Экономические кризисы: причины их возникновения, способы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:29, курсовая работа

Описание

А что считают причинами текущего экономического кризиса? В их числе называют «плохих» банкиров, слабость мировой резервной валюты, раздутый пузырь долларовой массы, ипотечный кризис в США и т. п.
Сейчас гораздо важнее в сложившейся ситуации выявить не только причины возникновения экономического кризиса, но и найти пути скорейшего, насколько это возможно, выхода из него. Большое количество вовлеченных стран уделяют особое внимание разработке и проведению антикризисных мер и мероприятий, но в настоящий момент трудно предсказать, как долго продлится кризис и какой характер он примет.
В данной курсовой работе исследованы основные причины современного экономического кризиса, а также представлены пути выхода из него, исходя из мнений мировых экспертов. Особое внимание уделено сложившейся ситуации в России.

Содержание

Введение
Особенности современного экономического кризиса
Причины возникновения мирового экономического кризиса
Влияние кризиса на российскую экономику
Борьба с кризисом в России
Меры по преодолению мирового кризиса и формированию устойчивой финансово-экономической системы
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

001.doc

— 406.00 Кб (Скачать документ)

Существуют серьезные  сомнения в эффективности мер  прямой помощи крупным предприятиям. Основные проблемы развития производства состоят не столько в нехватке денег, сколько в нарушении функционирования экономических механизмов, а в конечном счете -в неэффективности многих производственных секторов. Обильные финансовые вливания не решат проблем повышения эффективности, структурного обновления экономики, а без этого выход из кризиса будет только затягиваться. Вместе с тем текущие социальные проблемы такие меры могут ослабить.

Антикризисная политика России должна ориентироваться прежде всего  на предотвращение макроэкономической разбалансированности системы. Даже допуская бюджетный дефицит в 2009 г., необходимо задействовать здоровые источники его покрытия, использовать внутренние заимствования, а не включать печатный станок.

Стратегическая задача, стоящая  перед Россией и ее правительством в нынешней кризисной ситуации, создание условий для осуществления коренных структурных реформ, позволяющих ослабить зависимость социально-экономического развития страны от мировой конъюнктуры на топливно-сырьевые ресурсы и продукты низкой степени переработки. Решить ее можно, уменьшив зависимость российской экономики от динамики наиболее развитых стран мира. В этих целях необходимо продвижение по следующим ключевым направлениям: формирование механизмов стимулирования внутреннего спроса и повышение его роли в обеспечении динамичного развития российской экономики; проведение глубоких институциональных реформ в экономической и политической областях; последовательная диверсификация экономики (а затем и экспорта); модернизация образования, которое может получить дополнительный импульс, реагируя на вызовы кризиса.

 

Меры по преодолению  мирового кризиса и формированию устойчивой финансово-экономической системы

 

В последние десятилетия  ускорился процесс глобализации мировой экономики и в первую очередь финансовой системы, однако координационный орган для регулирования глобальных финансов не был создан. Сейчас в условиях кризиса стала очевидной потребность в международном органе, способном выработать и реализовать программу согласованных антикризисных мер. В качестве такого органа мировые лидеры выбрали саммиты 20 ведущих развитых и развивающихся стран (G20).

Саммит глав правительств стран G20 в Вашингтоне 15 ноября 2008 г. изначально задумывался как «первое заседание постоянно действующего совещания». Соответственно в Декларации Вашингтонского саммита G20 по финансовым рынкам и мировой экономике был сформулирован исходный перечень конкретных мер (План действий по реализации принципов реформы). Были также даны поручения министрам и экспертам подготовить дополнительные рекомендации. Часть из них должна была выполняться к 31 марта 2009 г., то есть до начала Лондонского саммита «Группы двадцати» 2 апреля 2009 г. (назовем их краткосрочными мерами). Другая часть — среднесрочные меры, сроки выполнения которых не установлены.

Интернет-газета КорреспонденТ сообщает:

Главы государств, принявшие участие в саммите  Большой двадцатки в Лондоне, называют встречу исторической.

Канцлер Германии Ангела Меркель оценила результаты завершившегося двухдневного саммита G-20 как большой успех. "Мы достигли очень хорошего, почти исторического  компромисса", - заявила она сегодня, 2 апреля. Итоговое коммюнике, по ее словам, является документом действий, которые помогут построить вполне конкретную архитектуру финансовых рынков.

Президент Франции  Николя Саркози также остался  доволен встречей в Лондоне. На пресс-конференции  он заявил, что саммит превзошел все ожидания, хотя ранее грозился не подписать итоговое коммюнике. Сообщалось, что Саркози может покинуть саммит, если участникам не удастся договориться о жестком контроле за финансовым рынком.

Премьер-министр  Великобритании Гордон Браун в числе достижений саммита назвал решение о повышении прозрачности мировой банковской системы. По его словам, эра банковской секретности закончилась. Лидеры двадцатки договорились принять жесткие меры в отношении стран, в которых существуют так называемые налоговые убежища.

Кроме того, по словам Брауна, участники саммита  договорились создать систему прогнозирования  экономических кризисов. Будет создан новый Совет по финансовой стабильности, в который войдут страны Большой  двадцатки, все члены Форума финансовой стабильности, Испания и Еврокомиссия, сообщил Браун.

"Совет по  финансовой стабильности в сотрудничестве  с МВФ должен давать ранние предупреждения о макроэкономических и финансовых рисках и о действиях, которые нужно предпринять, чтобы их встретить во всеоружии. Он должен будет таким образом изменить нашу регулирующую систему, чтобы финансовые власти могли идентифицировать и предпринять действия по предотвращению рисков", - сообщил британский премьер.

Российский  президент Дмитрий Медведев назвал встречу Большой двадцатки шагом  вперед по сравнению с предыдущим саммитом. По его словам, заключительное коммюнике содержит конкретный набор антикризисных решений. Медведев назвал лондонскую встречу шагом в правильном направлении, добавив, однако, что стороны не смогли решить всех вопросов. Речь идет, в частности, о введении новой мировой валюты, за которую выступают Россия и Китай.

В процессе проведения саммита составлен план действий по выходу из глобального экономического кризиса:

Перевод с английского

1. Мы, лидеры  стран «Группы двадцати», собрались  в Лондоне 2апреля 2009года.

2. Мы столкнулись  с самым серьезным в современной  истории вызовом мировой экономики– с кризисом, который усугубился с момента нашей последней встречи, который затрагивает жизнь женщин, мужчин и детей в каждой стране и для преодоления которого все страны должны объединиться. Глобальный кризис требует глобального решения.

3. Мы исходим  из того, что благополучие неделимо, что устойчивым может быть только совместный рост и что наш глобальный план восстановления должен быть ориентирован на удовлетворение потребностей и обеспечение рабочих мест для трудящихся и их семей не только в развитых странах, но и в странах с формирующейся рыночной экономикой и беднейших странах мира, а также отражать интересы не только нынешнего, но и будущих поколений. Мы полагаем, что единственным надежным фундаментом для устойчивой глобализации и улучшения благосостояния для всех является открытая мировая экономика, базирующаяся на рыночных принципах, эффективном регулировании и прочных глобальных институтах.

4. В этой связи  сегодня мы обязуемся сделать  все необходимое, для того чтобы:

– восстановить уверенность, темпы роста и рабочие  места;

– восстановить финансовую систему и возобновить кредитование;

– укрепить финансовое регулирование, чтобы вернуть доверие;

– обеспечить финансирование и реформирование наших международных  финансовых учреждений для преодоления  текущего кризиса и предотвращения кризисов в будущем;

– поощрять глобальную торговлю и инвестиции и отказаться от протекционизма, чтобы заложить фундамент для благополучия; и

– обеспечить устойчивый экономический подъем для всех без  ущерба для окружающей среды.

Действуя сообща для выполнения этих обязательств, мы выведем мировую экономику из состояния спада и предотвратим повторение подобных кризисов в будущем.

5. Достигнутые  нами сегодня договоренности–  об утроении ресурсов, которыми располагает МВФ, и увеличении их до 750млрд. долларов США, о поддержке новых ассигнований СПЗ в размере 250млрд. долларов США, о выделении по меньшей мере 100млрд. долларов США в поддержку дополнительного кредитования по линии МБР, об обеспечении поддержки финансирования торговли в объеме 250млрд. долларов США и о задействовании дополнительной выручки от согласованных продаж золота МВФ для финансирования беднейших стран на льготных условиях- составляют дополнительную программу на сумму в 1,1трлн. долларов США, направленную на восстановление кредитования, роста и рабочих мест в мировой экономике. Вместе с мерами, принятыми нами на национальном уровне, это образует беспрецедентный глобальный план экономического восстановления.

Возобновление роста и восстановление рабочих  мест

6. Мы принимаем  беспрецедентные согласованные  фискальные меры, что позволит сохранить или создать миллионы рабочих мест, которые в ином случае исчезли бы, и к концу года затраты на эти меры составят 5трлн. долларов США, что даст возможность повысить объем производства на 4 процента и ускорить переход к «зеленой» экономике. Мы обязуемся последовательно реализовывать фискальные меры в масштабах, необходимых для возобновления роста.

7. Центральные  банки наших стран также принимают  исключительные меры. В большинстве стран прошло резкое сокращение процентных ставок, и наши центральные банки взяли на себя обязательство проводить политику стимулирования экономического роста до тех пор, пока это будет необходимо, и применять весь спектр инструментов кредитно-денежной политики, включая нетрадиционные инструменты, с учетом необходимости обеспечения стабильности цен.

8. Наши действия  по возобновлению роста могут  быть эффективными только тогда, когда мы восстановим внутренние системы кредитования и международные потоки капитала. Мы оказываем существенную комплексную поддержку нашим банковским системам с целью обеспечения ликвидности, рекапитализации финансовых учреждений и принятия решительных мер по урегулированию проблемы некачественных активов. Мы обязуемся принять все необходимые меры для восстановления нормального потока кредитов в финансовых системах и для обеспечения устойчивости системообразующих учреждений, проводя нашу политику в соответствии с согласованными «Группой двадцати» основными принципами восстановления системы кредитования и финансового сектора.

9. В совокупности эти действия обеспечат крупнейший финансовый и денежно-кредитный стимул и образуют самую масштабную за последнее время программу поддержки финансового сектора. Совместное осуществление действий позволит повысить их результативность, и объявленные на данный момент исключительные меры политики должны быть реализованы незамедлительно. Сегодня мы договорились также о дополнительном выделении ресурсов для мировой экономики в объеме более 1трлн. долларов США через наши международные финансовые учреждения и систему финансирования торговли.

10. Согласно  оценке МВФ, проведенной в прошлом  месяце, общемировой рост в реальном  выражении возобновится к концу  2010года, когда его темпы превысят 2процента. Мы убеждены, что согласованные сегодня действия, а также наша неизменная приверженность совместной работе в интересах возобновления роста и восстановления рабочих мест при сохранении фискальной стабильности в долгосрочной перспективе, позволят быстрее возобновить рост в экономике. Сегодня мы обязуемся предпринимать любые действия, какие будут необходимы для достижения этого, и мы призываем МВФ на регулярной основе проводить оценку принятых мер и требуемых глобальных действий.

11. Мы преисполнены  решимости обеспечить фискальную  и ценовую стабильность в долгосрочной перспективе и будем реализовывать надежные стратегии по развертыванию мер, необходимых в настоящее время для поддержки финансового сектора и восстановления мирового спроса. Мы убеждены, что реализация нашей согласованной политики позволит ограничить долговременные издержки для наших экономических систем, снизив, таким образом, масштаб фискальных мер, необходимый в более долгосрочном плане.

12. Мы будем  реализовывать все меры нашей  экономической политики на основе  принципов сотрудничества и ответственности  за их последствия для наших стран и будем воздерживаться от девальвации наших валют по соображениям конкуренции и развивать стабильную, нормально функционирующую международную валютную систему. Мы будем поддерживать– в настоящее время и в будущем– объективный, непредвзятый и независимый контроль со стороны МВФ за нашими экономическими системами и финансовыми секторами, влиянием нашей политики на другие страны и рисками, с которыми сталкивается глобальная экономика.

Укрепление  финансового надзора и регулирования

13. Крупные провалы в финансовом секторе и финансовом регулировании и надзоре стали основными причинами кризиса. Доверие не будет восстановлено до тех пор, пока мы не возродим веру в нашу финансовую систему. Мы примем меры для создания более сильной, более глобально сплоченной надзорной и регулятивной системы для будущего финансового сектора, которая будет поддерживать устойчивый мировой рост и будет соответствовать потребностям бизнеса и граждан.

14. Каждый из  нас согласен обеспечить надежность  своей внутренней системы регулирования. Но мы согласны также добиваться гораздо большей сплоченности и системного сотрудничества между странами и создать систему международно согласованных высоких стандартов, в которой нуждается мировая финансовая система. Усиленное регулирование и надзор должны стимулировать обоснованность решений, честность и транспарентность, ограждать от риска всю финансовую систему, смягчать, а не усиливать последствия финансового и экономического цикла, сокращать зависимость от неоправданно рискованных источников финансирования и препятствовать принятию чрезмерно рискованных решений. Регулирующие и надзорные органы должны защищать потребителей и инвесторов, поддерживать рыночную дисциплину, не допускать негативных последствий для своих стран, сокращать масштабы регулятивного арбитража, поддерживать конкуренцию и динамичное развитие и шагать в ногу с новыми тенденциями на рынке.

Информация о работе Экономические кризисы: причины их возникновения, способы регулирования