Экономическая теория общественного сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 21:06, курсовая работа

Описание

Государство так или иначе воздействует на все сферы рыночной экономики – на производство, обмен и потребление. Возьмем, например, производство, рынок и потребление автомобилей в США. Это производство в рамках крупных корпораций. Цены формируются на рынке автомобилей под воздействием спроса и предложения.

Содержание

Раздел I
Институциональные изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику
Глава 1
Предмет экономики общественного сектора. Изъяны рынка и государственное вмешательство в экономику
1.1. Предмет экономики общественного сектора.
1.2. Сущность государства в экономической теории.
1.3. Экономическая роль государства.
1.4. Масштабы государственного сектора экономики и тенденции его развития.
1.5. Изъяны рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по экономике.docx

— 194.60 Кб (Скачать документ)

3. Для большинства стран тенденция роста государственных расходов сохранялась до конца 1970-х – начала 1980-х годов.

4. В последние два десятилетия отношение государственных расходов к ВВП более или менее стабилизировалось, повышательная тенденция выражена слабо.

5. Существуют значительные различия по уровню государственных расходов среди развитых стран, но эти различия не исчезают.

6. Государственное потребление увеличилось в XX в. в меньшей степени, чем государственные расходы.

7. Расходы на социальное обеспечение в настоящее время составляют наибольшую долю государственных расходов, а их рост значительно опережает рост всех остальных направлений расходов даже в таких странах, как США и Япония, где государственные социальные расходы традиционно составляют незначительную долю ВВП.

Первая  из отмеченных тенденций  получила название закона Вагнера (по имени  известного немецкого  экономиста конца XIX в., впервые рассмотревшего эту тенденцию).

Закон Вагнера – это тенденция более быстрого увеличения государственных расходов по сравнению с ростом ВВП.

Существуют  разные объяснения действия этого закона. Одно из них объясняет  более быстрый  рост государственных  расходов значительным и постоянным увеличением  социальных расходов, социальных трансфертов.

Другое  объяснение закона Вагнера  опирается на действие так называемой фискальной иллюзии.

«Фискальная иллюзия» состоит в том, что избиратели не понимают всех последствий увеличения государственных расходов для налогообложения и поэтому, как правило, голосуют за правительственные программы увеличения государственных расходов.

Правительства, пользуясь сложностью налоговых систем, скрывают истинные издержки, связанные с увеличением  государственных  расходов.

Теория  групповых интересов  объясняет увеличение государственных  расходов ростом влияния  и внутренними  интересами таких  влиятельных социальных групп, как производители  вооружений, профсоюзы, объединения учителей, врачей и т. д.

Некоторые исследователи в  качестве важнейших  причин роста государственных  расходов указывают  на развитие урбанизации  и экономический  рост. И урбанизация, и экономическое  развитие вызывают рост спроса на общественные блага, загрязнение окружающей среды, что сопровождается ростом государственных расходов.

Наконец, необходимо отметить действие так называемого  эффекта Баумоля.

Эффект  Баумоля представляет собой тенденцию к более быстрому росту цен на услуги по сравнению с ростом цен на продукцию обрабатывающей промышленности.

Производство  услуг является более  трудоемким. В то же самое время  в производстве товаров  более интенсивным  является технический  прогресс, который  ведет к снижению затрат рабочей силы на производство продукции. Доля услуг в ВВП  растет, увеличиваются  затраты государства  на такие услуги, как здравоохранение  и образование, и  вместе с тем повышается доля государственных  расходов в ВВП.

Экономическая роль государства  значительно различается  по группам стран  в зависимости от уровня экономического развития. Об этом свидетельствуют данные о доле государственных расходов в ВВП в конце ХХ в.

• В группе наиболее развитых стран (страны ОЭСР) эта доля наиболее высокая, в среднем она составляла 49 % ВВП. В настоящее время эта доля медленно, но растет.

• Более быстрый рост государственных расходов наблюдается в группе развивающихся стран, но сам по себе уровень государственных расходов в этих странах является наиболее низким и составляет 25 % ВВП.

• Промежуточное положение между развитыми и развивающимися странами занимает группа стран с переходной экономикой. Доля государственных расходов в ВВП этих стран составляет около 30 %, но эта доля стабильно снижалась на протяжении 1990-х годов.

В российской экономике в настоящее время экономическая роль государства характеризуется следующими данными о масштабах государственного сектора (2002):

• государственные и муниципальные предприятия составляют 11,2 % общего числа предприятий;

• на государственных предприятиях работают 38 % всех занятых в народном хозяйстве;

• государственный сектор производит около 35 % всей продукции;

• количество государственных учреждений – 34 868;

• число федеральных государственных предприятий – 9885;

• государственные пакеты акций – 4308;

• размеры пакетов акций в собственности государства:

• 100 % уставного капитала – 84 предприятия;

• более 50 % уставного капитала – 615 предприятий;

• от 25 до 50 % уставного капитала – 1348 предприятий;

• менее 25 % уставного капитала – 1719 предприятий.

Это существенное сокращение роли государства  по сравнению с  началом 1990-х годов, когда в государственном  секторе производилось  более 90 % ВВП страны.

Вместе  с выделением различных  групп стран по уровню государственных расходов можно выделить также модели государственного сектора экономики в зависимости от степени огосударствления производства и уровня социального обеспечения – этих двух важнейших характеристик государственного сектора экономики. Условно по этим критериям можно выделить четыре модели государственного сектора экономики (табл. 1.1):

• социалистическую;

• скандинавскую;

• латиноамериканскую;

• либеральную.  

Таблица 1.1

Модели  государственного сектора  экономики  

Первая  модель отличается высоким  уровнем огосударствления производства и социального  обеспечения, на последнем  месте по этим критериям  находится либеральная  модель. Скандинавская  и латиноамериканская модели занимают промежуточное  положение.

Необходимо  отметить, что в  рамках общей тенденции  увеличения экономической  роли государства  и доли государственных  расходов действовали контртенденции, ведущие к снижению этих расходов под влиянием различных экономических, политических и идеологических факторов. Это проявлялось в уменьшении экономической роли государства в некоторые периоды экономической истории развитых стран.

Во  второй половине ХХ в. отношение правительств и общественности к государственному вмешательству в  экономику капиталистических  стран менялось. Эти  изменения наиболее ярко воплотились  в теоретических  трактовках экономической  роли государства. Если в 1950—70-е годы господствовали концепции «доминирующего государства» (кейнсианство), то в 1980-е – первой половине 1990-х годов  наиболее распространенным был подход с позиций  «минималистского государства» (неоклассическая  теория, монетаризм). Начиная с середины 1990-х годов все большее распространение получает идея «эффективного государства».

Таким образом, рыночный механизм и в экономически развитых странах  регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Главные проблемы смешанной экономики как экономической системы состоят в том, чтобы:

• во-первых, найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, между частным и государственным секторами экономики;

• во-вторых, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Экономическая роль государства  в самом общем  виде проявляется  в том, что оно  выполняет определенные экономические функции. Необходимо обратить внимание на следующие  важнейшие направления экономической деятельности государства:

• во-первых, обеспечение правовой основы хозяйственной деятельности экономических агентов, потребителей и производителей;

• во-вторых, устранение и компенсация недостатков (сбоев, изъянов, провалов) рыночного хозяйственного механизма;

• в-третьих, осуществление государственной экономической политики.

Обеспечение правовой основы деятельности экономических агентов  предполагает разработку и внедрение в  практику различных  законов, создающих  одинаковые условия  для принятия решений как производителями, так и потребителями. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками и работодателями, определяющие правила и нормы поведения продавцов и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической деятельности. Государство предоставляет также многочисленные услуги по защите собственности, людей, предприятий, рыночных организаций, создает различные системы, нормы, процедуры, стандарты, облегчающие действие рынка. К этим услугам относятся полицейская защита, судебная система, денежная система, система стандартов для измерения качества, массы и объемов.

Осуществляя свою экономическую  деятельность, государство  выполняет следующие  важнейшие функции:

• стабилизация экономического развития;

• распределение ресурсов;

• распределение доходов;

• повышение эффективности  и конкурентоспособности  национальной экономики.

1.5. Изъяны рынка и  необходимость государственного  вмешательства в  экономику

Устранение  и компенсация  недостатков (сбоев, изъянов) рыночного  хозяйственного механизма  являются важнейшей  функцией государства  в рыночной экономике. В современной  экономической теории обоснование необходимости  вмешательства государства  в экономику в  рыночной системе  осуществляется с  позиций как макро-, так и микроэкономической теории. При этом основное внимание уделяется анализу провалов рынка с позиций экономической эффективности. Вместе с тем выделяется также провал рынка с позиций социальной справедливости.

Экономическая теория выделяет несколько  недостатков (сбоев) рыночного экономического механизма в рамках теории экономической эффективности (рис. 1.4). Эти недостатки компенсируются государством, государственным регулированием экономики. Каждый из недостатков рынка порождает то или иное направление его регулирования.

К основным недостаткам (сбоям) рыночного экономического механизма относятся:

• возникновение и  развитие монополий, ограничение конкуренции;

• проблема производства общественных благ;

• наличие внешних, или побочных, эффектов;

• проблема асимметричной  информации;

• неполные рынки;

• макроэкономическая нестабильность – колебания экономической активности, появление безработицы, недогрузки производственных мощностей, инфляции, дефицита государственного бюджета, дефицита внешнеторгового баланса;

• неравенство в распределении ресурсов и доходов.

В микроэкономической теории к сбоям рынка относятся экономические ситуации, когда рациональное поведение людей в условиях рыночной экономики не обеспечивает достижения эффективного использования ресурсов, т. е. не обеспечивает эффективности по Парето. К такого рода сбоям относятся проблема монополии, проблема общественных благ, внешние эффекты, асимметричная информация, так называемые неполные рынки.

  

Рис. 1.4. Сбои рыночного экономического механизма  

Возникновение и развитие монополий, ограничение конкуренции.

Конкуренция – важнейшее условие  существования рыночной экономики. Свободная  конкуренция наиболее эффективно распределяет ресурсы и определяет, что производить  и для кого производить  с учетом потребностей общества. Но в ходе конкурентной борьбы слабые, неэффективные  производители уходят с рынка, а сильные, наиболее производительные – остаются и расширяют свое производство. Постепенно они начинают влиять на рынок, обретают рыночную власть, возникают монополии. Появление и развитие монополий сопровождается тем, что монополисты влияют на цены, ограничивают производство, в некоторых случаях препятствуют внедрению более совершенной технологии. Потребители платят более высокие цены за получаемую продукцию, их реальные доходы уменьшаются, а доходы монополий растут, но не за счет повышения эффективности производства, а за счет перераспределения доходов через механизм высоких цен. В целом это означает, что конкуренция ограничивается и рыночная система начинает неэффективно использовать ограниченные ресурсы.

Информация о работе Экономическая теория общественного сектора