История развития российско-китайских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 08:25, курсовая работа

Описание

История первых отношений между народами России и Китая (согласно летописям) начинается с XIII в., а межгосударственных — с первой половины XVII в. Русские служилые и промышленные люди в XVII в. основали многочисленные поселения по течению среднего Амура. К югу от Амура за Хинганским хребтом находились вотчинные владения маньчжурских императоров. После завое-пания Китая в середине XVII в. маньчжурами и установления династии Цин пекинское правительство стремилось вытеснить из Приамурья русских поселенцев, уничтожить важный в стратегическом отношении Албазинский острог. Кроме того, правители Китая предполагали предотвратить переход в русское подданство многочисленных племен, кочевавших или живших оседло в Приамурье. Россия была объективно заинтересована в налаживании торговых связей, установлении дипломатических отношений с Цинской империей. Поэтому она старалась воздерживаться от столкновений с маньчжурами и выступала за урегулирование дипломатическим путем вопросов о границе

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1.ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ……………………………………………………………………….………….4
1.1. История становлений межгосударственных отношений………………………..4
1.2. Основные этапы становления межгосударственных отношений………………..6
2. УСПЕХИ И ПРОБЛЕМЫ В СТАНОВЛЕНИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ…………………………………………………………………13
2.1. Достижения русско-китайских отношений………………………………………13
2.2. Проблемы и сложности в установлении русско-китайских отношений………18
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ…………………………………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

Российско-китайские отношения.doc

— 150.50 Кб (Скачать документ)

Фундамент нынешних отношений формировался в течение последних десятилетий. Отправной точкой может служить Совместная российско-китайская декларация 1996 года, в которой было провозглашено, что Россия и Китай развивают отношения стратегического взаимодействия и партнерства. Через пять лет, 16 июля 2001 года, главы государств – в то время В.В.Путин и Цзян Цзэминь – подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Этот документ не только суммировал все достигнутые на тот момент позитивные наработки, но и заложил основные принципы сотрудничества на перспективу.

За прошедшее десятилетие мы, действительно, достигли небывалого прогресса. Окончательно решили пограничные вопросы. Обеспечили высокую интенсивность контактов на уровне глав государств. Создали действенный механизм регулярных встреч глав правительств, включая разветвленную сеть межправительственных комиссий, подкомиссий и рабочих групп, которые охватывают практически все сферы взаимодействия. Высокими темпами растет товарооборот. Поставлена задача довести его к 2015 году до 100 млрд. долл. США, к 2020 году – до 200 млрд. долл. США /в 2010 г. этот показатель составлял около 60 млрд. долл./ [5].

Расширяется сотрудничество в гуманитарной сфере. По договоренности глав государств 2012 и 2013 годы будут Годами туризма в наших странах. Это дальнейшее развитие весьма успешного масштабного проекта национальных и тематических "годов", начатого с Года России в Китае в 2006 году.

В условиях динамичных перемен в современном мире обе страны тесно координируют свои позиции и подходы по целому комплексу международных и региональных проблем, вырабатывают новые совместные инициативы. Так, на наших глазах "Шанхайская пятерка" из механизма решения вопросов безопасности в районе границы превратилась в авторитетную международную организацию – ШОС, причем сфера ее деятельности охватывает теперь и экономическое, научно- техническое, гуманитарное сотрудничество. При активном участии наших двух стран на свет появился новый диалоговый механизм БРИК /в этом году он превратился в БРИКС/, который уже играет весомую роль в глобальной экономической политике.

Так что российско-китайские отношения имеют огромный потенциал развития на многие годы вперед.

В ходе июньского визита в Россию председателя КНР Ху Цзиньтао главы двух государств уделили приоритетное внимание юбилею Договора, приняли специальное совместное заявление, в котором подвели итоги первых 10 лет его реализации и наметили планы на будущее. Главы государств особо отметили, что между нашими странами сегодня нет нерешенных политических проблем, отношения обрели высокую динамику развития. Д.А.Медведев выделил главное: Договор обращен в будущее, к молодым поколениям россиян и китайцев, которые должны дорожить дружбой и ценить достигнутое [9].

Основываясь на букве и духе Договора, можно сформулировать те принципы, на которых базируются современные российско-китайские отношения: деидеологизация, обоюдный учет и сопряжение государственных интересов, углубление взаимодоверия, благоприятный общеполитический климат, взаимовыгодное сотрудничество. Это крепкий, надежный фундамент, на котором строится взаимодействие и партнерство.

Глобальный финансово-экономический кризис серьезно ударил по мировой торговле, в том числе российско- китайской. Однако то, как наши страны сумели восстановить за короткий период времени докризисные объемы сотрудничества, свидетельствует о большой жизненной силе наших торговых связей и их значительном потенциале развития.

Данные роста двусторонней торговли за первые месяцы текущего года – более 30 проц. – позволяют говорить о том, что в этом году объем взаимного товарооборота может составить 70 млрд долл. США. При сохранении сопоставимых темпов роста к 2015 г. объем двусторонней торговли способен достичь 100 млрд долл. США. Для удвоения этого показателя в последующие пять лет до уровня 200 млрд долл. нам придется вместе с китайскими партнерами хорошо поработать. Условия и потенциал для реализации этой цели имеются.
Важным направлением совместной деятельности на предстоящий период должно, в частности, стать расширение взаимных инвестиций. Речь, прежде всего, – о возможности реализации масштабных проектов в области природного газа, угольной промышленности, строительстве новых АЭС, тепло- и гидроэлектростанций, о модернизации электросетевого хозяйства и использовании возобновляемых источников энергии. Новой точкой роста взаимной торговли должны стать и совместные региональные проекты, выполнение которых намечено в рамках Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири и Северо-Востока КНР до 2018 г. Большими резервами для взаимодействия, которое может дать заметную прибавку к двустороннему товарообороту, обладают инновационные отрасли (космос, нано- и биотехнологии, авиастроение и др.), а также сельское хозяйство [4, с.59].

Являясь постоянными членами Совета Безопасности ООН, Россия и Китай занимают близкие позиции по многим международным и региональным проблемам и, как стратегические партнеры, неизменно оказывают друг другу поддержку в вопросах, затрагивающих коренные интересы двух стран. Россия и Китай придают особое значение укреплению центральной координирующей роли ООН, в вопросе о реформировании ее Совета Безопасности придерживаются сходных взглядов на необходимость повышения представительности Совета и укрепления его авторитета и эффективности, поиска максимально широкого согласия государств-членов ООН по всей совокупности тематических блоков реформы.

Взаимное влияние и взаимная обусловленность систем национальной безопасности России и Китая, национальных интересов, внешнеполитических ориентиров, экономик, культур выступают объективными основаниями определения отношений между двумя странами как фактора обеспечения национальной безопасности для обоих государств.

Для национальной безопасности России китайский фактор предопределяется тем, что две страны представляют собой самые большие по территории соседствующие государства мира. Китай и Россия имеют огромные внутренние рынки и проводят экономические реформы, направленные на модернизацию всех сторон жизнедеятельности и достижение новых уровней развития, что может выступать в качестве общих целей реализации концепции соразвития и фундамента для реализации общих возможностей в рамках двусторонних отношений и многосторонних форматов сотрудничества. Увеличение доверительности и стабильное развитие взаимосвязей соответствуют основным общим интересам.

Результаты анализа внутреннего развития и векторов внешнеполитических устремлений Китая, проявляющиеся в расширении масштабов экономического, финансового, культурного влияния в различных регионах мира делают очевидным экспансионистский характер глобализирующейся мощи этой страны. В частности, разработанная китайскими учеными концепция «стратегических границ и жизненного пространства», предполагает, что территориальные и пространственные рубежи КНР обозначают лишь пределы, в которых государство с помощью реальной силы может «эффективно защищать свои интересы». Стратегические же границы «жизненного пространства» должны перемещаться по мере роста «комплексной мощи государства». В рамках данной концепции по признанию самих китайских специалистов, Народно-освободительная армия Китая (НОАК) уже в 2010 г. превратилась в силу, «гарантирующую расширение стратегических границ и жизненного пространства».

В складывающихся условиях, конфронтация или даже простая напряженность в отношениях с Китаем для большинства государств мира становятся определяющим условием внешнеполитической деятельности, имеющим негативное свойство, а для Российской Федерации – фактором, создающим непосредственные риски и угрозы национальным интересам и национальной безопасности, как ближайшему соседу и объекту китайской экспансии. При таких обстоятельствах, снижение достигнутого между Россией и КНР уровня партнерских отношений и сужение направлений сотрудничества, непоследовательность в выборе приоритетов и ориентиров внешнеполитического и внешнеэкономического взаимодействия не отвечают национальным интересам России [5].

В настоящее время перед нашей страной и ее политическим руководством актуализировалась проблема выбора внешнеполитических ориентиров. Представляется, что Россия находится на критическом рубеже: либо мы идем на широкое сотрудничество с Китаем в освоении Сибири и Дальнего Востока, одновременно участвуя в подъеме западных и северо-восточных регионов КНР, либо упустим этот шанс и объективно сохраним геополитическую уязвимость азиатской части страны. При этом не исключается, что от совместного освоения Дальнего Востока и Сибири китайцы откажутся, и тогда географические и территориальные проблемы будут решаться путем насильственной ассимиляции проживающего там населения, как это происходит на протяжении нескольких десятилетий в Синьцзяне, Тибете и в других регионах КНР. Такое развитие событий неизбежно приведет к затяжному конфликту, выигравшей стороной в котором вряд ли может стать Россия.

Вместе с тем, учет и прагматичное использование Российской Федерацией национальных преимуществ в интересах реализации общих с Китаем целей развития (соразвития) может в значительной степени позитивно повлиять не только на состояние национальной безопасности нашей страны, но и на ее место в формирующейся ныне новой архитектуре международных отношений.

Углубление и расширение партнерских отношений с Китаем в первую очередь, необходимы России как евразийскому государству, находящемуся на пересечении интересов стран Европы и Азии, и стремящейся реализовать концепцию многовекторной внешней политики, снижающей риски превратить страну в объект внешней экспансии с нескольких направлений одновременно. Данное обстоятельство предопределяет значение внешней стороны воздействия российско-китайского фактора на национальную безопасность Российской Федерации.

По мнению автора, несвоевременное разрешение существующих проблем может негативно сказаться не только на имидже России на международной арене, но и на партнерских отношениях с другими странами. Нарастающее международное политическое и экономическое влияние «китайского» фактора, проблемы, риски и угрозы, которые он несет, требуют от Российской Федерации формирования сбалансированного механизма сдержек и противовесов в отношениях с Китаем и его ведущими геополитическими соперниками на мировой арене [9].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

История развития отношений между Россией и Китаем как двумя соседними государствами отличается неравномерностью. При этом современный период является самым благоприятным и плодотворным за всю историю существования российско-китайских отношений; созданная в 1990-е гг. международно-правовая база российско-китайского добрососедства характеризуется полнотой и способствует расширению взаимовыгодных контактов между двумя соседними странами во всех областях. Наибольшего успеха в развитии добрососедских отношений Россия и Китай достигли в политической сфере. Принятые в течение истекшего десятилетия двусторонние и многосторонние (с участием России и Китая) международные договоры политического характера представляют значительный шаг вперед в отношениях между двумя государствами. Выраженные в них концепции стратегического партнерства и многополярного мира представляют собой применение к современной международной обстановке основных принципов современного международного права. Значительным успехом можно считать и достижение соглашений о демаркации российско-китайской государственной границы почти на всем ее протяжении, а также закрепление военной безопасности в районе границы.

Главная перспектива экономического сотрудничества между Россией и Китаем связана с соединением российских полезных ископаемых и китайских трудовых ресурсов. В глобальных планах Пекина уже достаточно ясно просматриваются направления стратегических действий в России. Ясно: дальнейшее промедление с выработкой и реализацией долговременной стратегии развития России, нацеленной по подъем Восточной Сибири и Дальнего Востока, недопустимо. Как для России, так и для Китая принципиально важны беспристрастные оценки своих сильных и слабых сторон, разработка мер по развитию первых и минимизации влияния вторых, равно как последовательная реализация национальной стратегии развития, непрерывно корректируемой в зависимости от изменения глобальных и региональных процессов. В глобальных планах Пекина уже достаточно ясно просматриваются направления стратегических действий в России. Ясно: дальнейшее промедление с выработкой и реализацией долговременной стратегии развития России, нацеленной по подъем Восточной Сибири и Дальнего Востока, недопустимо.

В 50-х годах мы помогали китайскому народу, прежде всего как научно-технологическая держава. Сейчас нашей крупнейшей стройкой в КНР является Тяньваньская атомная электростанция. В Шэньяне создан Центр российской науки и техники, чтобы через него внедрять высокие технологии в области авиации и космоса, биоинженерии, лазерной техники.

Сегодня тематика диалога с Китаем охватывает практически все вопросы современной международной повестки дня, в него вовлечены по сути все основные подразделения внешнеполитических ведомств России и КНР.

Борьба с международным терроризмом - это одно из главных направлений нашего активного взаимодействия, которое успешно развивается как в двухстороннем формате, так и в рамках ООН и Региональной антитеррористической структуры Шанхайской организации сотрудничества. Столь же решительно и бескомпромиссно наши государства совместно борются против незаконного оборота наркотиков и оружия, организованной преступности, распространения оружия массового уничтожения и других угроз глобальной безопасности.

Российско-китайское партнерство, включая взаимодействие в ООН и других многосторонних форумах, вносит значительный вклад в укрепление международного мира. Россия и Китай вместе выступают за предотвращение размещения в космическом пространстве оружия любого вида и призывают другие страны поддержать их инициативу по выработке соответствующей международно-правовой договоренности, которая стала бы крупным шагом на пути дальнейшего укрепление стратегической стабильности и международной безопасности.

Особую значимость имеет тесная координация наших действий в таких важнейших областях, как противодействие распространению всех видов оружия массового уничтожения, всеобъемлющее запрещение ядерных испытаний, устранение рисков ядерного терроризма и т.п.

Информация о работе История развития российско-китайских отношений