Экономический механизм сырьевой модели развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание

Экономическое развитие стран, богатых ресурсами, в последние десять лет во многом зависело от характера использования сырьевого богатства и решения сопутствующих проблем. С одной стороны, благодаря доходам от продажи сырья в распоряжении правительств оказались огромные бюджетные ресурсы. С другой — экспорт сырья и рост прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в добывающие отрасли способствовали масштабному притоку средств в иностранной валюте, что осложнило процесс управления экономикой на макроуровне и обусловило незащищенность этих стран от резких колебаний цен на сырье.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Экономическое развитие в странах, богатых природными
ресурсами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1 Волатильность макроэкономических показателей и
«голландская болезнь» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Институты и неравенство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
2. Политика диверсификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
2.1 Вертикальная и горизонтальная промышленная политика . . . . . . . 10
2.2 Макроэкономическая политика и фонды национального
благосостояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2.3 Финансовое развитие в качестве инструмента
диверсификации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.4 Снижение имущественного неравенства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.7 Финансовое развитие в ресурсообеспеченных переходных
экономиках . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
3. Результаты диверсификации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Список использованной литературы . . . . . . . . . .

Работа состоит из  1 файл

ККР Мировая экономика..doc

— 337.50 Кб (Скачать документ)

Источники: Всемирный исследовательский институт по проблемам экономического развития при Университете ООН; МВФ; ВТО; расчеты ЕБРР.

Рис. 3 Коэффициенты Джини по выборке стран - экспортеров сырья (в %) 

 

2. Политика диверсификации

      При выборе экономической политики страны, богатые ресурсами, сталкиваются с  рядом трудностей. Некоторые касаются самого сектора природных ресурсов, в частности: насколько быстро следует его развивать? Должны ли страны стремиться как можно быстрее выработать месторождения или следует растягивать этот процесс во времени? С одной стороны, немедленная добыча максимально возможного объема ресурсов позволяет избежать «ловушки экономической недоразвитости» путем финансирования «большого скачка». С другой стороны, целесообразно сохранить для будущих поколений невозобновляемые ресурсы, пока не будут созданы более эффективные технологии их добычи. К тому же высокие темпы добычи могут отрицательно сказаться на мировых ценах на сырье. Правительства стран, богатых нефтью, вероятно, попытаются замедлить нефтедобычу, чтобы повысить мировые цены на нее и извлечь максимальную прибыль. Вместе с тем высокие цены на нефть заставят другие страны инвестировать в альтернативные технологии, которые со временем ослабят позиции нефти [4].

      Если  исходить из того, что ни одна из добывающих стран не доминирует на рынке и  на протяжении длительного времени  спрос на ресурсы неизменный, траектория добычи ресурса, максимизирующая его чистую приведенную стоимость, такова, что цена на ресурс (за вычетом удельных издержек добычи) будет расти со скоростью, равной процентной ставке. Соответственно объем добычи будет монотонно снижаться. Одной из важнейших исходных посылок, очевидно, выступает динамика спроса: если исходить из увеличения спроса (например, вследствие экономического роста в мире), то оптимальной может стать траектория наращивания добычи; если исходить из его падения (скажем, в результате появления альтернативных технологий), то оптимальной может оказаться немедленная максимизация объемов нефтедобычи.

          Как показывают модели, основанные на данных об объемах  доказанных запасов нефти и предположениях относительно будущего спроса, перспективных технологий и издержек на добычу ресурсов, в настоящее время богатые углеводородами страны с переходной экономикой в целом добывают слишком мало ресурсов и должны вкладывать больше средств в создание добывающих мощностей на будущее. В то же время указанные модели, как правило, не учитывают факторы институционального развития. Если институциональные структуры со временем будут совершенствоваться, то могут появиться основания для растягивания добычи ресурсов во времени, поскольку использование будущих доходов от них даст больший социальный эффект, а негативных последствий от ресурсной ренты для общества будет меньше.

      Необходима  экономическая политика, которая  позволит использовать получаемые от продажи ресурсов доходы на цели экономического развития, одновременно смягчая влияние «ресурсного проклятия». Она должна предусматривать ряд мер по следующим направлениям:

  • диверсификация позволяет устранить важнейшую причину «ресурсного проклятия» — перекос в экономике, вызванный извлечением ресурсной ренты;
  • снижение волатильности смягчит отрицательное влияние чрезмерной сырьевой зависимости на экономический рост;
  • развитие финансового сектора позволит поддержать в первую очередь предприятия, зависящие от внешних источников финансирования и работающие в отраслях, не связанных с добычей ресурсов;
  • уменьшение имущественного неравенства может ограничить концентрацию извлечения ренты (тогда ее придется делить с широким кругом экономических агентов).

2.1 Вертикальная и горизонтальная промышленная политика

      Диверсификацию  часто осуществляют с помощью  мер вертикальной промышленной политики. Они подразумевают выбор «предприятий-победителей» и установление режима благоприятствования для конкретных, не связанных с добычей ресурсов отраслей промышленности (например, для отдельных обрабатывающих производств). К таким мерам относятся снижение налогов, выдача субсидий (дотаций), защита от иностранных конкурентов, прямые государственные инвестиции.

      Альтернативу  вертикальной составляет горизонтальная политика. Меры в рамках этой политики создают стимулы для диверсификации без упора на конкретные секторы, путем повышения доходности частных инвестиций в физический и человеческий капитал во всех отраслях экономики. К таким мерам относятся усиление защиты прав собственности, укрепление механизмов исполнения договорных обязательств и финансового регулирования, а также развитие системы образования, инфраструктуры и финансового сектора [1].

          Вертикальные  меры редко дают хорошие результаты, особенно в условиях слабого развития институтов. Они предоставляют свободу действий чиновникам, которые могут не иметь квалификации или стимулов для ее рационального использования, а также создают дополнительные возможности для извлечения ренты. В силу этого большинству развивающихся стран, богатых ресурсами, не следует прибегать к вертикальным мерам диверсификации экономики.

          В то же время  многие аспекты горизонтальной политики также сложно реализовать в условиях ресурсного богатства и слабости институтов. Действительно, горизонтальная промышленная политика опирается на государственные инвестиции, особенно в инфраструктуру и образование, а при отсутствии развитых институтов госинвестиции скорее всего будут неэффективными.

2.2 Макроэкономическая политика и фонды национального благосостояния

          Создание  резервов и размещение национального  богатства за рубежом преследуют несколько целей. В краткосрочной перспективе это дает возможность избежать укрепления национальной валюты в реальном выражении и обеспечивает конкурентоспособность национальной экономики. Кроме того, государственные фонды благосостояния позволяют правительствам диверсифицировать риски, сглаживать бюджетные расходы во времени и создавать резервы для финансирования расширенных бюджетных обязательств в условиях экономического спада. В результате наличие резервных фондов снижает макроэкономическую волатильность и улучшает инвестиционный климат.

      Помимо  стабилизации экономики фонды национального  благосостояния могут способствовать процессам диверсификации, ограничивая  масштабы извлечения ренты. Если накопленные в фондах доходы от продажи ресурсов направляются на достижение заранее определенных и прозрачных целей (расходование в условиях экономического спада, реализация конкретных форм государственных инвестиций или сбережение средств для будущих поколений), это затрудняет извлечение ренты. Тогда стимулы экономической и политической элит могут измениться в пользу формирования экономической политики и институтов, содействующих экономическому развитию. Успешное функционирование фондов национального благосостояния определяется степенью их защищенности от попыток политического «рейдерства», а также прозрачностью процессов целевого расходования средств [3].

2.3 Финансовое развитие в качестве инструмента диверсификации

          Финансовое  развитие может способствовать диверсификации в странах, богатых ресурсами, по ряду направлений. Во-первых, как говорилось выше, оно смягчает влияние волатильности цен на ресурсы и создает дополнительные стимулы для инвестиционной активности. Во-вторых, финансовые рынки в большей степени поддерживают несырьевые отрасли, которые сильнее, чем ресурсодобывающие, зависят от привлечения финансовых средств из внешних источников. В-третьих, развитая финансовая система содействует снижению имущественного неравенства, позволяя большему числу людей привлекать финансы и получать возможности для инвестирования, в том числе в собственное образование.

          Меры по обеспечению финансового развития предусматривают улучшение регулирования  банков и рынков ценных бумаг, организацию систем страхования вкладов и бюро кредитных историй, создание эффективной судебной системы. Вместе с тем проведение данных реформ может быть затруднено в условиях недостаточного развития институциональной среды — то есть в тех случаях, когда они особенно необходимы [2].

2.4 Снижение имущественного неравенства

          Перераспределение доходов от ресурсной ренты в пользу широких слоев населения снижает заинтересованность правящей элиты в ее извлечении и содействует развитию институтов. В развитых странах такие процессы можно осуществлять с помощью прогрессивной шкалы налогообложения. В развивающихся странах со слабым государственным аппаратом прогрессивное налогообложение «не работает», поскольку богатые имеют возможность избегать уплаты налогов. Большинство мер перераспределения доходов принимают форму реализации государственных проектов на средства ресурсной ренты, накопленной государством, либо бесплатного оказания государственных услуг в образовании и здравоохранении, от чего в большей степени выигрывают бедные слои населения [4].

      В идеале меры противодействия имущественному неравенству должны предусматривать совершенствование финансовых институтов, реформирование системы образования, повышение мобильности рабочей силы. На практике ресурсы зачастую направляются на финансирование существующих неэффективных структур. 

2.5 Финансовое развитие в ресурсообеспеченных переходных экономиках

    Для богатых ресурсами стран с  переходной экономикой (возможно, за исключением Туркменистана) характерны опережающие темпы развития финансовых систем. Так, в 1999—2008 гг. номинальный объем российского ВВП вырос в восемь раз, а объемы кредитования банками частного сектора увеличились примерно с 10% ВВП в 1999 г. до более 40% в конце 2008 г. (рис. 4).

Источники: данные центральных банков Азербайджана, Казахстана и России; обследование ЕБРР банковских систем; расчеты ЕБРР.

Рис. 4 Кредитование частного сектора (в % к  ВВП)

   Банковская  система Казахстана развивалась  еще быстрее: отношение объема кредитов к ВВП достигло максимального  значения 60% в середине 2007 г. по сравнению с 7% в конце 1999 г. В Азербайджане объем банковского кредитования возрос с 10% ВВП в середине 2005 г. до 19% ВВП в середине 2009 г., а рост совокупного объема кредитного портфеля в годовом исчислении превысил 100% [3].

      Стремительному  увеличению объемов банковского  кредитования способствовали отмена контроля за движением капитала, активное использование рынков оптового фондирования (особенно в форме син- дицирования кредитов с международным участием) и появление в банковской сфере иностранных банков (за исключением Азербайджана). В результате отношение кредитов к депозитам в Казахстане достигло почти 200%, а в России приблизилось к 160%. В Азербайджане этот показатель превысил 150% в середине 2008 г. и возрос до 200% в 2009 г. в результате чистого оттока депозитов на фоне вливания ликвидности в банковскую систему. В целом отношение кредитов к депозитам в трех богатых ресурсами странах значительно выше, чем в других странах с переходной экономикой.

    Развитию  финансового сектора содействовали  структурные реформы, в том числе создание систем страхования вкладов, более полное раскрытие информации об эффективных процентных ставках для клиентов банков, внесение изменений в законы о залоге и несостоятельности. Во всех трех странах были приняты меры по совершенствованию режимов регулирования деятельности бюро кредитных историй. Вместе с тем объемы накопленной в них информации пока небольшие (согласно оценкам, данные имеются по 25% взрослого населения Казахстана, 10% населения России и 0% населения Азербайджана). В России структурные реформы в финансовом секторе обогнали средние показатели реформ в ненефтяных странах с переходной экономикой (согласно разработанным ЕБРР показателям реформирования финансовой системы). Низкие оценки Азербайджана отчасти обусловлены жесткими ограничениями для иностранных банков по входу на национальный рынок.

    В рамках диверсификации экономики российские власти в 2007—2008 гг. приступили к реализации инициативы по превращению Москвы в  международный финансовый центр. В  числе важных принятых мер отметим  внесение в законодательство изменений, отменяющих действие запретительных положений в отношении производных финансовых инструментов и срочных договоров (контрактов), которые раньше приравнивались к договорам пари. Вместе с тем еще не принят закон об инсайдерской информации, а успех указанной инициативы в целом будет зависеть от создания эффективной и независимой судебной системы и снижения коррумпированности правоохранительных органов [4].

 

3. Результаты диверсификации

    Точно измерить степень диверсификации экономики и ослабления зависимости от нефтегазовых доходов непросто, поскольку на показатели доли сырья в объемах производства или экспорта, как правило, влияют цены на ресурсы. Повышение цен на сырье ведет к росту номинальной стоимости добычи и экспорта первичных природных ресурсов и может вызвать временный переток средств в добывающие и смежные отрасли. Таким образом, показатели диверсификации экономики в богатых нефтью странах имеют тенденцию к естественному снижению при росте цен на нефть.

Информация о работе Экономический механизм сырьевой модели развития