Экономическое развитие России в эпоху средневековья

Автор работы: m********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 19:43, курсовая работа

Описание

До настоящего времени ученые всех стран с полной уверенностью не могут сказать, как на самом деле происходило становление Древнерусского государства, спор между ними будет длиться ещё долго, так как в данный момент мало подтверждений для однозначной теории его образования, вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”. Из-за этого возникло и продолжает возникать множество различных теорий относительно подлинной российской истории.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ПРЕДПОСЫЛКИ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА…..………………………..……...…4
ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА……...7
ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ СУДЬБУ ГОСУДАРСТВА………………………......12
ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА……………………………….................................................15
ХОЗЯЙСТВО РУССКИХ КНЯЖЕСТВ И ЗЕМЕЛЬ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ……………………………….…..16
ЭКОНОМИКА РУСИ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ……………………………………………….……….19
РОСТ ФЕОДАЛЬНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ…………………….………21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….………25

Работа состоит из  1 файл

эк. истор..docx

— 44.26 Кб (Скачать документ)

     Слиянием  Киева и Новгорода завершается  образование Древнерусского государства. Это событие летопись связала  с именем Олега. В 882г. в результате похода дружин под предводительством  Олега из Новгорода в Киев по пути «из варяг в греки» оба важнейшие  центра Руси были объединены. Киевский князь стал создавать опорные  пункты в землях восточных славян, собирать с них дань и требовать  их участия в походах. Но много  земель восточных славян еще не было связано с Киевом, а само Древнерусское  государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль  Великого водного пути по Днепру, Ловати, Волхову.

     Столицей  Древнерусского государства стал Киев. Это произошло, потому что он был  древнейшим центром восточнославянской культуры, с глубокими историческими  традициями и связями. Расположенный  на пограничье леса и степи с мягким ровным климатом, черноземной почвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежами железной руды, многоводными реками основными средствами передвижения тех времен Киев был ядром восточнославянского  мира. К тому же Киев был одинаково  близок к Византии, к востоку и  западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей Руси.

     Конец Х столетия ознаменовался завершением  объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича. В 981 г. была присоединена область червенских городов Перемышль то есть восточнославянские земли до Сана. В 992 г. вошли в состав Древнерусского государства земли  хорватов лежавшие по обоим склонам  Карпатских гор. В 989 г. русские дружинники ходили на Ятвягов и русское население  заселявшее край вплоть до границ владений Пруссов положило начало Черной Руси. В 981 г. к Древнерусскому государству  присоединилась земля Вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись  следы былой ее независимости. Спустя 3 года в 984 г. после битвы на реке Пищане власть Киева распространилась на Радимичей. Так было закончено  объединение всего восточного славянства в едином государстве.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ПРИНЯТИЕ РУСЬЮ ХРИСТИАНСТВА, ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ СУДЬБУ ГОСУДАРСТВА

     Важнейшую роль в формировании Руси как крупнейшего  европейского государства, в развитии ее экономических, политических, семейных связей с Европой и Византией  сыграло принятие в 988 году князем Владимиром христианства, в качестве государственной  религии на Руси было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в городе Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем  и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление  населения, почитавшего своих языческих  богов. Христианство утверждалось медленно. Переход в христианство имел объективно большое и прогрессивное значение, поскольку оно способствовало скорейшему отмиранию пережитков родового строя. В первую очередь это касалось брачного права. В высших кругах господствовало многоженство. Христианская церковь  с самого начала способствовала ликвидации старых брачных форм и последовательно  проводила эту линию в практику. И если уже в XI в. моногамный брак получил на Руси окончательное признание, то в этом была немалая заслуга  христианской церкви.

     Христианство  сыграло большую роль в идеологическом обосновании и тем самым в  укреплении власти киевских князей: церковь  присваивает киевскому князю  все атрибуты христианских императоров. На многих монетах, чеканенных по греческим  образцам, князья изображаются в византийском императорском уборе.

     Принятие  на Руси христианства как государственной  религии определялось рядом причин. Возникновение в VII - IX вв. классового раннефеодального строя и государственной  религии явилось результатом  связанных друг с другом процессов. Формирование местных княжений и  создание на их основе в IX в. древнерусского государства с центром в Киеве  требовало в свою очередь изменений  в идеологической области, религии. Попытки же противопоставить христианству реформированный языческий культ  не привели к успеху. Русь в IX - X вв. традиционно была связана с Константинополем - “Царьградом” и со славянами в  Центральной Европе и на Балканском полуострове, также находившемся в  тесном общении с Византией. Эти  связи в значительной степени  определяли церковную ориентацию Руси на восточно-христианский мир и на константинопольскую кафедру. Киевские князья могли сами выбирать то направление  христианства, в наибольшей степени  отвечающее политическим и культурным нуждам государства.

     Христианство  утверждало равенство людей перед  Богом. По новой религии путь в  рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости  от честного исполнения ими своих  обязанностей на земле. Принятие христианства укрепило государственную власть и  территориальное единство киевской Руси. Оно имело большое международное  значение, заключавшееся в том, что  Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно  расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской и античной культуры.

     Во  главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый  константинопольским патриархом, отдельные  области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах. Принятие христианства в православной традиции стало одним  из определяющих факторов нашего дальнейшего  исторического развития.

     Русь  стала страной где осуществилось  необычайное и довольно прочное  сочетание христианских догматов, правил, традиций и старых языческих представлений. Возникло так называемое двоеверие. Христиане молились в церквях, клали  поклоны перед домашними иконами, но одновременно справляли старые языческие  праздники. Так, праздник Коляды слился с Рождеством Христовым и Крещением. Сохранился и праздник Масленицы, который  и доныне отмечается перед Великим  постом. Народное сознание упорно вплетало старые языческие поверья в свой быт, приспосабливая христианскую обрядность к провеянным веками явлениям природы, которые так внимательно и  точно определялись язычеством. Двоеверие  стало удивительной отличительной  чертой истории русского и других христианских народов, населявших Россию. Когда мы говорим об историческая значении христианства, то, прежде всего, имеем в виду последующее развитие церкви, её постепенное укоренение на русской почве и то всестороннее влияние на русскую жизнь - экономическое, политическое, духовное культурное, которое  церковь стала со временем оказывать. При церквях и монастырях создавались  школы, и первые древнерусские грамотеи прошли выучку в монастырских кельях. Здесь же трудились и первые русские  художники, создавшие с течением времени прекрасную школу иконописи. Монахами, деятелями церкви в основном являлись создатели замечательных  летописных сводов, разного рода светских и церковных сочинений, поучительных бесед, философских трактатов.

     Церковь и духовенство активно работали на укрепление семьи, общества, государства, способствовали унижению уровня эксплуатации. Однако, содействуя развитию культуры, грамотности, церковь одновременно всеми силами подавляла культуру, основанную на языческих традициях  и обрядах.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

     Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно  создавало благоприятные условия  для развития земледелия, ремесел, внешней  торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний  период способствовало превращению  князей и бояр в землевладельцев.

     Благодаря образованию государства формируется  древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках древнерусского государства  происходит складывание единой древнерусской  народности - основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского  и белорусского.

     Древнерусское государство в течение веков  после своего возникновения отбивало “волны” кочевников, принимало  удар на себя, обеспечивая тем самым  благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом  и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая  внутренние противоречия, углубляя социально-культурный раскол. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     5. ХОЗЯЙСТВО РУССКИХ КНЯЖЕСТВ И ЗЕМЕЛЬ В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

     На  период правления князя Ярослава Мудрого приходится расцвет Киевской Руси. При нем происходит расселение народа по территории русского государства, на его окраинах (особенно на юге  со стороны степей) возводятся новые  города для защиты от врагов. После  удачных сражений с кочевниками-печенегами враги долго не нападали на русские  земли. А в результате побед над  финскими племенами и литовцами  к русским отошло все прибрежье  Чудского озера, где позже был  основан город Юрьев (позже Дерпт). На Волге был поставлен город  Ярославль. К началу XI в. границы Руси простирались от Ладожского озера до среднего течения Днепра (с севера на юг) и от Оки до Западного Буга (с востока на запад).

     Своим детям Ярослав Мудрый после своей  смерти оставил единое государство  с обширными территориями, сильное  и богатое. В 1054 году перед своей  кончиной он разделил Русь на волости (области). Старшему сыну досталось  киевское княжение, т. е. он был поставлен великим князем над всеми другими. По наказу отца младшие сыновья должны были во всем слушаться старшего брата и почитать его как своего отца, а старшему полагалось заботиться о своих братьях и не кичиться своим возвышением над ними. После кончины Ярослава начались распри между князьями из-за неудовольствия своей волостью, которые перерастали в войны друг с другом.

     Таким образом, Киевская Русь распалась на феодальные княжества. При феодальном ведении хозяйства все производится для собственного потребления. Каждая феодальная вотчина имела свой внутренний рынок, где шел торговый обмен. Ремесленник, например, мог обменять свои изделия  на продукты, произведенные здесь  же на территории княжества. Другими  словами, каждое феодальное княжество  представляло собой мини-государство, которое полностью находилось на самообеспечении.

     При внуках Ярослава междоусобица только усилилась. Это было вызвано тем, что князья в то время определенных наследственных земель не имели, которые  переходили бы в княжеских семьях от отца к сыну. Вся русская земля  после смерти одного из князей делилась заново между остальными князьями. Старшему по родству князю доставалась  лучшая область. Самая сильная борьба разворачивалась, естественно, за Киевское княжество. Если умирал великий князь  киевский, то великое княжение доставалось  не его сыну, а его брату, так  как дядя был старше племянника. Многих князей такое положение дел  не устраивало. Поэтому они разными  путями старались завладеть лучшими  волостями, не дожидаясь смерти одного из своих старших родственников.

     Для Руси это было сложное время, самым  негативным образом отразившееся на хозяйстве русских княжеств. Во время  междоусобных войн князья со своими дружинами  нападали на вотчины других князей, повсеместно опустошая села и  города. На полях уничтожались посевы, а жителей угоняли в плен. Воюющие  между собой младшие князья не только не слушались великого князя, но и нередко совершали набеги на его земли. Не гнушались они  и дружбой с половцами, поселившимися  тогда на месте печенегов в  южных степях. Воспользовавшись раздробленностью Руси, половцы нападали на русские  земли, угоняли скот, сжигали русские  города и селения, а жителей целыми тысячами забирали в плен, чтобы  затем продать их в рабство. Русские  князья нередко прибегали к помощи печенегов, а в плату отдавали им на разграбление русские города. Уцелевшие жители разбегались по лесам. Хозяйственная деятельность того времени осуществлялась плохо. Князья с дружинами нередко пользовались тем, что добывали в результате походов  на соседей. Все это подрывало  экономику Киевской Руси.

     В то время княжества жили натуральным  хозяйством: все, что здесь производилось, здесь же и потреблялось. В результате постоянных войн хозяйства пришли в  упадок. Кругом была полная неурядица. Много народа умерло от голода и  болезней. Поля не обрабатывались. От частых пожаров нередко выгорали целые  города, так как в те времена  постройки были деревянные. Плотность  населения сильно уменьшилась. Торговля падала и уже не приносила такого дохода, как раньше. Происходило  обнищание Руси. Этот период описывается  в древнерусской летописи «Слово о полку Игореве».

     Однако  нашелся человек, сделавший попытку  объединить разрозненное государство, – это князь Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, живший в конце XI – начале XII вв. Он собирал князей и пытался их всячески примирить, а дружины объединить и совместными силами разбить половцев. Для отражения набегов кочевников часто собирались еще городские ополчения, состоящие из сельского и городского населения. Ополчения носили временный характер. Когда боевые действия завершались, ремесленники и крестьяне возвращались к своим исконным занятиям.

     После избрания в 1113 году на великое княжение Владимира Мономаха половцы были изгнаны с русских земель, княжеские  распри утихли. Князья – нарушители порядка строго наказывались, вплоть до того, что у них отбирались их княжества. На дорогах стало спокойнее, и возобновилась торговля. Постепенно налаживалось хозяйство. Жители поселений, занимающиеся земледелием, вновь сеяли  хлеб, сажали огороды и разводили  скот. Голод отступал. Так благодаря  Владимиру русское государство  смогло отдохнуть от долгих лет смут.

     После смерти Владимира Мономаха княжеские  междоусобицы возобновились, а Киев совсем скоро перестал быть главным  русским городом. Вернулись половцы, которые не давали проходу русским  купцам. Почти прекратилась торговля с Грецией. В результате всего  этого Киевская земля обеднела. Началось переселение киевлян в менее  плодородную, но более спокойную  Суздальскую землю, лежащую на северо-востоке.

     Таким образом, разделение Киевской Руси на княжества не прекратило усобиц и  раздоров между князьями. Княжества  начали дробиться между наследниками. Появились конфликты между князьями и местным боярством. Обороноспособность государства была сильно ослаблена. 

     6. ЭКОНОМИКА РУСИ  В ПЕРИОД ФЕОДАЛЬНОЙ  РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Информация о работе Экономическое развитие России в эпоху средневековья