Экономическая политика Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 18:17, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы - отразить преимущества и недостатки экономической политики государства.
Задачи, которые следует выполнить:
1. Дать понятие экономической политике, а также отразить предмет и метод экономической политики.
2. Показать преимущества и недостатки экономической политики
3. Отразить сущность экономической политики Республики Беларусь.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.15 Кб (Скачать документ)

Не секрет и  то, что установление пределов для  административного вмешательства  вызывает порой болезненную реакцию  у государственных чиновников.

На первом этапе  развития рыночных отношений между  поставщиком и покупателем могут  появиться лишние посредники, что  тут же приводит к взвинчиванию рыночных цен и перераспределению добавленной  стоимости далеко не в пользу реального  сектора экономики.

Надо признать, что в период становления внутренний рынок оказывается слабо защищенным от появления товаров и услуг  сомнительного качества.

По этим и  другим проблемам развития рыночной инфраструктуры целесообразно находить своевременную поддержку со стороны  государства. Опыт переходного периода  показывает, что государство располагает  особыми возможностями, чтобы достаточно эффективно развивать рыночную инфраструктуру.

Малый бизнес. Особая роль принадлежит государству в  развитии инфраструктуры малого бизнеса.

Безусловно, создание ассоциаций и предпринимательских  гильдий не нуждается в специальной  государственной опеке. Но государство  создает фонды поддержки мелкого  бизнеса, которые используются на возвратной основе для развития частного сектора.

Бизнес-инкубаторы помогают начинающим предпринимателям освоить бухгалтерский учет, правила налогообложения, организовать маркетинг и разработать бизнес-планы.

Технопарки, кроме  специальных услуг, предоставляют  в аренду оборудование и производственные площади.

В рамках проводимой государством экономической политики развитие получают торгово-промышленные палаты, агентства по поддержке предпринимательства, а также специализированные лизинговые компании, товарищества по взаимному  кредитованию, внешнеторговые ассоциации и т. п.

Конкретные примеры  такого рода, отражающие состояние  дел в Беларуси, постоянно приводятся на страницах «Национальной экономической  газеты», «Белорусского рынка» и  других изданий.

Внешнеэкономические связи. Важным фактором развития рыночных отношений выступают контакты белорусских  производителей с внешним миром. Поэтому здесь также необходимо рационально использовать потенциал  государства.

Отдавая предпочтение тем или иным экономическим союзам, государство определяет внешние  условия развития национальной экономики, ее интеграции в систему международного разделения труда, а также степень  открытости внутреннего рынка.

В идеале рынок  свободной конкуренции в состоянии  самостоятельно определить перечень товаров, которые выгоднее или импортировать, или экспортировать с учетом уровня издержек производства. Но в переходный период следует учитывать низкую конкурентную способность местного производителя по сравнению с  иностранным поставщиком. Поэтому  белорусское государство стремится  разработать и осуществить оптимальную  стратегию внешней экономической  деятельности (тарифы, квотирование, льготы экспортерам, регулирование обменного курса, программа импортозамещения и т. д.).

Существенные  коррективы в данную работу требуется  вносить с учетом подготовки Беларуси к вступлению в ВТО.

Накопленный опыт показывает, что на внешних рынках белорусским производителям зачастую приходится сталкиваться, например, с  так называемыми антидемпинговыми процедурами (удобрения, металлы, химволокно, текстиль). Такие процедуры чаще всего заканчиваются повышением ввозных таможенных пошлин, что резко  снижает конкурентную способность  национального экспорта по ценовому фактору.

При этом в ход  идут и прямые квоты, которые резко  ограничивают поступление иностранной  валюты и загрузку соответствующих  белорусских предприятий.

Согласование  таких позиций на международной  арене предполагает активное участие  белорусского государства в отстаивании  интересов отечественного производителя.

Таким образом, экономическая политика Республики Беларусь по-прежнему направлена на стабилизацию экономики. О том, что экономика  несбалансированна, говорит, прежде всего, неустойчивость денежно-кредитной  сферы, а также постоянно меняющееся законодательство. Немало говорится  сегодня о демонополизации, либерализации, однако данные процессы все еще находятся  в подвешенном состоянии.

4.2 Влияние мирового  финансово-экономического кризиса  на экономику Республики Беларусь

Большинство государств, оказавшиеся втянутыми в воронку  кризиса, принимают сегодня экстренные меры поддержки финансового и  реального секторов экономики.

Кризис сказался и на экономике нашей страны. Мы стали фиксировать его негативное влияние, начиная со второй половины прошлого года.

Сокращение внешнего спроса на белорусскую продукцию  привело к снижению ее экспорта, уменьшению объемов производства, росту  запасов готовой продукции на складах, ухудшению финансовых результатов  работы предприятий республики.

И в текущем  году мы отмечаем негативное влияние  мирового кризиса на экономику. ВВП  за январь-август вырос в сопоставимых ценах на -0,3 процента. В прошлом году за аналогичный период рост ВВП составил 10,3 процента.

Заметно ухудшились условия торговли и с нашим  основным партнером - Российской Федерацией, на долю которой в товарообороте  республики традиционно приходится более 45 процентов.

Эти экономические  процессы не могли не отразится и на состоянии бюджета. [16]

Работа по противодействию  влиянию негативных последствий  мирового финансово-экономического кризиса  в Республике Беларусь носит комплексный  характер и охватывает все сферы  экономики страны.

Экономическая политика нацелена на минимизацию последствий  воздействия негативных внешних  факторов, адаптацию экономики к  новым условиям жизни.

Правительством  и Национальным банком выработан  и реализуется антикризисный  план.

Проводятся мероприятия  по поддержке системообразующих предприятий, принимаются активные меры по улучшению деловой среды и инвестиционного климата.

В области бюджетной  политики с конца прошлого года реализуются  меры по:

· достижению сбалансированного  бюджета;

· обеспечению  сдержанного роста заработной платы  в бюджетном

· секторе и на государственных предприятиях;

· ограничению  государственных инвестиций;

· повышению  тарифов на жилищно-коммунальные услуги;

· развитию системы  адресной социальной поддержки населения.

Завершается инвентаризация всех государственных, отраслевых и  региональных программ. Результат этой работы - оптимизация программ и  исключение тех мероприятий, которые  потеряли актуальность или малоэффективны в складывающихся экономических  условиях.

Пересматривается  порядок разработки программ и усиливается  ответственность государственных  органов за их эффективную реализацию.

Министерством финансов подготовлен проект уточненного  бюджета на 2009 год, в котором существенные изменения вносятся в доходы и  расходы, включая объемы межбюджетных трансфертов. Выдержан целевой показатель нулевого дефицита. При уточнении  прогноза рассматривается ряд вариантов  развития экономики.

Несмотря на сокращение бюджетных расходов, мы будем стараться реализовать  эти подходы с тем, чтобы сохранить  достигнутый качественный уровень  социальных услуг, обеспечить социальную направленность бюджета и поддержку  приоритетным сферам экономики.

Для смягчения  негативных последствий кризиса  используются, в том числе и  налоговые стимулы. Проводимое реформирование налоговой системы в последние  годы было направлено на снижение налоговой  нагрузки на предприятия реального  сектора экономики, либерализацию  экономической системы и повышение  ее инвестиционной привлекательности.

В 2008 году налоговая  нагрузка в стране снизилась на 1,3 процента к ВВП. Этот темп сохраняется  и в 2009 году, что обеспечивает нагрузку на уровне 30,1 процента к ВВП. Мы не отказались от наших планов, но, конечно, более  тщательно подойдем к этой ситуации с тем, чтобы попытаться сократить  налоговую нагрузку и в предстоящем 2010 году. Учитывая опыт разрушающего воздействия  кризиса на национальный финансовый рынок ряда стран, мы в настоящее  время завершаем работу над концепцией развития финансового рынка страны.

Концепция не только даст целостное представлении об основных направлениях развития имеющихся  на рынке участниках (банков, страховых  компаний, организаций инфраструктуры рынка ценных бумаг), но и будет  служить ориентиром для появления  и развития новых организаций . Это , главным образом , небанковские кредитно - финансовые институты - инвестиционные, трастовые фонды, венчурные, факторинговые и другие компании. Кроме этого, в концепции будет предусмотрено создание системы мониторинга и предупреждения кризисных явлений на финансовом рынке. Мерой , которая позволит ограничить возможные риски внутри республики является концепция управления совокупным внешним долгом страны, предусматривающая систему мониторинга внешних заимствований на уровне корпораций.

Тем не менее, несмотря на то, что в стране работает комплексная  система противодействия кризису, есть мнение, что потенциал внутренних мер бюджетной и в целом  экономической политики во многом ограничен. Поэтому, на наш взгляд, у нас есть все возможности активизировать свою работу по всем стратегическим направлениям сотрудничества в рамках Союзного государства Беларуси и России с тем, чтобы с минимальными потерями выйти из кризисной ситуации.

В 2008 г. году между  правительствами наших стран  достигнута договоренность о взаимопонимании  по вопросам координации мер по повышению  конкурентоспособности национальных экономик, в соответствии с которой  предусматриваются совместные действия по улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условий  ведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли между странами.

Более активно  следует создавать стимулы для:

· взаимной поддержки  наших традиционных рынков;

· развития кооперационных связей, их кредитования и урегулирования взаимных неплатежей во взаимной торговле;

· упрощения  допуска товаров на внутренние рынки  наших стран, включая участие  в государственных закупках.

Для того, чтобы усилия были комплексными и продуктивными по продвижению наших товаров на рынки обоих государств необходимо не только принятие мер по совершенствованию условий взаимной торговли, допуска на рынки, но и налаживание системы расчетов. Важна реализация межгосударственного соглашения о расширении применения российского рубля во взаиморасчетах. Это позволит восстановить уровень финансового состояния наших предприятий и соответственно улучшит положение бюджетов обеих стран.

Необходимо отметить, большой потенциал регионального  взаимодействия в рамках СНГ и  ЕврАзЭС для преодоления последствий кризиса. И здесь далеко не все резервы ещё исчерпаны. Значительное внимание следует уделять дальнейшему уменьшению региональных барьеров во взаимной торговле, повышению мобильности капитала, увеличению межрегиональных инвестиционных потоков. [16]

В последнее  время много говорят о роли международных организаций, главным  образом, Международного валютного  фонда и Всемирного банка. Наша позиция  в данном вопросе проста - МВФ  должен существенно усилить свою роль по предупреждению кризисных явлений.

Таким образом, экономика Беларуси, показывая последние 5 лет устойчивые экономический рост и находясь на фазе подъема, в 2009 году перешла в фазу спада и рецессии. Причины различны, но, как и остальные  экспортоориентированные страны, Беларусь пострадала от кризиса от сворачивания основных рынков сбыта. При этом на фоне мировых экономических проблем Беларусь уже столкнулась со структурным кризисом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, государственное  вмешательство в рыночную экономику  необходимо в тех сферах, в которых  механизм рынка не в состоянии  устранить различные последствия  внешних эффектов либо несправедливостей  самой рыночной системы. Этих сфер с  развитием экономики становилось  все больше, и тем сложнее становились  формы государственного вмешательства  в экономические процессы. На нынешнем уровне развития рыночного способа  производства формы вмешательства  государства приобрели настолько  сложный вид, что рассмотреть  все последствия экономической  деятельности государства невозможно . Тем не менее существует ряд сфер, вмешательство государства в которые жизненно необходимо. Это: перераспределение доходов и ресурсов, регулирование занятости, антиинфляционная и антимонопольная политика, исправление последствий внешних эффектов и многое другое. Вмешательство государства в экономику носит прямой и косвенных характер. К прямым мерам государственного регулирования нужно в первую очередь отнести государственный сектор экономики, кредитование или льготное налогообложение отдельных субъектов, принятие регулирующих законодательных актов. К косвенным мерам относятся стимулирование инвестиций, обеспечение занятости, налогообложение, стимулирование экспорта/импорта и т. д. Средства государственного вмешательства подразделяются на экономические и административные. Экономические осуществляются при помощи экономических рычагов, находящихся в распоряжении государства, а административные используют законодательную власть и осуществляются в приказном порядке. Генеральной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной экономики, приспособление ее к изменяющимся внешним условиям . Кроме того, на современном этапе именно от государственной экономической политики зависит здоровье частного сектора экономики - основы рыночного хозяйства , а значит и всей страны.

Информация о работе Экономическая политика Республики Беларусь