Анализ и планирование оптового оборота предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 20:37, курсовая работа

Описание

Целью написания курсовой работы является планирование и выявление резервов роста оптового оборота предприятия на основе его экономического анализа.
Для решения поставленной цели нужно выполнить следующие задачи в курсовой работе:
• изучить теоретические и методические аспекты темы курсовой работы на основе экономической литературы,
• изучить организационно-экономическую характеристику предприятия и проанализировать его основные экономические показатели,

Содержание

Введение
1. Теоретические и методические основы анализа и планирования оптового оборота предприятия
1.1. Оптовый оборот: понятие, сущность, виды и их классификация
1.2. Методика планирования оптового оборота
1.3. Методы планирования оптового оборота
2. Анализ оптового оборота ИП Хало С.Н.
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2. Анализ динамики оптового оборота
3. Планирование и определение резервов роста оптового оборота
3.1. Планирование общего объема оптового оборота
3.2. Распределение плана оптового оборота по периодам времени и товарным группам
3.3. Определение резервов роста оптового оборота
Заключение
Библиографический список
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Анализ и планирование оптового оборота предприятия.doc

— 666.00 Кб (Скачать документ)

 

Уд.-в. тов. гр.= Уд.в.1 года i-й тов. гр. + Уд.в.2 года i-й тов. гр + Уд.в.3 года i-й тов. гр

3

(7)

где

Уд.-в. тов. гр

– средний удельный вес оборота товарной группы в общем

объеме оптового оборота, %

 

Оптовый оборот какой-либо товарной группы рассчитывается следующим образом:

 

опл. i-й тов. гр. = опл. год х Уд.-в. тов. гр

100

(8)

где

опл. i-й тов. гр

– планируемый оптовый оборот по отдельной товарной

группе, тыс.руб.

Планирование оптового оборота предприятия также включает в себя планирование и нормирование товарных запасов.

Планирование товарных запасов – это комплексный процесс, включающий анализ состояния товарных запасов, динамики развития по местонахождению, по назначению, установлению оптимального их состояния по звеньям товародвижения, а также определению необходимых размеров этих запасов [15. С 87].

Планированию подлежат все виды товарных запасов, классифицируемые по назначению (текущего хранения, сезонного хранения, досрочного завоза и целевого назначения).

Важнейшим элементом планирования товарных запасов является их нормирование. При этом нормированию подвергаются товарные запасы только текущего хранения. Нормативы товарных запасов являются критерием оценки деятельности предприятий, торговли. Их закладывают в расчеты товарного обеспечения товарооборота и в другие расчеты показателей.

Основными показателями нормирования товарных запасов являются:

                         Норма товарных запасов – относительный показатель, рассчитываемый в днях.

                         Норматив товарных запасов - запас, необходимый для обеспечения бесперебойной реализации с целью наиболее полного удовлетворения объема и структуры покупательского спроса [9. С. 88].

Норматив товарных запасов устанавливается в абсолютных размерах (натуральных и денежных единицах) и рассчитывается следующей формуле:

 

 

Норматив ТЗ = НТЗ х О-дн.

 

(9)

где

НТЗ

- норма товарных запасов, дни;

 

О-дн

- среднедневной оптовый оборот, тыс.руб.

 


Нормирование товарных запасов может, осуществляется несколькими методами (рис. 2).

 

Рис. 2. – Методы нормирования товарных запасов

 

1.            Эвристические методы.

1.1. Опытно-статистический метод основан на анализе динамических рядов, характеризующих товарооборачиваемость и статистической отчетности, где анализируются:

                                     состояние и динамика товарных запасов;

                                     состав товарных запасов;

                                     оборачиваемость и степень обеспеченности оптового оборота;

                                     размещение товарных запасов.

 

1.2. Метод экспертных оценок - основан на субъективном понимании ситуации и перспектив развитии несколькими специалистами-экспертами.

Данный метод используется, в основном, если ставится задача, методы решения которой неизвестны или если получение информации, связано с большими затратами (материальными и трудовыми).

На практике метод экспертных оценок используется:

      при нормировании товарных запасов досрочного завоза, текущего хранения;

      при дифференцировании нормативов товарных запасов между оптом и розницей;

      для характеристики степени соответствия товарных запасов спросу населения [12. С.89].

3. Метод пропорционального отклонения. В основе данного метода заложен принцип, согласно которому отклонение фактического запаса от среднего всегда должен быть вдвое меньшим, чем отклонение объема реализации от среднемесячного товарооборота.

 

, (10)

 

где

ТЗ нач.мес.

- товарные запасы на начало месяца, тыс.руб.;

 

- средние товарные запасы, тыс.руб.;

 

О мес.

- оборот за месяц, тыс.руб.;

 

О ср.мес.

- среднемесячный оборот, тыс.руб.

 

2. Метод технико-экономических расчетов (нормативный) включает в себя несколько этапов

I этап – расчет нормы товарных запасов по элементам, по отдельным товарам и группам. Для осуществления расчета нормы товарных запасов по данному методу товарные запасы нужно представить как совокупность составных элементов в зависимости от их назначения в процессе реализации (рис. 3) и определить следующей формулой:

 

НТЗ = З торг. + З страх. + Вп, (11)

 

где З торг. – торговый запас, дни;

З страх. – страховой запас, дни;

Вп – время на приемку и подготовку товара к реализации, дни.              

 

Торговый запас является основной частью нормы товарного запаса и складывается из торгового запаса и запаса пополнения:

 

З торг. = РЗ + ЗП, (12)

 

где РЗ – рабочий запас, дни;

ЗП – запас пополнения, дни.

Рабочий запас – это масса товаров, находящихся в торговом зале для показа и непосредственного отпуска покупателя, которая включает в себя представительный ассортиментный набор и запас в размере однодневного оборота.

Представительный ассортиментный набор – это демонстрационный запас, находящийся в торговом зале, который должен содержать все количество ассортиментных разновидностей:

ПАН = А х Ц, (13)

где ПАН – представительный ассортиментный набор, тыс.руб.,

А – количество ассортиментных разновидностей, которыми торгует предприятие, ед.;

Ц - средняя цена единицы товара, тыс.руб.


 

Рис. 3 - Элементы товарного запаса

 

Запас в размере однодневного оборота – это масса товаров, хранящаяся также в торговом зале, ежедневно пополняемая за счет запаса пополнения, предназначенная для непосредственного отпуска товаров покупателям.

Таким образом, рабочий запас можно представить следующей формулой:

 

(14)

 

где О ср. дн. - среднедневной оборот, тыс.руб.

Запас текущего пополнения – это масса товаров, находящихся на складах предприятия, предназначенная для обеспечения бесперебойной реализации товаров в период между поставками. Запас текущего пополнения зависит от частоты завоза товаров и комплектности поступления, которая характеризует среднее количество ассортиментных разновидностей, обновляемое каждой партией поставки. При этом, чем выше частота завоза, т.е. меньше интервал между поставками, и комплектность поставки, тем меньше величина запаса текущего пополнения:

 

И

2 х Кк

ЗП= (15)

 

 

где И – интервал поставки товаров, дни;

Кк – коэффициент комплектности:

 

Кк = а / А, (16)

 

где а – количество разновидностей товаров, поступающих в одной партии, ед.

Страховой запас предназначен для обеспечения бесперебойной продажи товаров в случае возникновения непредвиденных обстоятельств (резкое возрастание спроса, невозможность осуществить своевременную закупку и поставку товаров и т.д.) . Страховой запас устанавливается по каждой группе товаров в процентах ко всему торговому запасу из следующего расчета:

- по невзаимозаменяемым товарам - в размере до 100% товарных запасов;

- по отдельным продовольственным и непродовольственным товарам - до 50%.

Время на приемку и проверку качества товаров, подготовку их к продаже устанавливается на основании данных изучения затрат времени на эти операции, а также с учетом опыта и дальнейшей рационализации приемки и подготовки товаров к продаже.

II этап– расчет норматива товарных запасов по отдельным товарам и группам, основан на применении формулы (10).

На основе проведенного нормирования товарных запасов по отдельным товарным группам в целом по предприятию определяют прирост норматива по сравнению с нормативом прошлого года ():

Нтз = Норматив тз IVкв.будущего года – Норматив тз IVкв.отчетн. года, (17)

Распределение прироста норматива товарных запасов по кварталам года происходит следующим образом:

      при равномерном распределении оптового оборота будущего года по кварталам - по 25% прироста норматива товарных запасов;

      при неравномерном распределении оптового оборота по кварталам будущего года - в соответствии с удельными весами квартальных оборотов в общем объеме оборота будущего года [12. С. 92].

Заключительным моментом планирования оптового оборота является расчет товарного обеспечения оптового оборота, целью которого является экономическое обоснование объема товарных ресурсов, необходимых для обеспечения оптового оборота по направлениям и формам продаж и по отдельным товарным группам [7. С.60].

Товарное обеспечение может быть рассчитано как в натуральных, так и в стоимостных показателях.

Расчет товарного обеспечения оборота включает в себя:

                         расчет планового объема поступления и закупок товаров на оптовом предприятии;

                         планирование источников поступления товаров на оптовое предприятие с оценкой выбора поставщиков и определением объемов и сроков поставок товаров.

Планирование товарного обеспечения оптового оборота осуществляется в несколько этапов.

1 этап. Изучение экономических предпосылок расчета товарного обеспечения оборота на плановый период, включающий в себя:

                         анализ внешней и внутренней среды оптового предприятия и их изменения в плановом периоде;

                         анализ оптового оборота по формам продаж и видам продаж за ряд предшествующих лет;

                         анализ состояния и эффективности использования товарных запасов оптового предприятия и их плановый размер по общему объему и а разрезе ассортимента;

                         характеристика выбытия товаров в пределах норм естественной убыли;

                         оценка тенденций развития объема и удельного веса транзитного оборота в составе общего оптового оборота предприятия;

                         анализ и оценка заключенных договоров на поставку товаров в плановом периоде;

                         сравнительная характеристика основных поставщиков товаров в оптовое предприятие;

                         анализ уровня инфляции в районе деятельности оптового предприятия и уровня средних цен в опте и рознице и т.д. [7. C.61].

Информация о работе Анализ и планирование оптового оборота предприятия