Экономическая безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 23:30, курсовая работа

Описание

Для того, чтобы понять и осознать значение категории "экономическая безопасность" необходимо дать характеристику термину "безопасность" и определит в чем его суть. Безопасность - это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала.
" Желательное" состояние субъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности. В зависимости от изменения этого сочетания, будет меняться и понятие "желательное" изменение. Таким образом, не менее важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина этого расхождения зависит от полноты и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т.д.
Вообще, категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Так, например, по мнению В.Тамбовцева, "...под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы"3
В.А.Савин считает, что "экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности"4.
По Л.И.Абалкину "экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику. 5
Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность
поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Общее понятие экономической безопасности и характеристики
основных ее показателей. 6
Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности. 12
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России. 36
Заключение. 43
Приложения. 45
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Экономическая безопасность России.rtf

— 570.36 Кб (Скачать документ)
stify">                                

 
 
 

                                    6. Криминализация экономики.

     Оценивая сегодняшний уровень экономической безопасности России, следует признать, что происходит ускоренная криминализация отраслей экономики и резкий рост ее теневого сектора.

     Анализ ситуации, сложившейся в экономике страны, показывает, что криминогенные факторы в значительной мере определяют не только сегодняшнее ее состояние, но и перспективы развития.

     Подтверждением процесса активной криминализации экономики является рост числа выявляемых преступлений экономической направленности. Среднегодовой прирост их составляет 12,5%. За последнее пятилетие органами внутренних дел страны выявлено более 800 тыс. преступлений экономической направленности. Наблюдается тенденция постоянного их увеличения.

     В промышленности по теневому обороту лидирующее положение заняли отрасли топливно-энергетического и сырьевого комплекса. Однако доминирующей отраслью в совершении нелегальных сделок становится сфера обслуживания. В общей совокупности в 1996-97гг. на нее приходится до 70-75% теневого ВВП. Всего на начало текущего года в сфере криминального влияния и контроля находится более 40 тыс. хозяйствующих субъектов с различными формами собственности, в том числе 1,5 тыс. государственных предприятий, 4 тыс. акционерных обществ, свыше 500 совместных предприятий, 550 банков, почти 700 оптовых и розничных рынков. Ежегодно организуются и ликвидируются десятки тысяч предприятий с одноименными названиями, ложными сведениями об учредителях, владельцах, уставных фондах, юридических адресах, что позволяет им бесконтрольно осуществлять нелегальные хозяйственные и финансовые операции, укрывать доходы от налогообложения, не возвращать кредиты и т.п.

     Характеризуя сегодняшнее состояние экономической безопасности с точки зрения усиления воздействия на нее криминальных угроз, следует отметить, что организованная преступность уже диктует порядок функционирования целым отраслям экономики, а свои нормы социального поведения - отдельным местностям.

     Если верить цифрам, то получается, что у нас в стране около 50% экономики криминализировано. А это наводит на очень плачевный вывод: у нас государства как института политической власти нет и не может   быть при таком показателе.

     Важным элементом обеспечения экономической безопасности, в том числе декриминализации хозяйственного комплекса, должно стать усиление государственной защиты прав собственности, ответственности за соблюдение договорной дисциплины, повышение эффективности судебного разрешения хозяйственных споров, введение жесткой ответственности за соблюдение конкретных обязательств, погашение кредитов. Для решения этих задач необходимы настойчивые и постоянные усилия всех ветвей власти.

     В последние годы резко ухудшилась криминогенная ситуация в экономической сфере, которая уже сегодня представляет реальную опасность. Криминализация охватила практически все области хозяйственной жизни - отношения собственности, финансовую и банковскую деятельность, производство, торговлю и услуги, внешнеэкономические отношения.

     Широкий размах получили преступления в сфере кредитно-банковских отношений, причем увеличились как преступления, направленные против банковских учреждений, так и правонарушения, совершаемые самими банками. Большая проблема связана с отмыванием денег, нажитых преступным путем: наркобизнес, торговля оружием, фальшивомонетничество, уклонение от налогов, взятки для получения кредитов, коррупция и т.д. В криминальную орбиту втянуто более 40% предприятий и почти 70% коммерческих структур страны. Мафия контролирует свыше 40 тыс. хозяйствующих объектов, в числе которых немало государственных предприятий. Доля “теневого сектора” экономики оценивается в 20% ВВП, а в торговле, коммерческом посредничестве доходит до половины.8

     Серьезную угрозу для экономики и прежде всего для становления современных рыночных структур представляют рэкет во всех его формах (от самых примитивных до изощренных форм вымогательства со стороны государственных чиновников) и террор (убийства, избиения) по отношению к работникам банков, руководителям государственных и коммерческих предприятий. Очевидно, что занятие бизнесом в России стало делом опасным. Все это наносит серьезный экономический ущерб и не может не оказывать крайне негативного влияния на деловую активность и привлечение зарубежных партнеров.

     Даже краткий анализ современных угроз позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских

реформ. Необходима разработка продуманной концепции обеспечения экономической безопасности на основе зарубежного опыта и, особенно подчеркиваю, с учетом реальностей России и её экономики. Я считаю, что все экономические преобразования должны исходить из такой концепции, чтобы не допустить потери Россией своей национальной и экономической независимости.

                      7. Разрушение науки и технологического потенциала.

     Известно, если расходы на фундаментальную науку и современные технологии снижаются ниже 2% ВВП на протяжении 5 - 6 лет подряд, то разрушение науки и технологического потенциала приобретает необратимый характер. Для сравнения расходы на науку в России в числе развитых стран выглядят так: :

  • Великобритания - 2,1% ВВП
  • Германия - 2,9%  ВВП
  • Италия - 1,3%  ВВП
  • Франция - 2,4%  ВВП
  • США - 2,6%  ВВП
  • Канада - 1,5%  ВВП
  • Япония - 3,1%  ВВП
  • Россия - 0,5%   ВВП

       

       

 

     Расходы же России из федерального бюджета на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу составили: 0,96% - 1991г., 0,54 - 1992г., 0,49 - 1993г., 0,46% - 1994г. и 0,32% - 1995г. Это очень опасная тенденция (см. Приложение 2). Из графика видно, что наша страна, в отношении НТП и фундаментальных исследований, "катится" вниз. Государство "глупеет" и "тупеет", а это чревато широкомасштабными массовыми явлениями в форме недовольств и протестов, утраты независимости.

8.Кризис финансово-кредитной сферы

 

     Кризис финансово-кредитной и бюджетной сфер, поразивший российскую экономику, беспрецедентен для мирного времени. По своей глубине, продолжительности и тяжести он намного превзошел Великую депрессию 1929 -1933гг. Остановились многие крупные предприятия и даже целые отрасли, в том числе и многие высокотехнологичные производства. Более или менее терпимая ситуация сохраняется лишь в экспортоориентированных отраслях:

  • в газовой и нефтяной промышленности,
  • производстве черных и цветных металлов,
  • производстве удобрений и некоторых других химических продуктов,
  • заготовке и переработке леса.

     Остальные отрасли влачат жалкое существование. Отягчающую роль сыграл неадекватный выбор варианта перехода к рыночной экономике, сделанный еще в начале 90-х годов в России, на основе единовременной либерализации цен и внешней торговли, ухода государства из экономики и ограничения его роли проведением монетарной политики. Следует со всей определенностью сказать, что такой подход не соответствовал условиям и особенностям российской экономики, усилил трудности, а также негативные тенденции и процессы, привел к обвальному падению производства, дезорганизации всей хозяйственной жизни.

     Образовавшаяся на сегодняшний день огромная дебиторская и кредиторская задолженность, подрывает саму возможность возобновления инвестиционного процесса. Один из главных источников неплатежей в народном хозяйстве - невыполнение бюджетных ассигнований на оплату государственных заказов, содержание социальной сферы, Вооруженных сил, на субвенции дотационным регионам. Цепная реакция неплатежей мультиплицирует их первоначальную сумму в 4-5 раз, порождает порочный круг: "сокращение бюджетных ассигнований - рост неплатежей - спад производства - уменьшение налоговой базы".

     Ныне утверждают, что власти начали полнее собирать налоги. Это хорошо. Но не надо питать больших иллюзий на этот счет. Ведь по подсчетам специалистов министерства финансов сейчас на каждый потраченный нами рубль - 40 копеек приходится на стоимость продукции,           а 60 копеек - налоги. Известно, если доля собираемых государством налогов составляет более чем 54% от суммы всех доходов государства, то экономика находится в тяжелейшем состоянии (!).

     Попытки решить проблемы сбора налогов, преодоления неплатежей, в том числе невыплат зарплат и пенсий, чисто административными и организационно-финансовыми методами обречены на неудачу. Нужны глубокие перемены во всей экономической политике, направленные на оживление реального сектора экономики и прежде всего инвестиционного процесса.

 

   Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России.

 

     Россия сейчас находится в очень сложных условиях: кроме глубочайшего экономического кризиса, у нас отсутствует политическая стабильность (нет баланса между ветвями власти), имеется сложная демографическая и национальная ситуация. Это, с одной стороны, последствия социализма, выработавшего у людей определенные стереотипы мышления и поведения, пережитки командно-административной системы хозяйствования и управления; а, с другой, многочисленные ошибки в проведении реформ конца 80-х - 90-х гг.

     С точки зрения экономической безопасности Россия далеко вышла за пределы безопасного состояния. Как и во всех странах, проблемы экономической безопасности начали рассматриваться только когда экономика приблизилась, а потом и превысила пороговые значения показателей экономической безопасности. Сейчас экономическая политика не отличается ясностью. Во-первых, нет четкой продуманной политики, нет детально разработанных программ по обеспечению экономической безопасности страны.

      В программном документе Правительства РФ - концепции среднесрочной программы на 1997-2000 гг. об угрозах безопасности страны в содержательном плане ничего не сказано. Отсутствует констатация угрозы утраты национального контроля над важнейшими секторами экономики России, нет анализа причин падения на треть эффективности производства и т.д. Невзирая на тенденцию к дальнейшему спаду и критическое состояние народно-хозяйственного комплекса утверждается, что “созданы решающие предпосылки для перехода к следующему этапу преобразований российской экономики, к её структурной перестройке и возобновлению на этой основе экономического роста”.9

     Для реального решения проблем , связанных с состоянием экономики, необходимо осознание их важности верхами власти - Президентом, Правительством, Государственной Думой, чтобы и сами проблемы и действия по их разрешению являлись основой государственной программы по выводу экономики из затянувшегося кризиса.

 
 
 

     Как показывает мировой опыт, в такие периоды повышается неустойчивость экономики, нарушается её нормальное функционирование. Такая проблема возникла, например, в США в период глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг. Она характеризовалась падением производства, крахом многих финансовых учреждений, разорением людей. В 1933 г. Ф. Рузвельт, став президентом, объявил о начале “нового курса”, основными направлениями которого были:

     оказание поддержки финансово-банковским учреждениям, промышленным и торговым предприятиям на основе крупных займов и субсидий;

  • стимулирование частных инвестиций путем налоговых льгот;
  • стабилизация падающих цен путем девальвации доллара и усиления инфляционных тенденций;
  • государственное регулирование уровня промышленного производства;
  • принудительное картелирование (объединение) промышленных предприятий;
  • введение отраслевых “кодексов честной конкуренции”, определявших единую политику цен, распределявших рынки сбыта, рекомендовавших уровень заработной платы.

     Для координации работы в этой области решением президента Ф. Рузвельта 29 июня 1934 года был образован федеральный Комитет по экономической безопасности (КЭБ), который возглавила министр труда Френсис Перкинс. В состав Комитета входили также министры юстиции, финансов, торговли и глава федеральной службы по чрезвычайной помощи. КЭБ фактически возглавил всю работу по нормализации и стабилизации социальной обстановки в стране, по выработке законодательства о государственном пенсионном обеспечении и социальном страховании безработных.10

     Затрудненность обеспечения роста экономики в нашей стране,на мой взгляд обусловлено такими основными причинами:

  • диспаритетом цен (завышением цен на сырьевые товары и энергоносители относительно цен на готовую продукцию), вследствие чего большая часть обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства убыточна или низкорентабельна

Информация о работе Экономическая безопасность России