Экономические блага и их классификация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 18:51, контрольная работа

Описание

Человек не может существовать не потребляя. Он обладает некоторым набором потребностей, или желаний. Существенная часть желаний людей заключается в получении некоторых «вещей» и использовании их в своих целях. «Вещь» - это и есть благо.
Благом называется все, что человек использует для удовлетворения своих желаний и получения удовольствия, но это использование должно быть осознано человеком.
Благо – предмет, вещь, услуга, способность вещи удовлетворять потребности, как правило, предмет предшествующего производства. Обычно в экономической теории блага разделяют на экономические (хозяйственные) – результаты деятельности человека и свободные – те, что берутся в готовом виде непосредственно из природы.

Содержание

Содержание…………………………………………………………………………3
Экономические блага и их классификация…………………………….….3
Ответ на вопрос. Почему в условиях рыночной экономики необходимо вмешательство государства? ………………………………..6
Решение задачи………………………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

готово.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

Оглавление.

 

  1. Содержание…………………………………………………………………………3
  1. Экономические блага и их классификация…………………………….….3
  1. Ответ на вопрос. Почему в условиях рыночной экономики необходимо вмешательство государства? ………………………………..6
  2. Решение задачи………………………………………………………………..13
  1. Список использованной литературы…………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Содержание
  1. Экономические блага и их классификация.

 

Человек не может существовать не потребляя. Он обладает некоторым набором потребностей, или желаний. Существенная часть желаний людей заключается в получении некоторых «вещей» и использовании их в своих целях. «Вещь» - это и есть благо.

Благом называется все, что человек использует для удовлетворения своих желаний и получения удовольствия, но это использование должно быть осознано человеком.

Благо – предмет, вещь, услуга, способность вещи удовлетворять  потребности, как правило, предмет  предшествующего производства. Обычно в экономической теории блага разделяют на экономические (хозяйственные) – результаты деятельности человека и свободные – те, что берутся в готовом виде непосредственно из природы. Подавляющее большинство благ, используемых в жизни, являются экономическими, в то время как свободных благ становится все меньше.

Существует великое множество  благ. Условно их можно объединить в несколько крупных групп:

  1. Вещественные формы блага.
  1. Материальные. Удовлетворяют материальные потребности. Не встречаются в природе в открытом виде – человеку необходимо произвести их, преобразовав природу. Например: дом, одежда, вода, еда и т.д.
  1. Нематериальные (осязаемые и неосязаемые). Усваиваются человеком без каких-либо усилий, находятся в готовом виде в среде его обитания. Они так же могут действовать на развитие человеческих способностей. Например: маникюр в салоне красоты, программа TV, изучение материала и т.д.

Материальные  и нематериальные блага подразделяются:

- внутренние (даны  человеку природой, он сам их  развивает - голос, слух);

- внешние  (дает  человеку внешний мир - деловые  связи).

  1. Функциональные блага.
    1. Потребительские блага. Непосредственно удовлетворяют некоторую потребность.
    1. Блага производственного назначения. Удовлетворяют, какую либо потребность как средство. Сюда относятся материальные факторы производства. Например: оборудование, сырье, заводские здания, транспорт, дороги, производственные сооружения и т.д.
  1. Взаимозаменяемые блага.
    1. Взаимозаменяемые (комплиментарные). Могут заменить друг друга в употреблении. Например: масло – маргарин, поезд – самолет.
    2. Взимодополняемые. Удовлетворяют некоторые потребности лишь в случае, если они используются с взаимозаменяемым благом. Например: стол и стул, автомобиль и бензин и т.д.
  1. Ограниченные или неограниченные блага.
    1. Свободные, общедоступные блага. Это блага, которые для потребления не требуют отказа от других благ, и, следовательно, могут потребляться в неограниченном количестве. Например: воздух, человек свободно вдыхает его, даже не задумываясь об этом. Или солнечный свет в безоблачный день. Или вода на берегу моря.
    2. Экономические блага. Это блага, которые для потребления требуют отказа от некоторого количества других благ и поэтому не могут потребляться в неограниченном количестве. Например: хлеб, автомобиль, знания учителя, компакт – диск.

Большинство известных благ являются экономическими по одной простой причине - эти блага человек придумал сам и нигде в природе их обнаружить нельзя. Они создаются в процессе хозяйственной деятельности людей и необходимы для удовлетворения их духовных и материальных потребностей.

Каждое экономическое благо  имеет экономическую ценность - экономическая ценность важнейшая категория товара.

    1. Настоящие. Находятся в непосредственном распоряжении экономического субъекта.
    2. Будущие. Создание, которых ожидается, либо субъект сможет располагать ими лишь в будущем.
    3. Недолговременные или разового пользования. Полностью потребляемые блага. Например: продукты питания.
    4. Долговременные. Обладают способностью возобновляться. Служат обычно многим поколениям людей. Например, жилье, мебель.
    5. Общественные блага. Например: национальная оборона, охрана общественного порядка, радио, телевидение и т.п.

Существуют  также и антиблага. Предметы и состояния окружающей среды, которые человек не хочет потреблять, так как они доставляют ему неприятные ощущения. Например: громкий шум, дождь, комары и т. д. Некоторые антиблага для человека являются смертельными. Человек может упасть в пропасть, стать жертвой хищных зверей, съесть или выпить что-нибудь ядовитое.

Но надо помнить, что каждому человеку потребление  одного и того же блага может принести совершенно разную полезность.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Почему в условиях рыночной экономики необходимо вмешательство государства?

 

Государство, и  рынок – две параллельно развивающиеся  и взаимодействующие формы общественного  развития, так как работают для  удовлетворения потребностей людей.

Неконтролируемые  рыночные процессы разрушительны для общества и природы. Поэтому рыночная экономика более чем любая иная, нуждается в регулировании. Роль регулирующего центра может выполнить только государство – институт, представляющий все общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения.

Как говорят, "невидимая  рука" рынка дополняется "видимой  рукой" государства.

Государство может  повлиять на некоторые негативные стороны  рыночной экономики.  Государство  помогает распределить недостатки и преимущества рыночной экономики между различными социальными слоями и хозяйственными субъектами и достичь в этой сфере некоторого компромисса.

Государство выполняет  важную функцию - обеспечивает правовую базу и благоприятный социальный климат. Это проявляется в разработке законодательства, регулирующего экономическую деятельность, и в государственных услугах, позволяя рыночной экономике функционировать более эффективно.

Усиление экономической  роли государства в рыночной экономике  связывают, как правило, с "провалами" рынка — случаями, когда рыночный механизм оказывается несостоятельным и не обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества. К "провалам" рынка относят:

1. Монополия. Существуют различные причины возникновения монополий, регулировать их деятельность в нужном направлении для общества сам рынок не в состоянии. Это – функция власти, государства.

Конкуренция - основная регулирующая сила и координирующий механизм рыночной экономики. Но естественное развитие конкуренции  неизбежно приводит к тому, что экономическая власть сосредотачивается у отдельных хозяйственных субъектов. Возникает монополия и связанные с ней злоупотребления. Хозяйственные субъекты манипулируют ценами и объемами продаж для удовлетворения своих эгоистических интересов в ущерб обществу. Монопольная цена, как правило, выше той, которая устанавливается на совершенно конкурентном рынке. А количество выпускаемой монопольной продукции - меньше конкурентного, это означает, что наличие монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ в сравнении с конкурентным рынком. Конкуренция подавляется. Тут государство играет активную роль в поддержании и защите конкуренции, которая является важным принципом рыночной системы экономики.

 В условиях монополии суверенитет потребителя заменятся диктатом производителя на рынке. Это предопределяет вмешательство государства в работу рынков с сильной монопольной властью посредством проведения тех или иных антимонопольных мер, разработки антимонопольного законодательства и создания специальных государственных органов, контролирующих деятельность фирм, обладающих мощной монопольной властью.

Антимонопольное регулирование  направлено на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической  деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке, и включает регулирование уровня концентрации производства, ценовое и налоговое регулирование. В настоящее время государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства РФ осуществляется Министерством по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

2.  Наличие внешних факторов, издержек или выгод которые получают или несут лица, не участвующих в сделках обмена.

К недостаткам рыночной экономики, которые вынуждено корректировать государство, относятся неоптимальное распределение ресурсов в связи с наличием внешних эффектов (экстерналий) и незаинтересованность рыночной системы в производстве общественных товаров.

Внешние эффекты (экстерналии) — это издержки или выгоды производства или потребления благ, приходящиеся на долю третьих лиц — лиц, не участвующих в рыночной сделке, и не учитываемые в полной мере в рыночных ценах. Наличие внешних эффектов означает, что рыночная цена не полностью отражает полезность и издержки производства блага, что ведет к снижению эффективности распределения ограниченных ресурсов общества и эффективность всей рыночной системы.

Именно в целях обеспечения  эффективного распределения ресурсов государство осуществляет меры, направленные на учет экстерналий в цене. 

Государство может  сдерживать производство благ с отрицательными внешними эффектами, трансформируя  внешние эффекты, не находящие отражения  в цене, во внутренние издержки. Устанавливая разного рода штрафы или вводя  специальные налоги, государство  принуждает предпринимателей ставить очистные сооружения (дымоуловители, оборудование по очистке воды), засаживать вырубки и т.п. Затраты на очистные сооружения увеличат издержки производства и сократят объем производства, а это значит, что меньше ресурсов будет направляться на производство продукции, порождающее отрицательные внешние эффекты.

Расширять производство благ с положительными внешними эффектами  государство может, субсидируя потребителей. Это позволит им увеличить спрос  на блага с положительными экстерналиями и увеличить создание благ с положительными экстерналиями. Увеличение производства и потребления благ, порождающих положительные внешние эффекты, означает ослабление или устранение диспропорциональности в распределении ресурсов.

Государство также  решает проблемы, связанные с побочными (внешними) эффектами, которые рынок не учитывает. Решая проблемы внешних эффектов, государство использует индивидуальные соглашения, прямое государственное вмешательство, интернализацию внешних эффектов, формирует рынок прав на побочные эффекты. В случае с проблемой загрязнения окружающей среды, правительство может установить нормы загрязнения (с которыми природа сама справится) и продавать право на загрязнение хозяйственным субъектам. Это стимулирует покупателей применять очистные сооружения, задумываться об охране окружающей среды, а также позволяет направлять доходы от продажи прав на природоохранные мероприятия. Путем прямого вмешательства государство может запретить определенный вид производства, опасный для окружающей среды, или потребовать определенного поведения данного вида производства. Интернализовывая внешние эффекты, государство побуждает индивидов учитывать результаты своей хозяйственной деятельности. Государство может облагать дополнительными налогами деятельность, приводящую к отрицательному внешнему эффекту, и субсидировать деятельность, приводящую к положительному внешнему эффекту.

3. Неспособность рыночной экономики обеспечить население общественными благами - товарами и услугами, которые обеспечивают коллективное потребление.

 Механизм  свободного рынка позволяет людям  удовлетворить только те потребности,  которые выражаются через платежеспособный  спрос. Большинство товаров и  услуг, производимых и реализуемых  на рынке, являются частными  благами, но помимо частных благ, люди пользуются общественными благами.

Важная функция  государства в рыночной экономике - производство общественных благ.

Общественные  блага обладают следующими свойствами, во многом прямо противоположными свойствам  частных благ:

  • их нельзя изъять у лиц, отказывающихся за них платить;
  • их полезность распространяется более чем на одного человека, их нельзя предоставить одному лицу, не предоставив другим;
  • они неделимы по своей природе;
  • потребление общественного блага одними членами общества не исключает возможности одновременного использования их другими членами общества.

Например: национальная оборона, защита от наводнений, уличное  освещение и т.п.

Потребление общественного  блага одним человеком не исключает  возможности одновременного использования  его другим.

Информация о работе Экономические блага и их классификация