Экономические агенты. Организационно-правовые формы предприятий. Рыночный спрос и его факторы. Закон спроса. Монополия: сущность, виды, осо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 13:06, контрольная работа

Описание

Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. При всем разнообразии экономических агентов следует выделить три основных типа:
Домохозяйства — домашние хозяйства (индивиды и их семьи), занимающие в экономике двойственное положение. Как агенты предложения они, владея экономическими ресурсами, являются их продавцами на рынке ресурсов, получая за это денежные доходы, необходимые для потребления товаров и услуг.

Содержание

Глава 1
Экономические агенты. Организационно-правовые формы предприятий.
Глава 2.
Рыночный спрос и его факторы. Закон спроса.
Глава 3.
1.1 Монополия: сущность, виды, особенности поведения.
Главы 4;5 Задачи
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Экогомика готово.docx

— 90.20 Кб (Скачать документ)
 

   Филиал  НОУ ВПО «Санкт-Петербургский  институт внешнеэкономических связей,

   экономики и права»

   в г.Калининграде    
 
 
 
 
 
 

   Контрольная работа  

   по  дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Экономические агенты. Организационно-правовые формы предприятий. Рыночный спрос и его факторы. Закон спроса. Монополия: сущность, виды, особенности поведения. »    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Студента 1 курса

Экономического  факультета

Группы 69 – БМР

Панько Карины Валерьевны

Преподаватель

К.э.н. Доцент Дарьялова В.А 
 
 
 
 

   Калининград

   2011 

Содержание

Глава 1

    1. Экономические агенты. Организационно-правовые формы предприятий.

Глава 2.

    1. Рыночный спрос и его факторы. Закон спроса.

Глава 3.

1.1 Монополия: сущность, виды, особенности поведения.

Главы 4;5 Задачи

Список  используемой литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Экономические агенты. Организационно-правовые формы предприятий.

     1.1 Экономические агенты.

     Экономические агенты — субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. При всем разнообразии экономических агентов следует выделить три основных типа:

     Домохозяйства — домашние хозяйства (индивиды и их семьи), занимающие в экономике двойственное положение. Как агенты предложения они, владея экономическими ресурсами, являются их продавцами на рынке ресурсов, получая за это денежные доходы, необходимые для потребления товаров и услуг.

     Предприятия — это учреждения в виде фабрик, ферм, шахт, магазинов и т. п., которые выполняют несколько специфических функций по производству и распределению товаров и услуг. Что касается фирмы, то это организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность на этих предприятиях. Многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями. Как агенты спроса они покупают необходимые для производства ресурсы, а как агенты предложения — предлагают на рынке произведенные товары и услуги.      Государство как экономический агент является непосредственным участником экономического кругооборота, прямо или косвенно вмешиваясь в ход этого кругооборота.1 
 

1.2 Организационно-правовые формы предприятий

Понятие предприятия, его  признаки

Предприятие - это самостоятельно хозяйствующий  субъект, созданный (учрежденный) в  соответствии с действующим законодательством  для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в  целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. 
После государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте. Оно обладает следующими признаками:

 

предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном  управлении обособленное имущество;

  • предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;
  • предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами;
  • предприятие имеет право быть истцом и ответчиком в суде;
  • предприятие должно иметь самостоятельный баланс и своевременно представлять установленную государственными органами отчетность;
  • предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Предприятия можно классифицировать по многим признакам:
  • по назначению готовой продукции предприятия делятся на производящие средства производства и производящие предметы потребления;
  • по признаку технологической общности различают предприятие с непрерывным и дискретным процессами производства;
  • по признаку размеров предприятия делятся на крупные, средние и мелкие;
  • по специализации и масштабам производства однотипной продукции предприятия делятся на специализированные, диверсификационные и комбинированные.
  • по типам производственного процесса предприятия делятся на предприятия с единичным типом производства, серийным, массовым, опытным.
  • по признакам деятельности различают промышленные предприятия, торговые, транспортные и другие.
  • по формам собственности различают частные предприятия, коллективные, государственные, муниципальные и совместные предприятия (предприятия с иностранными инвестициями).

Организационные формы предприятий

В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие  организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные  унитарные предприятия. 
Хозяйственные товарищества и общества:

  • полное товарищество;
  • товарищество на вере (коммандитное товарищество);
  • общество с ограниченной ответственностью,
  • общество с дополнительной ответственностью;
  • акционерное общество (открытое и закрытое).

Полное  товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность. Участник полного товарищества, не являющейся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. Участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества. 
Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обстоятельствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

 
Общество  с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. 
Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью. 
Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество в праве проводить открытую подписку на выпускаемые ими акции и их свободную продажу на условиях установленных законом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. 
Особенности функционирования акционерных обществ заключается в следующем:

  • они используют эффективный способ мобилизации финансовых ресурсов;
  • распыленностью риска, т.к. каждый акционер рискует потерять только те деньги, которые он затратил на приобретение акций;
  • участие акционеров в управлении обществом;
  • право акционеров на получение дохода (дивиденда);
  • дополнительные возможности стимулирования персонала.

Производственные  кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов. 
Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
 

Унитарные предприятия подразделяются на две  категории:

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения - это право  предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом  или иными правовыми актами. 
Право оперативного управления - это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. 
Право хозяйственного ведения шире права оперативного управления, т.е. предприятие, функционирующее на основе права хозяйственного ведения, имеет большую самостоятельность в управлении. Предприятия могут создавать различные объединения.

Порядок создания и ликвидации предприятий

Вновь созданные предприятия подлежат государственной регистрации. С  момента государственной регистрации  предприятие считается созданным  и приобретает статус юридического лица. Для государственной регистрации  предприятия учредители предъявляют  следующие документы:

  • заявление о регистрации предприятия, составленного в произвольной форме и подписанного
  • учредителями предприятия;
  • учредительный договор о создании предприятия;
  • устав предприятия, утвержденный учредителями;
  • документы, подтверждающие внесение не менее 50% уставного капитала предприятия на счет;
  • свидетельство об уплате государственной пошлины;
  • документ, подтверждающий соглашение антимонопольного органа на создание предприятия.

В учредительном  договоре должны содержаться следующие  сведения: наименование предприятия, место  его нахождения, порядок управления его деятельностью, сведения об учредителях, размер уставного капитала, доля каждого  учредителя в уставном капитале, порядок  и способ внесения вкладов учредителями в уставной капитал. 
В уставе предприятия должны обязательно содержаться также сведения: организационно-правовая форма предприятия, наименование, место нахождения, размер уставного фонда, состав и порядок распределения прибыли, образование фондов предприятия, порядок и условия реорганизации и ликвидации предприятия. 
Для отдельных организационно-правовых форм предприятий в учредительных документах (учредительном договоре и уставе), помимо перечисленных, содержатся и другие сведения. 
Государственная регистрация осуществляется в течении трех дней с момента представления необходимых документов, либо в течение тридцати календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об оплате учредительных документов. Отказ в государственной регистрации предприятия может быть сделан при несоответствии представленных документов закону. Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде. 
Прекращение деятельности предприятия может быть осуществлено в следующих случаях:

  • по решению учредителей;
  • в связи с истечением срока, на которое создано предприятие;
  • в связи с достижением цели, ради которой было создано предприятие;
  • в случае признания судом недействительной регистрации предприятия, в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов;
  • в случае признания предприятия несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Раздел 2.

   Рыночный  спрос и его факторы. Закон  спроса.

         Рыночный спрос  и его факторы.

Рыночный  спрос характеризует общий объем  спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

Суммарная рыночная кривая спроса образуется в  результате сложения по горизонтали  индивидуальных кривых спроса (рис. 12.2).

Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при  данной цене.

Графический способ суммирования объемов спроса всех потребителей изображен на рис. 12.2.

Необходимо  иметь в виду, что на рынке функционируют  сотни и тысячи потребителей и  объем спроса каждого из них может  быть представлен в виде точки. В  таком варианте точка спроса А показывается на кривой DD (рис. 12.2, в).

Кривая  спроса у каждого потребителя  своя, т. е. она отличается от кривых спроса других потребителей, ибо люди неодинаковы. Некоторые имеют высокий  доход, а другие - низкий. Некоторые  желают кофе, а другие - чай. Чтобы  получить общую рыночную кривую, необходимо рассчитать общую сумму потребления  всех потребителей при каждом заданном уровне цены.

Рис. 12.2. Построение рыночной кривой на основе индивидуальных кривых спроса

Кривая  рыночного спроса, как правило, имеет  меньший наклон в сравнении с  кривыми индивидуального спроса, что означает, что при понижении  цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя.

Рыночный  спрос может быть рассчитан не только графическим способом, но и  посредством таблиц и аналитическим  методом.

Основными факторами рыночного спроса являются:

  • доходы потребителей;
  • предпочтения (вкусы) потребителей;
  • цена данного блага;
  • цены товаров-заменителей и дополняющих благ;
  • количество потребителей данного блага;
  • численность населения и его возрастная структура;
  • распределение доходов среди демографических групп населения;
  • внешние условия потребления;
  • реклама;
  • стимулирование сбыта;
  • размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей. Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокращению спроса на отдельные дома.

    Закон спроса

Спрос — платёжеспособная потребность. Спрос выражается в количестве купленного товара.

ЗАКОН СПРОСА: 
При прочих равных условиях, т. е. если нет дефицита товаров и ажиотажного спроса, -  между ценой и спросом существует взаимообратная зависимость: если цена растёт, то  спрос сокращается, если цена снижается, то спрос увеличивается.

Следствия из закона спроса:

  1. Потребительское поведение подвержено действию принципа убывающей предельной потребности, согласно которому, потребители готовы увеличивать спрос если цены будут снижены (этот принцип будет возможен в условиях оптовой торговли).
  2. Высокая цена на товар отбивает желание покупать, а низкая усиливает желание совершить покупку.
  3. «Эффект дохода» – с ростом цен и при неизменных доходах покупателей не доступность товаров для потребителей увеличивается и они сокращают спрос.
  4. «Эффект замещения» – с ростом цен и при неизменных доходах покупателей, они переключаются на товары заменители.

Товары  заменители (субституты) — товары или услуги которые могут заменять друг-друга для удовлетворения одной и той же потребности. 
Пример: чай — кофе — какао, варенье — джем — мёд — повидло.

Взаимодополняемые товары (комплементарные) – те товары или услуги, которые взаимодополняют друг-друга при удовлетворении одной и той же потребности. 
Пример: автомобиль — бензин — тасол — колёса – ….

 
ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ЗАКОНА СПРОСА:

  • Парадокс Тиффена — в условиях экономического кризиса, приросте цен на товары первой жизненной необходимости (хлеб, молоко … ) спрос не только не сокращается, но даже растёт.
  • Эффект Веблена — в условиях экономического кризиса, при росте цен на предметы роскоши (золото, бриллианты …) спрос на них не только не сокращается, но даже растёт.
  • Эффект СНОБА -  в условиях экономического кризиса субъекты склонны производить закупки в прок.

ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА СПРОС:

Существует  две группы факторов: ценовые и  не ценовые.

Ценовые факторы влияющие на спрос:

  1. Цены на товары — существует взаимообратная зависимость между ценой и спросом, отражающая закон спроса.
  2. Цены на сопряжённые товары (взаимодополняемые и взаимодополняемые товары) — при росте цен на один из взаимозаменяемых товаров (чай), спрос на другие товары (кофе, какао) — возрастает.  При росте цен на один из взаимодополняемых товаров (бензин), спрос на другие товары сокращается (автомобили).

 
Не ценовые факторы влияющие на спрос:

  1. Доходы покупателей — чем выше доходы покупателей, тем выше спрос, и наоборот.
  2. Количество покупателей на рынке — чем больше покупателей на рынке, тем выше спрос, и наоборот.
  3. Вкусы и предпочтения — на товары входящие в моду спрос увеличивается,а на немодные товары — уменьшается.
  4. Потребительские ожидания изменения цен и доходов — если потребители ожидают роста цен или увеличения своих доходов  в будущем, то они увеличат спрос в текущем периоде.

    Раздел 3.

    Монополия: сущность, виды, особенности поведения.

    Монопо́лия (от греч. μονο — один и πωλέω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

  • Естественная монополия — предприятия, объединенные единой сбытовой организацией, состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
  • Государственная монополия — монополия, созданная в соответствии с законодательством, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.
  • Чистая монополия — ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
  • Конгломерат (Концерн) (в юридической практике — группа лиц) — несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов (напр. в России ЗАО «Газметалл»).
 
 
 
 
 

Монополии и  эффективность

Жёлтым треугольником  показан размер неэффективности  распределения ресурсов при монополии: «мёртвый груз»

В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Монополист, пытаясь максимизировать свою прибыль, старается поднять цены на свою продукцию до максимально возможного уровня, при этом оставляя количество произведенного товара на уровне максимизации прибыли (MR=MC), что приводит к неэффективности распределения ресурсов («мертвый груз», eng. «Deadweight Loss»), когда произведено значительно меньше товара, чем нужно для установления равновесия на рынке, будь он совершенно не пригоден к конкуренции, его все равно будут покупать (так как нет альтернативы). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Раздел 4. Задача

    Функция спроса на мясо имеет вид Qd=30-Р, а функция предложения Qs=15+2Р. Найдите равновесный объем и равновесную цену на мясо. Покажите это графически. Какая ситуация сложится на рынке мяса, если цена упадет до 3 рублей?

    Решение:  
    Равновесная цена:  
    30-Р=15+2Р 

    Р=5  
    Равновесный объем  
    25 кг  
    Б) На рынке будет дефицит товара 
     

    Раздел 5.Задача

    Объем выпуска фирмы в условиях совершенной  конкуренции – 1.000 ед. товара, цена товара – 80 ед.; общие средние издержки при  выпуске 1.000ед. товара – 30 ед. Какова общая  прибыль фирмы? 
     
     
     
     
     
     
     

    Список  используемой литературы:

    1. учебник "Экономическая теория" под редакцией В. Д. Камаева, Е. Н. Лобачев.
    2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%8F
    3. http://rudiplom.ru/lekcii/economika/ekonomicheskaya_teoriya/7_2.html

Информация о работе Экономические агенты. Организационно-правовые формы предприятий. Рыночный спрос и его факторы. Закон спроса. Монополия: сущность, виды, осо