Экономика Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:33, доклад

Описание

Общие тенденции экономического развития Франции, развитие отраслей промышленности и сельского хозяйства. Структура внешнеэкономических связей, статьи внешней торговли.

Содержание

Введение
Общие тенденции экономического развития
Промышленность
Сельское хозяйство
Внешнеэкономические связи
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Франция.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)

Экономика Франции

   СОДЕРЖАНИЕ:

   Введение

   Общие  тенденции экономического развития

   Промышленность

   Сельское  хозяйство

   Внешнеэкономические  связи

   Заключение

   Список  литературы

   

   Введение

   Автор  опирается на некоторое количество  отечественных исследований, располагает достаточной

информацией и  считает ее приемлемой для изложения  в краткой форме. Тема интересна  потому, что 

Франция как  страна является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного

влияния, что  является довольно характерным для развитых стран. Также в экономике Франции есть масса

особенностей, исследование которых могло бы помочь и нашей  стране. Таким образом, будут рассмотрены 

некоторые общие  положения в экономике страны, а также выделены некоторые особенности ее развития.

   Общие  тенденции экономического развития

   Франция  является одной из ведущих  стран западных держав, занимая  седьмое место среди всех стран 

мира — 4,7% совокупного  ВВП при 1% населения. По размерам территории (551 тыс. кв км) и населения (57

млн чел.) , она  принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического развития

уступает ФРГ  и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу) . На долю Франции 

приходится 17% промышленного  и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.

   В 80-е  гг. экономическое развитие Франции  характеризовалось замедленными  темпами роста, 

массовой безработицей, резкими сменами основных направлений  государственного регулирования.

Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние

на промышленное производство. После кризиса 80-х  гг., французская промышленность восстановила свой

уровень производства только в 1986 г.

   Позиции  Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. — 5,7% ВВП мира) . Доля страны

в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась  с 6,6 до 5,7% за 80-е гг. Уменьшились экспортные

возможности. Норма  безработицы превысила 10%. Французская  промышленность по-прежнему имеет

недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается  к быстро меняющемуся спросу на рынках.

Сравнительно  низкая эффективность производственного  аппарата связана с историческими  особенностями 

развития экономики, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних

связях большое  место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной

империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование  в структуре хозяйства кредитного

сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных

промышленных  проектов.

   Во Франции  активно протекают процессы перестройки  социальной структуры хозяйства, 

концентрации  и централизации производства и  капитала. Сто крупнейших компаний сосредотачивают

свыше 2/3 промышленного  производства. В ряде отраслей монополизация  производства приближается к 

максимуму. В  черной металлургии две крупнейшие компании “Юнизор” и “Сасилор”  сосредоточили 70%

производства  стали, “Компани женераль д'электрисите” (КЖЕ) , “Томсон” — 50% производства

электронного  и электротехнического оборудования, “Рено” и “Пежо” — почти все  производство

автомобилей. “Пешине-Южин-Кюльман” (ПЮК) и “Иметаль” — почти  полностью сосредоточили в своих 

руках производство и сбыт цветных металлов.

   Процессы  концентрации и централизации  капитала и перестройки экономики  Франции происходят 

одновременно  с процессом интернационализации  производства и капитала, которые  приводят к созданию

огромных по мощи ТНК. Так, “Иметаль” объединяет 62 общества, действующих в 25 странах. У

автомобилестроительной  компании “Рено” — почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы

сосредоточены на заграничных предприятиях и так  далее.

   Централизация  капитала на национальном и  международном уровне привела к укреплению целого

ряда французских  компаний в мировом производстве. Химическая компания “Пешине” превратилась в 

мирового лидера упаковочной продукции, полиграфическая  фирма “Ашет” — в ведущего издателя журналов

в мире, фирма “Кабль де Лион” вышла на первое место в мире в производстве электрических кабелей.

Электротехнический  концерн “Томсон” занял первое место в мире по выпуску навигационного оборудования

для самолетов, а в Европе — по производству бытовой электроники. “Иметаль” занимает ведущее положение

по производству свинца, цинка, никеля в промышленно  развитых странах. В Западной Европе компании

“Аэроспасиаль”  и “Дассо-Бреге” заняли соответственно первое и третье места в авиакосмической 

промышленности. Упрочились позиции французских компаний среди крупнейших корпораций Западной

Европы и мира. В списке ста крупнейших компаний входят 8 французских объединений (1961 г. — 2) .

Франция не только уступает ведущим странам — США, Японии, ФРГ и Британии по количеству крупнейших

компаний, но и  по величине их оборотов. Оборот первых десяти французских компаний в обрабатывающей

промышленности  составляет около 28% от оборота первых десяти американских и 45% германских. 6

французских банков входят в число 50 крупнейших банков мира. Это “Креди агриколь” , “Банк насиональ де

Пари” , “Креди Лионне” , “Сосьете жене-раль” , “Групп де кесс д'епарнь” , “Компани финансьср  де Париба” .

   Банки  активно участвуют в деятельности  промышленных компаний через  систему участия во 

владении акционерным капиталом, используя в том числе холдинговые компании, инвестиционные фонды,

личную унию.

   Процесс  переплетения капитала привел  к тому, что вся экономика охвачена  несколькими 

финансовыми группами, имеющими широкие международные  связи. Это группы “Нариба” , “Союз” , группы

Ротшильдов и  Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают  серьезное влияние на формирование

экономической политики. Интересы крупнейших компаний отстаивает Национальный совет французских 

предпринимателей (Патронат) , а также различные отраслевые, межотраслевые и региональные организации

предпринимателей, являющиеся мощными рычагами давления на правительство.

   Активную  роль в экономике страны играет  мелкий бизнес. Мелкие и средние  предприятия, укрепляя 

свои позиции  в период 70-80-х гг. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых

предпринимательских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Число 

фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в  деятельности новых компаний выступает

недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном

ориентирован  на сферу услуг и торговли.

   Функционирование  экономической системы происходит  под мощным воздействием государства  на 

воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государства

в регулировании  и программировании экономики, в  распространении государственной  собственности 

Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 80-е гг. произошло изменение

основных направлений  экономической политики от дирежизма  к неолиберализму, к усилению роли рынка.

Большое влияние  на экономическую политику оказали  изменения в расстановке политических сил на

правительственном уровне, что прежде всего проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г.

правительство социалистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний и 36 банков.

Государственный сектор стал сосредотачивать 28% производства и 16% занятых. Национализация

способствовала модернизации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать

перехода некоторых  фирм под контроль иностранного капитала. Пришедший к власти блок правых и 

центристских  партий в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных,

банковских и  страховых компаний. В частный  сектор были переданы крупнейшие банковские группы

“Париба” и  “Сосьете женераль” , индустриальные гиганты “Сен-Гобен” , “Компани женераль д'электрисите” ,

финансовая компания “Тивас” , военно-промышленная компания “Матра” , финансовая группа “Сюэз” .

   Сохраняющийся  государственный сектор занижает  базовые, инфраструктурные и отрасли 

обрабатывающей  промышленности. В нем обеспечивается 70% производства энергии, он включает около 

60% транспорта  и связи, свыше 80% авиакосмической промышленности, дает 40% автомобилей и так далее.

Государственный сектор является важным инструментом экономической политики. Обновление основного 

капитала, обеспечение  условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается

государством.

   Регулирующая  роль государства находит свое  яркое выражение в государственном  программировании 

и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были

созданы официальные  органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы

ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление

научно-исследовательских  работ.

   Государство  активно участвует в развитии  НИОКР. На его долю приходится свыше половины

общенациональных  ассигнований на научно-конструкторские  работы. Государство стремится ликвидировать 

существующий  разрыв в научно-техническом потенциале между' Францией и другими ведущими странами.

   Со второй  половины 80-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных

выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого  рынка ЕС. К ним относятся структурные 

преобразования, проведение системы налогообложения  и социального обеспечения в  соответствии с

уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства  влияют на позицию Франции в вопросах

интеграции. Обычно она выступает за регулирование  тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

   Правительство  сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный

сектор. С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены 

Информация о работе Экономика Франции