Экономические и социальные последствия вступления РФ в ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:48, реферат

Описание

Международная торговля - самая старая форма международных отношений. На протяжении столетий внешняя торговля была и есть основа международных экономических отношений, так как рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое.

Работа состоит из  1 файл

Экономические и социальные последствия вступления РФ в ВТО.doc

— 62.50 Кб (Скачать документ)

Экономические и социальные последствия  вступления РФ в ВТО. 

     Международная торговля - самая старая форма международных  отношений. На протяжении столетий внешняя  торговля была и есть основа международных  экономических отношений, так как  рост мирохозяйственных связей ускорил процесс формирования международного разделения труда, что соединяет все страны в единое хозяйственное целое.

     Россия  активно налаживает связи со странами рыночной экономики на основе общих  принципов, принятых в мировом хозяйстве. В последние годы она стала членом ряда крупнейших таможенных, торговых и финансовых предприятий. В настоящее время Россия готовится к вступлению в одну из самых представительных и властных - Всемирную торговую организацию (ВТО). ВТО призвана стать главным мировым центром содействия развитию и упорядочению внешнеэкономических связей, а также разрешения торговых споров.

     Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем  Генерального соглашения о тарифах  и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

     Соглашение  об учреждении ВТО предусматривает  создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля за реализацией  соглашений и договоренностей. ВТО осуществляет контроль за широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.

ВТО - это  организация и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

     Главные задачи ВТО - либерализация международной  торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование  экономическому росту и повышению  экономического благосостояния людей. Страны - члены ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений и договоренностей, проведения торговых переговоров и консультаций, мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО.

     Процедура присоединения ко Всемирной торговой организации многопланова и состоит  из нескольких этапов. На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. Обычно это занимает 5-7 лет. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами Рабочей группы (РГ).

     Присоединяющаяся  страна получает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, и это означает прекращение ее дискриминации на внешних рынках.

     Россия  обратилась с заявкой о присоединении  к тогда ещё Генеральному соглашению по тарифам и торговле, которое  в 1995 году преобразовалось в ВТО.

     Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации. В 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества. Основная функция комиссии - координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны. С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работает Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден план мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО. Этот план предусматривает разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО. К настоящему моменту указанный план мероприятий был в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ);. «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов. (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ); «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО. 

     Угрозы  и риски

     Россия, несмотря на все переживаемые в последнее  время трудности, относится к числу ведущих стран мира. При вступлении России в ВТО начнется активное освоение отечественного рынка иностранными компаниями. Российской промышленности, подчас сильно устаревшей, придется конкурировать не с абстрактными среднестатистическими зарубежными компаниями, а с сильнейшими мировыми гигантами. На российский рынок придут международные корпорации и усилят конкуренцию во всех отраслях экономики, что приведет значительному увеличению маркетинговых расходов на поддержание рыночных позиций. В связи с этим наметятся значительное падение рентабельности бизнесов отечественных предприятий и снижение их конкурентоспособности. В условиях повышения конкуренции неизбежно поглощение относительно слабых производств. Это в особенности относится к пищевой, фармацевтической, химической, авто- и авиастроительной, легкой и электронной промышленности, секторам страхования, финансовых услуг и розничной торговли, мелкому и среднему бизнесу.

     Опыт  стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального  и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики.

     В первую очередь пострадает сельскохозяйственный сектор. По условиям вступления в ВТО Россия должна снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10 процентов..

     Аналогичная ситуация сложится и вокруг других отраслей экономики главным образом  из-за снижения экспортных пошлин, открывающих  широкую дорогу импортным товарам  на отечественный рынок. Существенно  может пострадать сфера финансовых услуг, поскольку ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Это будет означать, что с серьезными проблемами выживания столкнутся, например, российские банки и страховые компании.

     Основная  причина превосходства развитых иностранных компаний - использование  современных производственных и  управленческих технологий. Поэтому  необходимо рассмотреть возможность  ликвидации отставания отечественных  предприятий в данной сфере. Внедрение  современных производственных технологий требует больших финансовых вложений и дополнительных инвестиций. Но в большинстве своем российские предприятия непрозрачны и малоэффективны, поэтому имеют небольшие шансы на получение инвестиционных ресурсов, поскольку не гарантирована их возвратность, необходимо сделать бизнес предприятий прозрачным и более эффективным.

     После вступления России в ВТО административный ресурс будет обесцениваться, поскольку  международные инвесторы окажут давление на президента России и заставят его обеспечить их безопасность, потому что сегодня государственные органы, мягко говоря, неэффективно защищают интересы инвесторов. Когда глава государства захочет привлечь инвестиции, он вынужден будет начать борьбу с коррупцией. А это повлечет за собой обесценивание административного ресурса, и бизнесы, основанные на административном ресурсе, станут слабеть

     Рабочая сила подорожает, потому что нерезиденты  предложат высокие зарплаты и  лучшие специалисты перейдут к ним. А мы будем вынуждены платить  больше оставшимся менее грамотным специалистам. Лучшие научные умы тоже потянутся к нерезидентам, они соблазнятся инвестициями в научные разработки, потому что главное для них - не личное благополучие, а реализация своих идей. В России денег на науку нет, потому что мы не научились на ней зарабатывать.

     Иностранные компании переместят производство в  Россию, принесут самые современные  технологии и, будут пользоваться нашими дешевыми рабочей силой и энергетическими  ресурсами. Наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда самых слабых производств, не выдержавших конкуренции и нарастанию безработицы.

     Подорожание энергетических ресурсов - это и  условие вступления в ВТО, и логика развития рыночной экономики. России придется в ближайшее время выровнять  свои внутренние цены на энергоносители и транспортные тарифы с мировыми, что отрицательно скажется на себестоимости производства, приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности.

     Произойдет  отток капиталов из России, в частности  отток прибыли от деятельности российских филиалов западных компаний за рубеж  на счета их центральных управляющих  структур с целью выплаты дивидендов. Этому процессу будет предшествовать более короткий процесс инвестирования в Российскую экономику.

     Таможенные  пошлины формируют до 37% федерального бюджета. При вступлении в ВТО  России придется пойти на смягчение  таможенного режима, это отрицательно скажется на наполняемости бюджета.

     Российская  промышленность получает выходы на рынки, которые ей сейчас все равно не осилить, поэтому она не сможет воспользоваться открывающимися возможностями, какими бы радужными не были перспективы. В первую очередь это касается высокотехнологичных производств, таких, например, как производство современных микропроцессоров, жидкокристаллических матриц и так далее.

     Ухудшение торгового и платежного балансов, обострение проблемы обслуживания государственного внешнего и внутреннего долга  СНГ. Серьезные проблемы возникнут  в области интеграционных процессов стран - членов СНГ и Таможенного союза в связи с необходимостью изменять всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференций в области торговли и оказания услуг. 

     Выгоды  и преимущества 

     В то же время возможное членство в ВТО способно принести России существенные преимущества. ГАТТ и другие соглашения, интегрированные в ВТО, играют, по существу, роль многосторонних торговых договоров.

     Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению  к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России.

     Россия  получит возможность легализации  системы защиты своей национальной экономики в рамках ВТО. Современная  экономика может эффективно развиваться  только при активном взаимодействии с мировым рынком товаров и услуг.

     Россия  получит выходы на новые рынки, которые  сегодня фактически закрыты. Даже с  учетом того, что эти рынки не будут полностью открыты на следующий  день после вступления и некоторые  из них нам могут быть пока «не по зубам», это послужит сильным стимулом развития производства. Это в первую очередь среднее и тяжелое машиностроение, оборонная промышленность, интеллектуальные технологии.

     Доступ  к международному механизму разрешения торговых споров. В качестве члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров. Сегодня это практически единственный инструмент защиты торговых интересов стран-членов организации от их несправедливого ущемления.

     Для разрешения споров и конфликтных ситуаций в рамках ВТО разработан механизм их улаживания, служащий предотвращению торговых войн и поиску компромиссов. Россия станет полноправным участником новых раундов переговоров и сможет или самостоятельно, или в коалиции с другими государствами отстаивать выгодные для себя позиции. В противном случае, так как переговоры и принятие решений в ВТО проходят постоянно, мы должны будем присоединяться к совершенно другой организации и не сможем повлиять на принимаемые решения.

Информация о работе Экономические и социальные последствия вступления РФ в ВТО