Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание

В своей курсовой работе я рассмотрю антиинфляционную политику государства, а также причины инфляции, ее последствия и связанные с ней издержки.

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………..…………………………………………………………....3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФЛЯЦИИ………………………………...5

1.1. Виды инфляции………………………… ………………………………………5

1.2. Причины инфляции…………………………… ……………………………….8

1.3. Последствия инфляции………………………………………………………..10

2. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА………………..…………………….13

2.1. Понятие антиинфляционной политики …………………..……………….....13

2.2. Виды и методы антиинфляционной политики………………………………14

2.3. Антиинфляционная стратегия и тактика…………………………………….15

3. ПРОБЛЕМА ИНФЛЯЦИИ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В

РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ………………………………………………… …..19

3.1. Особенности развития инфляционных процессов в Республике Беларусь..19

3.2. Этапы развития инфляции в Республике Беларусь………………………….21

3.3. Антиинфляционные мероприятия в Республике Беларусь…………………22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………………..28

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….…31

Работа состоит из  1 файл

Антиинфляционная политика. Проблема инфляции в Республике Беларусь.docx

— 81.05 Кб (Скачать документ)

     Градуирование не вызывает глубокого спада, как  шоковая терапия, но и темпы инфляции снижаются медленно. [19, c.175 ]

     Программы постепенного снижения инфляции (политика градуализма) предусматривают активное регулирующее воздействие государства (в целях смягчения негативных последствий и антиинфляционных мер):

      -  поддержку важнейших отраслей производства;

      -  налоговое стимулирование предпринимательства;

      -  частичное регулирование процесса ценообразования;

      -  создание рыночной инфраструктуры и т.д.

     В этом случае антиинфляционное сокращение совокупного спроса дополняется мерами, поддерживающими предложение и создающими условия его роста в будущем, что позволяет избежать глубокого спада и безработицы.

     В антиинфляционных целях может быть использована также политика цен и доходов (контроль над заработной платой и ценами).

     Правительство сокращает рост заработной платы и цен путем замораживания или ограничения роста заработной платы и цен. Однако проведение чистой политики цен и доходов чревато резким увеличением инфляции после отмены контроля. Применение данной политики должно сопровождаться комплексом других мер экономической политики.

     Большинство стран - как развитых, так и с переходной экономикой в практике борьбы с инфляцией не следуют жестким монетаристским рекомендациям «шоковой терапии», поскольку это неизбежно приводит к затяжному спаду, росту безработицы, резкому снижению жизненного уровня на населения, социальным противоречиям. . [20, c. 209]

    1. Антиинфляционная стратегия и тактика

     В целом при разработке антиинфляционной политики с определенной условностью  можно выделить антиинфляционную стратегию, включающую цели и меры долговременного характера, и антиинфляционную тактику, результаты которой становятся очевидными уже в кратковременном периоде.

    Антиинфляционная стратегия включает четыре основных компонента:

      Первый компонент такой стратегии  - уменьшение инфляционных ожиданий, в частности обесценивание сбережений. Это достигается двумя наборами  методов: во-первых, всемерным укреплением  механизмов рыночной системы;  во-вторых, формированием и реализацией  курса на постепенное искоренение  неуправляемой инфляции и повышения  доверия большинства населения.

      Второй компонент антиинфляционной  стратегии – денежная политика, целью которой является регулирование  прироста денежной массы. А  методами – введение жестких  лимитов на ежегодные приросты  денежной массы.

      Третьим компонентом антиинфляционной  стратегии является бюджетная  политика, основная цель которой  принятие и исполнение сбалансированного,  бездефицитного бюджета. Методами  сокращения бюджетного дефицита  с перспективой его полной  ликвидации могут быть: увеличение  доходов бюджета и уменьшение  расходов государства.

      Еще один блок антиинфляционной стратегии - защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Основными методами решения этих стратегических задач являются методы регулирования платежного баланса, а также регулирование валютного курса.

    Антиинфляционная тактика выступает  как совокупность методов краткосрочной  антиинфляционной политики, рассчитанной  не на устранение глубинных  причин инфляции и демонтаж  ее основных механизмов, а на  сильные, но краткосрочные эффекты.  Эти методы носят, как правило,  чрезвычайный характер и направлены  на уменьшение текущего инфляционного  давления. Они могут подготовить  почву для применения долгосрочных  стратегических мер. [16, c.131]

    Меры антиинфляционной тактики  в зависимости от цели условно  можно разделить на две группы:

    При необходимости увеличения  совокупного предложения без  адекватного увеличения совокупного  спроса применяется льготное  налогообложение, приватизация государственной  собственности.

    Для снижения текущего спроса  без соответствующего падения  предложения используются повышение  процентных ставок по вкладам  и депозитам, развитие акционерных  форм собственности, стимулирование  приобретения недвижимости, проведение  денежных реформ.

    Заканчивая обзор антиинфляционной  политики, следует подчеркнуть, что  правительство не свободно в  выборе своего курса, поскольку  издержки такой политики в  разной степени затрагивают интересы  различных секторов экономики.  Если сокращение бюджетного дефицита  будет осуществляться путем сокращения  государственных расходов, то издержки  такой политики лягут в основном  на сферу, финансируемую за  счет бюджета (предприятия, имеющие  доступ к дешевым кредитам  и безвозмездным дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если оно будет  осуществляться за счет роста  налогов на прибыль и экспортных  тарифов, издержки лягут в основном  на предпринимателей и работников  негосударственных предприятий.  Распределение бремени повышения  личных налогов зависит от  того, будет ли это распределение  пропорциональным или прогрессивным. 

     Поэтому правительство постоянно испытывает давление «групп интересов» и в случае своей слабости может оказаться  вообще не способным к выбору и  последовательному осуществлению  своего политического курса.

       В целом из анализа причин возникновения инфляции следует, что ее предотвращению лучше всего способствуют скоординированные действия правительства и частного сектора.

     Правительству следует в ходе:

      -  фискальной политики стабилизировать государственные расходы и       

         систему налогообложения;

      -  денежной политики стремиться к равенству темпов роста предложения  

         денег, темпам роста производственного потенциала страны            

         (национального дохода полной занятости);

      -  валютной политики не допускать импорта инфляции.

     В то же время предпринимателям и домашним хозяйствам при определении политики заработной платы следует придерживаться равенства темпов роста ставки заработной платы темпам роста производительности труда.

     Необходимо  подчеркнуть, что искоренить инфляцию, «одержать окончательную победу над ней» в современных условиях едва ли возможно.   

     Современная рыночная экономика инфляционная по своей сути, поэтому роль государственной  антиинфляционной политики заключается  в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.[15, с. 130-136] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПРОБЛЕМА  ИНФЛЯЦИИ  И  АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

    В  РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1.  Особенности развития инфляционных процессов в Республике

        Беларусь

     Анализируя  проблему инфляции, нельзя не рассмотреть  ситуацию, сложившуюся в Республике Беларусь. В настоящий момент проблема инфляции, съедающей денежные средства субъектов хозяйствования и граждан, представляется если и не настолько  острой, как при гиперинфляции  в 1993-1994 г., то, по крайней мере, заслуживающей  внимания с нашей стороны.

       Инфляция является основным дестабилизирующим фактором экономики и оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения. Она тормозит естественное расширение производственной активности экономики. Поэтому в условиях высокой инфляции модернизация и стабильный объем экономики невозможны.

     В нашей экономике инфляция спроса проявляется следующим образом: спрос населения и объектов хозяйствования не встречает требующих по качеству отечественных изделий и вызывает повышенный спрос на импортные товары, что приводит к превышению спроса на валюту над ее предложением.

       В результате падает валютный  курс, и вместе с ним растут  рублевые цены на импортные  факторы производства, которые в  свою очередь через инфляцию  издержек повышает цены на  отечественные товары.

     С 1995 года в Беларуси доминирующим типом  инфляции является инфляция издержек. Причем стоимость факторов производства в Беларуси растет, поэтому производители  пытаются передать дальше возросшие  затраты, назначая у Министерства экономики  более высокие цены.

     Предпосылки роста инфляции были заложены, прежде всего, в самой структуре экономики  республики. Её корни лежат в истории, в уникальной диспропорциональности  советской экономики. В Беларуси получили развитие такие отрасли  как машиностроение, станкостроение, приборостроение, химическая и нефтехимическая. В то же время отрасли, которые  должны были обеспечивать потребности населения в товарах потребительского назначения и сбалансировать экономику, не были достаточно развиты. В результате доля потребительского сектора в валовой продукции промышленности значительно снизилась и составила в 1990 г. 32,6%. Искаженные ценовые пропорции отражали деформированность структуры экономики, заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции. Ситуацию усугубила неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг.

     Значительную  долю средств от потребления отвлекала  высокая милитаризация экономики. Из-за всех этих факторов фонд потребления, идущий на удовлетворение платёжеспособных потребностей домашних хозяйств, неуклонно  падал. К началу 1990 г. он составил менее 40 % в ВНП республики.[28, с. 87]

    Основные причины и условия  белорусской инфляции лежат в  монетарной сфере и проявляются  в следующем:

       -  На начальном этапе развития рыночной экономики происходит   

          вынужденное наращивание эмиссии денег;

       -  Обвальное падение курса белорусского рубля;

       -  Высокая степень бюджетизации экономики.

        -  Наличие импортируемой инфляции, которая имеет следующие причины:   

          рост цен на импортируемые товары и снижение валютного курса

          национальной денежной единицы.

       -  Долларизация экономики, которая представляет собой фактическое

          превращение наличной иностранной валюты в один из компонентов

          внутренней денежной массы и создает дополнительный стимул

          возбуждения инфляции спроса.

       Правда, в 1995 г. стабилизация валютного курса и ограничение введения на операции с валютой, повлияли на уменьшение масштабов долларизации экономики, однако не устранили самой тенденции.

          -  Зависимость цен на внутриреспубликанском уровне от цен на

              энергоносители, которые импортируются из стран СНГ (в результате

              происходит раскручивание спирали «цена-выпуск»).

     Также причинами является печатанье денег  для различных государственных  программ, несовершенство налогового законодательства, несовершенство и  непоследовательность денежно-кредитной  политики, проводимой Национальным банком Республики Беларусь, несовершенство бюджетной политики государства.

3.2. Этапы  развития инфляции в Республике  Беларусь

     Национальная  экономика пережила сложные потрясения в результате глубокого трансформационного кризиса. Экономисты выделяют четыре периода  динамики инфляционных процессов, которые  отличались как видами и формами  проявления инфляции, так и проводимой денежно-кредитной политикой.

     Первый  период (1990 – 1994 гг.). Связан с углублением экономического кризиса, вызванного разрывом хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности.

Информация о работе Антиинфляционная политика