Экономическая безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 12:05, реферат

Описание

Целью моей работы является анализ реальных тенденций в области экономической безопасности страны.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие «экономической безопасности»;
- выделить индикаторы экономического состояния страны;
- выявить механизм обеспечения экономической безопасности;
- рассмотреть основные проблемы обеспечения национальной экономической безопасности в России.

Работа состоит из  1 файл

реферат.docx

— 31.07 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы обеспечения экономической безопасности в настоящее время.

Для выявления проблем  обеспечения безопасности прежде всего  необходимо выделить уровни, на которых  рассматриваются эти проблемы.

Первый уровень - глобальная экономическая безопасность - характеризует  уязвимость России перед угрозами и  вызовами глобальной экономики со стороны  других стран по всему периметру  границ. Иногда его называют международной  или внешней безопасностью. Но термин «глобальный» представляется наиболее точным.

Второй уровень - региональная безопасность - включает три-четыре пояса. По мнению ряда специалистов, можно  выделить Южный, Северо-Кавказский, Западный и Дальневосточный пояса. Понятно, что необходимы классификация этих поясов и признание их особой роли на государственном уровне.

Конечно, существующая ныне в России система округов достаточно действенна. Но еще нужны ранжирование округов и выделение указанных  поясов.

Третий уровень - внутренняя безопасность всех элементов, всех субъектов  федерации, хозяйственных организаций, т.е. системы вертикальных (центр, субъекты федерации и хозяйствующие субъекты) и горизонтальных связей в целом.

Проблемы глобальной безопасности тесно связаны с задачей гармонизации сфер экономики. Одной из главных  причин мирового финансового кризиса  стал значительный рост количества финансовых инструментов. Причем эти инструменты  все в меньшей степени отражают процессы, происходящие в реальном секторе экономики. Центром кризисных  явлений стала финансово-банковская сфера, в частности процессы накопления и использования остатков денежных средств на счетах банков, компаний, государства и т.д.

               

В связи с этим необходима новая архитектоника мирового финансового  рынка вместо «пожарных» механизмов национализации банков. Одно из направлений, по нашему мнению, - разработка системы  индикаторов и их предельных величин, характеризующих состояние реального  сектора, социальной и финансово-банковской сфер, а также фондового рынка.

Гармонизация - это, прежде всего  сбалансированность основных сфер и  секторов экономики.

Основой сбалансированности может быть только масштабный рост объемов массового производства внутри страны. При этом обязательно  должны быть обеспечены достаточно высокие  темпы роста в промышленных отраслях, в первую очередь в ТЭК при  поддержании достигнутых его  масштабов.

Необходимо решить проблему внедрения конкурентоспособных  передовых технологий.

В России, по оценке специалистов, наибольшим потенциалом обладают ресурсодобывающие  отрасли, а в обрабатывающих и  перерабатывающих секторах ощущается  значительное отставание. Правда, в  последние два года некоторое  оживление фиксируется и здесь. Однако заметный прирост производства дают связь и транспорт, тогда  как основной потребитель новаций - машиностроение - остался на низком уровне.

Для России характерная проблема продовольственной безопасности. Имея около 10% мировых запасов сельскохозяйственных угодий, страна использует это богатство  неэффективно: доля страны в мировом  агропроизводстве не превышает 1,34%. Причина  в том, что около 30% пахотных земель являются бесхозными и неиспользуемыми. Россия, располагая 240 млн га сельскохозяйственных угодий, производит лишь 62% необходимого стране продовольствия. В то же время  Европа с ее 100 млн га сельхозугодий  полностью обеспечивает себя продуктами питания. Япония, имея только 5 млн га угодий, на 75% обеспечивает питанием 122 млн своих граждан. Причем продовольственная зависимость России от импорта усугубляется с каждым годом и уже приблизилась к 40%. А в ряде мегаполисов импортное продовольствие составляет 80-85%.

Другой важной проблемой  экономической безопасности является сокращение количества и качества трудовых ресурсов. По результатам исследования, проведенного учеными Академии госслужбы  совместно с рядом других научных  организаций, к 2025 г. число трудоспособного  населения в стране сократится на 17 млн человек, а количество граждан  пенсионного возраста, напротив, увеличится на 7 млн человек. Статистики ООН  также прогнозируют демографический  спад. По их расчетам, к 2050 г. в России число трудоспособных уменьшится на 42-43%, т.е. на 40 млн человек. Фактически это означает, что инновационный  прорыв, о котором заявлено в «Стратегии национальной безопасности до 2020 г., у  нас некому будет осуществлять.

По мнению специалистов, выход здесь может быть только один – кардинальное (в 4-5 раз) увеличение производительности труда. В этих условиях крайне важно четко определить приоритетные направления развития экономики, в которых можно совершить прорыв и многократно увеличить производительность труда, обеспечить конкурентоспособность нашей продукции. Для этого нужно разработать и реализовать национальные инновационных программы и проекты. Причем эти программы должны быть конкретными, обеспечены реальными ресурсами, специалистами-профессионалами.

Что касается национальной безопасности, то указом Президента Российской Федерации от от 12 мая 2009 г., №537 «О Стратегии  национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» была утверждена Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе  сформулированы важнейшие направления, принципы государственной политики, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, а также основные направления, цели, задачи и принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Реализация Стратегии  национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать  мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни  населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной  безопасности и правопорядка, повышения  конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

Сейчас, после долгого  перерыва, в Минэкономразвития России идет работа над Концепцией социально-экономического развития России до 2020 г. Если этот проект будет выполнен и получит общественную поддержку, мы будем иметь государственную  стратегию, содержащую не только национальные интересы и потребности страны, механизм их достижения, но и ожидаемые результаты. Для этого надо создать наделенный широкими полномочиями совет по стратегии, который объединит представителей власти, науки, предпринимателей.

Необходимо обеспечить единство системы управления в решении  стратегических задач. Нужен орган  управления, который на научной основе определил бы объемы наших ресурсов, оценил возможности науки, отладил  систему натуральных и стоимостных  балансов. На этой базе возможно построение комплексной стратегии долгосрочного  развития страны.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Как я уже отмечала, проблемам обеспечения национальной экономической безопасности в последнее время уделяется очень пристальное внимание. Данная проблема обсуждается как на уровне институтов, так и на уровне руководства страны.

В своей работе я также попыталась рассмотреть проблемы, связанные с обеспечением экономической безопасности страны, и в частности безопасности России.

В первой главе я рассмотрела теоретические аспекты обеспечения национальной экономической безопасности.

Под экономической безопасностью  следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности  населения, устойчивое обеспечение  ресурсами развития народного хозяйства.

Для оценки уровня национальной экономической безопасности разрабатываются  пороговые значения - это предельные величины, несоблюдение значений которых  препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области  экономической безопасности. К их числу относят социальные, экономические, технологические показатели развития страны.

Также я рассмотрела механизм обеспечения национальной экономической безопасности, который имеет собой целью определение национальных интересов и разработку мер по их достижению.

Во второй главе я рассмотрела проблемы обеспечения национальной экономической безопасности России.

Среди основных проблем безопасности России можно выделить:

- нерациональное соотношение  реального и финансового секторов;

- проблема обеспечения  конкурентоспособности экономики  России за счет внедрения конкурентоспособных  передовых технологий;

- продовольственная проблема, связанная с неэффективностью  использованию имеющихся сельхозугодий,  ростом зависимости от импортной  продукции;

- нехватка кадров, сокращение  качества и количества трудовых  ресурсов, демографическая проблема;

- отсутствие долгосрочных  стратегий развития экономики,  и страны в целом.

Необходимо отметить, что  руководство страны в последнее  время осознало необходимость решения  всех перечисленных проблем, принимаются  меры по их устранению. Ситуацию усугубил мировой кризис, что снижает уровень безопасности страны. Однако, я считаю, что грамотная государственная политика позволит избежать нарастание проблем, а также решить их в долгосрочной перспективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография.

1. Кузнецова Е.А. Конкурентные отношения и экономическая безопасность государства // Современная конкуренция. - 2007. - №2.

2. Кузнецова Е.А. Развитие конкурентных отношений и экономическая стратегия государства. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

3. Прокопов Б.И. Сущность и содержание экономической безопасности // проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2008.

4. Сенчагов В. Мировой финансовый кризис и пути преодоления его последствий // Проблемы теории и практики управления. - 2008.

5. Сенчагов В. Стратегические цели и механизм обеспечения экономической безопасности // Проблемы теории и практики управления. - 2009.

6. Шинкаренко П. Технологическая и экономическая безопасность России: проблемы и решения // Проблемы теории и практики управления. - 2008.

7. Экономическая безопасность России: Общий курс. / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: Дело, 2006.

8. Юсупов К.Н. Национальная экономика: учебн. пособие. - М.: КНОРУС, 2009.

9. Ларина О.Н. Экономическая безопасность и обеспечение национальных интересов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.enter.ru/economist

 


Информация о работе Экономическая безопасность России