Эффект маштаба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 19:40, реферат

Описание

Высокий уровень концентрации производства имеет 2 противоположные тенденции:

положительный эффект масштаба производства

отрицательный эффект масштаба

Работа состоит из  1 файл

Эффект масштаба.docx

— 40.99 Кб (Скачать документ)

Эффект масштаба 
 
Высокий уровень концентрации производства имеет 2 противоположные тенденции: 

  •  
    положительный эффект масштаба производства
  •  
    отрицательный эффект масштаба

 
Положительный эффект обусловлен факторами:

  •  
    специализация труда,
  •  
    специализация управленческого персонала 
  •  
    эффективное использование капитала
  •  
    производство побочных продуктов

 
Отрицательный эффект масштаба обусловлен:

  •  
    нарушением рациональности в размещении производств ведет к повышению транспортных расходов
  •  
    возникновение монополии отдельных производителей ведет к росту цен, снижению качества продукции, к застою в области совершенствования технологического производства
  •  
    чрезмерное укрупнение производства не способствует более равномерному размещению промышленности страны по территории и комплексному развитию хоз-ва экономических районов.

 
2% промышленных предприятий с  численностью занятых свыше 5 тыс. чел. выпускают более 40% всего объема продукции, при  производстве которой получено  свыше половины прибыли промышленности.~Сейчас основной объем производства промышленной продукции сосредоточен на крупных предприятиях  
 
Для многих отраслей промышленности характерна олигополия—сосредоточение выпуска значительной части однородной продукции на 2—4 крупнейших предприятиях. 
 
Разновидность олигополии - двусторонняя монополия, когда на рынке продукции 1 продавец и 1 покупатель. 
 
Повышение концентрации производства порождает проблему выбора оптимальных размеров производства. 
 
Планирование концентрации производства и определение оптимальных размеров производства 
 
При планировании концентрации производства пользуются факторами:

  1.  
    общие факторы: НТП, уровень специализации и комбинирования, состояние развития транспортного и дорожного хоз-ва. Они обязательно учитываются при планировании и управлении процессами предприятия в каждой отрасли промышленности
  2.  
    специфические факторы имеют решающую значимость для некоторых отраслей промышленности. Н-р в добывающих отраслях (угольной, нефтяной и др.) большую роль играют природные факторы – размер и запасы полезных ископаемых, условия их залегания и т.д. 

 
При экономическом обосновании оптимальных  размеров промышленных предприятий  должны учитываться условия:

  1.  
    общественная потребность в данном виде продукции
  2.  
    обеспечение выполнения требований НТП
  3.  
    повышение эффективности кап.вложений
  4.  
    наиболее полное использование всех имеющихся ресурсов, снижение себестоимости продукции, повышение рентабельности
  5.  
    организационные и экономические границы эффективного хоз-ного управления предприятием.

 
В промышленности разработана классификация  отраслей, исходя из их технико-экономических  особенностей, определяющих рациональные размеры предприятий в каждой отрасли. В зависимости от этого  отрасли объединены в группы:

  1.  
    отрасти добывающей промышленности, в которых оптимальный размер предприятия определяется кол-вом и качеством месторождения полезных ископаемых и экономически целесообразным сроком их эксплуатации
  2.  
    монопродуктовые отрасли обрабатывающей промышленности, изготовляющие относительно однородную простую продукция. В них (черная и цвет. металлургия) оптимальные размеры предприятия определяются главным образом единичной мощностью и производительностью современных агрегатов и уровнем комбинирования производства.
  3.  
    Отрасли обрабатывающей промышленности, (машиностроение, обувная, швейная, деревообрабатывающая и др. промышленности) в которых оптимальный размер предприятий определяется путем установления целесообразного набора цехов и производств для каждого типа промышленного предприятия и производств и возможности специализации производства.
  4.  
    Отрасли перерабатывающие первичное сельхоз. и малотранспортабельное сырье, оптимальные размеры предприятия устанавливаются с учетом плотности сырьевой базы, зоны потребления готовой продукции, среднего радиуса перевозки грузов.

 
 
 
Концентрация  производства и монополизм. 
 
В 1988г. только в одном машиностроении насчитывалось 166 предприятий абсолютных монополистов и 180 монопольных производств, свыше 1/3 ассортимента важнейших видов продукции производится на одном единственном предприятии и примерно столько же на 2-х предприятиях. 
 
В базовых отраслях промышленности «гиганты индустрии» становились все более невосприимчивыми к НТП; ухудшалось качество продукции в виду отсутствия конкуренции. 
 
 
Современный уровень монополизации в России. (2002год)

 
Отрасли промышленности

 
Число предприятий монополистов

 
Удельный вес предприятий монополистов, в %

 
В общем числе предприятий

 
В общем объеме производства

 
Вся промышленность, в т.ч. 
 
Топливная  
 
Черная металлургия 
 
Цветная металлургия 
 
Хим. и нефтехимическая 
 
Машиностроение, металлообработка 
 
Лесная и деревообрабатывающая 
 
Строительн. материалы 
 
Легкая 
 
Пищевая

 
254 
 

 
28 
 
25 
 
41 
 
 
125 
 
11 
 

 

 
7

 
1,0 
 
1,0 
 
9,8 
 
5,0 
 
6,1 
 
 

 
0,4 
 
0,2 
 
0,03 
 
0,1

 
16,7 
 
5,3 
 
67,6 
 
10,7 
 
35,2 
 
 
24,3 
 
18,8 
 
2,5 
 
0,6 
 
0,3


 
 
 
Для приведения гос.политики по развитию товарных рынков и конкуренции, ограничению монополистической деятельности образовано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства  
 
Основным фактором, под воздействием которого будет формироваться антимонопольная политика среднесрочной стратегии, является открытие экономики для иностранной конкуренции и установление единого курса рубля по отношению к доллару. 
 
С этой точки зрения экономику разделяют на 4 сектора:

  •  
    Предприятия конкурентоспособные на мировом рынке . им была дана широкая свобода перестройки собственной внутренней структуры, снято ограничение на рост концентрации производства, жесткие санкции за незаконные соглашения о разделе рынка, регулирование цен и т. д.
  •  
    Предприятия, которые не выдерживают конкуренцию импортных товаров. Был задействован механизм инициативного или принудительного разукрупнения предприятий, т.к. в рамках неконкурентоспособных предприятий могут оказаться жизнеспособные подразделения.
  •  
    Рынки, где иностранная конкуренция не будет оказывать серьезное воздействие вследствие масштабов страны, специфики продукции и др. факторов. Будет применяться традиционные методы антимонопольного регулирования, включая недопущение злоупотребления доминирующим положением, запрещение антиконкурентных соглашений, контроль за процессами концентрации производства и т. д.

 
Вместе с тем ставится задача по созданию крупных производственных объединений в виде концернов, холдинговых  компаний и ФПГ. 
 
Концерн – объединение самостоятельных предприятий различных отраслей, связанных совместными разработками посредством системы участия, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества. 
 
Предприятия, входящие в концерн, сохраняют свою юридическую самостоятельность, но финансовый контроль и определенные функции по снабжению производства и маркетинга взято под единое управление. 
 
Главный признак – наличие общего органа управления. 
 
Холдинги – компании, созданные для владения и управления контрольными пакетами акций других предприятий. 
 
Появление холдингов в России связано с необходимостью сохранения управляемости после приватизации крупных предприятий. Холдинги организуются по отраслевому, межотраслевому, территориальному, программно-целевому, ведомственному признакам. Главное преимущество – их риск меньше суммы рисков отдельных предприятий, входящих в холдинг. 
 
Холдинговые компании – единственные из всех известных организационных форм объединения предприятий, который ограничены в своем распространении. Практика создания холдингов на протяжении последних 3х лет обширна в отраслях: ТЭК, машиностроительной, оборонно-отраслевой промышленности.  
 
ФПГ – группа предприятий, организаций кредитно-финансовых учреждений, инвестиционных институтов, объединение капиталов которых осуществляется в целях активизации инвестиций, структурной перестройки, производство конкурентоспособной продукции, укрепление позиции наукоемких отраслей. 
 
По состоянию на 1 марта 2002 года официальный статус получили 88 ФПГ. Общая численность занятых в них примерно 3,5 млн. человек, число работающих в каждой ФПГ от 1,5 до 300 тыс. человек, количество предприятий, банков, коммерческих и иных фирм – от 4 до 60, совокупный годовой объем продукции сектора ФПГ – 15% ВВП, выпуск продукции предприятий, входящих в ФПГ в 2000 году достиг 300 млрд. руб. 
 
Отраслевое распределение ФПГ по основным видам деятельности промышленных участников:

  •  
    АПК – 16%
  •  
    Оборонная промышленность – 14%
  •  
    Хим. И нефтехимическая промышленность – 11%
  •  
    Стройиндустрия – 8%
  •  
    Легкая промышленность – 6%
  •  
    Ювелирная промышленность – 4%
  •  
    машиностроительная промышленность – 10%
  •  
    автомобилестроение – 6%
  •  
    Металлургия – 4%
  •  
    Приборостроение – 6%
  •  
    ТЭК – 3%
  •  
    Судоремонтная промышленность – 6%
  •  
    Добыча, переработка морепродуктов – 2%
  •  
    Прочие – 2%

 
 
 
Монополия и конкуренция 
 
Данные о конкуренции рынков даны в таблице 1. 
 
Таблица 1

 
Отрасли промышленности

 
Присутствующие

 
Конкурирующие

 
Коэф.конкурентоспо-собности, 
 
в %

 
Промышленность 
 
1.Электроэнергетика 
 
2.Топливная  
 
3.Черная металлургия 
 
4.Цветная металлургия 
 
5.Хим. и нефтехимическая 
 
6.Машиностроение 
 
7.Лесная, целлюлознобумаж. и деревообрабатывающая 
 
8.Строительн. материалы 
 
9. Стекольная 
 
10. Легкая 
 
11. Пищевая 
 
12. Мукомольная

 
13 
 
10 
 

 

 

 

 

 
 
38 
 

 

 
17 
 
23 
 
26

 

 

 

 

 

 

 

 
 
27 
 

 

 
11 
 
16 
 
22

 
80 
 
65 
 
63 
 
76 
 
85 
 
88 
 
82 
 
 
78 
 
76 
 
86 
 
77 
 
76 
 
92


 
 
 
Виды конкуренции: 

  1.  
    совершенная конкуренция (идеальная) – между производителями, продавцами товаров, где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного товара, свободно общающиеся между собой.
  2.  
    несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда предприятия имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

 
 
 
Несовершенная конкуренция: 

  1.  
    Натуральная (чистая) монополия. Натуральным монополистом является единственный производитель в своей отрасли какого-либо продукта, у которого нет близких аналогов. Он является носителем абсолютной рыночной власти. Главная причина возникновения монополистов – специфика, технология производства или оказания услуг.
  2.  
    Олигополия – господство нескольких крупных фирм на рынке. Возникает там, где большую роль играет концентрация производства. Она бывает:олигополией первого вида – несколько крупных фирм, производящих почти идентичные товары; олигополией второго вида -- несколько крупных фирм, производящих дифференцируемые товары. 
  3.  
    Дифференциация продукции—при равных ценах на товары предпочтение получает товар, имеющий отличия от других в сорте, качестве, торговой марке, стиле оформления и т.д.

Информация о работе Эффект маштаба