателей благосостояния народа страны.

В-третьих, эта отрасль и она единственная, которая сама для себя готовит профессиональных работников – преподавательские кадры.

В-четвертых, труд в области образования стал одним из самых массовых видов человеческой деятельности. По количеству занятых сфера образования превосходит любую другую отрасль народного хозяйства. По данным статистики, в мире в процессе образования участвуют одновременно около 1 млрд учащихся и 50 млн педагогов.

Основным продуктом этой сферы  являются образовательные услуги – как система знаний, информации, умения и навыков, которые используются для удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности, общества и государства.

Об отличительных особенностях и свойствах понятия «услуга» мы говорила ранее и, как известно, к таким особенностям относятся: их неосязаемость; неотделимость от их непосредственного производителя; невозможность их хранения и транспортировки; непостоянство услуг. Все эти  свойства характерны и для понятия  «образовательные услуги».

Услуги по своему экономическому содержанию не отличаются от материально-вещественных продуктов. Они, также как и товары, служат удовлетворению потребностей человека и имеют потребительную стоимость, а также обладают стоимостью. Потребительная стоимость образовательной услуги заключается в ее способности удовлетворять все возрастающие потребности человека. Стоимость образовательной услуги определяется затратами на ее производство. В сфере образования главным фактором учебно-воспитательного процесса являются преподаватели. Значит характерная черта сферы образования – это высокая доля затрат квалифицированного труда таких особых работников, как преподаватели.

Предметом труда в образовательном процессе является непосредственно сам человек. Объектом педагогического воздействия выступает учащийся как личность, развивающаяся физически и умственно в соответствии с определенными объективными законами. Объект труда работников образования одновременно выступает и субъектом учебно-воспитательного процесса. В настоящее время лидирующей является точка зрения, что основными субъектами в процессе оказания образовательных услуг, являются преподаватель и учащийся с его способностью потреблять образовательные услуги и быть соучастником их производства.

Образование как отрасль характеризуется  тем же типом экономических отношений, который присущ остальным отраслям и всему хозяйству страны в  целом. Однако отношения в сфере  образования имеют особенности, которые проявляются в ограниченных возможностях использования коммерческих отношений.

Определяющим звеном в экономических  отношениях, как известно, выступают  отношения собственности. До начала 90-х гг. ХХ века все учебные заведения  были государственными. В настоящее  время в Законе РФ «Об образовании» дана характеристика организационно-правовых форм образовательных учреждений, которые  могут быть

·                  государственными, например, ВУЗы, ПТУ и др.;

·                  муниципальными – общеобразовательные школы;

·                  негосударственными - в следующих организационно-правовых формах:

= частными – например, семейные  школы, корпоративные учебные  заведения, индивидуальные репетиторы;

= учреждениями общественных и  религиозных объединений – например, учебные заведения профсоюзных  организаций, духовные семинарии  и т.д.;

·         смешанная форма, например, государственно-коллективная – ВУЗы.

Самой специфической чертой отношений  собственности в отрасли образования  является высокий удельный вес присвоения интеллектуальной собственности, своеобразие  реализации ее и образовательных  услуг. Под интеллектуальной собственностью подразумеваются социально-экономические  и правовые отношения по поводу владения, распоряжения и пользования продуктом интеллектуального труда. Основой этой собственности выступают интеллект, знания, опыт и предвидение. На этапе современной НТР интеллектуальная собственность превращается в главную разновидность собственности, т.к. продуктивное ее использование становится решающим фактором экономического роста.

Все эти проблемы изучает самая  молодая из экономических наук (она  сложилась несколько десятилетий  назад) – экономика образования. Ее предмет можно определить следующим образом: это наука о специфике производительных сил и производственных отношений в отрасли, создающей образовательные услуги и удовлетворяющей потребности личности и общества в них при ограниченных ресурсах, выделяемых на эти цели. Она исследует и выявляет особенности действия экономических законов и категорий в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения, подготовки квалифицированной рабочей силы, повышения образовательного и культурно-технического уровня населения.


Информация о работе Экономика образования как наука