Анализ и учет банкротства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:10, курсовая работа

Описание

Финансовая несостоятельность (банкротство) – это неизбежное явление, которое присутствует в экономике любой страны с рыночной ориентацией. Рынок использует несостоятельность в качестве инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики. Несостоятельность организации можно определить как хроническую ее неплатежеспособность, т.е. такое кризисное финансовое состояние, при котором организация не способна в течении нормативно установленного срока выполнить долговые обязательства и самостоятельно восстановить свою платежеспособность

Содержание

Введение
3
1. Реформы законодательства о несостоятельности (банкротства)
4
2. Правовые основы несостоятельности (банкротства)
6
3. Предупреждение банкротства
8
4. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде
8
5. Арбитражные процедуры
10
6. Упрощенные процедуры банкротства
13
Заключение
15

Работа состоит из  1 файл

Анализ и учет банкротства.doc

— 80.00 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение

3

1. Реформы законодательства о несостоятельности (банкротства)

4

2. Правовые основы несостоятельности (банкротства)

6

3. Предупреждение банкротства

8

4. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде

8

5. Арбитражные процедуры

10

6. Упрощенные процедуры банкротства

13

Заключение

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Финансовая несостоятельность (банкротство) – это неизбежное явление, которое присутствует в экономике любой страны с рыночной ориентацией. Рынок использует несостоятельность в качестве инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки экономики. Несостоятельность организации можно определить как хроническую ее неплатежеспособность,  т.е. такое кризисное финансовое состояние, при котором организация не способна в течении нормативно установленного срока выполнить долговые обязательства и самостоятельно восстановить свою платежеспособность. Банкротство представляет собой  юридически оформленный акт несостоятельности, осуществляемый законодательно установленном порядке.

      Явление банкротство организаций предопределено самой природой предпринимательства, которое всегда сопряжено с неопределенностью достижения его конечных результатов, а значит, с риском потерь на любой стадии производства – от закупки и доставки сырья, и комплектующих изделий до производства и продажи готовых изделий.

       В каждой стране устанавливаются свои особые правила, регламентирующие экономико - правовые отношения по поводу несостоятельности и банкротства организаций. Общей тенденцией для всех государств является чрезвычайно высокий динамизм законодательства о банкротстве, частый его пересмотр, непрерывный поиск компромисса интересов несостоятельных должников, неудовлетворенных кредиторов, общества и государства. 

 

 

 

 

 

1. Реформы законодательства  о несостоятельности (банкротства)

Банкротство представляет собой один из важнейших институтов рыночной экономики. Оно происходит в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

     Необходимость банкротства определяется следующими факторами:

- наличием огромного количества неплатежеспособности организаций;

- невозможностью защиты кредиторов;

- невозможностью ликвидации социально значимых организаций.

Закон о банкротстве:

-обеспечивает механизм ликвидации неэффективных организаций;

- позволяет акционерам с конфликтующими интересами (менеджерам, владельцам, работникам, кредиторам, государственным чиновникам и др.) эффективно вести переговоры в рамках установленной процедуры;

- выступает в качестве инструмента возвращения задолженности кредиторам.

     Для организаций, испытывающих временные финансовые затруднения, но являющихся при этом потенциально прибыльными и состоятельными, закон о банкротстве обеспечивает реализацию механизма финансовой реструктуризации, а также выполняет ряд важнейших функций, в частности поощрение инвестиций за счет обеспечения кредиторов и создание стимулов для менеджеров.

     В  современной России институт банкротства был возрожден  в 1992 г., когда преобразования в экономике и переход к рыночным отношениям существенно осложнили экономическое и финансовое положение большинства предприятий различных форм собственности.

     Банкротство – это сложный процесс, который можно охарактеризовать  с  различных сторон: с юридической, управленческой, организационной, финансовой, учетно – аналитической и др.  Учетно – аналитические аспекты банкротства опираются на нормативно – правовую базу, включающую две основные системы нормативно – правовых документов, регламентирующих:

1.      процедуры банкротства;

2.      учет и отчетность на предприятии.

Нормативно – правовой базой банкротства предприятий Российской Федерации служат следующие основные документы:

- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ; введен в действие с 1 января 1995г.)

- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (принят Государственной думой  5 апреля 1995г.)

- Уголовный кодекс Российской Федерации от 9 июля 1999г. № 158

- Федеральный закон от 26 октября 2002г. № 127 ФЗ. «О несостоятельности (банкротстве)» 

- постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

- Постановления  Правительства РФ от 25 июля 2003г. № 367 «Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа».

     За годы становления и развития рыночных отношений в нашей стране Государственная  дума, учитывая важность для экономики страны законодательной базы регулирования процедуры банкротства, трижды занималась разработкой и принятием  Федерального закона  «О несостоятельности (банкротстве)». Первый – в ноябре 1992г., второй – в марте 1998г., третий – в октябре 2002г. Первый закон в основном был направлен на решение санитарных задач освобождения экономики от неконкурентоспособных предприятий. Практика применения этого закона выявила его несовершенство, поэтому второй закон был принят в 1998 г. и подробнее регламентировал важнейшие процедуры, но  сохранил  его прокредиторскую направленность, что позволяло  недобросовестно перераспределять собственность.  В настоящее   время  основным правовым документом является Федеральный закон от 26 октября 2002г.

№ 127 –ФЗ. Данный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), определяет порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

2. Правовые основы несостоятельности  (банкротства)

     Согласно закону   несостоятельность – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам  и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.  

    Закон о банкротстве распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей,  за исключением:

- казенных предприятий (они ликвидируются по распоряжению Правительства РФ)

- учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Все остальные некоммерческие организации могут быть признаны банкротами.  

    Законодательство о банкротстве направлено не только на ликвидацию предприятия, но и на возможность его оздоровления или мирного урегулирования споров. В связи с этим существуют следующие основные цели законодательства о банкротстве:

- сохранение жизнеспособности фирмы, для чего вводятся такие процедуры, как внешнее управление, финансовое оздоровление и мировое соглашение;

- обеспечение защиты интересов кредиторов, удовлетворяя оптимальным образом их требования по отношению к данной фирме. Поскольку эти две цели противоречат одна другой, в мировой практике законодательство о банкротстве принято делить на продолжниковое, т.е. защищающее интересы должника, и на прокредиторское, направленное на максимально возможное удовлетворение требований кредиторов. Российское законодательство о банкротстве сочетает в себе элементы и того и другого;

- обеспечение наблюдения за сохранностью и наиболее эффективным использованием активов корпорации, испытывающей финансовые трудности, в процессе процедур банкротства.

    Процедуры банкротства способствуют преодолению кризиса неплатежей, прекращению роста просроченной задолженности и предотвращению негативных социальных последствий, связанных с кризисными процессами.  Закон содержит более жесткие требования к  арбитражным управляющим, которым доверяется проведение процедур банкротства.  Особое место отведено банкротству отдельных категорий должников – юридических лиц: градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых, кредитных и страховых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий.

     Статья  29 нового Федерального закона раскрывает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере финансового оздоровления и банкротства. Правительство определяет порядок подачи заявлений уполномоченными органами, объединения и представления требований по денежным обязательствам и обязательным платежам, проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций, координирует отношения власти с  кредиторами в лице представителей государственных внебюджетных фондов. Правительство утверждает правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих и саморегулируемой  организации  по следующим направлениям: финансовый анализ, проверка наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства, проведение и сдача теоретического экзамена, стажировка арбитражных управляющих, контроль деятельности арбитражных управляющих саморегулируемой организацией.

 

3. Предупреждение банкротства.

Законом о банкротстве 2002г. предусмотрено проведение мер по предупреждению банкротства организаций (ст. 30) и досудебной санации (ст. 31).

      Учредители (участники) должника, собственник имущества должника  - унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по предупреждению банкротства организаций.

     До момента подачи заявления о признании должника банкротом меры по его финансовому оздоровлению могут принимать не только учредители (участники), собственники имущества, но и кредиторы и иные лица на основании соглашения с должником.

    Под досудебной санацией понимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, применяемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, его кредиторами и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Досудебная санация осуществляется в форме предоставления финансовой помощи должнику в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника – предприятия.

     В законе не регламентируется ни порядок, ни сроки, ни ответственность участников процедуры, ни контроль за проведением процедуры досудебной санации.

4. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде

Дела о банкротстве находятся в компетенции арбитражного суда. Арбитражные суды рассматривают дела о банкротстве юридических лиц и граждан по правилам, предусмотренным АПК РФ.

     С 1 сентября 2002г. вступил в действие новый АПК № 95 – ФЗ  от 4 июля 2002г. в котором предусмотрена гл. 28 «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)». Вынесенные определения суда, обжалование которых предусмотрено законодательством, могут быть обжалованы в арбитражном суде апелляционной инстанции в течении 10 дней со дня их вынесения. Рассмотрение дел о несостоятельности производится по месту нахождения должника – юридического лица. Особенностью процесса банкротства является отсутствие истца и ответчика – есть только заявитель, которым может быть должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы.

    От имени должника выступает руководитель должника – юридического лица или арбитражный управляющий. Данное лицо должно беспристрастно влиять на процесс банкротства в интересах,  как должника, так и кредитора. Кандидатура арбитражного управляющего должна отвечать ряду требований, предъявляемых  Законом № 127 – ФЗ.

     Для осуществления своих функций, согласно ст. 20.3 Закона арбитражный управляющий наделен необходимыми правами и обязанностями. Он имеет право: созывать собрание кредиторов и комитет кредиторов, обращаться в арбитражный суд по спорным вопросам, привлекать других лиц на договорной основе оплатой их деятельности и др. К числу обязанностей  отнесены: принятие мер по защите имущества должника, анализ финансового состояния должника, рассмотрение требований кредиторов.

Информация о работе Анализ и учет банкротства