Анализ и оценка состава, структуры и динамики собственного капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 00:15, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – провести оценку и анализ состава, структуры и динамики собственного капитала предприятия.
В соответствии с целью курсовой работы были сформулированы задачи исследования:
- рассмотреть теоретические основы понятия собственного капитала;
- изучить структуру собственного капитала предприятия;
- привести экономические показатели эффективности использования собственного капитала предприятия;
- провести анализ источников формирования собственного капитала ТОО «Новомосковск-Сервис»;
- исследовать показатели эффективности использования собственного капитала ТОО «Новомосковск-Сервис»;
- определить основные направления повышения эффективности использования собственного капитала ТОО «Новомосковск-Сервис».

Содержание

Введение 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТАВА, СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА. 6
1.1. Теоретические основы понятия собственного капитала 6
1.2. Структура собственного капитала предприятия 12
1.3. Экономические показатели эффективности использования собственного капитала предприятия. 20
2. АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОГО КАПИТАЛА ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ТОО «Новомосковск-Сервис» 27
2.1. Источники формирования собственного капитала ТОО «Новомосковск-Сервис» 27
2.2. Исследование показателей эффективности использования собственного капитала ТОО «Новомосковск-Сервис» 33
2.3. Основные направления повышения эффективности использования собственного капитала ТОО «Новомосковск-Сервис» 36
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение 1 51

Работа состоит из  1 файл

КР Анализ собственного капитала.doc

— 878.00 Кб (Скачать документ)

    Существует  много факторов, влияющих на уровень  рентабельности. Эти факторы можно  подразделить на внутренние и внешние. Внешние - это факторы, не зависящие от усилий данного коллектива, например изменение цен на материалы, продукцию, тарифов перевозки, норм амортизации и т.д. Такие мероприятия проводятся в общем масштабе и сильно воздействуют на обобщающие показатели производственно – хозяйственной деятельности предприятий.

    Структурные сдвиги в ассортименте продукции  существенно влияют на величину реализованной продукции, работ, услуг, себестоимость и рентабельность производства.

    Рентабельность  можно рассматривать как результат  воздействия технико-экономических  факторов, а значит как объекты  технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно - хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.

    Для разработки руководством предприятия  действий по повышению рентабельности предприятия необходимо:

  • оценить динамику показателей рентабельности предприятия и определить факторы, влияющие на эти показатели;
  • выявить и изучить причины потерь и убытков, вызванных бесхозяйственностью, ошибками в руководстве и другими упущениями в производственно – хозяйственной деятельности предприятия;
  • выявить пути возможного увеличения дохода и рентабельности предприятия.

    Наиболее  изученные факторы роста любого показателя рентабельности зависят от единых экономических явлений и процессов. Это, прежде всего:

  • совершенствование системы управления производством в условиях рыночной экономики на основе преодоления кризиса в финансово-кредитной и денежной системах;
  • повышение эффективности использования ресурсов предприятиями на основе стабилизации взаимных расчетов и системы расчетно-платежных отношений;
  • индексация оборотных средств и четкое определение источников их формирования.

    Важным  фактором роста рентабельности в  нынешних условиях является работа предприятий  по ресурсосбережению, что ведет  к снижению себестоимости, а, следовательно, - росту дохода. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых видов производства и вовлечение в производство новых ресурсов. Снижение себестоимости должно стать главным условием роста доходности и рентабельности производства.

    Благополучие  предприятия в финансовой области  обеспечивается за счет действия как  внешних, так и внутренних факторов, причем для предпринимателя особое значение приобретают, прежде всего, внешние обстоятельства, которые он изменить не может и вынужден к ним приспосабливаться. Внутренние возможности предприятия используются таким образом, чтобы эффективно задействовать внешние факторы.

    Анализ  внешней среды служит инструментом, при помощи которого руководство контролирует внешние по отношению к предприятию факторы с целью предвидеть потенциальные опасности и вовремя задействовать вновь открывающиеся возможности.

    Изучение  внешней среды позволяет предприятию  своевременно спрогнозировать появление рыночных опасностей, подготовить ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит предприятию достигнуть поставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

    Внешняя среда – это все те внешние факторы, которые влияют на деятельность предприятия и, в свою очередь, испытывают на себе его воздействие. К ним относятся географические, международные, национальные, политические, правовые, экономические, социальные и другие факторы.

    В последнее время все более важное значение приобретают сбыт, реклама, продвижение товара. Эти показатели занимают одно из центральных мест в анализе. Предприятие может рассчитывать на успех на рынке только в том случае, если оно имеет активных и компетентных реализаторов ее товаров и услуг, агрессивную, творчески разработанную рекламу, целостную систему продвижения товаров и услуг к покупателю.

    Таким образом, поиск резервов для повышения  эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов - одна из важнейших задач любого производства. Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательного финансового экономического анализа. Существуют резервы увеличения рентабельности. К ним относятся: увеличение объема производства и реализации продукции (работ, услуг), снижение их удельной себестоимости и повышение качества, управление внешней средой предприятия.

    Далее рассмотрим повышение эффективности  использования собственного капитала предприятия методами увеличения оборачиваемости его активов.

    Важную  роль в повышении эффективности функционирования предприятия играет ускорение оборачиваемости собственного капитала предприятия, так как чем быстрее собственный капитал сделает кругооборот, тем больше предприятие получит и реализует продукции (работ, услуг) при одной и той же сумме капитала за определенный отрезок времени.

    Ускорение оборачиваемости оборотных средств  зависит от времени нахождения их на различных стадиях производственно-сбытового цикла, сокращения его длительности.

    Следовательно, ускорение оборачиваемости оборотных средств является первоочередной задачей повышения деловой активности предприятия в современных условиях и достигается различными путями.

    На  стадии создания производственных запасов  таковыми могут быть:

  • внедрение экономически обоснованных норм запаса;
  • приближение поставщиков сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др. к потребителям;
  • широкое использование прямых длительных связей;
  • расширение складской системы материально-технического обеспечения;
  • комплексная механизация и автоматизация производства.
  • На стадии незавершенного производства:
  • ускорение научно-технического прогресса (внедрение прогрессивной техники и технологии, особенно безотходной и малоотходной, роботизированных комплексов, роторных линий, химизация производства);
  • развитие стандартизации, унификации, типизации;
  • совершенствование форм организации производства, применение более дешевых конструктивных материалов;
  • совершенствование системы экономического стимулирования экономного использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов;
  • увеличение удельного веса продукции (работ, услуг), пользующейся повышенным спросом.

    На  стадии обращения:

  • приближение потребителей продукции (работ, услуг) к ее изготовителям;
  • совершенствование системы расчетов;
  • увеличение объема реализованной продукции (работ, услуг) вследствие выполнения заказов по прямым связям, досрочного выпуска продукции (работ, услуг);

    Если  говорить об улучшении использования  оборотных средств, нельзя не сказать  и об экономическом значении экономии оборотных средств, которая выражается в следующем:

  • снижение удельных расходов сырья, материалов, топлива обеспечивает производству большие экономические выгоды. Оно, прежде всего, дает возможность из данного количества материальных ресурсов выработать больше готовой продукции (работ, услуг) и выступает поэтому как одна из серьезных предпосылок увеличения масштабов производства.
  • стремление к экономии материальных ресурсов побуждает к внедрению новой техники и совершенствованию технологических процессов.
  • экономия в потреблении материальных ресурсов способствует улучшению использования производственных мощностей и повышению общественной производительности труда.
  • экономия материальных ресурсов в огромной мере способствует снижению себестоимости продукции (работ, услуг).
  • существенно влияя на снижение себестоимости продукции, экономия материальных ресурсов оказывает положительное воздействие и на финансовое состояние предприятия.

    Таким образом, экономическая эффективность  улучшения использования и экономия оборотных фондов весьма велики, поскольку они оказывают положительное воздействие на все стороны производственной и хозяйственной деятельности предприятия.

    На  каждом предприятии имеются резервы  экономии материальных ресурсов. Под резервами следует понимать возникающие или возникшие, но еще не использованные (полностью или частично) возможности улучшения использования материальных ресурсов.

    В зависимости от характера мероприятий  основные направления реализации резервов экономии ресурсов в промышленности и на производстве подразделяются на производственно-технические и организационно-экономические.

    К производственно-техническим направлениям относятся мероприятия, связанные  с качественной подготовкой сырья  к его производственному потреблению, совершенствованием конструкции машин и оборудования, применением более экономичных видов материалов, внедрением новой техники и прогрессивной технологии, обеспечивающих максимально возможное уменьшение потерь материальных ресурсов в процессе производства продукции (работ, услуг), максимально возможным использованием вторичных материальных ресурсов.

    К основным организационно-экономическим  направлениям экономии материальных ресурсов относятся: комплексы мероприятий, связанных с повышением научного уровня нормирования и планирования материалоемкости продукции (работ, услуг), разработкой и внедрением технически обоснованных норм и нормативов расхода материальных ресурсов; комплексы мероприятий, связанных с установлением прогрессивных пропорций, заключающихся в ускоренном развитии производства новых, более эффективных видов продукции (работ, услуг).

    Главное направление экономии материальных ресурсов на каждом конкретном предприятии – увеличение выхода конечной продукции (работ, услуг), используя одного и то же количество материальных ресурсов на рабочих местах - зависит от технического оснащения производства, уровня мастерства работников, уровня организации материально-технического обеспечения, количества норм расхода и запасов материальных ресурсов, обоснованности их уровня.

    Как видно из проведенного анализа, оборотный капитал на предприятии ТОО «Новомосковск-Сервис» занимает небольшое место в структуре всех средств, что может негативно сказаться на эффективности деятельности предприятия. Таким образом, важной задачей в части повышения деловой активности ТОО «Новомосковск-Сервис» является обеспечение оптимального соотношения между платежеспособностью и рентабельностью путем поддержания соответствующих размеров оборотных активов.

    В современных условиях крайне важно  правильно определять потребность  в оборотных средствах. Оборотные средства предприятия должны быть распределены по всем стадиям кругооборота в соответствующей форме и в минимальном, но достаточном объеме.

    Следовательно, предприятию необходимо увеличить  объем текущих активов. Для этого руководству предприятия нужно точно знать размер оборотных средств, необходимых предприятию для нормальной производственной деятельности.

    Данная  величина определяется и устанавливается  предприятием путем разработки норм и нормативов оборотных средств, которые должны обеспечить постоянную потребность предприятия в производственных запасах, незавершенном производстве, в средствах для расходов в будущих периодах, в остатках готовой нереализованной продукции (работ, услуг) в планируемом году с учетом условий производства, снабжения и сбыта продукции (работ, услуг).

    Норма - установленная мера оборотных средств, величина, выраженная в днях, процентах  и других измерителях (норма оборотных  средств — в днях, норма запасов  — в руб. и т.п.). Норматив - величина регламентированной суммы денежных средств, необходимой предприятию на тот или иной плановый период для образования переходящих минимальных запасов по элементам оборотных средств.

    Как правило, минимальная потребность  предприятия в оборотных средствах покрывается за счет собственных источников: прибыли, уставного капитала, резервного капитала и др. Однако в силу ряда объективных причин (инфляция, рост объемов производства, задержки в оплате счетов клиентов и др.) у предприятия возникают временные дополнительные потребности в оборотных средствах. В этих случаях финансовое обеспечение хозяйственной деятельности сопровождается привлечением заемных источников — банковских и коммерческих кредитов, займов инвестиционного налогового кредита и др.

    Как известно, критерием эффективности  управления оборотными средствами служит фактор времени. Чем дольше оборотные средства пребывают в одной и той же форме (денежной или товарной), тем при прочих равных условиях ниже эффективность их использования, и наоборот.

    В целом в результате анализа эффективности использования предприятием оборотного капитала предприятия можно сделать следующие выводы:

    - на деловой активности предприятия  негативно сказывается небольшой  размер оборотных средств предприятия  в структуре всех средств. 

Информация о работе Анализ и оценка состава, структуры и динамики собственного капитала