Эффект мультипликатора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:10, лекция

Описание

Значение: влияние изменения совокупных расходов на чистый национальный продукт; влияние, вызванное изменением в потреблении, в объеме инвестиций, чистом объеме налоговых поступлений, объеме правительственных расходов на товары и услуги или в объеме экспорта.

Работа состоит из  1 файл

Эффект мультипликатора.doc

— 38.50 Кб (Скачать документ)


Термин:              ЭФФЕКТ МУЛЬТИПЛИКАТОРА

Значение:              влияние изменения совокупных расходов на чистый национальный продукт; влияние, вызванное изменением в потреблении, в объеме инвестиций, чистом объеме налоговых поступлений, объеме правительственных расходов на товары и услуги или в объеме экспорта.

 

 

Для дальнейшего рассмотрения эффекта мультипликатора необходимо отметить, что он действует в период неполной занятости или депрессии. Именно при таком состоянии экономики изменения в инвестициях I влияют на номинальный национальный доход или на ВНП из-за изменения реального объема производства через эффект мультипликатора. Если же экономика работает в условиях полной занятости, то изменения в инвестициях воздействуют на номинальный национальный доход через изменение уровня цен. В период полной занятости эффект мультипликатора не действует, и создаваемый приростом инвестиций дополнительный совокупный спрос приводит не к расширению объемов производства, а к созданию инфляции. Проиллюстрируем это графически с помощью кейнсианского креста и модели совокупного спроса/предложения:

На моделях видно, что экономика в состоянии полной занаятости находится на вертикальных отрезках прямых, и дополнительные инвестиции приводят к сдвигу кривой совокупного спроса, не изменяя максимально возможного ВНП*. Вместо этого происходит увеличение расходов экономики и рост цен.

Итак, в условиях полной занятости мультипликатор является источником инфляции и не воздействует на объемы производства.

 

Рассмотрим ситуацию, когда экономика не находится в состоянии полной занятости. Пусть имеет место кризис, и ВНП<ВНП*.

Увеличение инвестиций на I приведет к росту совокупного спроса. В этой ситуации установится новое макроэкономическое равновесие с текущим ВНП более близким к максимальному ВНП*.

В этом и состоит эффект мультипликатора: с помощью инвестиций был вызван рост реального объема производства, тем самым способствуя выходу из кризиса.

 

Как видно из примеров, номинальный ВНП увеличивается в любом случае, изменения же реального ВНП имеют место лишь тогда, когда экономика находится в состоянии неполной занятости.

 

Изучая основы теории Кейнса, теории потребления и мультипликатора, мы видим, что в периоды экономического спада для вывода экономики из этого состояния надо воздействовать на совокупный спрос. В этом случае изменения совокупного спроса через эффект мультипликатора приведут к многократному изменению равновесного ВНП. Черезвычайно быстрое воздействие на спрос возможно через систему государственных заказов и изменение чистых налогов.

Фискальная политика – это воздействие на совокупный спрос с помощью системы государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Впервые о необходимости ее проведения заговорил Кейнс и рассмотрел ее в качестве инструмента выхода из экономического кризиса. Сегодня практически все экономические школы признают тот факт, что фискальная политика оказывает значительное воздействие на экономическую систему. Рассмотрим же систему государственных заказов как способ выхода из кризиса:

Пусть в начальный момент времени мы находимся в точке 1, где ВНП< ВНП*. Классики утверждают, что, так как цены на ресурсы и рабочую силу гибки в сторону понижения, снижение цен приведет к падению издержек производства на единицу выпускаемой продукции, а снижение цены производства повлечет за собой сдвиг кривой совокупного предложения вправо. В результате установится новое положение равновесия 2, характеризуемое более низкими ценами и ВНП=ВНП*. Обобщая вышесказанное, гибкий механизм ценообразования приведет к падению цен и издержек и, как следствие, к сдвигу кривой СП вправо.

Не оспаривая это утверждение, Кейнс, в свою очередь, отмечает, что подобное развитие событий будет иметь место на долгосрочном интервале. Главная же проблема, по мнению кейнсианцев – выживание хотя бы в краткосрочном периоде. Люди не хотят ждать, пока система подстроится под новые цены, хотят быть уверенными в завтрашнем дне и хотят, чтобы периоды кризисов и депрессий были сведены к минимуму. Поэтому Кейнс и говорит, что необходимо обнаружить причину экономического спада для того, чтобы выработать инструменты борьбы с ним. В качестве основной причины кризисов Кейнс выделяет недостаточный совокупный спрос.

Логично предположить, что сегодняшний спад связан с исчезновением вчерашнего процветания. Если нынешная ситуация определяется точкой 1, то предыдущая характкризовалась точкой 0. Падение ВНП вызвано снижением совокупного спроса, и выйти из кризиса можно, достигнув положения 0 вновь. Для скорейшего повышения объемов производства надо стимулировать совокупный спрос.

Для этого существует несколько методов:

1. Повышение государственных расходов путем увеличения объема заказов.

Рассмотрев уравнение CC=C+I+G+X, видим, что три его компоненты C,I и X с трудом поддаются быстрому изменению, в то время, как оставшаяся составляющая G является наиболее быстрым и эффективным способом повышения СС.

Следующий вопрос имеет более практический характер: «На какую величину необходимо увеличить G, чтобы достичь желаемого результата?» К примеру, если нам необходимо увеличить совокупный спрос на 100 ден. ед., означает ли это, что нам придется увеличить государственные расходы на ту же величину? Нет, на самом деле придется затратить меньше средств, и это связано с эффектом мультипликатора. Таким образом, главная задача – рассчитать мультипликатор государственных расходов или исследовать последствия увеличения G при условии, что прирост налогов нулевой и все прочие условия также постоянны.

Основное уравнение будет выглядеть так:

Y=C(Y-T)+G-I

Пусть G=h, при условии, что Т=0. В этом случае возникает бюджетный дефицит, равный Т-G=0-h=-h

Для исследования продифференцируем эту функцию:

Итак, эффект от повышения государственных расходов идентичен эффекту частных инвестиций, так как мультипликаторы одинаковы. 1 рубль государственных расходов повысит совокупный спрос более чем на 1 р. Если в рассматриваемой экономике предельная склонность к потреблению с=3/4, то для сдвига СС на 100 р. надо увеличить государственные заказы всего на 25 р.

2. Изменение чистых налогов.

Под чистыми налогами понимается разность ЧН=Налоги–Трансферты.

Таким образом, этот способ выхода из кризиса подразумевает изменение структуры налоговых выплат, которая оказывает воздействие на экономику через потребление С.

Пусть экономика находится в точке 1, и необходимо переместиться в точку 0, затратив 100 р. Принято решение сделать это через увеличение пенсий, и необходимо рассчитать требуемый размер увеличения. Для достижения того же результата мы могли бы увеличить G на 25 р., но какое изменение ЧН необходимо? Нужно найти мультипликатор налогов.

Если, не учитывая механизм мультипликатора, мы повысим пенсии на 100 р., то это приведет к цепи повышения потребления согласно предельной норме с=3/4.

С175256,253…

Таким образом, рост трансфертов привел в действие механизм мультипликатора, как это было и в случае повышения государственных заказов. Аналогично, снижение налогов приведет к росту совокупного спроса также по мультипликативному эффекту. В таком случае можно сделать вывод о том, что изменения в чистых налогах воздействуют на СС независимо от метода изменения: либо путем трансмутирования объектов трансфертных платежей, либо путем изменения налоговых поступлений. Рост чистых налогов ведет к падению совокупного спроса и наоборот.

Найдем мультипликатор.

Y=C(Y-T)+G-I

Пусть Т=-h, при условии, что G=0. В этом случае возникает бюджетный дефицит, равный Т-G=-h-0=-h. Дифференцируем:

В итоге получаем

 

Опять, изменение ЧН на 1 единицу вызовет большее по размеру увеличение совокупного спроса. В то же время, этот мультипликатор влияет на СС в меньшей пропорции, нежели мультипликатор государственных расходов:

Таким образом, более сильное давление на уровень ВНП оказывает изменение государственных расходов, а не изменение налогов. Поэтому в период депрессии более выгодно для достижения быстрого эффекта повышать G, а не снижать ЧН. В нашем случае государство, используя налоговый механизм, должно затратить 33,3… р.

И в том, и в другом случае возникает дефицит бюджета, который надо финансировать, и желательно неинфляционными методами, так как это может привести к усиленной инфляции вместо выхода из кризиса. Наиболее заманчивым в этом случае выглядит возможность одновременного увеличения государственных заказов на h и чистых налогов на такую же величину. Что же происходит в экономике при такой политике сбалансированного бюджета?

Пусть G=Т=h.

Общий же прирост совокупного спроса составит Y0=Yg+Yt=h.

Равное увеличение государственных расходов и налогов вызовет увеличение ВНП на ту же величину без возникновения дефицита бюджета. Этот мультипликатор называется «мультипликатор сбалансированного бюджета».

Выбор между различными способами выхода из кризиса сильно зависит от конкретной экономической ситуации в стране. Если опасности инфляции нет, разумно использовать 1-й способ, особенно при наличии в предыдущие периоды профицита бюджета. Но если бюджет и до кризиса сводился с дефицитом, то дальнейшее его увеличение не представляется разумным, и предпочтителен вариант сбалансированного бюджета либо использование инструментов денежно-кредитной политики.



Информация о работе Эффект мультипликатора