Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 00:14, реферат
Формирование национальных экономик началось еще во времена формирования наций в структуре общества, а своего расцвета приобрело с началом промышленных революций, на базе которых возникло массовое производство с присущей ему глубокой специализацией и кооперацией труда. В этот период появляются первые направления экономической мысли, обосновывающие особенности и пути развития экономических систем отдельных стран.
2.1. Экономические теории и их общие положения
2.2. Теория действия триединых экономических законов
2.3. Базисные отношения и институты национальной экономики
2.4. Хозяйственная сбалансированность и стабильность как задача государственных институтов национальной экономики
Национально-гражданские 
отношения определяют прежде внутреннее 
содержание самого человека, семьи 
и др.. Они являются основой развития 
общечеловеческих и национальных ценностей. Общечеловеческие 
стоимости делают сосуществования различных 
по национальной принадлежности групп 
людей. С помощью организационных институтов 
национально-общественных отношений формируются 
содержание духовной общности людей, национальная 
идеология, философия, наука, образование, 
культура, искусство, язык. 
Государственно-политические 
отношения предусматривают 
Исполнительная власть осуществляет 
организационную деятельность производителей, 
формирует концепции, программы 
и планы производства, инвестиций, 
организации труда и его 
Социально-экономические 
отношения являются средством, механизмом 
создания материальной и духовной основы 
жизни общества, его благосостояния. Они 
формируют содержание и структуру национальной 
экономики, ее производительные силы, 
структуру и объемы производства продукции, 
системы распределения, обмена и потребления, 
социальную инфраструктуру. 
Институты национальной экономики 
- это ключевые элементы любой экономической 
системы; механизмы упорядочения экономических 
действий, что составляет сущностную 
основу экономической системы 
К институциональных элементов национальной 
хозяйственной системы относятся: предприятия, 
рабочих, фирмы, домохозяйства - микроуровень 
национальной экономики. В каждом из этих 
элементов тесно переплетаются труд, управление, 
собственность и власть, формируя скелет 
каждого из элементов. 
Институциональные подсистемы 
национальной экономики можно разделить 
на два уровня: подсистемы первого 
и второго порядка. К подсистем первого 
порядка относят отрасли, сферы общественного 
производства, - мезоуровень хозяйственной 
системы общества. А ко второй - законодательство, 
рынок, государство, рыночную инфраструктуру 
как систему обеспечения реализации интересов 
субъектов хозяйствования, надфирмови 
образования, хозяйственный механизм 
их координации - макроуровень национальной 
экономики. К институтам национальной 
экономики также относят налоги, денежную 
систему, доходы, планирование, производство, 
обмен, распределение, потребление и т.д., 
поскольку они выступают конкретными 
формами проявления базовых экономических 
институтов. 
Взаимодействия базовых 
экономических институтов в рамках 
экономической подсистемы определенного 
общества определяет основные институты 
национальной экономики, в которых 
происходят эти взаимодействия. К ним 
кроме указанных выше можно отнести: экономический 
потенциал государства, хозяйственный 
механизм регулирования, особенности 
государственного устройства, традиции, 
менталитет, характер нации, хозяйственные 
комплексы и отрасли экономики, стратегии 
экономического и социального развития 
государства, особенности реализации 
планирования и прогнозирования развития 
экономики, специфику вхождения и место 
страны в мировом хозяйстве, обеспечения 
безопасности национальной экономики 
в условиях усиления глобализации и интеграции 
экономических отношений и др.. 
Особое внимание в последнее 
время, как в странах 
Основой демократии в экономической 
подсистеме каждого общества, т.е. национальной 
экономики, являются: экономическая 
демократия, означает реальную возможность 
и право реализовать свои права 
собственности (задекларированное 
и фактическое) работника на свою 
рабочую силу, на долю собственности 
(коллективной и государственной) в 
форме определенного 
Развитие демократического национальной экономики тормозит наличие значительного бюрократизации общества. Здесь следует различать бюрократию как неотъемлемый элемент иерархических систем любого уровня и
бюрократизм как крайнюю 
форму ее проявления. 
Бюрократия - система экономического, 
социального, политического и 
Чрезмерное злоупотребление 
властными полномочиями, концентрация 
их в отдельных руках и присвоения 
так называемого 
Бюрократизм - монополизация в корыстных 
целях основных рычагов власти и управления 
в руках работников специализированного 
аппарата различных экономических и специальных 
институтов и организаций и ориентация 
низших звеньев аппаратного управления 
и власти на формальное выполнение приказов 
или имитацию их выполнения в случае возникновения 
риска ответственности. 
Для социально-экономического 
развития национальной экономики, экономического 
роста, углубления демократизации украинского 
общества необходимо создание полноценных 
гражданских институтов. 
Права человека - разработана на основе 
принятой ООН Всеобщей декларации прав 
человека совокупность основных прав 
личности, во многом определяют социальную 
политику развитых стран мира. Реализуют 
права человека - государство, общественные 
организации, в пределах отдельной страны, 
международные, прежде правозащитные 
организации. 
Экономический порядок - качественная 
характеристика состояния социально-
Свобода в широком смысле - это способность 
отдельного человека, трудового коллектива, 
отдельных социальных слоев и групп принимать 
решения и действовать согласно собственным 
интересов (экономических, социальных, 
политических и др.). И целей с учетом объективных 
условий (а значит, объект объективных 
законов) и общечеловеческих интересов 
и принципов жизнедеятельности.
Экономическая свобода в самом 
широком смысле - это формы и 
варианты экономического поведения 
предприятий, семьи, отдельных граждан 
в выборе сферы приложения своих 
способностей, знаний, профессии, способов 
распределения доходов, потребления 
материальных и духовных благ. 
Экономическая свобода экономических 
субъектов (субъектов) - это право 
присваивать объекты 
Экономическая свобода в рамках 
домашнего хозяйства 
Экономическая свобода наемных 
работников ограничивается тем, что 
они обладают только собственностью 
на свою рабочую силу и лишены собственности 
на другие факторы производства. 
Экономическая свобода производителя 
состоит в возможности выбора 
вида хозяйственной деятельности и 
организационных форм хозяйствования, 
структуры и объемов 
Экономическая свобода потребителей 
заключается в возможности 
Экономическая свобода государства 
означает возможность формировать 
свою экономическую политику, воплощать 
ее в жизнь, выполнять основные функции, 
продиктованные интересами нации, а 
не отдельных социальных классов 
и групп. 
Для развития демократической национальной 
экономики большое значение также имеет 
экономическая свобода информационной 
сферы, поскольку в современных условиях 
информация становится одним из наиболее 
весомых ресурсов экономики любого государства. 
В процессе воспроизведения возникают 
такие отношения, которые неизбежны, 
постоянными, т.е. приобретают статус 
институтов, требуют соответствующего 
юридического оформления. Таких институтов 
немало, и их можно сгруппировать по следующим 
направлениям: 
- Институт устойчивого 
- Институты государства: 
- Институт правовых норм: формирование 
юридических норм, нормативов, которые 
защищали бы естественные 
- Институт конкуренции: есть 
честное соревнование 
- Институт монополии: 
- Институт налогов: 
- Институт профсоюзов: предусматривает 
организацию работников по 
Конечно, современная экономика не ограничивается 
названными институтами, их диапазон значительно 
шире.
2.4. Хозяйственная сбалансиров
Национальная экономика является             
сложной (охватывает производст
Сбалансированность - состояние экономики, при котором национально-
Различают следующие аспекты сбалансированности экономики: 
- Натурально-стоимостной; 
- Денежный. 
Натурально-стоимостной аспект 
Режим сбалансированного 
развития экономики является эффективным, 
поскольку норма потребления 
в национальном доходе в течение 
длительного периода 
Ускорение экономического 
развития сопровождается повышением нормы 
накопления и изменением пропорций, 
которые сложились. Это приводит 
к усилению роли таких факторов, как экономические 
связи, которые могут влиять на обеспечение 
пропорциональности и, соответственно, 
сбалансированности. 
Инструментом 
оценки сбалансированности межотраслевых 
связей является межотраслевой баланс. 
Межотраслевой баланс - еконимика-математическая 
балансовая модель в виде системы линейных 
уравнений, которая характеризует связи 
между: выпуском продукции в одной отрасли 
(в стоимостном выражении) и затратами 
всех отраслей, необходимых для обеспечения 
этого выпуска. 
Внешнеэкономические 
связи оценивают по платежным 
балансом. 
Платежный баланс - баланс сумм потоков 
валютных платежей, получаемых из-за границы 
и осуществляет за границу страна в процессе 
внешнеэкономической деятельности за 
определенный период (год, квартал, месяц). 
Сбалансированность 
национальной экономической системы 
достигается с оптимизацией национальных 
идеологических, политических, демократических, 
экономических и социальных пропорций. 
Национальные пропорции является сложной 
системой соотношений следующих основных 
групп показателей: 
- Пропорции национального самосознания 
- выражают соотношение населения и власти 
по критериям сознания: национального 
патриотизма, национального нигилизма, 
национальной исключительности; 
- Пропорции национально-государственного 
мышления - выражают соотношение населения 
и власти по критериям идеологической, 
политической и государственного мышления, 
в частности национальной или социальной 
демократии, создание государственного 
механизма для соблюдения законов, защищающих 
права человека, или механизма, в котором 
доминирует культ государственного учреждения, 
государственного чиновника или 
природного хозяйственного монополиста 
и др..; 
- Пропорции национально-экономического 
мышления - выражают соотношение населения 
и власти по критериям экономических прав 
и экономической свободы человека и производственного 
коллектива, в частности создание экономики 
на частной или нечастное собственности; 
либерализации или централизации движения 
труда и капитала, стимулирование труда 
и производства методами экономическими 
или "теневыми "криминальными; 
распределения доходов по результатам 
труда каждого или по должностям, титулами, 
званиями, государственным статусом и 
проч.; 
- Пропорции производства и потребления 
- соотношение производственных и потребительских 
нужд и производственных возможностей 
экономики. 
- Пропорции стоимостной структуры национального 
продукта: 
- Пропорции распределения валового внутреннего 
продукта: 
- (Соотношение между потреблением домашних 
хозяйств, государства, капиталовложения 
и чистым экспортом). 
Информация о работе Экономические теории и базисные институты национальной экономики