Экономические кризисы: причины их возникновения, способы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 00:23, курсовая работа

Описание

Экономические кризисы являются неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования. Это индикаторы, указывающие на определенный дисбаланс в развитии экономической системы. Кризисы оказывают дестабилизирующее воздействие на социально-экономическую систему общества. Кризисы могут выражаться в спаде производства, растущем разрыве между спросом и предложением, затоваривании, обесценении денег, росте стоимости жизни, безработице, ухудшении макроэкономических показателей.

Содержание

Введение 5

Экономический кризис как фаза экономического цикла 6
Причины возникновения кризиса 10
Антикризисная политика государства 14
Проблемы кризисного состояния экономики РБ на этапе
перехода к рынку 20

Заключение 33

Литература 35

Работа состоит из  1 файл

макроэкономика.docx

— 140.35 Кб (Скачать документ)

         Резко сузились рынки сбыта  продукции. Особенно трудное положение  стало складываться в машиностроении, легкой, химической, топливной промышленности. В 1994г объем промышленного  производства к уровню 1990г составил 67%, химической и нефтехимической - 58%. Резко сократились объемы капитального строительства. Этот период также сопровождался высокими темпами инфляции (до 40% в месяц). Все это привело к обесцениванию вкладов населения в сбербанках и падению покупательной способности рубля. В условиях галопирующей инфляции население стремилось быстрее избавиться от полученной зарплаты и других денежных доходов ("бегство от денег").

       Так, по данным госстатистики, удельный вес  инностранных капиталовложений в основной капитал составлял в 1993г. 0,17%, в 1994г. 0,12%, а в 1995г. он уже был на уровне 0,05% (табл.2). 

       Таблица 2-Динамика инвестиций в РБ в 1995-2009гг.

     
Показатель 1995 1996 1997 1999 2000 2001 2002 2005 2006 2008 2009
Инвестиции, % к предыд. году 69 95 119,5 92 102,1 96,5 106 120 132,2 123,5 104,7
 

       После российского экономического кризиса осенью 1998 г. условия экономического развития Беларуси начали быстро и неуклонно ухудшаться, что привело, в конечном счете, к потере динамики роста и оборота внешней торговли к середине 1999г. За семь месяцев 1999г. объем экспорта снизился на 20,9 %, объем импорта — приблизительно на 32,1% по сравнению с таким же периодом прошлого года.

       1999г.  стал периодом резкого ухудшения  всех основных показателей развития  белорусской экономики. Существенно  уменьшились уровень реальных  доходов и покупательная способность  населения, инфляция резко ускорилась  и, похоже, приобрела неуправляемый  характер, произошло резкое падение  объема сельскохозяйственного производства и т. д. (табл. 3). 

       Таблица 3-Индекс цен (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) 

Показатель 1995 1996 1997 1999 2000 2001 2002 2005 2006 2008 2009
Индекс  потребительских цен 344,0 139,3 163,1 351,2 207,5 146,1 134,8 108 106,6 113,3 110,1

 

       Перспективы развития белорусской внешнеэкономической  политики также ухудшаются в соответствии с общемировыми тенденциями в  международной торговле и производстве до 2,2 % в 1999 г., а темпы роста мирового экспорта — с 6 % в 1998 г. до 4 % в 1999 г. Эти  обстоятельства будут способствовать еще большему обострению конкурентной борьбы между экспортерами на всех (более или менее открытых) национальных рынках.

       Инвестиционная  сфера белорусской экономики  находится в кризисном состоянии. Начиная с 1990г. снижается доля инвестиций в ВВП и абсолютные размеры  инвестиций (кроме 1997 и 1998гг.). Сопоставление динамики ВВП и объема инвестиций показывают, что рост ВВП в РБ происходит при свертывании инвестиций. Это свидетельствует о том, что рост ВВП обеспечивается  преимущественно за счет лучшего использования оборудования, а не за счет его обновления, т.е. повышения загрузки действующего оборудования. Такая ситуация является общей для многих стран с переходной экономикой и объясняется перенакоплением устаревших ОПФ.

       До 1991 года термин "банкротство" не имел в нашей стране правового содержания. Ни экономистами, ни юристами данный феномен  глубоко не изучался. Как следствие, первый закон "О банкротстве" в  силу его несовершенства применялся неэффективно. Лишь с 2000г. в республике начал действовать новый закон " Об экономической несостоятельности". Статистика фиксирует количество субъектов  хозяйствования, признанных банкротами, и свидетельствует о росте  таких дел. Так, в 2002г. по сравнению с 2001г. количество последних увеличилось более чем в четыре раза (с 265 в 2001г до 1165 в 2002г.), а по сравнению с 1998г. более чем в 20 раз.

 

       Таблица 4 - Численность безработных, зарегистрированных в органах госслужбы занятости (на конец года). 

Показатель 1995 1997 1999 2000 2001 2002 2005 2006 2008 2009
Численность безработных, тыс.чел. 131 126,2 95,4 95,8 102,9 130,5 67,9 52 37,3 40,3
в процентах к экономически-активному  населению 2,9 2,8 2,1 2,1 2,3 3 1,5 1,2 0,8 0,9
 

       Учитывая, что количество убыточных  предприятий  в РБ возрастает, в абсолютном выражении  сокращаются объемы инвестирования за счет собственных средств. А если принять во внимание, что износ  основных производственных фондов (ОПФ) на многих предприятиях республики достиг 70-80%, то следует констатировать, что  не наблюдается даже простого воспроизводства  ОПФ (их выбытие в 11 раз превышает  обновление). Это снижает темпы  роста реального производства,  делая перспективы выхода из кризиса неопределенным.

       Основными причинами низкой инвестиционной активности предприятий является инфляционные процессы и высокий уровень налоговой  нагрузки.

       В переходный период в РБ резко усилились  инфляционные тенденции, что побудило государственные органы  управления увеличить налоги. До 2000г. белорусская  бюджетно-налоговая политика была ориентирована  на рост совокупного спроса за счет кредитных эмиссий.

       В 2000 году правительство начало восстановление макроэкономического порядка и взяло инфляцию под контроль путем ужесточения денежно-кредитной политики – повышение ссудных процентов и ограничение вмешательства правительства в распределение кредитных средств. Оно начало также отходить от бартерной системы, которая сложилась с Россией, усовершенствовало управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет. Данный комплекс мероприятий по стимулированию и интенсификации экономического развития в стране стимулировал рост основных показателей экономической эффективности, и как следствие, рост реальных доходов и заработной платы населения, повышение уровня занятости при стабильном уровне потребительских цен (таблица 5). 

       Таблица 5 – Показатели эффективности экономики 2000-2009 гг. 

       2000 2004 2006 2009
Численность безработных, в % к экономически активному населению 2,1 1,9 1,2 0,9
Реальные  денежные доходы населения, в процентах  к предыдущему году 114,1 109,8 117,8 104,9
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб. 58,9 347,5 582,2 944
Индекс  потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах) 207,5 114,4 106,6 13,4
 

     Система множественных обменных курсов, поддерживаемая с первых лет переходного периода, была объединена. Экономика ответила на изменения политики и начала расти довольно быстрыми темпами, поддерживая рост на уровне более 8% с 2004 года до 2008 года (рис.4)

 

         

     Рисунок 4 – Реальный рост ВВП и инфляция в 1993-2009 гг. 

     Быстрый темп экономического роста начал  несколько снижаться с 2006 года, сократившись с 10 до 8%.

     Вместе  с тем рост экономических показателей  позволил в определенной мере стимулировать  внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему  социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

     В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация  отношений собственности, которая  с целью создания устойчивых предпосылок  для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение  эффективности функционирования, как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

       Медленно  формируется рыночная инфраструктура, особенно рынки капитала, ценных бумаг.

       Актуальной  остается проблема кадрового обеспечения  рыночных преобразований. Особенно остро  ощущается нехватка высококвалифицированных  специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активных организаторов  разработки и внедрения современных  наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

       Для стимулирования и нормативного обеспечения процесса перехода к рыночной экономике приняты Концепция и Программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, Национальная программа развития экспорта на 2006—2010 годы, Программа импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другие программные документы.

       Таким образом, трансформационная экономика  представляет собой особое состояние  экономической системы, когда она  функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период — это период времени, в течение  которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика страны переходит в новое, качественно  иное состояние в связи с кардинальными  реформами экономической системы.

       Трансформационная экономика имеет ряд отличительных  признаков: неустойчивость; неполнота, отсутствие или зачаточное состояние  отдельных институтов рынка; масштабность и глубина идущих преобразований; альтернативный характер и другие.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Китайский иероглиф, обозначающий кризис, состоит  из двух частей: «опасность» и «возможность». Задача ясна: в самый сложный момент нужно принять то решение, которое  превратит опасность в возможность. Вопросы «Куда идем? К чему стремимся?»  уже не воспринимаются так остро, как раньше, ибо главный ответ  известен: к социально-ориентированной  экономике. Главное отличие ее от рыночной экономики в том, что особым направлением регулирующего воздействия государства становится защита не только бизнеса, но и других социальных групп общества.

       Развитие  человека тесно  взаимосвязано с  социально-экономическим развитием  страны. Беларусь вступила в новое  тысячелетие с экономикой, находящейся  на  стадии реформирования  и  оживления. Анализируя Программы развития экономики на 2001-2005, 2006-2010 годы, можно сказать, что значительно превышены задания Программы на 2001  –  2005 годы по выпуску промышленной продукции, объему экспортно-импортных операций, росту реальных денежных доходов населения и заработной платы, розничного товарооборота. Республика Беларусь в 2005 году по многим параметрам значительно превысила уровень докризисного 1990 года: по производству ВВП  –  на 27 процентов, выпуску промышленной продукции  –  на 53, производству потребительских товаров  –  на 66 процентов, по реальным денежным доходам и заработной плате  –  в 1,7 и 2 раза соответственно, розничному товарообороту  –  в 2,2 раза, хотя производство продукции сельского хозяйства составило 90, инвестиций в основной капитал  –  96,2 процента от уровня 1990 года.

Информация о работе Экономические кризисы: причины их возникновения, способы регулирования