Экономическая роль государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:47, реферат

Описание

Экономическая роль государства является актуальной темой на сегодняшний день.
Самым важным субъектом, конечно, является государство. Ему принадлежит немалая часть общественного богатства, оно формулирует основные условия действия частного капитала (через налоги, государственные расходы, таможенные пошлины), через государственный бюджет происходит перераспределение значительной части созданного валового внутреннего продукта, государство формулирует стандарты социальной политики, оказывает помощь наименее защищенным слоям населения и т. д.
Цели исследования состоят в изучении роли и функций государства в экономике.

Содержание

Введение.

1. Возникновение и основные исторические этапы государственного регулирования экономики.

2. Цели и границы государственного воздействия на экономику.

3. Рыночные формы и средства государственного регулирования внутренних и внешних условий экономического роста.

4. Обзор позиций различных школ.

5. Функции государства в экономике.

Заключение.

Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Реферат на печать.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

      Государственный бюджет, представляющий собой годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия, должен выполнять три основные функции:

      а) фискальную функцию, осуществляющую формирование финансовой базы деятельности государства;

      б) регулирующую функцию, включающую использование в целях регулирования экономики налогов и других инструментов;

      в) социальную функцию, означающую перераспределение ВВП для проведения государственной социальной политики.

      Бюджетная политика государства должна строиться  на сочетании рыночного и государственного механизмов регулирования экономики, обеспечении сбалансирования бюджета, чтобы не только покрыть расходы доходами, но и образовать остаток средств, сократить государственный и внешний долги.

      Государственная собственность играет важную роль в регулировании экономики, особенно в условиях кризиса, когда частные инвестиции резко сокращаются. Увеличивая вложения в предприятия государственного сектора, правительственные органы препятствуют общему экономическому спаду и образованию массовой безработицы. Перераспределяя материальные ресурсы и деньги в интересах обобществленного сектора, государство осуществляет строительство новых предприятий и реконструкцию старых, в которые частный капитал из-за невыгодности не инвестируется. Это улучшает структуру хозяйства и снижает издержки производства в частном секторе, повышает его рентабельность.

      Главным инструментом мобилизации денежных средств в центральные и местные  бюджеты являются налоги, которые взимаются с физических и юридических лиц, распространяются на доходы, товары, имущество, услуги и др. Свою функцию средства государственного регулирования экономики налоги выполняют путем выработки и совершенствования системы налогообложения, определения налоговых ставок и их дифференциации, предоставления различных налоговых льгот.

      Государство законодательно закрепляет налоговую систему, ее принципы, структуру и механизм. В странах с развитой рыночной экономикой налоговая система характеризуется такими чертами, как прогрессивность налогообложения, изменение ставок налогов с учетом конъюнктуры, применение разнообразных налоговых льгот. Основными формами налогов являются: подоходный налог на доходы физических лиц, налоги на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость (НДС), социальные взносы, таможенные пошлины и др.

      Важное  место в системе налоговых  льгот в рыночной экономике занимает политика ускоренной амортизации, применяемая в США, Франции, ФРГ, Великобритании и др. Она состоит в ускоренном амортизационном списании основного капитала и образовании за счет этого скрытых резервов. Причем норма ускоренной амортизации устанавливается с разрешения Министерства финансов. Метод ускоренной амортизации за счет ее более высокой нормы позволяет предприятиям вернуть вложения не только до физического, но и морального износа, использовать дополнительные средства амортизационного фонда для инвестирования в модернизацию оборудования и новое строительство. При этом следует иметь в виду, что амортизационный фонд образуется за счет не только сумм возмещения изношенного основного капитала, но и части прибыли, которая образует скрытые резервы, не подпадающие под налогообложение, а следовательно, не поступающие в бюджет.

      Льготное  налогообложение сопровождается противоречивыми последствиями. Положительно то, что оно, способствуя росту прибыли предприятий, стимулирует использование достижений научно-технического прогресса (НТП), прогрессивные структурные сдвиги, интенсивный экономический рост. Однако в результате широких налоговых льгот бюджет недополучает крупные средства, что усугубляет бюджетный дефицит и инфляционные процессы. Чтобы преодолеть эти негативные явления, часто стремятся повысить налоговые ставки на прибыль предприятий и доходы физических лиц. Но опыт показывает, что тяжелый налоговый пресс на предприятия дает отрицательные последствия, поскольку ведет к снижению деловой активности, расцвету теневой экономики и недобору налогов, то есть опять же к дефициту бюджета.

      Необходимыми  элементами механизма государственного регулирования экономики являются кредитная и денежная системы, тесно связанные со сферами производства, обмена и потребления. Эти системы, играя большую роль в распределении и перераспределении денежных средств, оказывают сильное влияние на темпы экономического роста.

      К мерам в области кредитной и денежной политики, осуществляемой обычно Центральным банком, относятся: изменение учетной ставки этого банка; изменение норм обязательных резервов; операции на открытом рынке; регулирование ценообразования и денежного обращения; антиинфляционные мероприятия и др. Среди данных мер, оказывающих регулирующее воздействие на экономику, можно выделить изменение учетной ставки Центрального банка, направленное на изменение размера банковских ссуд и ход воспроизводственного цикла. Так, повышение процентной ставки по кредитам в период экономического подъема удорожает его и ослабляет «перегрев» экономики. Наоборот, снижение ставки процента по кредитам дает возможность шире использовать дешевый кредит для активизации сферы производства и обращения.

      Определенное  регулирующее воздействие на экономику  оказывает такая мера, как изменение нормы обязательных резервов, которые образуются за счет отчислений коммерческих банков на счета Центрального банка. Дифференциация норм отчислений в резервы используется для стимулирования долгосрочных кредитов, направленных на капитальные вложения в производство, так как для краткосрочных и ликвидных кредитов устанавливаются более высокие нормы отчислений.

      К весьма эффективной форме регулирования  экономики относятся операции на открытом рынке по купле-продаже ценных бумаг, позволяющие увеличить резервы банков и расширить их активные операции. На рынок потребительских товаров сильное влияние оказывает ограничение или расширение потребительского кредита, которые воздействуют на объем спроса и инфляционный процесс.

      С кредитной политикой тесно связана  государственная политика в области регулирования ценообразования и денежного обращения, антиинфляционных мер. Государственное вмешательство в формирование цен проявляется как в прямом установлении фиксированных цен на товары и услуги, так и косвенно, через акцизы и субсидии, означающие снижение цен в форме специальных доплат производителю или потребителю. Применяется также дифференциация ставок налога на добавленную стоимость, которые, входя в цену, формируют и изменяют ее. В отношении цен на экспортные товары применяются освобождение экспортеров от налогов, экспортные субсидии, льготные тарифы и кредиты. Все это способствует повышению конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.

      Первостепенное  значение в условиях рыночной экономики  приобрело антиинфляционное государственное регулирование.

      В системе антиинфляционного государственного регулирования различаются краткосрочные и долгосрочные методы. Методы краткосрочной антиинфляционной политики, применяемой при резком повышении цен, наиболее эффективны, когда они способствуют росту предложения  или, наоборот, ведут к снижению спроса. Долгосрочная антиинфляционная политика, в отличие от краткосрочной, направлена на ослабление инфляционных ожиданий, снижение цен или замедление их роста путем ограничения денежной эмиссии и уменьшения бюджетного дефицита. Эти меры должны сочетаться со стимулированием НТП и совершенствованием структуры народного хозяйства, повышением производительности общественного труда. Опыт антиинфляционного государственного регулирования, накопленный в странах с развитой рыночной экономикой, представляет несомненный интерес для выработки программы укрепления курса рубля и оздоровления товарно-денежного обращения в России.

      По  мере роста масштабов экономики  и усложнения задач по ее регулированию возрастает потребность в долгосрочном государственном регулировании экономики. Оно обычно осуществляется в форме государственного целевого программирования, дающего возможность комплексно использовать все элементы государственного регулирования. Такой подход позволяет осуществлять структурную перестройку экономики на основе НТП, развитие производственной и социально-бытовой инфраструктуры, поддерживать          низкорентабельные отрасли и предприятия, работа которых, однако, необходима для эффективного функционирования всего народного хозяйства.

      Возрастает  роль государства в регулировании внешнеэкономических связей по мере интернационализации производства и международной экономической и технологической интеграции, развития мирового рынка, обострения глобальных проблем. При этом следует заметить, что экономические средства регулирующего воздействия на макро- и микроэкономические воспроизводственные процессы внутри страны, рассмотренные выше, оказывают заметное влияние на внешнеэкономические связи страны (сотрудничество и предпринимательство в области использования достижений НТР, внешнеторговые экспортные операции, состояние торгового и платежного баланса, валютное регулирование, международные расчеты и др.).

      Существуют  специфические средства (инструменты) государственного экономического воздействия  на внешнеэкономические связи. В их числе средства регулирования экспорта и импорта товаров и услуг, перемещения капиталов, использования достижений в области НИОКР; средства регулирования размеров инвестиций в экономику страны, их функционирования, качественной селекции и регистрации; средства регулирования рынка труда, миграции специалистов и рабочих и др. Данные средства внешнеэкономического государственного воздействия применяются как в отдельности, так и в различных комбинациях в зависимости от конкретных целей, условий и возможностей. Главное при этом состоит в создании внешнеэкономических связей и отношений для интенсивного экономического роста внутри страны.

      Обычно  в своей внешнеторговой деятельности государство использует как либерализм, так и протекционизм. Это зависит от конъюнктуры рынка, вида товаров и услуг, места страны в международном разделении труда, национальных традиций поддержки отечественных производителей. Среди средств государственного внешнеторгового регулирования, связанного с протекционизмом, следует отметить не только защиту внутреннего рынка от конкуренции зарубежных фирм, но и средства стимулирования экспорта, поддержку конкурентной национальной продукции на мировом рынке. К данным средствам относятся:

      1) дотации экспортерам в виде  экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков;

      2) выдача на льготных условиях  экспортных кредитов, государственное страхование и предоставление гарантий при внешнеэкономических операциях со странами с нестабильным политическим режимом, предоставление налоговых льгот. Государство берет на себя также значительную часть затрат по обучению кадров, изучению конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров и импортеров за рубежом.

      Большое значение при проведении политики государственного протекционизма имеет учет специфики отрасли, особенно сельского хозяйства. Эта отрасль в ряде стран уже давно развивается в условиях протекционизма, чтобы по возможности обеспечить положительный баланс сельскохозяйственного внешнеторгового оборота, превышение экспорта перед импортом и рост валютных накоплений. При этом вводятся достаточно высокие ввозные таможенные пошлины на сельскохозяйственные товары и квоты на их импорт с целью защиты национальных фермеров, а также компенсационные пошлины, при которых отечественный экспортер товара получает государственную субсидию на его производство. Данные средства по организации внешнеторгового сельскохозяйственного оборота применяются и в современной России, где доля импортного продовольствия в снабжении населения чрезмерно велика. Это, в частности, относится к мерам по повышению ввозных тарифов на иностранные сельскохозяйственные товары и введению на них квот. В своей внешнеэкономической деятельности государство не только защищает отечественных сельских производителей, но и ориентирует их не на импорт продовольствия и других продуктов, а на развитие национального АПК, обеспечение продовольственной безопасности страны.

      Экономическая роль государства в развитии сельского хозяйства и АПК не ограничивается регулированием внешнеторговых связей. В США, Западной Европе и других странах государство способствует созданию благоприятных условий для интенсификации сельского хозяйства, развития производственной и социальной инфраструктуры села. В этих целях проводится дотационное государственное инвестирование в аграрную сферу, осуществляется программа поддержания цен на сельскохозяйственные товары и фермерские доходы, организуется государственная инспекция и система общенациональных стандартов. Все это не только содействует формированию спроса на продовольственные товары и сырье внутри страны, но и стимулирует их конкурентоспособный экспорт. При этом в отношении экспорта сельскохозяйственных товаров в ряде стран проводится политика фритредерства, а по отношению к импорту — политика протекционизма.

Информация о работе Экономическая роль государства