Экономический механизм водопользования и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:19, курсовая работа

Описание

Социально-экономическая реформа, проводимая в стране обусловила необходимость совершенствования системы управления использованием, восстановлением и охраной водных ресурсов на основе развития организационно-экономического механизма рационального водопользования, а также необходимость упорядочения формирования фондов финансирования водохозяйственной и водоохранной деятельности. Ключевым элементом в процессе совершенствования организационно-экономического механизма водопользования является система платежей за пользование водными ресурсами, призванная создавать финансовую основу осуществления водохозяйственной деятельности, а также стимулировать рациональное использование и охрану водных ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Экономический механизм водопользования

и пути его  совершенствования.

 

Вологда

2008.

 

 

 

 

 

Введение

Социально-экономическая  реформа, проводимая в стране обусловила необходимость совершенствования  системы управления использованием, восстановлением и охраной водных ресурсов на основе развития организационно-экономического механизма рационального водопользования, а также необходимость упорядочения формирования фондов финансирования водохозяйственной и водоохранной деятельности. Ключевым элементом в процессе совершенствования организационно-экономического механизма водопользования является система платежей за пользование водными ресурсами, призванная создавать финансовую основу осуществления водохозяйственной деятельности, а также стимулировать рациональное использование и охрану водных ресурсов.

Основой действующей  системы платежей за пользование  водными ресурсами является водный налог. Однако прогнозный уровень поступления  средств от водного налога в 2005 году покрывает лишь незначительную часть потребностей водного хозяйства, оцененных в соответствии с федеральной программой развития водохозяйственного комплекса. Неадекватность системы платного водопользования кроется в низких ставках платежей, периодически увеличиваемых на повышающий коэффициент, но не экономически обоснованных и объективно необходимых. Ставки платы не отражают реальную стоимость используемых водных ресурсов, различное качественное состояние водных экосистем и не являются стимулирующим фактором рационального использования водных ресурсов.

В связи с этим приобретает  актуальность совершенствование системы  платного водопользования на основе регламентирования самого процесса формирования ставок платежей.

Ценность воды, как  и других природных ресурсов, заключается  в том, что при ее использовании возникают доходы. Аналогично другим факторам производства вода участвует в создании продукта, величина которого зависит, в том числе и от естественных свойств водоема. При наилучшем из возможных способов использования водоем приносит ренту. Проблема заключается в том, что, как и в случае с «ассимиляционным потенциалом» природной среды, достаточно трудно интернализировать эти доходы или потери, связанные с нерациональным использованием водоемов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономический механизм водопользования.

Экономический механизм водопользования основывается на реализации принципа платности водопользования  и возмещении всех общественно необходимых  затрат на поддержание водного фонда  Российской Федерации. Ключевым элементом  этого механизма является система платежей за пользование водными ресурсами, которая создает финансовую основу осуществления водохозяйственной деятельности, стимулирует рациональное использование и охрану водных ресурсов.

Плата за водопользование  является эффективным средством обеспечения экономического использования и надёжной охраны водных объектов и их ресурсов и в большинстве стран стала неотъемлемым элементом хозяйственного механизма в сфере использования и охраны вод. За счёт средств, взимаемых в виде платы за водопользование, компенсируются затраты водохозяйственных систем. Однако в странах, в которых велика доля потребления на нужды орошаемого земледелия и водообеспечение сельского населения, указанные затраты компенсируются не в полной мере.

Плата за воду была введена в 1982 г. на основе затратного метода. Воды являются важнейшим компонентом окружающей природной среды, возобновляемым, но в тоже время ограниченным и уязвимым ресурсом. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни, экономического, социального и экологического благополучия населения, а также существования растительного и животного мира. Отношения по поводу использования вод в Российской Федерации в настоящее время регулируются  Водным Кодексом РФ от 6.06.2006г. Кодекс установил новые, приближенные к рыночным условиям, правовые основы использования, охраны, восстановления водных объектов и их ресурсов, а также мер по профилактике и ликвидации последствий вредного воздействия вод, связанного с природными явлениями и антропогенной деятельностью.

Основным методическим подходом при определении тарифов  платы за воду является затратный  метод в различных его модификациях. Другие подходы используются преимущественно  для отдельных отраслей и имеют  ограниченное применение.

Практически во всех странах средства, получаемые от платы за воду, не обеспечивают в полной мере потребности водохозяйственного строительства, которое повсеместно осуществляется с использованием государственных субсидий. В развитых странах плата за воду существует в виде взносов водопользователей на содержание государственных учреждений, осуществляющих оперативное управление государственными водными ресурсами и их использованием в пределах одного или нескольких соседних речных бассейнов. При организационном построении системы взимания платы за воду возможно использование различных схем. Наиболее распространёнными являются две схемы, существенно различающиеся ролью государства в регулировании водных отношений.

Для первой из них  характерно жёсткое государственное  регулирование размеров платы. В этом случае все платежи направляются в государственный бюджет. За счёт этого формируются финансовые ресурсы, используемые государством для финансирования всей водохозяйственной деятельности, включая содержание и эксплуатацию водохозяйственных систем и сооружений, инвестиции в водохозяйственное строительство, предоставление кредитов, субсидий, налоговых кредитов и т.д.

Вторая схема  используется преимущественно в  западно-европейских странах и  предполагает корпоративное управление использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователей, которые осуществляют её финансирование. В этом случае государство передаёт водные объекты в оперативное правление (или концессию) бассейновым объединениям. В объединение, как правило, входят водопользователи, расположенные в одном водном бассейне. Объединение осуществляет на своей территории все виды водохозяйственной деятельности, необходимые для охраны вод и удовлетворения потребностей в них водопользователей-участников объединения, включая оценку водных ресурсов, регулирование стока, контроль за сбросами загрязняющих веществ и водозабором, предотвращение наводнений и потоплений и т.д. Плата за воду при таком подходе приобретает форму взносов водопользователей на содержание объединения и финансирование его деятельности. Функция государства в последнем случае ограничивается изъятием в виде налога некоторой части средств, которые затем используются преимущественно для кредитования и субсидирования нового водохозяйственного строительства. А также для компенсации водохозяйственным организациям недополученных в случае предоставления государством льгот по плате за воду отдельным категориям водопользователей.

В настоящее  время согласно действующему Водному  кодексу Российской Федерации и Федеральному Закону «О плате за пользование водными объектами» предусмотрены две составляющие платежей за пользование водными объектами: водный налог и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

1.1. Водный налог.

Водный налог — плата за пользование водными объектами является формой реализации экономических отношений между собственником водных объектов и водопользователями и взимается в форме федерального налога. Водный налог поступает в федеральный (40%) и региональные бюджеты (60%).

Согласно  новому водному законодательству круг плательщиков за воду значительно расширен. . Организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование. Это не только промышленные предприятия, но и организации, и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.

Выделены  следующие виды пользования водными  объектами:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Таким образом, плата взимается не только за забор  воды, но и за пользование водными объектами без забора воды.

Минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам должны утверждаться постановлением Правительства Российской Федерации. Конкретные ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, их состояния и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов определяются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации. Сумма платы определяется плательщиком самостоятельно на основании договора, отчетных данных по факту пользования водным объектом и ставок платы. Расчет платы осуществляется на основе: 1) объема забранной воды; 2) объема продукции, произведенной без забора воды; 3) площади акватории использования; 4) объема сточных вод, сбрасываемой в водный объект.

Налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта:

·  При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

·  При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

·  При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

·  При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

В качестве исходных данных для расчета используются данные формы 2-тп (водхоз), которую заполняют все водопользователи, исходя из объемов забранной из водного объекта и сброшенной в водный объект воды. Плата вносится в бюджет субъекта Российской Федерации по месту регистрации плательщика. Сумма платы за воду, потребляемую организациями из водохозяйственных систем включается в себестоимость продукции (работ, услуг).

Размер платы  при безвозвратном водопотреблении  определяется исходя из средневзвешенного тарифа платы за воду из водохозяйственных систем (поверхностных и подземных источников) с применением повышающего коэффициента. К безвозвратному водопотреблению относятся потери воды, забранной из водного объекта при ее транспортировке от водозабора до предприятия, и потери сбрасываемых сточных вод при их транспортировке от предприятия до водного объекта. К безвозвратному водопотреблению не относится тот объем воды, который используется на производство продукции, в том числе тепловой энергии, и теряется на испарение, а также тот объем сточных вод, который передается другому предприятию. Данные потери воды считаются нормативными. При несвоевременном внесении платы за забор воды промышленными предприятиями из водохозяйственных систем взимается пени в размере 0,3% неуплаченной суммы за каждый день просрочки платежа. Данный размер пени применяется при несвоевременной уплате всех видов платежей за пользование водными ресурсами.

Платежи имеют  форму регулярных взносов. Сведения в МПР России по расчету поступлений в бюджет средств от платы за пользование водными объектами представляются ежегодно. По платежам, связанным с пользованием водными объектами установлены льготы для отдельных видов целевого использования водных объектов и для отдельных категорий плательщиков в пределах сумм, поступающих в бюджет соответствующего уровня. Льготы может устанавливать законодательный орган власти субъекта Российской Федерации. Учет и контроль платежей осуществляют налоговые органы и специально уполномоченные территориальные подразделения управления водным фондом. Порядок установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, а также базовые ставки платы за пользование водными объектами разрабатываются Министерством природных ресурсов РФ.

Водный налог  является в РФ щадящим и не превышает  в промышленности - 0,26, водном транспорте - 0,1, ЖКХ - 2,1, электроэнергетике - 1,0 процента стоимости продукции и услуг.

1.2. Плата, направляемая на восстановление  и охрану водных объектов.

Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, имеет целевое назначение — идет на формирование федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов. По Законодательству она вносится за: 1) изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита; 2) сверхлимитное изъятие воды; 3) использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование; 4) сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов.

Информация о работе Экономический механизм водопользования и пути его совершенствования