Экономические учения А. Смита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 12:01, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение экономической теории Адама Смита. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть исторические предпосылки возникновения и развития теории Смита;
Рассмотреть предмет и метод изучения А. Смита;
Проанализировать различные экономические теории Смита.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Становление экономической теории Адама Смита………………..….5
1.1 Общая характеристика классического направления…………………..5
1.2. Этапы развития классической политической экономии……………...6
Глава 2. Экономические учения А. Смита………………………………………9
2.1. Предмет и метод изучения……………………………………………...9
2.2. Основные аспекты экономического учения Смита………………….11
2.2.1. Теория разделения труда и денег……………………...……..11
2.2.2. Теория стоимости…………………………………………..…13
2.2.3. Учение о доходах……………………………………………...14
2.2.4. Учение о производительном и непроизводительном труде..18
2.2.5. Учение о капитале и воспроизводстве……………………....19
2.2.6. Вопросы экономической политики в теории Смита………..22
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

реферат2.doc

— 136.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение……………………………………………………………………….......3

Глава 1. Становление экономической теории Адама Смита………………..….5

    1.1 Общая характеристика классического направления…………………..5

    1.2. Этапы развития классической  политической экономии……………...6

Глава 2. Экономические учения А. Смита………………………………………9

    2.1. Предмет и метод изучения……………………………………………...9

    2.2. Основные аспекты экономического учения Смита………………….11

          2.2.1. Теория разделения труда и денег……………………...……..11

          2.2.2. Теория стоимости…………………………………………..…13

          2.2.3. Учение о доходах……………………………………………...14

          2.2.4. Учение о производительном и непроизводительном труде..18

          2.2.5. Учение о капитале и воспроизводстве……………………....19

          2.2.6. Вопросы экономической политики в теории Смита………..22

Заключение……………………………………………………………………….23

Список  использованной литературы…………………………………………...26

 

      Введение

     Во  времена Смита Великобритания была экономически самой развитой державой мира. В XVIII веке там быстро развивалась промышленность, большой шаг вперёд сделал капитализм и в сельском хозяйстве, активно расширялась внешняя торговля. К этому времени английская буржуазия стала господствующей силой не только в торговле, но и в промышленности, в сельском хозяйстве. Вместе с тем формировался и антипод буржуазии – пролетариат. Однако главным политическим соперником буржуазии оставались лендлорды, которые пытались сохранить феодальные порядки и пережитки. Английская буржуазия, стремясь ускорить общественное развитие и обеспечить свободу предпринимательской инициативы, нуждалась в теоретическом обосновании превосходства капиталистических порядков над феодальными, преимущества фритредерства.

     Таким образом, во 2-ой половине XVIII веке в Англии сложились благоприятные условия для расцвета экономической мысли, объективного анализа нового капиталистического способа производства. В этих условиях раскрылся гений Адама Смита, который, будучи идеологом буржуазии, не стал её апологетом. А. Смит не стремился оправдывать всю капиталистическую действительность, он отмечал многие противоречия и пороки капитализма. Смит не затушёвывал классовых противоречий, отстаивая тезис о том, что развитие капиталистического хозяйства сопровождается улучшением положения всего населения, в том числе и рабочего класса. [1]

     Сложилось так, что почти повсеместно формирование экономической науки чаще всего увязывается с его именем и творчеством. Он фактически явился основателем экономики как науки, так как  первым сделал попытку проанализировать и систематизировать все экономические знания, написав свой трактат «Исследования о природе и причинах богатства народов» в 1776 г.  Он успел разработать за свою жизнь несколько теорий и учений, которые частично легли в основу классической школы экономической науки, а также были использованы многими экономистами, как в теоретических разработках, так и на практике.

     Его труды и сегодня актуальны  и исследуются многими современными учеными-экономистами.

     Целью данной работы является изучение экономической теории Адама Смита. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть исторические предпосылки возникновения и развития теории Смита;
  1. Рассмотреть предмет и метод  изучения А. Смита;
  1. Проанализировать  различные экономические теории Смита.

     Реферат состоит из введения, основной части  и заключения. В основной части, состоящей из двух глав, исследуется поставленная проблема. В заключении сформулированы основные выводы.

 

       Глава 1. Становление экономической теории Адама Смита

      1.1. Общая характеристика классического направления

      Сам термин «политическая экономия»  возник задолго до того как политическая экономия стала наукой. В оборот ее ввел представитель меркантилизма Монкретьен де Воттевиль еще в 1615 году, написав «Трактат политической экономии», Его, как и других представителей меркантилизма, интересовали вопросы, связанные с процветанием государства, национальной экономики в целом. И появление нового термина («полис» — государство) и означало появление новой науки — науки о процветании национального хозяйства. [3]

      Классическая  политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции — концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

      Указанный период ознаменовал начало действительно  новой школы политической экономии, которую классической называют прежде всего за научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки.

      В действительности принцип «полного laissez-faire» (т.е. абсолютного невмешательства государства в деловую жизнь) стал главным девизом нового направления экономической мысли — классической политической экономии, а ее представители развенчали меркантилизм и пропагандируемую им протекционистскую политику в экономике, выдвинув альтернативную концепцию экономического либерализма. [9] При этом классики обогатили экономическую науку многими фундаментальными положениями, во многом не потерявшими свою актуальность и в настоящее время.

      В современной зарубежной экономической  литературе, отдавая должное достижениям  классической политической экономии, не идеализируют их. Одновременно в  системе экономического образования большинства стран мира выделение «классической школы» в качестве соответствующего раздела курса истории экономических учений осуществляется прежде всего с точки зрения присущих трудам ее авторов общих характерных признаков и черт. Такая позиция позволяет отнести к числу представителей классической политической экономии целый ряд ученых XIX столетия — последователей знаменитого А.Смита.

      Например, один из ведущих экономистов современности  профессор Гарвардского университета Дж.К.Гэлбрейт в своей книге «Экономические теории и цели общества» считает, что «идеи А.Смита подверглись дальнейшему развитию Давидом Рикардо, Томасом Мальтусом и в особенности Джоном Стюартом Миллем и получили название классической системы». В широко распространенном во многих странах учебнике «Экономикс» американского ученого, одного из первых лауреатов Нобелевской премии по экономике П.Самуэльсона также утверждается, что Д.Рикардо и Дж.С.Милль, являясь «главными представителями классической школы... развили и усовершенствовали идеи Смита». [3] 

      1.2. Этапы развития классической  политической экономии

      По  общепринятой оценке классическая политическая экономия зародилась в конце XVII —  начале XVIII в. в трудах У.Петти (Англия) и П.Буагильбера (Франция). [9] Время ее завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Одна из них — марксистская — указывает на период первой четверти XIX в., и завершителями школы считаются английские ученые А.Смит и Д. Рикардо. По другой — наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж.С.Милля.

      В развитии классической политической экономии с определенной условностью можно выделить четыре этапа.

      Первый  этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап существенного расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У.Петти и П.Буагильбер безотносительно друг от друга первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости, в соответствии с которой источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной товарной продукции или блага. Осуждая меркантилизм и исходя из причинной зависимости экономических явлений, основу богатства и благосостояния государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства.

      Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины XVIII в. Ведущие авторы этой школы Ф.Кенэ и А.Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле. Критикуя меркантилизм, физиократы еще более углубились в анализ сферы производства и рыночных отношений, хотя и в основном в области сельского хозяйства, неправомерно отдаляясь от анализа сферы обращения.

      Второй  этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. и несомненно связан с именем и трудами А.Смита — центральной фигуры среди всех ее представителей. Во многом благодаря ему вплоть до 30-х гг. XX столетия неопровержимым считалось положение о полном невмешательстве правительственных предписаний в свободную конкуренцию. И это о нем, как правило, говорят, что «...ни один западный студент, ученый не может считать себя экономистом без знания его трудов». [3]

      Третий  этап приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи и в том числе ученики А.Смита подвергли углубленной проработке и переосмыслению основные идеи и концепции своего кумира, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. В числе представителей данного этапа следует особо выделить французов Ж.Б.Сэя и Ф.Бастиа, англичан Д.Рикардо, Т.Мальтуса и Н.Сениора, американца Г.Кэри и др. Каждый из них оставил в истории экономической мысли и становления рыночных отношений довольно заметный след.

      Так, Ж.Б.Сэй впервые ввел в рамки  экономического исследования проблематику равновесия между спросом и предложением, реализации совокупного общественного продукта в зависимости от конъюнктуры рынка.

      Д.Рикардо  более других своих современников  полемизировал с А.Смитом. Но, разделяя всецело взгляды последнего о доходах «главных классов общества», он впервые выявил закономерность имеющей место тенденции нормы прибыли к понижению, разработал законченную теорию о формах земельной ренты. К его заслугам необходимо отнести также одно из лучших обоснований закономерности изменения стоимости денег как товаров в зависимости от их количества в обращении.

      Четвертый этап развития классической политической экономии охватывает период второй половины XIX в., в течение которого упомянутые выше Дж.С.Милль и К.Маркс обобщили лучшие достижения школы. С другой стороны, к этому времени уже обретали самостоятельное значение новые, более прогрессивные направления экономической мысли, получившие впоследствии названия «маржинализм» (конец XIX в.).  

 

    Глава 2. Экономические учения А. Смита

     2.1. Предмет и метод изучения

     В своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» в качестве предмета изучения экономической науки Смит выделил ее центральную проблему, а именно экономическое развитие общества и повышение его благосостояния.

     Как полагает Н. Кондратьев, «весь классический труд Смита о богатстве народов написан под углом зрения, какие условия и каким образом ведут людей к наибольшему благосостоянию, как он его понимал».

     Уже первые слова, с которых начинается книга: «Годичный труд каждого народа представляет собою первоначальный фонд, который доставляет ему все  необходимые для существования  и удобства жизни продукты», - позволяют  понять, что экономика любой страны, по Смиту, развиваясь, приумножает богатство народа не потому, что этим богатством являются деньги, а потому, что его надо видеть в материальных (физических) ресурсах, который доставляет «годичный труд каждого народа». [7]

     Таким образом, А. Смит с первой же фразы своей книги осуждает меркантилистское мышление, выдвигая для этого, казалось бы, совсем не новый аргумент о том, что сущностью и природой богатства является  исключительно труд. Далее данную мысль он развивает весьма интересной концепцией роста разделения труда, а по сути, доктриной технического прогресса как основного средства роста богатства «любой страны во все времена».

Информация о работе Экономические учения А. Смита