Экономическое содержание прибыли предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание

Прибыль, являясь главной движущей силой экономики рыночного типа характеризуется многообразием содержания форм.

Рассматривая сущность прибыли, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики [4, с.54]:

1. Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта внешностная, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность политическая, благотворительная и др.).

Содержание

Введение


Глава 1. Прибыль, как экономическая категория и объект управления 3

1.1 Сущность и содержание прибыли 3

1.2 Марксистский подход к прибыли.



1.3 Пути и инструменты управления прибылью предприятия 6

Глава 2. Факторы, влияющие на прибыль предприятия и экономические показатели ее оценки 12

2.1 Анализ формирования прибыли



2.2 Влияние структурных изменений объема выпускаемой продукции

на прибыль предприятия 18

Заключение 24

Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

курсач 2.docx

— 61.35 Кб (Скачать документ)

                    Федеральное государственное  бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального  образования

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «Экономическая теория»

 

Курсовая работа

на тему:

Экономическое содержание прибыли предприятия

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса гр. 1ФиКр,

Р.О. Петров

Научный руководитель:

 

 

 

Самара 2012.

 

Содержание

 

Введение

 
Глава 1. Прибыль, как экономическая категория  и объект управления 3 
 
1.1 Сущность и содержание прибыли 3 
 
1.2     Марксистский подход к прибыли.

 

1.3 Пути и инструменты управления прибылью предприятия 6 
 
Глава 2. Факторы, влияющие на прибыль предприятия и экономические показатели ее оценки 12 
 
2.1 Анализ формирования прибыли

 
 
2.2 Влияние структурных изменений  объема выпускаемой продукции

на прибыль предприятия 18 
 
Заключение 24 
 
Список литературы 26

 

 

 

Глава 1. Прибыль, как экономическая категория  и объект управления

1.1 Сущность и  содержание прибыли

 
Прибыль, являясь главной движущей силой экономики рыночного типа характеризуется многообразием  содержания форм. 
 
Рассматривая сущность прибыли, следует в первую очередь отметить такие ее характеристики [4, с.54]: 
 
1. Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта внешностная, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли (например, деятельность политическая, благотворительная и др.). 
 
2. Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала – особым фактором производства – и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала. 
 
3. Прибыль не является гарантированным доходом предпринимателя, вложившего свой капитал в тот или иной вид бизнеса. Она является результатом только умелого и успешного осуществления этого бизнеса. Но в процессе ведения бизнеса предприниматель вследствие своих неудачных действий или объективных причин внешнего характера может не только лишиться ожидаемой прибыли, но и полностью или частично потерять вложенный капитал. Поэтому прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности. 
 
4. Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской деятельности, а только ту часть дохода, которая "очищена" от понесенных затрат на осуществление этой деятельности. Иными словами в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления предпринимательской деятельности. 
 
5. Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая форма оценки прибыли связана с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней основных показателей – вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т.п., а также с действующим порядком налогового ее регулирования.  
 
С учетом рассмотренных основных характеристик прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано следующим образом: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».  
 
Для понимания сути понятия «прибыль» необходимо знать теорию об издержках, так как понятие «прибыль», неразрывно связано с понятием «издержки». 
 
Итак, издержки производства – это вся совокупность затрат, связанных с использованием ресурсов и услуг для производства продукции. Они, в свою очередь, делятся в зависимости от их отношения к собственности предприятия и характера их учета на: внешние (или явные) и внутренние (или неявные). 
 
К внешним издержкам относятся те затраты, которые предприятие несет в результате осуществления платежей за необходимые ему ресурсы и услуги. Поэтому внешние издержки можно назвать, условно, еще и бухгалтерскими издержками. 
 
Внутренние издержки включают в себя затраты ресурсов, принадлежащих предприятию. Эти ресурсы не надо ни у кого покупать (в отличие, скажем, от раб. силы, собственником которой всегда остается наемный рабочий, даже если он подписал трудовой контракт). Но от этого внутренние ресурсы не становятся бесплатными (даровыми). 
 
Исходя из понятий издержек, нельзя не сказать и о нормальной прибыли. Вся совокупность усилий и риска возмещается в форме дохода, называемого нормальной прибылью. Она входит во внутренние издержки как вознаграждение за предпринимательский талант по управлению предприятием. Но, не смотря на это, для экономиста эта прибыль входит в состав издержек.  
 
Как уже отмечалось, прибыль предприятия характеризуется не только своей многоаспектной ролью, но и многообразием обличий, в которых она выступает. Под общим понятием "прибыль" понимаются самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. Все это требует определенной систематизации используемых терминов.  
 
Со структурой отдельных видов прибыли, формируемой на предприятии, связано понятие "качество прибыли". В наиболее обобщенном виде оно характеризует структуру источников формирования прибыли по видам деятельности: операционной, инвестиционной, финансовой. В рамках каждого из этих видов прибыли данное понятие характеризует конкретные источники роста прибыли. Понятие «качество прибыли» позволяет правильнее оценивать ее динамику, проводить сопоставимый ее анализ в процессе сравнения с деятельностью других предприятий. 
 
Прибыльность принято считать основным показателем успешной работы подразделения или корпорации а целом, который в дальнейшем учитывается ее руководителями при начислении премий сотрудникам. Несмотря на чрезмерную популярность показателей прибыли как критерия оценки успешной работы предприятия, их слабые стороны давно не представляют ни для кого секрета [31, с.310]: 
 
Манипулирование показателями прибыли с целью сокрытия фактических результатов не составляет труда для управляющих, что часто и происходит в жизни. А самом деле прибыльность растет не за счет собственного капитала, а за счет заемного. 
Прибыль ни в коем случае нельзя считать показателем ценности предприятия. Показатели прибыли и нормы возврата инвестиций отражают результативность, эффективность деятельности предприятия за прошедший период времени, а не его возможности и потенциал успешной работы в будущем. 

Резкое увеличение прибыли  скорее свидетельствует о приближающемся крушении фирмы, чем об улучшении  ее деятельности, т.к. большинство программ направленных на увеличение прибыли  являются «выжиманием последних  соков» из имеющихся средств. 

1.2 Марксистский подход к прибыли . 
 
В экономической теории Маркса прибыль и прибавочная стоимость соотносятся как форма и сущность. Прибавочная стоимость создается наемными рабочими и по существу представляет прирост переменного капитала (V). Прибыль по Марксу определяется как порождение всего авансированного капитала, т. е. Как «превращенная форма прибавочной стоимости». 
В марксистской теории прибыль рассматривается также не только как «превращенная форма прибавочной стоимости», но и как реализованная прибавочная стоимость, прошедшая не только через стадию производства, но и через стадию обращения. Второе определение прибыли указывает не на качественное различие Р и М, а на их количественное различие. Если цена равняется стоимости, то прибыль (Р) по величине совпадает с прибавочной стоимостью (М), если цена выше стоимости, то Р больше М, если цена ниже стоимости, то Р меньше М. 
 
Теория средней нормы прибыли. Цена производства. 
 
В условиях свободной конкуренции происходит образование средней прибыли и цены производства в качестве объективных ориентиров, к которым стремятся все капиталы, следуя принципу «не хуже, чем среднеобщественные условия производства и сбыта продукции». Средняя норма прибыли выражает экономические отношения между капиталистами различных отраслей по распределению совокупной прибавочной стоимости. 
Конкуренция - свойство товарного производства, способ его развития .Соперничают между собой не только фирмы, занятые в одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и сбыта товаров, но и предприятия, занятые в разных отраслях хозяйства и выпускающие неоднородную продукцию. Возникает вопрос, - что может быть объектом соперничества между фабрикой, выпускающей обувь, и заводом, с конвейера которого сходят автомобили? Конкуренция на межотраслевом уровне ведется за выгодные сферы приложения капитала, за получение наиболее высокой прибыли. Состязательность возникает потому, что в разных видах производства изначально образуется неравная по величине прибыль на равный капитал. Как и отдельные предприятия, отрасли различаются уровнем технической оснащенности, структурой применяемого капитала, скоростью его оборота, стабильностью спроса на продукцию По этим причинам процент прибыли на капитал в разных отраслях будет неодинаков. Условно все отрасли и виды занятости можно свести в три группы: - с низкой, средней и высокой нормой прибыли. 
Возьмем три отрасли: в одной процент прибыли на капитал составляет 10, в другой - 20, в третьей - 30. При таком соотношении предприниматели, занятые в первой, да и во второй отрасли, постараются перевести свои капиталы в третью, как наиболее доходную отрасль. Приток капиталов и труда в более выгодные сферы будет сопровождаться расширением производства, изменением соотношения между предложением и спросом и, следовательно, понижением цен. В малодоходной отрасли в результате оттока капитала производство сократится и при прочих неизменных условиях цена на ее продукцию пойдет вверх. Ключом к эффективному распределению ресурсов и служит их перемещение из сфер низкопроизводительного в сферы высокопроизводительного их использования. Движение цен будет сопровождаться изменениями в норме прибыли. При этом происходит модификация и стоимости. Она превращается в цену производства, которая становится основной определения цены товара на рынке. 
Образование средней нормы прибыли ведёт к тому, что стоимость капиталистически произведённого товара выступает как совокупность издержек производства и средней прибыли на капитал. Это есть цена производства. Перелив капитала будет происходить до тех пор, пока различные нормы прибыли не выровняются в какую-то общую или среднюю прибыль. Полного выравнивания никогда не достигается и поэтому движение капиталов является характерным признаком рыночной экономики. 
Межотраслевая конкуренция объективно создает определенное динамичное равновесие, обеспечивающее получение примерно равной прибыли на равный капитал, независимо от того, где он вложен. В американской экономике различия в отраслевых нормах прибыли составляют всего лишь 1-2 процента. В недавнем прошлом фирмы, входящие в военно-промышленный комплекс, получали более высокий процент прибыли. И мы были свидетелями жесточайшей конкурентной борьбы (открытой и скрытой) между корпорациями за получение правительственных заказов на производство вооружения. 
Если бы условия для возрастания капитала в какой-либо отрасли были устойчиво ниже, чем в других, то капиталы покинули бы ее и общественная потребность в товарах этой отрасли осталась бы неудовлетворенной. Если подобная ситуация и возникает в определенной жизненно важной отрасли, то государство субсидирует данную отрасль и создает необходимые условия для получения фирмами нормальной прибыли. В частности это касается сельского хозяйства. 
Проблему образования средней нормы прибыли, приливов и отливов капитала опять-таки необходимо рассматривать применительно к четырем рыночным ситуациям: 1) в условиях чистой конкуренции; 2) чистой монополии; 3) монополистической конкуренции и 4) олигополии. Стихийное передвижение капиталов из одних отраслей в другие, возможно лишь тогда, когда вход в высокоприбыльную отрасль не заблокирован. Однако в современных условиях одной из форм движения капитала стала свободная купля и продажа ценных бумаг, акций на фондовых биржах 
Если в обществе возникают отношения, ограничивающие конкуренцию, становится неизбежным подрыв механизма образования средней нормы прибыли. Плановая система, утвердившаяся в нашей стране, свела на нет механизм конкуренции. До каждой отрасли доводились 
плановые задания по выпуску продукции, нормативы затрат материальных ресурсов, численность занятых работников, фонд заработной платы, отпускные цены на продукцию с включением в них показателей по прибыли. Свободный вход и выход предприятий в отрасли был закрыт. Это привело к тому, что одни отрасли работали с прибылью в 20-30, другие - в 70-100 процентов, а многие, были планово-убыточными и жили на дотации от государства. Экономика государства оказалась деформированной Предприятия стали делить продукцию на выгодную и невыгодную, из рыночных отношений вымывался ассортимент дешевых товаров. Жители Крыма, начиная с февраля месяца, могли свободно купить в государственной торговле парниковые огурцы, но зато не могли приобрести там же летнего грунтового огурца. Секрет был прост: на тепличном огурце колхозы и совхозы имели до 200 процентов прибыли, а на выращенном на открытом грунте - 12-15 процентов. 
Образование средней нормы прибыли ведет к тому, что стоимость произведенного товара выступает как совокупность издержек производства и средней прибыли на капитал. Товары продаются не по их стоимости, а по общественной цене производства. Прибыль, произведенная на всех предприятиях, как бы поступает в "общий котел" для дальнейшего перераспределения и превращения в среднюю прибыль. Из анализа издержек производства и образования средней прибыли К. Маркс сделал вывод, что рабочие эксплуатируются не только "своим" капиталистом, а всеми капиталистами, поскольку они делят между собой созданную ими прибавочную стоимость. Поэтому они должны бороться за уничтожение всей системы "Капиталистического рабства".

 

 

 

1.3 Пути и инструменты управления прибылью предприятия

 
Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов  его собственников и персонала  определяют необходимость эффективного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой  процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования на предприятии [44 с.20].  
 
Обеспечение эффективного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются [19, с.95]:  
 
1. Интегрированность с общей системой управления предприятием. В какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственным менеджментом персонала, инвестиционным менеджментом, финансовым менеджментом и некоторыми другими видами функционального менеджмента. Это определяет необходимость органической интегрированности системы управления прибылью с общей системой управления предприятием.  
 
2. Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управления прибылью. В ряде случаев это воздействие может носить противоречивый характер. Так, например, осуществление высокоприбыльных финансовых вложений может вызвать дефицит финансовых ресурсов, обеспечивающих производственную деятельность, и как следствие - существенно уменьшить размер операционной прибыли. Поэтому управление прибылью должно рассматриваться как комплексная система действий, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в результативность формирования и использования прибыли по предприятию в целом.  
 
3. Высокий динамизм управления. Даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Прежде всего, это связано с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, и в первую очередь - с изменением конъюнктуры товарного и финансового рынков. Кроме того, меняются во времени и внутренние условия функционирования предприятия особенно на этапах перехода к последующим стадиям его жизненного цикла. Поэтому системе управления прибылью должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации и управления производством, финансового состояния и других параметров функционирования предприятия.  
 
4. Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого требования предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.  
 
5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы прибыльными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде.  
 
С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи.  
 
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.  
 
Построение системы управления прибылью требует формирования систематизированного перечня объектов этого управления. Такая систематизация объектов управления должна с одной стороны отражать функциональную направленность этого управления, а с другой - различные его уровни.  
 
Функциональная направленность объектов управления прибылью по общепринятым стандартам выделяет два основных их вида:  
 
управление формированием прибыли;  
 
управление распределением и использованием прибыли.  
 
Процесс управления прибылью предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма управления прибылью входят следующие элементы:  
 
1. Государственное правовое и нормативное регулирование вопросов формирования и распределения прибыли предприятия. Принятие законов и других нормативных актов, регулирующих формирование и распределение прибыли предприятия, представляет собой одно из направлений экономической политики государства. Законодательные и нормативные основы этой политики регулируют образование и распределение прибыли предприятий в разных формах. К числу основных из этих форм относятся: налоговое регулирование; регулирование механизма амортизации основных фондов и нематериальных активов, регулирование размеров отчислений прибыли в резервный фонд, регулирование минимальных размеров заработной платы и другие.  
 
2. Рыночный механизм регулирования формирования и использования прибыли предприятия. Спрос и предложение на товарном и финансовом рынках формируют уровень цен на продукцию, стоимость привлечения кредитов, доходность отдельных ценных бумаг, среднюю норму доходности капитала и т.п. По мере углубления рыночных отношений роль рыночного механизма регулирования формирования и использования прибыли предприятия будет возрастать.  
 
3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов формирования, распределения и использования прибыли предприятия. Механизм такого регулирования формируется в рамках самого предприятия, соответственно регламентируя те или иные оперативные управленческие решения по вопросам формирования, распределения и использования прибыли. Так, ряд этих аспектов может регламентироваться требованиями устава предприятия. Отдельные из этих аспектов регулируются формируемой на предприятии целевой политикой управления прибылью. Кроме того, на предприятии может быть разработана и утверждена система внутренних нормативов и требований по вопросам формирования, распределения и использования прибыли.  
 
4. Система конкретных методов и приемов осуществления управления прибылью. В процессе анализа, планирования и контроля формирования и использования прибыли используется обширная система методов, с помощью которых достигаются необходимые результаты. К числу основных из них относят методы: технико-экономических расчетов, балансовый, экономико-статистические, экономико-математические, сравнения и другие.  
 
Эффективный механизм управления прибылью предприятия позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций этого управления. Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа. Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и  
использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии [35, с.15]. 
 
 

 

 

 

 

Глава 2. Факторы, влияющие на прибыль предприятия  и экономические показатели ее оценки

2.1 Анализ формирования  прибыли

 
Целью анализа является оценка прошлой  деятельности и положения предприятия  на данный момент. Прибыль формируется  под воздействием большого количества взаимосвязанных факторов, которые  влияют на результаты деятельности предприятия  разнонаправленно: одни – положительно, другие – отрицательно. Более того, отрицательное воздействие одних  факторов способно снизить или даже свести на нет положительное влияние  других. Многообразие факторов не позволяет  их четко ограничить, и обуславливает  их группировку. Учитывая, что предприятие  является одновременно и субъектом, и объектом экономических отношений, то наиболее важным представляется деление  их на внешние и внутренние. 
 
Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений поиска резервов повышения эффективности хозяйствования. 
 
Ивашковский С.Н. предлагает следующую классификацию факторов, влияющих на размер прибыли [10, с.76]. Он выделяет три группы факторов прибыли: 
В сфере производства: его объем, качество продукции, ассортимент, уровень оптовых цен и т.д. 
 
В сфере обращения: организация оперативной работы по реализации продукции, соблюдение условий договоров, взаимосвязь с потребителями и т.д. 
Факторы, не зависящие от деятельности предприятия: перебои в материально-техническом снабжении, несвоевременная подача транспорта под отгрузку готовой продукции и др. 
 
Недостатком концепции Ивашковского С.Н. является то, что она не позволяет правильно и грамотно оценить сложившуюся ситуацию, положение предприятия на рынке, финансовое положение предприятия и следовательно способствует принятию эффективного управленческого решения с целью увеличения прибыли. эффективное управленческое решение с целью увеличения прибыли. 
 
Классификация факторов С.Н. Ивашковского, рассмотренная выше, на наш взгляд не в полной мере показывает градацию факторов прибыли. Наиболее интересной в этом смысле является концепция И.А. Бланка, позволяющая дать системную классификацию факторов прибыли. Данная классификация дана на рисунке 1 [5, с.55].

Факторы:

-внепроизводственные

-производственные 
 
При этом факторы, влияющие на прибыль, классифицируются по разным признакам. Так, выделяют факторы внешние и внутренние. Внутренние факторы – факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют стороны работы коллектива. Внешние факторы – факторы, не зависящие от деятельности самого предприятия. Однако, они могут оказывать существенное влияние на прибыль. В процессе анализа влияние внутренних и внешних факторов дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешних воздействий, что имеет важное значение для объективной оценки собственных достижений коллектива. 
 
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на внепроизводственные и производственные.  
 
К внепроизводственным факторам относят: организация реализации продукции, снабжение товарно-материальными ценностями, организация экономической и финансовой работы, природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта работников предприятия.  
 
Производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд. 
 
В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости и взаимосвязи. 
 
Среди многообразия внешних факторов, которые можно встретить в современной литературе, можно выделить основные из них [33, с.57]:  
 
степень политической стабильности; 
 
состояние экономики государства; 
 
демографическая ситуация в стране; 
 
конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров; 
 
темпы инфляции; 
 
ставка процента за кредит; 

 

 

 

 
государственное регулирование экономики; 
 
платежеспособный спрос потребителей - динамика и колебание платежеспособного спроса предопределяет стабильность получения торговой выручки; 
 
цены, устанавливаемые поставщиками товаров – так как повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных предприятий, коммунального хозяйства и других аналогичных предприятий напрямую увеличивает текущие расходы торгового предприятия, тем самым уменьшая прибыль; 
 
налоговая и кредитная политика государства; 
 
развитие деятельности общественных организаций потребителей товаров и услуг; 
 
развитие профсоюзного движения; 
 
экономические условия хозяйствования; 
 
емкость рынка. 
 
К внутренним факторам относятся: 
 
объем валового дохода; 
 
производительность труда работников; 
 
скорость оборачиваемости товаров; 
 
наличие собственных оборотных средств; 
 
эффективность использования основных фондов; 
 
объем розничного товарооборота – так как неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи позволяет увеличить сумму прибыли. При наращивании объема товарооборота необходимо помнить о его структуре, так как прибыльность тех или иных товарных групп различна. Разумеется, нельзя отдавать предпочтение только высокорентабельным товарам, лишь рационализация структуры товарооборота позволит достичь нормального уровня прибыли 
 
порядок ценообразования - важно выбрать правильную коммерческую стратегию, потому что рост доли прибыли в составе торговой надбавки может привести к снижению объема реализации товаров из-за высоких цен. Но логичным следствием может стать в некоторых случаях снижение уровня торговой надбавки для ускорения реализации товаров (например, дифференцированная уценка товаров, в том числе сезонная, праздничная или разовая). Это позволит увеличить сумму прибыли за счет объема товарооборота и за счет ускорения оборачиваемости оборотных средств: чем меньше срок реализации товаров, тем большую суму прибыли получает предприятие в единицу времени. Также очевидно, чем большей суммой оборотных средств располагает предприятие, тем больше прибыли оно получит в результате одного их оборота. При этом важна не только общая сумма оборотных средств, но и соотношение между собственными и заемными средствами, поскольку использование кредитов увеличивает издержки торгового предприятия; 
 
уровень издержек обращения - при неизменной величине торговой надбавки за счет снижения расходов предприятия можно увеличить сумму получаемой прибыли. Осуществление режима экономии позволяет снижать текущие затраты предприятия. При этом необходимо учитывать, что под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение издержек обращения. 
 
средства труда; 
 
предметы труда; 
 
трудовые ресурсы. 
 
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится. 
 
По каждому из этих двух групп выделяются следующие виды: 
 
экстенсивные факторы; 
 
интенсивные факторы.  
 
К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов). К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).  
 
Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Но внутренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предприятия. 
 
Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соотношения их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции и профессионализма его менеджеров. Практика показывает, что влияние отдельных факторов количественно оценить невозможно. К примеру, деловая репутация предприятия, то есть сформировавшееся мнение о предприятии на рынке по различным аспектам его деятельности (потенциальные возможности, кредитоспособность, качество реализуемых товаров, уровень качества обслуживания и т.п.), основой которого является безусловное выполнение обязательств и установление многолетних традиций работы. 
 
Необходимо отметить, что отдельные составляющие издержек (амортизация, материальные затраты или заработная плата) и виды авансированных средств (стоимость основных и оборотных средств, трудовые ресурсы) под влиянием одних и тех же факторов могут изменяться по-разному, иногда в противоположном направлении, и оказывать различное влияние на прибыль. Например, предприятие может добиться снижения затрат на производство продукции, при этом возможно увеличение прибыли. При нерациональном использовании основных и оборотных средств, например, при наличии неиспользуемого оборудования, оно будет иметь излишние запасы товарно-материальных ценностей. 
 
Средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы являются не только факторами формирования прибыли, но одновременно служат основой для определения направлений поиска резервов ее повышения. Их рациональное эффективное использование способствует увеличению выпуска продукции в натуральном выражении, повышению качества изделий. В результате уменьшается объем применяемых и расходуемых средств на производство единицы продукции, что находит отражение в снижении материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости, себестоимости конкретных изделий, и наоборот, нерациональное использование ресурсов приводит к увеличению их объема на единицу вырабатываемой продукции. Это снижает показатели, характеризующие интенсивность развития и эффективность хозяйствования. 
 
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. 
 
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот. 

Информация о работе Экономическое содержание прибыли предприятия