Экономическая безопасность: понятие, сущность, специфика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 17:21, дипломная работа

Описание

Цель работы - всестороннее исследования безопасности регионального сектора экономики в системе национальной экономической безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть теоретические основы экономической безопасности на региональном уровне;
- проанализировать систему обеспечения экономической безопасности Вологодской области;
- предложить пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ………………….
6
1.1. Экономическая безопасность: понятие, сущность,
специфика……………………………………………………………..
6
1.2. Экономическая безопасность региона в системе
национальной экономической безопасности: угрозы и факторы риска……………………………………………………………………
13
1.3. Процесс обеспечения экономической безопасности на
региональном уровне…………………………………………………
20
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………
29
2.1. Общая экономическая характеристика региона………………... 29
2.2. Анализ угроз экономической безопасности Вологодского
региона…………………………………………………………………
36
2.3. Пути преодоления угроз экономической безопасности в
Вологодском регионе………………………………………………….
43

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………….
52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………… 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………… 63
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………… 68

Работа состоит из  1 файл

Диплом Экономическая безопасность испр..doc

— 1.02 Мб (Скачать документ)

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов  Российской Федерации. Это ведет  к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей  способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации.

Огромное значение имеет  проблема классификации внутренних и внешних угроз экономической  безопасности. Так, основными внутренними угрозами развития региона являются: глубокое социальное расслоение населения; низкие темпы промышленного и сельскохозяйственного развития; не целевое использование бюджетных средств; предельная безработица; культ бюджетного иждивенчества; ошибки в формировании региональной экономической политики. А внешними угрозами являются: вызовы глобализации; проникновение международного терроризма; контрабандный ввоз и поставки; незаконная миграция; «грязные» внешние инвестиции и другие [29,c.28].

Таким образом, внутренние и внешние угрозы обеспечения  экономической безопасность территориальных  образований надо рассматривать  как состояние защищенности жизненно важных экономических интересов  личности, населения, территориального сообщества и государства через оценку факторов влияния на экономическую безопасность объекта (региона, муниципального образования, промышленного комплекса и т.д.), а также оценку риска способности экономической безопасности объекта противостоять угрозам повышения его хозяйственного потенциала.

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации  до 2020 г, определены главные стратегические риски и угрозы национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу [5]:

- сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики; - снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры;

- ухудшение состояния  сырьевой базы промышленности  и энергетики;

- неравномерное развитие  регионов;

- потеря контроля над  национальными ресурсами;

- прогрессирующая трудонедостаточность;

- низкая устойчивость  и защищенность национальной  финансовой системы,

- сохранение условий  для коррупции и криминализации  хозяйственно-финансовых отношений,  а также незаконной миграции.

Существуют угрозы экономической  и национальной безопасности, связанные  с диспропорцией в уровнях  развития субъектов Российской Федерации. Они должны предотвращаться путем  проведения рациональной государственной  региональной политики, направленной на улучшение координации деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимательского сообщества и институтов гражданского общества.

Таким образом, экономическая безопасность промышленных комплексов региона, отражая тенденцию обеспечения сохранности, обеспечивает их развитие и защищенность. Устойчивость их развития достигается через деятельность контролирующих органов на уровне региона и муниципальных районов.

 

1.3. Процесс  обеспечения экономической безопасности на региональном уровне

 

Одной из первостепенных задач при  изучении экономической безопасности является разработка такой системы  показателей, которая объективно и  своевременно отражала бы кризисные  явления в экономике. Это является сложной методической проблемой, для решения которой необходимо провести классификацию существующих показателей экономической безопасности. Можно предложить следующую классификацию показателей экономической безопасности (Рис. 1.3)[19,c.32].


В связи с многообразием  факторов, влияющих на экономическую безопасность и ее многоуровневую систему, существует большое количество различных показателей, характеризующих безопасность, и подходов к их формированию. Отсутствие систематизации существующих показателей затрудняет решение этой задачи. С помощью предложенной системы задача выбора нужного показателя существенно упрощается.

Рассмотрим, какое место, в предложенной классификации, займут некоторые наиболее распространенные показатели экономической безопасности.

«Общий объем инвестиций в экономику государства»: по уровню безопасности – макроэкономический, по виду показателя - количественный индикатор, по уровню влияния – внешний, по сфере безопасности – экономическая (инвестиционная). «Уровень безработицы в субъекте федерации, (%)»: по уровню безопасности – мезоуровень, по виду показателя – качественный индикатор, по уровню влияния – внутренний, по сфере безопасности – социальный (рынок труда)[39,c.84].

Рис. 1.3.  Классификация показателей экономической безопасности[19,c.32]

 

«Пороговое значение отношения  дефицита бюджета субъекта федерации  к валовому региональному продукту субъекта федерации» - по уровню безопасности – мезоуровень, по виду показателя – качественный порог, по уровню влияния – внутренний, по сфере безопасности – экономическая (финансовая)[38,c.87].

Такая классификация показателей  отражает особенности экономической  безопасности: ее сложную, многоуровневую структуру; огромное количество различных  социально-экономических факторов, влияющих на нее; разнообразие существующих подходов к формированию систем показателей ее оценки. Значимость, предложенной классификации заключается в том, что она позволяет существенно упростить задачу выбора показателя (показателей), наиболее полно характеризующего ту или иную сферу экономики в зависимости от уровня безопасности. Кроме того, классификация позволяет создавать многоуровневые системы показателей, отражающих положение дел во всех сферах жизнедеятельности региона.

Представляет определённый интерес система показателей оценки экономической безопасности в регионе, предложенная группой авторов Института экономики Уральского отделения РАН (Татаркиным А.И и др.). Однако при анализе кризисных ситуаций в производственной сфере использование индикаторов, предложенной системы, не представляется возможным, в связи с их отсутствием в существующей системе статистического учета. Поэтому анализ кризисных ситуаций в производственной сфере целесообразно проводить, используя показатели по которым ведется статистический учет, а именно: объемы отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности[29,c.196].

Отдельное внимание необходимо уделить  методике оценки энергетической безопасности. В предлагаемой системе используется два интегральных показателя: доля собственных источников в балансе топлива и электроэнергии на территории и степень обеспечения запасами топлива у потребителей. Однако, ряд регионов Российской Федерации собственных источников в балансе топлива и электроэнергии не имеют, и особенностью таких регионов является то, что их энергетическая безопасность полностью зависит от запасов топлива. Соответственно использование первого интегрального показателя не возможно, и оценку энергетической безопасности таких регионов целесообразно проводить, ориентируясь только на обеспеченность запасами топлива. При этом пороговые значения (предкризис1 - ПК1, предкризис2 - ПК2, предкризис3 - ПК3, кризис1 - К1, кризис2 - К2, кризис3 - К3) степени обеспечения запасами топлива у потребителей целесообразно увеличить на соответствующие значения доли собственных источников в балансе топлива и электроэнергии на территории (Табл. 1.1)[29,c.198].

Таблица 1.1

 Пороговые значения  энергетической безопасности [29,c.198].

Показатель

Пороговые значения

ПК1

ПК2

ПК3

К1

К2

К3

Для регионов, имеющих  собственные источники в балансе  топлива и электроэнергии

Доля собственных источников в балансе топлива и электроэнергии на территории

70

63,33

56,67

50

40

30

Степень обеспечения запасами топлива у потребителей

30

27

23

20

17

14

Для регионов, не имеющих  собственных источников в балансе  топлива и электроэнергии

Степень обеспечения  запасами топлива у потребителей

100

90.33

79.67

70

57

44


Для обеспечения региональной социально-экономической безопасности (условий защищенности и обеспечения жизнедеятельности с учетом внешних и внутренних угроз) необходима система ее оценки на региональном и муниципальном уровне. Формирование индикаторов экономической безопасности региона и муниципального уровня (муниципальный район) может осуществляется по следующим сферам деятельности[45,c.121] (см. табл. 1.2).

Таблица 1.2

Индикаторы экономической  безопасности по сферам жизнедеятельности[45,c.121

На региональному уровне

На муниципальном уровне

1

2

1. Способность экономики  территории к устойчивому росту

1.1. Инвестиционная безопасность

1.1. Инвестиционная безопасность

1.2. Производственная  безопасность

1.2. Производственная  безопасность

1.3. Научно-техническая  безопасность

1.3. Безопасность собственности


Продолжение таблицы 1.2

1

2

1.4. Внешнеэкономическая  безопасность

1.4. Финансовая безопасность

1.5. Финансовая безопасность

1.5. Энергетическая безопасность

1.6. Энергетическая безопасность

 

2. Обеспечение приемлемого  уровня существования на территории

2.1. Уровень жизни населения

2.1.  Социальный уровень  жизни населения

2.2. Рынок труда

2.2. Рынок труд и  оплата труда

2.3. Демографическая безопасность

2.3. Демографическая безопасность

2.4. Правопорядок

2.4. Правопорядок

2.5. Продовольственная безопасность

2.5. Продовольственная  безопасность

3. Экологическая безопасность

3.1.Экологическая защита

3.1. Выбросы вредных  веществ


 

Каждая из сфер включает определенный набор индикативных показателей (обычно от 3 до 7). Их состав для каждого из уровней различен. Индикаторы экономической безопасности региона в целом существенно не отличаются от индикаторов, по которым производится диагностика экономической безопасности территорий муниципального уровня.

Управление безопасностью – непрерывный процесс обеспечения и защиты экономических интересов региона от внутренних и внешних угроз, обеспечиваемый путем осуществления комплекса мер, направленного на поддержание устойчивости и потенциала развития экономики региона. Основными задачами управления безопасностью являются: оценка и выработка направлений деятельности по обеспечению экономической безопасности; разработка предложений о совершенствовании взаимодействия между участниками системы; планирование и проведение контрольных и профилактических мероприятий по безопасности.

Функционирование системы  обеспечения безопасности региона  можно представить в виде особого  алгоритма [18,c.21] (Рис. 1.4).

 

Последовательное выполнение всех стадий на этапах мониторинга  и управления экономической безопасности позволит не только отслеживать все негативные процессы в экономике региона, но и своевременно предотвращать все критические угрозы безопасности.

Результаты функционирования системы проявятся в следующем:

- создание единой информационной базы данных (системы индикаторов);

- определение основных  угроз и разработка мер по  их устранению;

- координация и методическое  руководство деятельностью администраций  городов и районов, государственных  предприятий и учреждений региона,  общественных организаций по вопросам, антикризисного управления;

- внедрение в практику  органов власти принципов профессионального  поведения антикризисных управляющих;

- выработка единых  стандартов и методов антикризисного  управления;

- разработка программ  развития проблемных территорий региона[32,c.121].

Основными преимуществами предлагаемой системы являются:

- возможность непрерывно  отслеживать негативные изменения  в социально-экономических отношениях  региона;

- малозатратность при  ее создании и функционировании;

- стимулирование работы региональных органов власти по принципу взаимодействия государства и общества;

- высокая эффективность  функционирования, за счет коллегиального  принятия решений, четкого распределения  ответственности за возникновение  кризисных ситуаций и их нейтрализацию за конкретными ведомствами[32,c.122].

Таким образом, под экономической  безопасностью региона будем  понимать совокупность условий и  факторов, характеризующих стабильность экономики, устойчивость и поступательность её развития, степень независимости и интеграции с экономикой страны, а также способность региональных органов государственной власти создавать механизмы реализации и защиты интересов хозяйствующих субъектов, поддержания социально-экономической стабильности территориального сообщества.

Причинами возникновения  и развития кризисных ситуаций, вызывающих угрозы экономической безопасности территории, выступают различные  внешние и внутренние факторы. На факторы внешней среды регион не может оказывать прямого воздействия, а, значит, должен к ним адаптироваться. Факторы внутренней среды являются управляемыми, и, воздействуя на них, можно управлять безопасностью региональной социально-экономической системы[38,c.86].

Информация о работе Экономическая безопасность: понятие, сущность, специфика