Анализ антиинфляционных мер в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июля 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание

Таким образом, целью данной курсовой работы является исследование антиинфляционной политики в Российской Федерации и её эффективности.
Задачи поставлены следующие:
рассмотреть особенности инфляции в условиях рынка;
проанализировать инфляционные процессы и антиинфляционные меры в Российской Федерации.
Объектом данного исследования является антиинфляционная политика.
Предметом работы являются особенности инфляции в условиях рынка и система антиинфляционных мер в Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Особенности инфляции в условиях рынка 5
1.1. Понятие и виды инфляции 5
1.2. Особенности антиинфляционной политики Российской Федерации 6
1.3. Социально-экономические последствия инфляции 13
2. Анализ антиинфляционных мер в Российской Федерации 16
2.1. История развития антиинфляционной политики 16
2.2. Антиинфляционная политика Российской Федерации 27
2.3. Эффективность антиинфляционной политики в Российской Федерации 32
Заключение 34
Список используемых источников 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 15964.doc

— 271.00 Кб (Скачать документ)

Денежные власти использовали практически неизменную макроэкономическую политику. Ее суть состояла в поисках компромисса между укреплением рубля, возможностями стерилизации ликвидности и размерами инфляции.

На первом этапе существенный вклад в стерилизацию ликвидности  внесли повышение резервных требований и увеличение средств на счетах коммерческих банков в ЦБ. Однако этот источник стерилизации вскоре оказался исчерпан и основным способом стерилизации сейчас остается наращивание средств расширенного правительства на счетах ЦБ.

Результаты такой политики можно проиллюстрировать итогами 2000г. Банк России увеличил свои валовые резервы на 15,5 млрд долл, что эквивалентно 6,2% ВВП. Реальный эффективный курс рубля (по отношению к корзине валют) повысился за год на 20%, а в случае невмешательства ЦБ укрепление могло бы превзойти 100%. Инфляция осталась в умеренных пределах, составив за год (декабрь к декабрю) 20%. Правительство использовало существенную часть полученных дополнительных доходов на стерилизацию: прирост остатков средств расширенного правительства на счетах ЦБ составил за год 161 млрд руб (2,3% ВВП).

Представляется, что фактически реализуемый компромисс близок к  оптимальному из достижимых в рамках данного подхода. Вместе с тем, полученные результаты вряд ли можно оценить  однозначно положительно. К основным недостаткам проводимого властями варианта макроэкономической политики, по мнению экспертов, следует отнести следующие:

- укрепление рубля  оказалось больше желательного. Объективный ориентир приемлемой скорости укрепления рубля определяется возможностями адаптации производителей к усиливающейся международной конкуренции. Его можно качественно оценить как 4-5% в среднем в год и не более 10% в каждый отдельно взятый год;

- стерилизация по средством  накопления бюджетных средств  на счетах ЦБ РФ фактически означает перераспределение дополнительных доходов правительства Центральному банку. Это было бы оправдано лишь в случае, если бы Россия подвергалась серьезной угрозе валютного кризиса и не испытывала бы никаких других проблем (например, проблем с обслуживанием внешнего долга и т.д.);

-  инфляция также  превзошла желаемый уровень. Хотя  итоги за год практически вписались  в первоначальный прогноз (18-20%), ускорение темпов инфляции во 2 полугодии сформировало высокий  уровень ожиданий, который сыграл  существенную роль в том, что в 2001 г рост цен не удалось снизить как планировалось.

Этот факт имеет большое  значение. В самом общем виде негативный эффект инфляции состоит в том, что  ее излишне высокий уровень оказывает  неблагоприятное действие на экономический  рост. Однако нет единой точки зрения какие же размеры инфляции следует считать «излишне высокими». Оценки границы «допустимой» инфляции полученные в эмпирических исследованиях разными авторами, различаются, находясь в пределах от 10 до 40% в год. Имеются примеры стран, достаточно динамично развивающихся на протяжении ряда лет при инфляции на уровне 20-25% в год.

Действуя в основном экономическими мерами, Правительство  повышает  заинтересованность производителей и населения в укреплении национальной валюты. Предлагает проведение следующих мер, направленных на увеличение валютных резервов страны:

- стимулирование увеличения  экспортной выручки за счет  создания льготных условий налогообложения  и экспортных льгот;

- создание льготных  условий для расширения производства отечественной продукции, замещающей импортные поставки;

- расширение рублевой  формы расчетов со странами  СНГ,

- создание специальных  гарантий для валютных вкладов  населения в Сбербанке и т.д.

Происходит активизация  и организация мер воздействия  на коммерческие банки, в частности:

- сокращение числа  банков, имеющих валютные лицензии;

- расширение представительств  иностранных банков в России.

2.2. Антиинфляционная политика Российской Федерации

Антиинфляционная политика включает проведение ряда последовательных мер, первыми среди которых являются меры по сокращению неплатежей и ликвидации денежных суррогатов. Первоочередной мерой в этом направлении стало создание нормально действующей системы расчетов, обеспечивающей потребности экономики в платежных ресурсах, позволяющей осуществлять платежи с минимальными затратами времени и средств. Для организации эффективного контроля за денежным оборотом, без чего невозможно наладить своевременное перечисление средств в бюджет, в срочном порядке ликвидируется множественность корреспондентских и расчетных счетов банков и предприятий. Инвестиционная политика обеспечивает сочетание предоставления средств производителям на развитие и модернизацию производства и предоставление средств потребителям. Весьма перспективной выглядит поддержка государством лизинговых компаний.

России необходимо фундаментально изменить макроэкономическую политику и вновь сконцентрировать внимание на необходимости как можно быстрее  снизить инфляцию. Это позволит автоматически  решить многие проблемы на денежных рынках. Таким образом, бюджетная политика должна быть менее стимулирующей.

Банк России должен позволить  свободное колебание валютного  курса. В сложившихся условиях возможно снижение курса рубля приблизительно на 10%, что может стать хорошим подспорьем для отечественной обрабатывающей промышленности. В последние годы, когда цены на нефть росли и в Россию приходил капитал, курс рубля повышался. Теперь же на фоне падения цен на нефть и оттока капитала эффективный обменный курс рубля находится на неустойчивом уровне.

Хотя в 2009 г. с учетом роста цен на нефть, которые увеличились  в июне 2009 г. по сравнению с концом декабря 2008 г. почти в 2 раза, можно  ожидать как стабилизации курса  рубля, так и снижения инфляции.

Чрезвычайно важно как  можно скорее сократить бюджетные расходы (например, некоторые расточительные статьи, способствовавшие ускорению инфляции в последнее время) и стимулировать банки и компании к возврату внешних займов. После этого Банк России может протестировать валютный рынок, чтобы посмотреть, в каком направлении пойдет курс рубля.

Кроме того, на сегодняшний  день мерами, способствующими снижению инфляции, должны стать:

1. Преодоление межведомственных  разногласий в определении методики  подсчета роста цен. Министерство  экономического развития и торговли РФ предлагает сохранить существующую методику, когда за точку отсчета берется декабрь предыдущего года, а ежемесячные показатели роста цен суммируются в рамках календарного года. Министерство финансов России считает целесообразным перейти на скользящий метод подсчета инфляции, при котором месячный индекс роста цен рассчитывается относительно аналогичного показателя предыдущего года.

В целях более объективного отражения ситуации с ростом цен  в экономике целесообразно рассчитывать инфляцию по росту не только потребительских, но и оптовых цен. Центральный банк РФ должен действовать по принципу установления целевого уровня инфляции, выполняя свою главную функцию — поддержание стабильности цен, т.е. когда уровень инфляции не превышает 2% в год.

2. Введение жесткого  контроля за приростом денежных  агрегатов и достижением целевых  ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитная политика  Банка России не должна характеризоваться  механистическим подходом к контролю  за предложением денег в экономике и динамикой валютного курса. Все остальные функции Банка России должны реализовываться только при соблюдении этой первой заповеди. Данное положение необходимо закрепить законодательно, т.е. внести изменения в Закон о Центральном банке РФ. Основные направления и параметры единой государственной денежно-кредитной политики должны разрабатываться Правительством РФ и также в законодательном порядке утверждаться как минимум на три года.

3. Превращение ставки  рефинансирования в эффективный  инструмент финансовой политики, что окажет непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке. Политика Банка России по вопросу обязательного резервирования должна быть направлена на приближение к общемировым нормам и стандартам. Главное, чтобы размеры и порядок формирования обязательных резервов не были существенным ограничителем кредитных возможностей коммерческих банков. Однако, снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам будет возможным в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности банковского кредитования.

4. Усовершенствование  системы рефинансирования коммерческих  банков таким образом, чтобы  она не сдерживала коммерческие банки в увеличении объёмов кредитования реального сектора экономики.

5. Введение Правительством  нормативных ограничений на осуществление  внешних заимствований государственных  компаний и предприятий с существенным  государственным участием и повышение  объема заимствования внутри  страны.

6. Активизация операций ЦБ России на открытом рынке, позволяющая эффективно управлять объёмом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен.

7. Разработка действенных  механизмов мониторинга и ограничения  роста тарифов на услуги естественных монополий. Не допускать монополизации отдельных рынков товаров и услуг, стимулировать развитие конкуренции между отечественными товаропроизводителями.

8. Содействие росту  финансово рынка и банковской  системы в качестве аккумулятора  денежных ресурсов для целей инвестирования внутренней экономики.

9. Стимулирование сбережений  населения и создание условий  для расширения частных инвестиций  в государственные и корпоративные  ценные бумаги.

Для широких масс населения  России одним из инструментов защиты от инфляции могли бы стать индексируемые государственные облигации, купонные выплаты и выплаты, основные суммы которых автоматически увеличивались бы на величину изменения индекса потребительских цен.12

В долгосрочной перспективе  России необходимо создавать функциональную систему поддержания уровня инфляции в заданных параметрах и функциональную систему стимулирования экономического роста. Такие системы позволят в режиме саморегуляции решать поставленные задачи. Прогнозируя уровень инфляции на 2012 год необходимо отметить, что, по данным Росстата, её показатель за прошлый год явился рекордно низким за всю историю независимости России и составил 6,1 (рис.1) процента, в точности соответствуя прогнозам правительства. Центробанк и Минэкономразвития РФ планируют, что в этом году инфляция не поднимется выше шести процентов.

Рис. 1. Прогноз инфляции по данным Минэкономразвития13

До середины года правительство  также предлагает не индексировать  тарифы электросетевых компаний, что, по его мнению, позволит не допустить роста цен на электричество. Дополнительной мерой по сдерживанию инфляции является замораживание стоимости бензина. Правительство вступило в диалог с предприятиями топливно-энергетического комплекса и достигло договоренности о сохранении цен на топливо на уровне декабря 2011 года.

2.3. Эффективность антиинфляционной политики в Российской Федерации

 За период с 17 по 23 января 2012 года инфляция в России выросла на 100,2%. Суммарно сначала инфляция набрала 0,4%, оправдывая ожидания чиновников.  Среднесуточный прирост цен с 1 по 23 января составил 0,018% в сравнении с 0,014% за весь декабрь 2011 года. Цены на поваренную соль выросли на 1,1%, баранину — на 0,8%, говядину — 0,3%, алкогольные напитки отечественного производства — на 0,6%. Средний рост цен на плодоовощную продукцию в среднем составил 0,5%, в том числе капуста подорожала на 1,1%, а картофель и морковь — на 0,6%. Вместе с тем, цены на бензин снизились на 0,2%, на дизельное топливо — на 0,1%.

 Упомянув о тарифах,  следует отметить, что их среднегодовой рост запланирован правительством на уровне 6-6,5%. Учитывая объявленную отсрочку индексации до 1 июля 2012 года, следует ожидать, что во втором полугодии тарифы вырастут сразу на 12%. Это, по мнению экспертов, может привести к ускорению темпов инфляции в сентябре-октябре до 1-1,5% в месяц.

 Таким образом,  те факторы, которые помогли  правительству справиться с инфляцией  в прошлом году, со второй половины 2012 года начнут оборачиваться против него, оказывая сильное инфляционное давление.

 К другим инфляционным  рискам для России в 2012 году, которые могут иметь негативные  последствия для экономики, относится  упомянутое выше «неформализованное  соглашение» Минэнерго с нефтяниками  о заморозке цен на ГСМ. В  результате вынужденного удержания  цен на топливо, их неизбежное сезонное летнее повышение в 2012 году будет осуществляться на фоне индексации тарифов на ЖКХ и усиливаться очередным этапом повышения акцизов.

Кроме того, низкий показатель инфляции в 2011 году во многом зависел от значительного удешевления плодоовощной продукции вследствие хорошего урожая. Поэтому, в нынешнем году остается риск роста цен на продовольственные товары начиная с весны. В первую очередь на зерно, а за ним поднимутся цены на хлеб и мясо. Установить предельные цены на ряд товаров правительство не в силах, так как сельхозпроизводители несут потери от засухи, что может потребовать поддержки государства.

 Таким образом,  на фоне высокой неопределенности, когда возможны и девальвация,  и более интенсивный рост цен,  главным инфляционным риском для России остается неизбежность того, что со второго квартала 2012 года управление ценами перестанет быть контролируемым и это может привести к их возрастанию.

 

 

 

Заключение

Информация о работе Анализ антиинфляционных мер в Российской Федерации