Экономическая теория. Ответы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 00:03, шпаргалка

Описание

Ответы на 58 вопросов.

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 758.00 Кб (Скачать документ)

    Мировой финансовый кризис 2008 года, зародившийся в США, поставил под сомнение эффективность  американской экономической модели и привёл к усилению государственного регулирования экономики в этой стране.

    Европейскую экономическую модель можно определить как социальную рыночную экономику.

    Выделяют  следующие основные институты социальной рыночной экономики:

    поддержка конкурентной среды (что входит в функции государственных органов), противодействие возникновению монополий;

    либерализация цен и законодательное оформление невмешательства государства в механизмы ценообразования (если такое вмешательство не связано с поддержанием и развитием конкурентной среды);

    проведение  политики «открытой экономики»;

    законодательное оформление эффективных форм собственности, переход к многообразию форм собственности и хозяйствования;

    свобода заключения договоров как предпосылка  осуществления конкуренции.

    Белорусская экономическая модель официально характеризуется как модель с социально ориентированной рыночной экономикой. Особенности:

- многоукладность  экономики;

- активная  роль государства в регулировании хозяйственной жизни;

-социальная  ориентация экономики;

- активное  использование наследия социалистической  системы;

- многовекторность  экономической политики.

     Трансформация экономики Беларуси носит постепенный характер. 

      19 Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон  предложения. Неценовые факторы спроса и предложения.

Спрос -  это потребность, обеспеченная деньгами, или платежеспособная потребность. Основными характеристиками спроса являются объем и цена спроса.

Объем (величина) спроса определяется количеством товаров либо услуг, которое отдельный потребитель  или группа потребителей готовы и в состоянии приобрести по некоторой цене  за единицу времени при определенных  условиях.

Цена  спроса – это максимальная цена,  которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара.

    Кривая  спроса иллюстрирует связь между  ценой товара (Р) и величиной спроса на него (Q). P-OY, Q-OX.

      Данная зависимость является  обратно пропорциональной и в экономической теории получила название закона спроса, содержание которого можно сформулировать следующим образом: при прочих равных условиях снижение цены товара приводит к росту величины  спроса на него и наоборот.

В основе действия данного закона лежат три  момента:

- закон убывающей предельной полезности: увеличение общего количества потребляемого блага приводит к убыванию предельной полезности этого блага, т.е. потребители будут приобретать дополнительное количество товара только при условии того, что цена на него будет снижена.

- эффект дохода: при неизменности денежного дохода снижение цены товара приводит к увеличению реального дохода потребителя и к увеличению спроса на все товары, в том числе и на данный товар, при условии, что он является нормальным.

- эффект замещения: снижение цены  на какой–либо товар при неизменности цен  на  другие   товары   стимулирует его покупку вместо других товаров.

    Следует различать изменение величины спроса, которое происходит в результате изменения цены  товара при неизменности всех других факторов, и изменение спроса, которое имеет место в случае, когда цена  на товар остается неизменной, а изменяются неценовые факторы.

    Изменение величины спроса выражается в движении вдоль постоянной кривой спроса и означает переход от одной комбинации «цена-количество» к другой.

    Графически  изменение  спроса выражается в сдвиге или смещении кривой спроса.

    Неценовые факторы спроса: доходы потребителя, цены на сопряженные товары, потребительские вкусы, количество покупателей, ожидание будущего.

    Предложение характеризует  готовность   производителей (продавцов) поставить на рынок некоторое количество того или иного товара.

Основными характеристиками предложения являются:

Объем (величина) предложения - количество товара, которое  отдельный производитель (продавец) или   группа производителей (продавцов) могут произвести и реализовать  по некоторой цене  в единицу времени при определенных  условиях. Цена предложения – это минимальная цена,  по которой продавец согласен поставить на рынок данное количество  товара.

     Кривая  предложения иллюстрирует связь между ценой товара (Р) и величиной его предложения (Q). Р – ОУ, Q – ОХ.

     Эта причинно-следственная связь называется законом предложения, согласно которому при прочих равных условиях на любом рынке рост цены товара приводит к увеличению его предложения и наоборот.

     Более высокие цены, увеличивая доходность продаж, побуждают производителей увеличивать объем предложения, а также компенсируют рост средних и предельных издержек, имеющий место вследствие перераспределения ресурсов в условиях их переключения с производства одного товара на другой.

     Следует различать изменение величины предложения, которое происходит в ответ на изменение цены товара при неизменности неценовых детерминант, и изменение предложения, которое имеет место, когда цена товара является величиной постоянной, а неценовые факторы являются величинами переменными.

     Изменение величины предложения выражается в  движении вдоль кривой предложения, изменение предложения – в смещении кривой предложения влево (при уменьшении предложения) либо вправо (при увеличении предложения).

      Неценовые Факторы предложения: цены на экономические ресурсы, цены на альтернативные товары, число продавцов на рынке, ожидания в изменении цен, технологии, налоги и дотации. 1й – спрос, 2й – предложение.

 
 20 Отраслевое рыночное равновесие. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену. Последствия отклонения цены от равновесного уровня. Товарный дефицит и товарные излишки.

          Возможна ситуация, когда общее количество товаров, которое хотели бы приобрести потребители, больше того количества товаров, которое  производители могут и желают продать по существующей цене. В этом случае  возникает избыточный спрос (дефицит) и приходится   менять  планы некоторым потребителям.

    Возможна  ситуация,  когда предложение товара превысит планируемое потребление  по  данной  цене.  В  этом случае возникнет избыток предложения и изменятся планы продавцов.

    Стабильность  рыночного равновесия проявляется в способности рынка поддерживать равновесное состояние, обеспечивая его восстановление за счет своих внутренних сил, то есть посредством рыночного механизма. При неспособности рынка прийти в состояние равновесия за счет внутренних сил, его определяют как нестабильный (неустойчивый).

    Если  планы покупателей и продавцов совпадают, говорят, что рынок находится в состоянии равновесия. Под рыночным равновесием понимается такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем рыночного спроса на благо равен объему предложения этого блага. На графике – точка пересечения кривой спроса и предложения.

    Параметрами, выражающими условия рыночного  равновесия, являются: равновесная цена, при которой объем спроса на данное благо равен объему его предложения, и равновесный объем, отражающий количество блага, при котором устанавливается равенство между ценой спроса и ценой предложения. При этом у обеих участвующих в сделке сторон отсутствуют внутренние стимулы к изменению сложившегося положения.

     Результаты  анализа рыночного равновесия методом  сравнительной статики позволяют  сформулировать  правила перехода к новому равновесию, которые говорят о том, что при стандартных, то есть подчиняющихся действию закона спроса и предложения, кривых спроса и предложения:

     —  расширение спроса приводит к увеличению равновесных цены и количества блага;

     — сокращение спроса приводит к снижению равновесных цены и количества блага;

     — расширение предложения приводит к  снижению равновесной цены и к увеличению равновесного количества блага;

— сокращение предложения  приводит к росту равновесной  цены и к уменьшению равновесного количества блага. 

      21 Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.

            Любое отклонение рыночной цены от равновесного положения приводит к сужению поля осуществления обменных операций. Следовательно, максимальной выгоды все участники рынка достигнут в точке рыночного равновесия.

     Суммарная выгода, которую получат участники рынка в результате добровольного рыночного обмена, принимает форму излишков потребителя и производителя.

     Излишек потребителя — это дополнительная полезность, полученная потребителями в процессе рыночного обмена благодаря тому, что фактически уплаченная ими за благо цена ниже той, которую они готовы заплатить за него.

Рис. Излишек потребителя  и излишек производителя

S – кривая предложения, D – кривая спроса.

Р –  цена товара, Q – номер потребителя, Ре – равновесная рыночная цена блага = 2.

Общий излишек потребителя = (6-2)+(5-2)+(4-2)+(3-2)+(2-2)= 10

     Излишек производителя — это дополнительный доход, который получат производители, обеспечивающие производство блага с предельными издержками ниже равновесной рыночной цены.

     Сумма совокупных излишков потребителя и  производителя дает представление о той общественной выгоде, которую извлекает общество благодаря использованию механизма рыночного обмена. 

     22 Понятие эластичности. Эластичность спроса  по цене. Факторы эластичности спроса по цене.

              Эластичность характеризует реакцию одной переменной на изменение другой и исчисляется как отношение процентных изменений величин данных переменных.

             Прямая эластичность  спроса по цене характеризует степень воздействия изменения цены на изменение объема спроса и исчисляется как отношение процентного изменения величины спроса на данный товар к процентному изменению его цены при прочих равных условиях:

                              изменение Qd , в %                             

                                       изменение p, в %

где Qd –объем спроса,  p– цена товара,  Edp  - коэффициент эластичности спроса по цене.

    Коэффициент  прямой эластичности спроса по  цене (Edp) .показывает, на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении его цены на 1%.

      1) Если %-е изменение цены меньше чем %-е изменение спроса, то спрос эластичен по цене, т.е. Ed >1. Падение цены при эластичном спросе ведет к росту выручки продавца.

      2) Величина спроса слабо реагирует на изменение цены, т.е. Ed <1, %-е изменение спроса меньше, чем аналогичное изменение цены. Уменьшение цены ведет к падению выручки.

      3) Ed =1, изменение цены вызывает пропорциональные изменения спроса.

 

      4) Ed =0. Спрос абсолютно неэластичен.

      5) Ed =¥ абсолютно эластичный спрос.

Дуговая эластичность рассчитывается на определенном участке кривой спроса Еdp=(Q2 - Q1) : (Q1 +Q2)

Информация о работе Экономическая теория. Ответы