Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:06, доклад
ВВЕДЕНИЕ  
Экономическая политика России на современном этапе и ее оценка представляют собой одну из ведущих тем, исследуемых современными отечественными учеными в сфере национальной экономики. В этом контексте наиболее дискуссионной предстает проблематика формирования выбора стратегических альтернатив развития, направленных, прежде всего, на экономический рост российского государства. Поэтому актуальность выбранной темы курсовой работы не оставляет сомнений, а ее масштабность обусловлена широтой и многоаспектностью рассматриваемых экономических явлений.
Экономическая политика экономическая стратегия РФ
Экономическая политика экономическая стратегия РФ
ВВЕДЕНИЕ  
Экономическая политика России на современном 
этапе и ее оценка представляют собой 
одну из ведущих тем, исследуемых современными 
отечественными учеными в сфере национальной 
экономики. В этом контексте наиболее 
дискуссионной предстает проблематика 
формирования выбора стратегических альтернатив 
развития, направленных, прежде всего, 
на экономический рост российского государства. 
Поэтому актуальность выбранной темы 
курсовой работы не оставляет сомнений, 
а ее масштабность обусловлена широтой 
и многоаспектностью рассматриваемых 
экономических явлений. 
Целью курсовой работы послужила 
характеристика экономической политики 
и экономической стратегии 
В ходе выполнения работы широко 
были использованы публикации отечественных 
ученых-экономистов, посвященные современным 
проблемам развития российской экономики, 
аспектам совершенствования 
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ КАК КАТЕГОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
1.1. Экономическая политика государства и ее виды
Под государственной экономической политикой понимается «генеральная линия действий и совокупность мер, проводимых правительством от лица государства в области производства, распределения, обмена, потребления, накопления, экспорта, импорта экономического продукта в стране».
При этом государственная экономическая политика включает институциональную, структурную, инвестиционную, денежно-кредитную, социальную, внешнеэкономическую, научно-техническую, налоговую, бюджетную политику (Рис.1 Основные составляющие элементы (направления) государственной экономической политики)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА  | 
   
 
Сюда относится законодательство в области 
аграрных отношений, торгово-промышленной 
(тарифная, таможенная политика), кредитной 
и денежного обращения (банковская политика), 
социальной (фабричное и рабочее законодательство) 
и др. 
Расширенную трактовку основных видов экономической политики государства приводитв учебном пособии, автор классифицирует все многообразие этих видов по трем основным критерия:
(рис.2 Виды экономической политики государства).
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА  | 
  | 
  
Важнейшие направления экономической политики государства реализуются при помощи различных ее инструментов.
Под инструментами экономической политики понимаются средства, с помощью которых государство добивается выполнения поставленных перед собой задач. Чаще всего инструменты имеют вид формального юридического документа, составленного в письменной форме, по которому предоставляется какое-либо право или составляется договор.
Так, например, все используемые 
в области финансов ценные бумаги 
и срочные контракты (депозиты, акции, 
облигации, сертификаты и т.д.) представляют 
собой инструменты 
Так, инструментами государственного регулирования инвестиционной деятельности являются не только инвестиционные программы или прямое управление государственными инвестициями, но и система налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот; предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств; инструменты финансовой, кредитной и амортизационной политики, политики ценообразования; антимонопольные меры, приватизация объектов государственной собственности и экспертиза инвестиционных проектов.
Как видно, перечень средств, воздействующих на инвестиционную составляющую экономической политики государства не ограничивается исключительно инвестиционными инструментами регулирования.
1.2. Понятие экономической стратегии государства и ее основные направления
Под стратегией в экономической науке понимают «управленческий процесс создания и поддержания долгосрочного соответствия между целями хозяйствующего субъекта и его потенциальными возможностями и шансами в сфере рыночного поведения».
В наиболее общем виде любая стратегия вне зависимости от уровня субъекта опирается на четко сформулированное программное заявление, изложение вспомогательных целей и задач и сценарий достижения стратегии роста.
Экономическая стратегия государства представляет собой раздел государственного управления, призванный поддерживать посредством комплекса планомерно проводимых стратегических решений единство между заявляемой Стратегией развития государства на перспективу, целями и задачами государственной экономической политики и реальными тенденциями мирового хозяйства на основе оценки экономического потенциала страны в достижении социально-экономического роста и укрепления экономической безопасности государства в условиях мировой конкуренции.
Таким образом, основными этапами реализации экономической стратегии государства являются:
На современном этапе 
развития мирового хозяйства любое 
государство стратегически 
Одной из актуальных проблем любого государства в условиях глобализации экономики является уменьшение разрыва национальной экономики от передовых стран мира. Перед государством стоит задача не только обеспечения устойчивых темпов роста в долгосрочном аспекте, но и качественных преобразований экономики – формирование эффективной институциональной системы, развитие передовых технологий, диверсификация экономики. Реализация указанных приоритетов сводится к поиску долгосрочной стратегии роста.
Разработка стратегии 
роста предполагает учет внутреннего 
экономического потенциала, определяющего 
наиболее вероятный профиль 
К последним, как показывает практика мирохозяйственного развития, относятся: постиндустриализация; глобальный характер функционирования экономики; специализация и торговля передовых стран преимущественно в сфере высокотехнологичной продукции и услуг, обеспеченных международным движением капитала в форме прямых иностранных инвестиций.
Преимущественное развитие 
в современных условиях получают 
такие формы международных 
В основе формирования современного 
типа устойчивого экономического роста 
в контексте 
Конкурентная стратегия 
экономического роста национальной 
экономики предопределяет не только 
положительную тенденцию 
Таким образом, с одной стороны эффективная стратегия экономического роста должна учитывать краткосрочные и долгосрочные последствия ее реализации с точки зрения устойчивости роста. С другой – она должна обеспечивать не только запланированные экономические показатели, но и устойчивый социальный эффект на различных временных периодах.
Далее будут рассмотрены 
тенденции экономической 
2. Экономическая 
политика И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ России: 
СОВРЕМЕННЫЕ тенденции и ПРОБЛЕМЫ развития  
2.1. Тенденции экономической 
политики России на современном этапе  
Значительное расширение внутреннего 
спроса продолжает поддерживать экономический 
рост в России. Однако все более очевидным 
становится снижение темпов роста в большинстве 
обрабатывающих и торгуемых секторах.
Рост ВВП все больше обеспечивается за счет неторгуемых секторов экономики, а инвестиции остаются, сконцентрированы в нефтегазовом секторе. Рост производительности в некоторых обрабатывающих отраслях все еще оставался достаточно сильным, хотя представляется, что это рост в значительной степени был обеспечен за счет снижения занятости в этих отраслях.
Дальнейшее увеличение профицита платежного баланса России способствует укреплению финансового положения страны, но вместе с тем усложняет некоторые задачи экономической политики. Помимо рекордно высоких показателей профицита счета текущих операций, в Россию начинают поступать значительные объемы капитала, в том числе – прямые иностранные инвестиции. В то время как данный приток средств должен способствовать росту инвестиций и модернизации, дополнительный приток капитала также увеличивает давление на инфляционные процессы и реальный валютный курс.
В экономической политике все больше внимания уделяется осуществлению четырех приоритетных национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищном секторе и сельском хозяйстве. У России есть возможность объединить более высокие расходы в этих областях со структурными реформами, которые могли бы создать условия для устойчивого развития.
Таблица 1. Основные макроэкономические показатели за период 2001-2006 г.г.
2001  | 
  2002  | 
  2003  | 
  2004  | 
  2005  | 
  2006    | |
Роста ВВП, %  | 
  5,1  | 
  4,7  | 
  7,3  | 
  7,2  | 
  6,4  | 
  -  | 
Рост промышленного производства, %  | 
  4,9  | 
  3,7  | 
  7,0  | 
  8,3  | 
  4,0  | 
  2,7  | 
Рост инвестиций в основной капитал, %  | 
  8,7  | 
  2,6  | 
  12,5  | 
  10,9  | 
  10,5  | 
  1,6  | 
Баланс федерального бюджета, % GDP  | 
  3,0  | 
  2,3  | 
  1,7  | 
  4,2  | 
  7,5  | 
  11,4  | 
Инфляция потребительских цен, %  | 
  18,6  | 
  15,1  | 
  12,0  | 
  11,7  | 
  10,9  | 
  4,1  | 
Текущий счет платежного баланса, $ млрд.  | 
  35,1  | 
  32,8  | 
  35,9  | 
  60,1  | 
  86,6  | 
  28,0  | 
Валютные резервы,    | 
  36,6  | 
  47,8  | 
  76,9  | 
  124,5  | 
  182,2  | 
  195,9  | 
Информация о работе Экономическая политика экономическая стратегия РФ