IPO: мировой опыт и российская практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:13, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы – провести анализ существующей международной и нарождающейся отечественной практики первичного публичного размещения ценных бумаг, теоретическое обоснование проблем и перспектив IPO в России.

Структура данной работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования:

Раскрыть сущность и механизм осуществления IPO.
Провести анализ мирового опыта проведения IPO.
Выявить специфические особенности российской практики проведения IPO.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА I. СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ IPO 4
1.1 IPO как источник привлечения капитала 4
1.2 Преимущества и недостатки IPO. 8
1.3 Инфраструктура и этапы реализации IPO 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1. 25
ГЛАВА II. АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ IPO. 26
2.1 Общая характеристика мирового рынка IPO. 26
2.2 Проведение IPO на американском рынке. 31
2.3 Проведение IPO на европейском рынке. 43
2.4 Опыт проведения IPO на рынках развивающихся стран. 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 58
ГЛАВА III. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ IPO РОССИЙСКИМИ КОМПАНИЯМИ. 59
3.1 Стимулы роста и особенности первичного размещения российских компаний. 59
3.2 Особенности проведения IPO на российских биржевых площадках. 62
3.3 Перспективы и тенденции рынка IPO в России. 69
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ III. 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
Список использованной литературы 85

Работа состоит из  1 файл

ipodiplom.doc

— 1.65 Мб (Скачать документ)

     Сегодня на пути компаний, готовящихся к  проведению IPO на внутренних торговых площадках, встает множество препятствий. Препятствия эти обусловлены  несовершенством российского законодательства о РЦБ, слабостью инфраструктуры и прочими рисковыми факторами. Поэтому многие российские компании-эмитенты стремятся проводить первичные размещения акций на западных площадках. Одной из причин нежелания российских компаний размещаться на отечественном фондовом рынке является то, что торги на российских биржах носят спекулятивный характер. Прежде чем российские эмитенты придут на внутренний рынок, предстоит создать им благоприятные условия для размещения на отечественном рынке ценных бумаг. По мере того как условия работы на российском рынке будут приближены к западным стандартам, на него будет приходить все больше иностранных инвесторов — они почувствуют, что биржевая игра в России «стоит свеч».

3.3 Перспективы и тенденции рынка IPO в России.

     Положительная динамика IPO российских компаний уже  сегодня прослеживается достаточно четко. Так, за период с 1999 по 2003 гг. в России было проведено только четыре IPO; в 2002–2003 гг. посредством проведения IPO лишь три компании привлекли $27,7 млн. В 2004 г. уже пять российских компаний вышли на рынок и выпустили акции на сумму $638 млн. В 2005 г. 15 компаний провели первичное размещение на сумму более 4 млрд.долл. В 2006 г. IPO провели 20 компаний на сумму более 17 млрд.$ (табл. 20).

     Таблица 20.

     IPO российских компаний  за период 2005–2006 гг.19

       Компания Объем 
привлеченного 
капитала, млн.$
Дата IPO      Биржа
 За 2005 год
 1 Eastern Property Holdings  55 22 апреля   Swiss Stock Exchange (Швейцария)
 2 Evraz Group  422 2 июня   LSE
 3 IMS Group  26,3 6 декабря   AIM
 4 Rambler Media  40 15 июня   AIM
 5 Raven Russia  268 1 июля   AIM
 6 Urals Energy  131,7 4 августа   AIM
 7 Ziracs Plc  13,7 16 декабря   AIM
 8 Амтел-Фредештайн  202 11 ноября   LSE
 9 АФК Система  1354 9 февраля   LSE
 10 Лебедянский ОКЗ  151 11 мая   РТС, ММВБ
 11 НЛМК  609 14 декабря   LSE
 12 Новатэк  880 21 июля   LSE
 13 Пава  8 21 марта   РТС,ММВБ
 14 Пятерочка  598 13 мая   LSE
 15 Северсталь-авто  135 11 апреля   РТС, ММВБ

     Продолжение таб. 20.

За  2006 год
     1 Amur Mineral  7,118 15 марта   AIM
     2 Aurora Russia Limited  139 26 марта   AIM
     3 Baltic Oil Terminal  55,8 27 апреля   AIM
     4 C.A.T. oil  322 4 мая   Deutsche Borse
     5 G5 Entertaiment  1 2 октября   Nordic Growth Market (Швеция)
     6 Trader Media East  515,2 23 января   AIM
     7 Белон  57 6 июня   РТС
     8 Верофарм  140 24 апреля   РТС, ММВБ
     9 Группа Разгуляй  144 20 февраля   РТС, ММВБ
     10 Группа Черкизово  251,3 28 апреля   LSE, РТС,  ММВБ
     11 Комстар-ОТС  1062 6 февраля   LSE,
     12 Магнит  368,4 28 апреля   РТС, ММВБ
     13 ОГК-5  459 31 октября   РТС
     14 Распадская  316,7 10 ноября   РТС, ММВБ
     15 Роснефть  10800 14 июля   LSE, РТС,  ММВБ
     16 Северсталь  1063 7 ноября   LSE
     17 Система Галс  420 3 ноября   LSE, ММВБ, МФБ
     18 СТС-медиа  346 1 июля   NASDAQ
     19 ТМК  1081 31 октября   LSE, РТС
     20 ЧЦЗ  285 6 ноября   LSE, РТС
 

     Хиты IPO–продаж — по–прежнему крупные  компании, особенно из сырьевого сектора. Как уже было отмечено, на акции газового гиганта «НОВАТЭК», который выходил на IPO в Лондоне в июле 2005, инвесторы записывались с большим энтузиазмом — заявок оказалось в 12 раз больше, чем акций. Но 2005 год принес благую весть и для российского среднего бизнеса: удачно разместиться на бирже, как показал опыт, может и компания, чья капитализация составляет 40–160 миллионов долл.. За год три компании среднего калибра вышли на альтернативный инвестиционный рынок AIM — специальную площадку на Лондонской бирже, где размещаются небольшие эмитенты и где требования к ним более щадящие. Это Rambler Media, IMS Group и Zirax PLC («Глобал–Каустик»). И еще одна компания — АПК «Хлеб Алтая» — провела на РТС и ММВБ свое IPO, которое тут же заслужило титул самого маленького в истории российского фондового рынка: 10% акций «ушли» за 8 миллионов долл.

     Самым крупным и известным, многими  экспертами названное как «народное IPO», в 2006 году стало публичное первичное  размещение акций нефтяной компании «Роснефть» (см. таб.20), в ходе которого инвесторами были приобретены акции компании на сумму свыше 10.4 млрд. долл., что составляет почти 60% от общей суммы, которые привлекли российские эмитенты за год. Доля стратегических инвесторов составила 21% от общего объема заявок, иностранных (США, Европа и Азия) - 36%, российских - 39%, при этом физические лица в России подали свыше 115 тысяч заявок, что составляет примерно 4%.

     Первая  сделка после проведенного IPO была заключена  по цене 7,55 доллара за акцию, что  практически полностью соответствовало  цене размещения на лондонской фондовой бирже (LSE). В течение последующих двух месяцев котировки бумаг НК практически не изменялись, строго следуя в довольно узком диапазоне 7.53 – 7.60 долларов и только в сентябре акции «Роснефти» продемонстрировали долгожданный рост. На конец месяца рыночная капитализация компании составила чуть более 72 млрд. долл., что позволило ей занять второе место в рейтинге «крупнейших компаний по капитализации в сентябре», сместив на третье другую нефтяную компанию - «ЛУКОЙЛ». В оставшиеся до конца года три месяца рыночная капитализация компании продолжала увеличиваться и к концу декабря составляла почти 86.5 млрд. долл.

     Второе  место в рейтинге крупнейших IPO 2006 года занимает «Трубная Металлургическая Компания» (ТМК) с показателем 1 070 млн. долл. В ходе проведенного IPO ТМК разместила 180 млн. акций по цене 5.40 долл. или 21.60 долл. за GDR. Установленная цена размещения находилась на верхней границе ценового диапазона (4.6-5.4 долл. за акцию и 18.4-21.6 долл. за GDR), при этом общий объем заявок по цене размещения превысил предложение более чем в 19 раз.

     Немногим  меньше в результате IPO смогла привлечь другая компания металлургической отрасли  России – «Северсталь» (1 063 млн. долл., 3 место). Вместе с тем, как отмечают эксперты, первичное размещение «Северстали» можно назвать провальным IPO прошедшего года.

     Таблица 21.

     Крупнейшие  IPO в 2006г.20

Эмитент Дата  размещения Объем IPO (млн. долл.) Процент IPO
1 Роснефть 14 июля 10 400.0 14.8
2 ТМК 31 октября 1 070.0 23.0
3 Северсталь 08 ноября 1 063.0 9.1
4 Комстар-ОТС 07 февраля 1 060.0 35.0
5 ОГК-5 31 октября 459.0 14.4
6 Система-Галс 03 ноября 420.0 18.0
7 Магнит 28 апреля 368.0 19.0
8 СТС-Медиа 01 июня 346.0 16.4
9 Распадская 10 ноября 316.7 33.0
10 Челябинский ЦК 07 ноября 281.0 18.0
 

     По  словам аналитиков, компания была вынуждена сократить объем продаваемых бумаг и довольствоваться относительно невысокой ценой размещения. Отчасти виной тому послужили проходившие практически одновременно с IPO «Северстали» размещения других российских компаний: ОГК-5, ТМК и ЧЦЗ. Кроме того, в памяти у инвесторов все еще были свежи воспоминания о проигрыше компании в борьбе за активы Arcelor.

     В итоге в рамках проведенного IPO «Северсталь» разместила 85 млн. акций по цене 12.5 долл. за акцию и GDR. Таким образом, общее  количество размещенных акций составило  около 9.1% акционерного капитала компании.

     На  четвертом месте расположилась  дочерняя компания АФК «Системы» - «Комстар-ОТС», IPO которой прошло в феврале 2006 года на Лондонской фондовой бирже. Компания разместила 35% своих акций, за которые  выручила 1 060 млн. долл. Всего было размещено 139 млн. акций «Комстар»: в рамках IPO, в виде дополнительной эмиссии, а также 7.5 млн акций компании, принадлежащих «дочке» АФК «Система» - Ecu Guest Holding. Цена за одну бумагу «Комстара» была установлена в размере 7.5 долл. за одну акцию. Организаторами размещения являлись Deutsche UFG, Goldman Sachs и ИК «Ренессанс-Капитал».

     Замыкает  пятерку лидеров долгожданное IPO ОГК-5, ставшая первым первичным размещением  среди генерирующих компаний. ОГК-5 разместила 5.1 млрд. акций (14.4% от уставного  капитала после его увеличения, число находящихся в обращении акций компании вырастет с 30,27 до 35,37 млрд. акций). Акции размещены в полном объеме по цене 0.09 долл. за каждую. Ценовой диапазон размещения дополнительных акций ОГК-5 был определен на уровне от 0.076 до 0.095 долл. за акцию, поэтому установленная цена размещения сложилась около верхней границы диапазона. В результате ОГК-5 привлекла 459 млн долл.

     Большая часть размещений отечественных компаний за 2005-2006 гг. была осуществлена на LSE, затем идет ММВБ, NYSE и РТС. Популярность лондонской биржи в 2007-2008 году ожидается на прежнем уровне, однако не стоит недооценивать рост отечественных биржевых площадок. 

     Отметим следующие тенденции российских IPO21 в 2007г.:

  • Увеличение количества крупных «народных» IPO
  • Рост популярности привлечения финансирования посредством IPO компаниями энергетического сектора (ОГК-3, ОГК-4, ОГК6, ТГК-1, ТГК-3, ТГК-9);
  • Рост популярности привлечения финансирования посредством IPO компаниями банковского сектора (Сбербанк, Внешторгбанк, Газпромбанк);
  • Создание специальных площадок для компаний средней/небольшой капитализации (RTS Start в РТС) и высокотехнологичных компаний (ИРК ММВБ).

Информация о работе IPO: мировой опыт и российская практика