Агро промышленность в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:13, реферат

Описание

Бедность как результат экономического неравенства в распределении национального продукта присутствует в любой экономической системе, различаются лишь ее формы и масштабы в зависимости от социальных регуляторов, которые вырабатывает общество для ее смягчения.
Существуют различные подходы к определению бедности, в соответствии с которыми правительства и общественные институты различных стран вырабатывают методы позиционирования беднейших социально-экономических групп и способы регулирования их доходов.

Работа состоит из  1 файл

АСП реферат.docx

— 43.68 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Бедность как результат  экономического неравенства в распределении  национального продукта присутствует в любой экономической системе, различаются лишь ее формы и масштабы в зависимости от социальных регуляторов, которые вырабатывает общество для  ее смягчения.

Существуют различные  подходы к определению бедности, в соответствии с которыми правительства  и общественные институты различных  стран вырабатывают методы позиционирования беднейших социально-экономических  групп и способы регулирования  их доходов.

В Казахстане в качестве официальных показателей бедности рассматриваются численность и доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума которые служат основным критерием для определения степени нуждаемости.

Социальная бедность традиционно  охватывает социально уязвимые категории  населения - многодетные и неполные семьи, одиноких пенсионеров и инвалидов. Так называемая экономическая бедность обусловлена тем, что работоспособные  граждане не могут обеспечить себе социально приемлемый уровень благосостояния из-за низкого уровня заработной платы, задержек с ее выплатой, безработицей. Для преодоления экономической  бедности целесообразно использовать меры общеэкономического характера (содействие занятости, реформирование системы  оплаты труда, совершенствование налоговой  политики и др.), в то время как  борьба с социальной бедностью лежит  в плоскости перераспределения  доходов в рамках социальной защиты населения.

Социально-экономическая  политика государства нацелена на повышение уровня жизни населения на основе увеличения реальных располагаемых доходов граждан. В рамках совершенствования политики доходов населения стратегической задачей государства является восстановление воспроизводственной и стимулирующей функций заработной платы, размер которой должен быть достаточным не только для удовлетворения текущих нужд в питании, одежде, жилье, но и потребностей в полноценном ежегодном отдыхе, а также для формирования сбережений.

К проблеме бедности и возможностей ее смягчения технологиями социального  плана обращались и обращаются исследователи  и практики различных отраслей знания. Проблемы богатства и бедности, необходимости  обеспечения социальной справедливости поднимались еще в работах  античных мыслителей - Платона и  Аристотеля. Социальное неравенство, его  место в жизнедеятельности общества нашли отражение в учениях  Т. Гоббса, Г. Спенсера, М. Вебера. Исследования причин бедности через призму классового подхода были предприняты К. Марксом, Ф. Энгельсом и их последователями.

 

 

  1. Понятие, значение и  цели государственной адресной социальной помощи населению

 

Государственную адресную социальную помощь можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под ней понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Республики Казахстан.

В узком смысле определение  государственной социальной помощи непосредственно содержится в Законе РК «О государственной адресной социальной помощи" от 17 июля 2001 г. N 246-II. Итак, государственная  адресная социальная помощь (далее - адресная социальная помощь) – это выплата в денежной форме, предоставляемая государством лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной в областях, городах Астане и Алматы.

Основным методом защиты наиболее уязвимых категорий населения  становится адресное предоставлении социальной помощи лишь тем гражданам, фактическое потребление которых находится ниже прожиточного минимума. Понятие "адресность" в данном контексте означает ограничение круга получателей социальной помощи конкретной целевой группой в зависимости от приоритетов социальной политики государства на данном этапе. Усиление адресности социальной помощи предполагает осуществление законодательных и организационных мер по ограничению круга получателей социальной помощи малоимущими семьями и малоимущими одиноко проживающими гражданами.

Главное же, что характеризует  сегодняшнее социально-экономическое  положение, - это то что, подавляющее  большинство населения попало в  зону риска. Бедным может стать любой  человек  любая  семья.  Речь  идёт  не  только  о  дороговизне  жизнеопределяющих  продовольственных  товарах,  но  и  о  других  показателях.

Следующей чертой государственной  социальной помощи является то, что  она предоставляется в виде денежных выплат и натуральной помощи. Денежные выплаты предоставляются малоимущим гражданам в виде социальных пособий, субсидий и компенсаций.  Под  социальным  пособием  понимается безвозмездное предоставление гражданам  определённой денежной суммы за счёт средств государственного бюджета Республики Казахстан. Под субсидией понимается  целевое  назначение  оплаты  предоставляемых гражданам материальных благ или оказываемых услуг. Под компенсацией возмещение гражданам произведённых ими расходов, установленных законодательством, кроме денежных выплат. Закон предусматривает возможность её оказания в натуральной форме.

   Также отличительной чертой государственной социальной помощи является её временный характер. В соответствии со ст.4 п.6 Закона РК “ О государственной адресной социальной помощи” адресная социальная помощь назначается на текущий квартал и выплачивается ежемесячно.

Основной целью государственной  социальной помощи является поддержка  малоимущих групп населения: семей  и одиноких граждан, которые проживают  на сегодняшний день за чертой бедности и не могут обеспечить себя и членов своей семьи самым необходимым.

Второй целью оказания государственной социальной помощи является адресное и рациональное использование  бюджетных средств.

Прежде всего необходимо остановиться на том, что государство не в состоянии оказывать государственную социальную помощь всем желающим, она должна иметь конкретного адресата, то есть тех людей,  которым на  сегодняшний момент  наиболее необходима данная помощь.

Таким   образом,   учитывая   вышесказанное,   можно утверждать, что определение государственной социальной помощи, закреплённое на законодательном уровне является необходимой гарантией для реализации гражданами своих конституционных прав.

Самая главная ошибка в том что, принцип адресности социальной помощи, закрепленный в  законах, часто понимается, как адресность по принадлежности к определенной категории  населения, а не по принципу нуждаемости. В результате понятие адресности на основе нуждаемости совершенно теряется в общей массе законов, направленных на социальную защиту отдельных категорий  населения (беженцы и переселенцы; доноры; пострадавшие вследствие аварий на Чернобыльской АЭС; пострадавшие от репрессий и т. д.), а также  в массе нормативно-правовых актов.

Однако адресность социальной помощи может привести к  росту иждивенческих настроений. Предоставление адресной помощи исключительно  на основании дохода ниже прожиточного уровня приводит к тому, что ее будут  получать не только нетрудоспособные граждане, но и вполне трудоспособные. Поэтому система оказания адресной социальной помощи должна быть достаточно гибкой и продуманной, чтобы быть эффективной. Помощь необходимо предоставлять  тем, кто не может самостоятельно справиться с трудной жизненной  ситуацией. Требуется выработать критерии предоставления адресной помощи, например состояние здоровья.

Реализация принципа адресности должна позволить направлять помощь тем, кто в ней реально  нуждается. Большое значение при  этом имеет механизм предоставления адресной социальной помощи. Вот лишь некоторые принципы организации  адресной помощи:

  • предоставление помощи не категориям, а отдельным лицам;
  • обоснованность предоставления помощи (наличие среднедушевого совокупного дохода ниже прожиточного уровня, установленного соответствующим субъектом РК);
  • определение механизма выявления нуждающихся;
  • проведение проверок нуждаемости, обследований состояния малообеспеченных семей и одиноких граждан;
  • ответственность получателя социальной помощи (за достоверность представленных документов, сведений);
  • сочетание государственной и негосударственной помощи;
  • наличие единого банка данных лиц, получающих помощь;
  • координация деятельности всех органов и служб социальной защиты различного профиля.

Все региональные законы и программы об адресной социальной помощи отличаются одной общей чертой: в них соединяются принцип  категориальности и принцип адресности. Законы об адресной помощи ориентированы на отдельные категории населения (как правило, пенсионеров, инвалидов, неполные и многодетные семьи) и уже из них отбираются нуждающиеся.

 

  1. Основные показатели выплаты адресной социальной помощи в РК на 2011 год

 

В области развития системы  социальной защиты по состоянию на 1 июля 2011 года адресная социальная помощь назначена 116,5 тыс. граждан с доходами ниже черты бедности на сумму 1 265,9 млн. тенге. Основную долю получателей АСП  продолжают составлять жители сельской местности - 61,4 %, соответственно, более 61,1 % из общей суммы расходов, выделенных на АСП, направлено на оказание помощи жителям села.

 

 

Наибольший удельный вес  среди получателей адресной социальной помощи занимают дети - 61,9 %, что на 0,5 процентных пункта больше по сравнению  с аналогичным периодом 2010 года.

На 1 июля 2011 года пособие  на рождение получили 212,3 тыс. человек, что больше аналогичного периода 2010 года на 23,4 %. При этом расходы на выплату пособия составили 10,4 млрд. тенге, превысив аналогичный период прошлого года на 33,3 %.

Пособием по уходу за ребенком охвачено в среднем 142,2 тыс. человек, что в сравнении с аналогичным  периодом прошлого года больше на 2,9 %. При этом расходы на выплату пособия  составили 12,9 млрд. тенге или увеличились  на 24,0 % в сравнении с аналогичным  периодом прошлого года.

Пособием на детей до 18 лет из малообеспеченных семей (ГДП) охвачено 585,4 тыс. детей, что меньше на 12,9% по сравнению с аналогичным  периодом 2010 года, при этом сумма  назначений составила 4,5 млрд. тенге.

Следует отметить, что из общей суммы выплаченных ГДП 75,1 % направлено детям, проживающим в  сельской местности, их доля в числе  получателей ГДП составила 74,5 %.

Вместе с тем, в первом полугодии 2011 года специальным государственным  пособием охвачено свыше 202 тыс. многодетных  семей, имеющих четырех и более  совместно проживающих несовершеннолетних детей на сумму 7,5 млрд. тенге и  свыше 242 тыс. награжденных государственными наградами многодетных матерей  на сумму 13,6 млрд. тенге; 54,8 тыс. лиц, воспитывающих  детей-инвалидов, на сумму 5,4 млрд. тенге.

Законодательной основой  социальной защиты инвалидов в Казахстане является Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан». Согласно Закону каждому инвалиду в соответствии с реабилитационным потенциалом разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая состоит из медицинской, социальной и профессиональной частей.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалиды за счет средств местных бюджетов обеспечиваются кресло-колясками, протезно-ортопедическими изделиями, тифлотехническими и сурдотехническими, обязательными гигиеническими средствами, санаторно-курортным лечением, услугами индивидуального помощника, специалиста жестового языка. Ведется работа по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к транспортным средствам, жилым, общественным и производственным зданиям, помещениям.

В настоящее время разработан проект Национального плана, одобренный Правительством, которым предусматривается: обеспечение инвалидам доступа  к основным объектам социальной и  транспортной инфраструктуры, зданиям  и сооружениям, жилью, услугам в  сфере здравоохранения, образования, информации, в том числе связи, электронным и экстренным службам, сферам услуг, труда и занятости, участию в культурной и спортивной, политической и общественной жизни, проведению досуга и отдыха, модернизация системы медико-социальной экспертизы, совершенствование системы социальной защиты, реабилитации инвалидов, повышение эффективности реабилитационных и специальных социальных услуг.

В последние годы были увеличены  размеры социальных государственных  пособий отдельным категориям граждан, в том числе:

  1. участникам Великой Отечественной войны - почти в 2,6 раза, с 5,8 до 15 месячных расчетных показателей (далее - МРП) (по состоянию на 1 января т.г. составили 23 100 тенге);
  2. инвалидам Великой Отечественной войны - в 2,1 раза, с 7,1 до 15 МРП (23 100 тенге);
  3. лицам, приравненным к участникам Великой Отечественной войны, в 2,4 раза, с  2,4 до 5,8 МРП (8 932 тенге);
  4. лицам, приравненным к инвалидам Великой Отечественной войны, в 1,2 раза, с 5,7 до 7,1 МРП (10 934 тенге);
  5. труженикам тыла, как награжденным, так и не награжденным орденами и медалями, в  4 раза, с 0,5 до 2 МРП (3 080 тенге);
  6. вдовам воинов, погибших в период Великой Отечественной войны, в 1,6 раза, с  2,7 до 4,2 МРП (6 468 тенге).

Информация о работе Агро промышленность в РК