Экономические мировые интеграционные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:34, курсовая работа

Описание

1.Понятие мировой экономической интеграции(причины,предпосылки,факторы)
2.Основы и формы экономической интеграции государств.
3.Модели современных интеграционных процессов

Работа состоит из  1 файл

Экономические мировые интеграционные процессы.doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)
gn="justify">     - Совет сотрудничества арабских стран Персидского залива – странами-участницами соглашения о создании общего рынка, подписанного в 1981 г., являются Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия;

     - Андский общий рынок – существует с 1990 г., объединяет Боливию, Колумбию, Эквадор, Перу, Венесуэлу;

     - Латиноамериканская ассоциация интеграции – создана в 1980 г. на базе Латиноамериканской ассоциации свободной торговли, объединяет Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Колумбию, Мексику, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор.[5,6] 
 
 
 
 

     2.2.4 Экономический союз 

     Экономический союз (Economic union) – тип международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях – валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции.

     Примеры экономических союзов:

     - Экономический союз — Бенилюкс – существует с 1948 г., объединяет Бельгию, Нидерланды и Люксембург;

     - Союз арабского Магриба – образован в 1989 г. Страны-участницы: Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис;

     - Лагосский план действий – создан в 1973 г., объединяет все страны Африки к югу от Сахары;

     - Союз реки Ману – договор о создании союза подписан в 1973 г. Гвинеей, Либерией, Сьерра-Леоне

     - Европейский союз, ЕС (с 1957 г., - Европейское экономическое сообщество, ЕЭС) – наиболее развитый экономический блок мира. Странами-основательницами системы европейских экономических сообществ являются Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. С 1973 г. к ним присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. В конце 70-х и в 80-е годы членами Европейского сообщества, как тогда начали именовать все объединение в целом, стали также Греция, Испания и Португалия, а в 90-е годы — Австрия, Финляндия и Швеция. Таким образом, Евросоюз объединяет 25 стран.[5,6] 
 
 
 

     2.2.5 Политико-экономический союз 

     Полная  интеграция с единой экономической  политикой, общей валютой и органами наднационального регулирования. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции, договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом экономической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития всего союза в целом и каждой из стран-участниц.

     Однако  ни одна интеграционная группировка  не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой  подобных задач.[5,6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Модели современных интеграционных процессов,

       их место в международной экономике 
 

     Модели, несмотря на большую специфику, а  нередко и неповторимые черты  и характеристики, имеют в своей  основе общие явления, которые, несмотря на интеграционные "границы", все же являются интернациональными по своей природе, что, кстати, позволяет конкурирующим системам находить компромисс, разрешать назревающие между ними противоречия и т.д.

     1. Модели политико-экономической интеграции (с учетом социальных аспектов):

     1)Европейский союз (ЕС).

     Целью ЕС в экономической области является содействие сбалансированному и  длительному экономическому прогрессу  путем создания пространства без  внутренних границ, усиления экономического и социального взаимодействия, образования экономического и валютного союза и введения единой валюты — евро — с 1999г.

     Территория  ЕС — 3232,0 тыс. кв. км. Население — 372,55 млн. чел. ВВП — 7250,0 млрд. долл. Доля в мировом ВВП — 20,5%. Доля в  мировой торговле — 22,8%.[3]

     2) Андская группа (Латинская Америка).

     3) Карибский "общий рынок" (Латинская Америка).

     4) Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

      

     2. Модели торгово-экономического сотрудничества:

     1) Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).

     Главное место в деятельности этой ассоциации занимает экономическое сотрудничество. ЕАСТ содействует развитию торговля между странами-членами в условиях частной конкуренции, развитию экономической активности, повышению уровня жизни населения, обеспечению полной занятости, расширению мировой торговли и устранению торговых барьеров. В торговле между странами — членами ЕАСТ отменены все таможенные пошлины, но сохранены внешние таможенные тарифы.

     2) Североамериканская интеграция (США, Канада.Мексика).

     3) Организация арабских стран - экспортеров нефти (ОАПЕК).

     4) Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).

     Страны  ОПЕК сотрудничают в различных подразделениях нефтяной промышленности, осуществляют защиту своих интересов в этой отрасли как индивидуально, так  и коллективно. Они объединяют усилия по обеспечению поставок нефти на равноправных и справедливых условиях, а также создают благоприятный климат для вложения капитала и передачи технического опыта в целях развития нефтяной промышленности государств—членов. Важной целью их деятельности являются поиски способов обеспечения устойчивости цен на мировом нефтяном рынке и недопущения их колебаний, способных вызвать тяжелые последствия.

     3. Модели международных экономических  надправительственных организаций,  регламентирующих торговую, тарифную политику:

     1) Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ).

     2) Организация экономического сотрудничества и развития (СЭСР).

     3) Конференция ООН по торговле и развитию (ШКГАД). 

     4. Модели политических союзов и  военных блоков:

     1) Европейский Совет.

     2) Организация Африканского единства (ОАЕ).

     Основные  цели ОАЕ:

     - содействие единству и солидарности африканских стран;

     - координация усилий по повышению уровня жизни африканских народов;

     - ликвидация всех форм колониализма в Африке;

     - согласование и координация сотрудничества в области политики и дипломатии, обороны и безопасности, экономики, образования и культуры, здравоохранения и продовольственного обеспечения, науки и техники.

     3) Организация Североатлантического договора (НАТО).[1,5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 4. Последствия мировых экономических интеграционных процессов 

     Современная экономическая наука пока не способна определить полный эффект от реализации мировых интеграционных процессов на глобальном уровне. Это объясняется не сложностью исчисления результатов интеграции, а множественностью последствий этого процесса во времени и в пространстве. Поэтому в исследованиях такого рода принято различать статические и динамические эффекты интеграции.

     Статические эффекты определяют экономические последствия международной интеграции, полученные непосредственно после осуществления мероприятий по консолидации экономик двух или нескольких стран.

     Динамические  эффекты оценивают экономические последствия мировой интеграции на перспективу, проявляющиеся на более поздних стадиях функционирования таможенного союза. Как правило, расчеты статического эффекта сводятся к сопоставлению результатов переориентации потребителей в одной стране в связи с закупкой товара или фактора производства у более эффективного участника интеграционной связи в другой стране.

     При этом учитывается эффект от наличия  или отсутствия таможенного союза  или какой-либо другой интеграционной формы. В расчетах такого рода необходимо учитывать и отрицательные последствия  международной интеграции. Негативные результаты особенно важно учитывать на перспективу. Именно в будущем импорт товара из другой страны может отрицательно сказаться, например, на проблеме занятости в данной стране.

     По данным Секретариата Всемирной торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано 327 региональных торговых соглашений интеграционного характера. Международные экономические интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них входят страны с самым разным уровнем развития и социально-экономическим строем.

     Наиболее  ярким примером успешной интеграции ряда государств является Европейский  Союз. ЕС удалось достигнуть сочетания  в себе фактически всех форм экономической  и политической интеграции, благодаря  чему была образована устойчивая, постоянно  расширяющаяся, интеграционная группировка. В качестве перспективной задачи провозглашается дальнейшее расширение ЕС за счёт принятия новых сран-участниц и образование на территории Союза единого государственного объединения конфедеративного или федеративного типа.[2] 

     4.1 Участие России  в мировых интеграционных  процессах  

     В настоящее время Россия является полноправным участником большинства  наиболее влиятельных международных  интеграционных группировок, что позволяет  ей лоббировать там свои политические и экономические интересы. В этом плане наибольший интерес могут вызвать Содружество Независимых Государств, Единое Экономическое Пространство и Азиатско-Тихоокеанский форум Экономического Сотрудничества.

     АТЭС  также преследует цель укрепления экономических  отношений между странами-участницами. Для России сотрудничество с государствами Азиатско-тихоокеанского региона является одним из приоритетных направлений. С 2005 года АТЭС является для России важнейшим партнером.

     В последние годы все больше растет интерес России к государствам Юго-Восточной Азии, что в первую очередь вызвано тем, что именно там располагаются наиболее перспективные рынки сбыта продукции российского ВПК. В настоящее время уже существует и функционирует комиссия Россия АСЕАН, деятельность которой направлена на сближение России с организацией. Вступление России в АСЕАН в ближайшем будущем вполне возможно и могло бы усилить взаимную экономическую интеграцию стран данного региона.

     В целом, Россия уже сейчас является полноценным  членом мирового сообщества. В последние годы она все более и более усиливает свою роль. РФ является членом большинства наиболее влиятельных международных организаций, что позволяет её отстаивать свою внешнеполитическую позицию и лоббировать свои экономические интересы. Дальнейшая интеграция России в мировую экономику могла бы позволить ей укрепить свои экономические связи с иностранными государствами и усилить товарообмен с ними, что, безусловно, не может не сказаться положительно на российской экономике в целом.[1] 
 

       

 

Информация о работе Экономические мировые интеграционные процессы