Экономические интересы и противоречия в экономических отношениях по производству общественных благ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:22, курсовая работа

Описание

Динамика производства общественных благ в современных условиях развития мирового сообщества и России, как значительной и неотъемлемой его части, приобретает особое не только экономическое, но и политическое, социальное значение. Усиление всеобщей интеграции, взаимозависимости на всех уровнях: мировом, региональном и индивидуальном проявляет новые общественные потребности и, как следствие, проблемы, противоречия, в разрешении которых определяющая роль отводится сфере производства общественных благ

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты общественных благ как экономической категории. 4
1.1. Свойства и классификация общественных благ. 4
1.2.Особенности спроса на общественные блага. 13
1.3.Эффективный объем общественного блага. 16
1.4.Специфика производства общественных благ. 20
Глава 2. Экономические интересы и противоречия в экономических отношениях по производству общественных благ. 26
2.1 Национальные и частные интересы в экономических отношениях по производству общественных благ. 26
2.2 Бюджетные противоречия в экономических отношениях по производству общественных благ. 29
Заключение. 31
Список литературы. 33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Микрономика.docx

— 282.66 Кб (Скачать документ)

Оглавление.

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические  аспекты общественных благ как экономической  категории. 4

1.1. Свойства и классификация общественных благ. 4

1.2.Особенности  спроса на общественные блага. 13

1.3.Эффективный  объем общественного блага. 16

1.4.Специфика  производства общественных благ. 20

Глава 2. Экономические  интересы и противоречия в экономических  отношениях по производству общественных благ. 26

2.1 Национальные  и частные интересы в экономических  отношениях по производству общественных  благ. 26

2.2 Бюджетные  противоречия в экономических  отношениях по производству общественных  благ. 29

Заключение. 31

Список литературы. 33

 

Введение.

 

         Динамика производства общественных  благ в современных условиях  развития мирового сообщества  и России, как значительной и  неотъемлемой его части, приобретает  особое не только экономическое,  но и политическое, социальное  значение. Усиление всеобщей интеграции, взаимозависимости на всех уровнях:  мировом, региональном и индивидуальном  проявляет новые общественные  потребности и, как следствие,  проблемы, противоречия, в разрешении  которых определяющая роль отводится  сфере производства общественных  благ. В современной России проблема  развития исследуемых экономических  отношений обостряется, прежде  всего, по двум причинам. Во-первых, Россия, как держава глобального  масштаба, имеет многоаспектные интересы и объективно не может самоустраниться от решения межгосударственных мировых общественных проблем. Во-вторых, трансформации экономических отношений в российской экономике существенно изменили не только механизмы и объемы производства и распределения, общественных благ, но и наполнили новым содержанием базовые экономические категории. Закономерное ослабление роли государства в результате реформ, особенно в части производства социально значимых общественных благ: здравоохранения, образования, науки неоднозначно воспринимается членами российского общества; зачастую назревшие проблемы вскрываются в виде открытых конфликтов между обществом и властью, которая призвана защищать его интересы.

Поэтому данная тема исследования является актуальной в современных  условиях.

Первая глава  моей работы  посвящена теоретическим аспектам исследования общественных благ. Во второй главе я раскрыла экономические  интересы  и противоречия, наблюдаемые  в производстве  общественных благ.

Глава 1. Теоретические аспекты общественных благ как экономической категории.

    1. Свойства  и классификация общественных благ.

 

         В современной экономике каждой  страны большинство продуктов  распределяется на рынках, когда  покупатели платят за то, что они получают, а продавцы принимают деньги за то, что они предоставляют. В этих случаях цены на продукты служат сигналами, ориентируясь на которые принимают решения и покупатели и продавцы. Но существует ряд товаров, на которых нет привычных ценников, потребителю они предоставляются "бесплатно" (бесплатно с точки зрения обыкновенного потребителя, а не с экономической точки зрения). Если продукты предлагаются "бесплатно", привычные рыночные рычаги, обычно распределяющие ресурсы в экономике, прекращают действие. Поэтому экономический анализ данной совокупности товаров особенно труден. Стандартные категории провалов рынка - общественные товары (предмет нашего исследования), экстерналии или внешние эффекты, информационное воздействие, проблемы монополий и (в некотором роде) проблемы распределения прибыли. Маржиналисты первичным выделяли индивидуальный интерес, индивидуальные потребности. Все блага имеют одну и ту же первичную основу, которую выявил основатель Австрийской школы политэкономии, К. Менгер. "Человеческие потребности - вот откуда начинаются цепочки экономических причин и следствий". К. Менгер в "Основах политической экономии", произведя детальный анализ продукта как блага, выделяет четыре условия в их нераздельном единстве, при которых продукт приобретает характер блага - человеческая потребность; свойства продукта, делающие его годным быть поставленным в причинную связь с удовлетворением этой потребности; познание человеком этой причинной связи; возможность распоряжаться продуктом таким образом, чтобы действительно употребить его для удовлетворения этой потребности. При этом выделяются блага высшего и низшего порядка, непосредственное и опосредованное распоряжение благами. К. Менгер отмечает, что "блага высшего порядка получают и удерживают свой характер не по отношению к потребностям настоящего времени, но исключительно по отношению к тем потребностям, которые предусмотрены человеком и проявляются по окончании производственного процесса". Исследование ученым движения ценности (как неотъемлемого качества блага) по всей экономической системе впервые выявляло весьма важное различие между непосредственным и опосредованным потреблением соответственно благ первого и более высоких порядков [4].

Развивая данную теорию, Д. Роулз характеризует блага как "то, чего хотят люди, будучи свободными и равными гражданами, а также нормальными членами общества, сотрудничающими всю жизнь". Эта теория позволяет выделить особую группу благ - общественные блага, как блага "высшего" порядка, опосредованно удовлетворяющих либо все человеческие потребности (выживание, безопасность, материальная удовлетворенность, статус и положение в обществе, оценка собственной значимости и моральная удовлетворенность) либо отдельные ее виды. Наиболее заметная традиция экономической науки девятнадцатого века - британская традиция laisser-faire - ограничивала теорию общественных благ. Фактом является то, что большинство наиболее известных экономистов перечисляли функции, которые, как они считали, должно представлять государство. Этот общий список включал, по крайней мере, обеспечение национальной безопасности, законности и правопорядка. Однако они не пояснили, какие общие черты заключены в этих функциях государства. В логике теории Маркса и Энгельса государство не может обеспечивать общественные блага, так как признается первичность классовых интересов и их доминирующее влияние на жизнь общества и политику государства. В целом государство выступает как инструмент, посредством которого господствующий класс управляет другим угнетенным классом. В капиталистический период истории государство является "исполнительным комитетом буржуазии": оно защищает собственность капиталистического класса и проводит политику, в которой заинтересована буржуазия. "Политическая власть в собственном смысле слова - это организованное насилие одного класса для подавления другого". Таким образом, согласно марксистской экономической теории, блага, производимые государством, не могут быть использованы приоритетно в интересах отдельной личности, а только в интересах определенного класса. Такое положение может иметь и имело отрицательные последствия в форме подавления интересов личности вплоть до репрессий. Современные экономисты, развивая принципы неоклассики, провозглашают первичными индивидуальные интересы (индивидуальные потребности). Многие из них поддерживают минималистский подход к функциям государства - laisser-faire (оправдание существования государства в рамках "ночного сторожа"). В качестве примера такого подхода можно привести работу Нозика, чьи воззрения подытожены во введении к "Анархии, государству и утопии": "минимальное государство, сведенное к узким функциям защиты против насилия, воровства, мошенничества, к инфорсменту контрактов и т.д., оправдано; более экстенсивное по функциям государство неизбежно нарушит право личности не быть принужденным к выполнению определенных вещей, оно неоправданно". Можно отметить: почему более широкое предоставление общественных благ в обстоятельствах, когда это способствует повышению благосостояния по Парето, непозволительно?

Исследование общественных товаров экономистами на основе предельного  анализа позволило выделить два  существенных свойства этих благ. Экономисты используют концепцию общественных товаров и услуг, чтобы обозначить класс товаров и услуг, где  выгоды коллективны и доступны для всего общества, а не отдельного индивидуума или частного лица. При такой форме осмысления "чистый" общественный товар, или продукт, имеет два признака. Общественный продукт создает атмосферу выгоды, которой могут наслаждаться все, общественные товары не соперничают при использовании. Первый признак - несоперничество или неконкурентность в потреблении. Польза от общественного продукта одного потребителя не преуменьшает способность другого извлечь выгоду. "Неконкурентные товары доступны каждому, что не отражается на возможности потребления их отдельными лицами". Этот признак экономически объясняется так: для большинства товаров, которые производятся в частном секторе, предельные издержки производства большого объема благ положительны. Но для таких товаров как общественные блага дополнительное потребление не увеличивает издержек. Таким образом "товар является неконкурентным, если при любом заданном объеме его производства дополнительные издержки предоставления его дополнительному потребителю равны нулю". Второй признак состоит в том, что если товар или услуга обеспечивается вообще, нет никакой возможности отрицать "ее доступность любому человеку или требовать прямой платы за доступ". Второй признак - неисключаемостъ. "Товар является неисключаемым, если люди не могут быть исключены из сферы его потребления. Как следствие этого трудно или вовсе невозможно назначить плату за пользование неисключаемыми товарами - ими можно пользоваться без прямой оплаты". Сложность осмысления категории "общественные блага" заключается в ряде причин. Во-первых, в экономике не встречается "чисто" общественных товаров. Во-вторых, отсутствие соперничества в использовании и неспособность перекрыть доступ или заставить платить услугой за услугу взаимосвязаны [4]. Эти два основных используемых признака можно объединить одним понятием - общедоступность. "Общественным благом называют товар, который, став доступным для одних потребителей, становится практически доступным и для всех остальных". Не случайно именно доступность используется у Р. Нельсона в контексте признака неисключаемостии, Р. Пиндайка в контексте признака неконкурентности. В-третьих, доступность (или общедоступность) - "это вопрос степени, в обоих измерениях". Р.Нельсон, к сожалению, не указывает, что значит "вопрос степени в обоих измерениях". Видимо автор подразумевал такие степени измерения как пространство и время. Этот вопрос также может рассматриваться с точки зрения степени (предела) не исключаемости и степени (предела) неконкурентности. В-четвертых, сложность осмысления категории "общественные блага", заключенной в признаке неисключаемости. Характеристика неисключаемости общественного блага означает, что потребление благ одним человеком не исключает из потребления других индивидов. Взимание платы за использование конкретного блага невозможно, или другими словами, невозможно исключить из его пользования тех, кто не платил за него. Сложность состоит в том, что важно различать два качества понятия неисключаемость: исключение, относящееся к техническим возможностям; исключение с точки зрения экономической и социальной целесообразности. В целом с экономическим развитием государства (появлением новых технологий и ростом благосостояния) исключение с технической точки зрения не является невозможным. Таким образом, когда исключение не является технически невозможным, может быть все-таки принято решение о государственном обеспечении этого блага на основании второго, выделенного нами, качества неисключаемости.

Согласно вышеприведенному анализу можно предложить на основе двух признаков следующую схему  классификации общественных благ в  общей системе экономических  благ (рис. 1).

 

        Таким образом, в  основу классификации благ положены два критерия-  степень доступности блага в потреблении и характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе его потребления.

Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и потребляемое сообща, является чистым общественным благом [6] .

Чистому общественному  благу свойственны признаки неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничивает его полезность для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности, извлекаемой от нее другими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага. Чистые общественные блага обладают рядом специфических характеристик. Присущая им абсолютная неизбирательность означает, что 1) любое потребление кем-либо чистого общественного блага не влияет на предоставление его количества другим; 2) включение в потребление блага дополнительных потребителей не уменьшает выгод, извлекаемых от потребления блага существующими потребителями; 3) предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю.

 

Рис. 2. Предельные издержки предоставления чистого общественного блага.

       Характерная для чистых общественных благ полная неисключаемость указывает на то, что: 1) данные блага обладают неделимостью, следовательно, 2) не могут быть раздроблены на единицы индивидуального потребления и проданы поштучно, а значит, 3) потребляются сообща. В силу указанных особенностей чистые общественные блага не могут производиться посредством рынка. Главная их отличительная особенность заключается в том, что потребление такого блага всегда сопровождается положительным эффектом для всех. Поэтому суть проблемы чистых общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. Типичными примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, пожарная служба, органы правопорядка [3].

«Мир благ» не сводиться  к чистым частным и чистым общественным благам. Во-первых, используемые для  классификации благ признаки имеют  разную степень проявления в отношении  каждого отдельного блага. Оба блага  могут обладать признаком, например, неисключаемости (исключаемости, избирательности, неизбирательности), однако одно из них в большей степени, а другое в меньшей. Во-вторых, характеризующие блага признаки могут иметь самые разные комбинации: избирательность – неисключаемость, исключаемость – неизбирательность. Места для парковки на общественной стоянке для автомобилей доступны для всех других, что придаёт ему признак избирательности. Блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости, называются общими благами, или благами совместного потребления. Их специфика состоит в том, что несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами, - общественные парки, пляжи, другие места общественного пользования, отчего их называют ещё коммунальными. Совместный характер потребления таких благ обуславливает высокую степень конкуренции в отношении их использования, которое подчинено принципу «первый пришел, первый использовал».

Конкурентность в потреблении блага может быть низкой. Прием телевизионного сигнала по кабельному телевидению одним субъектом не уменьшает возможностей того же для других пользователей, притом с нулевыми предельными издержками. Однако введение платы за подключение к сети является фактором исключаемости данного блага. Блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности, называются исключаемыми общественными, или коллективными благами. Ими могут быть кабельное телевидение, школьное обучение, библиотеки. Специфика данного типа благ заключается в том, что доступ к их потреблению может быть ограничен с незначительными издержками. В некоторых случаях степень неизбирательности блага снижается по мере роста его потребителей, и с определённого момента («точка перегрузки») предоставление такого блага дополнительному потреблению связано с ростом предельных издержек предоставление, т.е. снижением полезности для существующих потребителей. Блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определённого числа потребителей, называются перегружаемыми общественными благами. Типичные примеры таких благ – объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, паромные переправы) и культурного назначения (библиотеки, музеи и т.д.). По мере увеличения числа пользователей загруженность проезжей части растёт и скорость движения (полезность) снижается. Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступность блага для других только до определённого момента.

 

Рис.3. Предельные издержки предоставления перегружаемого общественного блага.

 

В некоторых случаях, во избежание перегрузки, доступность  к благу может быть ограничена узким кругом потребителей в виде особого объединения, ставящего  своей целью совместное потребление  определённого блага. Блага, доступность  к потреблению которых ограничена членством в особых организациях, называются клубными благами. К таким благам можно отнести охотничьи хозяйства, теннисные корты, поля для гольфа и т.п., использование которых обусловлено членством в объединении потребителей благ. Потребители таких благ имеют возможность извлекать желательный объем полезности при меньших индивидуальных затратах[1].

 

1.2.Особенности  спроса на общественные блага.

 

Принцип убывающей полезности действует и в отношении спроса на чистое общественное благо. Поэтому  кривая спроса на чистое общественное благо имеет нисходящий наклон, как  и в случае с чистым частным  благом. Однако за этой внешней схожестью  скрываются существенные особенности:

Информация о работе Экономические интересы и противоречия в экономических отношениях по производству общественных благ